Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / естественнонаучная грамотность / биологическая грамотность / общеобразовательное учебное учреждение / обучение биологии / functional literacy / natural science literacy / biological literacy / general education institution / biology education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Елена Викторовна, Масленникова Надежда Николаевна

Проблема формирования функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных школ является одной из основных педагогических проблем. Теоретически, комплексное и системное знание, получаемое школьниками в результате обучения, должно обязательно находить применение в решении ими разнообразных практических задач. Однако множественные международные и российские исследования показывают обратное: учащиеся затрудняются проявлять умение по использованию своих знаний на практике. Особенно это затруднение проявляется при разрешении проблем, требующих использования знаний разных научных областей. Таким образом, процесс формирования у обучающихся функциональной грамотности (а также и ее компонента биологической грамотности) осуществляется на недостаточно высоком уровне. Существуют, на наш взгляд, две основные причины, объясняющие обозначенную проблему. Во-первых, это связано с предметностью школьного образования, когда целостное знание искусственно разделяется на предметные области и транслируется ученикам в «усеченном» виде, однако данная причина объективно неустранима. Во-вторых, это определяется недостаточностью его последующей межпредметной интеграции и практической ориентированности с целью объединения ранее разрозненного предметного знания в единую систему. В соответствии со второй причиной, нами предлагается ряд решений, направленных на усиление интеграции и практической значимости предметного материала. Основными из них являются: введение в содержание предметного (в частности, биологического) образования информации о новейших научных достижениях и открытиях; демонстрация практического значения теоретического знания каждой изучаемой темы; систематическое использование в учебной деятельности задач и заданий межпредметного характера; включение учащихся младших классов в научно-познавательную практическую деятельность, а средних и старших классов в социально значимую практическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьева Елена Викторовна, Масленникова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of developing functional literacy among students in general education schools is one of the main pedagogical problems. Theoretically, the complex and systematic knowledge acquired by schoolchildren as a result of training must necessarily find application in solving a variety of practical problems. However, multiple international and Russian studies show the opposite: students find it difficult to demonstrate the ability to use their knowledge in practice. This difficulty is especially evident when solving problems that require the application of knowledge from different scientific fields. Thus, the process of developing functional literacy in students (as well as its component biological literacy) is carried out at an insufficiently high level. There are, in our opinion, two main reasons that explain the identified problem. Firstly, this is due to the subject nature of school education, when holistic knowledge is artificially divided into subject areas and transmitted to students in a “truncated” form, but this reason is objectively insoluble. Secondly, this is determined by the insufficiency of its interdisciplinary integration and practical orientation in order to combine previously disparate subject knowledge into a single system. In accordance with the second reason, we propose a number of solutions aimed at enhancing the integration and practical significance of the subject material. The main ones are: introduction to the content of subject (including biological) education of information about the latest scientific achievements and discoveries; demonstration of the practical significance of theoretical knowledge of each topic studied; constant use of interdisciplinary tasks and assignments in educational activities; inclusion of elementary school students in scientific and educational practical activities, and middle and high school students in socially significant practical activities.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

10. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289

11. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-6. - EDNIVBQHU

12. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova 11 The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

13. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 371.32

доктор педагогических наук, профессор Муравьева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Масленникова Надежда Николаевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский федеральный университет» (г. Елабуга)

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Проблема формирования функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных школ является одной из основных педагогических проблем. Теоретически, комплексное и системное знание, получаемое школьниками в результате обучения, должно обязательно находить применение в решении ими разнообразных практических задач. Однако множественные международные и российские исследования показывают обратное: учащиеся затрудняются проявлять умение по использованию своих знаний на практике. Особенно это затруднение проявляется при разрешении проблем, требующих использования знаний разных научных областей. Таким образом, процесс формирования у обучающихся функциональной грамотности (а также и ее компонента - биологической грамотности) осуществляется на недостаточно высоком уровне. Существуют, на наш взгляд, две основные причины, объясняющие обозначенную проблему. Во-первых, это связано с предметностью школьного образования, когда целостное знание искусственно разделяется на предметные области и транслируется ученикам в «усеченном» виде, однако данная причина объективно неустранима. Во-вторых, это определяется недостаточностью его последующей межпредметной интеграции и практической ориентированности с целью объединения ранее разрозненного предметного знания в единую систему. В соответствии со второй причиной, нами предлагается ряд решений, направленных на усиление интеграции и практической значимости предметного материала. Основными из них являются: введение в содержание предметного (в частности, биологического) образования информации о новейших научных достижениях и открытиях; демонстрация практического значения теоретического знания каждой изучаемой темы; систематическое использование в учебной деятельности задач и заданий межпредметного характера; включение учащихся младших классов в научно-познавательную практическую деятельность, а средних и старших классов - в социально значимую практическую деятельность.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, биологическая грамотность, общеобразовательное учебное учреждение, обучение биологии.

Annotation. The problem of developing functional literacy among students in general education schools is one of the main pedagogical problems. Theoretically, the complex and systematic knowledge acquired by schoolchildren as a result of training must necessarily find application in solving a variety of practical problems. However, multiple international and Russian studies show the opposite: students find it difficult to demonstrate the ability to use their knowledge in practice. This difficulty is especially evident when solving problems that require the application of knowledge from different scientific fields. Thus, the process of developing functional literacy in students (as well as its component - biological literacy) is carried out at an insufficiently high level. There are, in our opinion, two main reasons that explain the identified problem. Firstly, this is due to the subject nature of school education, when holistic knowledge is artificially divided into subject areas and transmitted to students in a "truncated" form, but this reason is objectively insoluble. Secondly, this is determined by the insufficiency of its interdisciplinary integration and practical orientation in order to combine previously disparate subject knowledge into a single system. In accordance with the second reason, we propose a number of solutions aimed at enhancing the integration and practical significance of the subject material. The main ones are: introduction to the content of subject (including biological) education of information about the latest scientific achievements and discoveries; demonstration of the practical significance of theoretical knowledge of each topic studied; constant use of interdisciplinary tasks and assignments in educational activities; inclusion of elementary school students in scientific and educational practical activities, and middle and high school students in socially significant practical activities.

Key words: functional literacy, natural science literacy, biological literacy, general education institution, biology education.

Введение. Основным вектором развития системы общего образования, как центральной части социального института образования, отражающего запросы современного общества, является формирование и развитие у обучающихся функциональной грамотности. Согласно академику А.А. Леонтьеву, под функциональной грамотностью в педагогической науке понимается способность человека «использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [7, С. 35].

О функциональной грамотности в последние годы особенно активно начали говорить по следующим причинам:

- во-первых, об эффективности российского школьного образования начали судить по результатам исследований PISA, в ходе которых проверялась готовность обучающихся демонстрировать умение применять полученные теоретические знания для решения комплексных ситуативных задач. Данные подобных исследований показали достаточно низкий результат и заставили управляющий аппарат системы образования задуматься об изменении подходов к осуществлению школьного образования;

- во-вторых, обществом еще не забыта мощь советской образовательной системы, формировавшей выпускника, способного демонстрировать практическую составляющую школьного знания и видеть связь между разнопредметным знанием. Средний современный школьник часто испытывает в этом затруднения, что объясняется учеными сокращением его мыслительной активности в результате доступности готовой информации практически по любому вопросу. Не секрет, что большинство молодых людей при наличии той или иной образовательной, профессиональной или бытовой проблемы обращаются к гаджетам и, зачастую, получают с их помощью детализированную инструкцию или алгоритм для ее разрешения. При этом редко полученная информация проходит процесс критического оценивания на предмет истинности и научности. Причем подобным образом веду себя и те ученики, которые имеют высокие баллы по предметному обучению. Например, школьники предпочитают узнавать значения молярных масс веществ с помощью сайтов Internet, но не желают рассчитать их самостоятельно, используя атомные массы элементов в Периодической системе химических элементов.

Тенденция снижения результативности общего образования проявляется и на предметном образовании. Так, в рейтинг не особенно популярных школьных предметов попал предмет «Биология». Соответственно, исследователи биологической грамотности начали отмечать ее закономерное снижение у учащихся. В ряде учебных учреждений этот предмет вообще был выведен из учебных планов старших классов или заменен на предмет «Естествознание». Все это произошло на фоне стремительного развития в России и мире семейства биологических наук, дающих миру огромное количество новых открытий и решающих множество важнейших потребительских запросов социума (особенно, в области биологических технологий и медицины).

В начале данного учебного года, благодаря изменению ориентиров российского образования, учебный предмет «Биология» снова стал обязательным для изучения в общеобразовательных учебных учреждениях, а также в учреждениях СПО. Соответственно, проблема повышения у обучающихся биологической грамотности, как одной из системных составляющих функциональной грамотности, приобрела и новое значение, и новые возможности для ее решения.

Изложение осинового материала статьи. Согласно PISA, функциональная грамотность учащихся - это системная характеристика, представленная такими крупными компонентами как читательская, математическая, финансовая и естественнонаучная грамотности, а также креативным мышлением и глобальными навыками [5].

Поскольку система обучения сохраняется предметной, то в рамках каждого вида грамотности начали выделять частные составляющие. Так, естественнонаучная грамотность стала видеться системой, представленной биологической, химической, физической и географической грамотностью [8]. Условно считается, что учитель (преподаватель) каждой самостоятельной учебной дисциплины вносит свой вклад в формирование у учащихся естественнонаучной и, конечно же, функциональной грамотности.

Понимание авторами термина «биологическая грамотность» можно представить следующими тезисами:

- биологическая грамотность является ключевым компонентом научной грамотности и составной частью естественнонаучной грамотности;

- биологическая грамотность не является самоцелью, единственной и конечной точкой школьного биологического образования; это мировоззренческое понятие, и процесс ее формирования представляет собой континуум, «приобретать» который индивидуум будет на протяжении всей своей жизни;

- биологическая грамотность - это социальная конструкция - она является необходимым условием дальнейшего развития общества; это потребность общества принимать обоснованные эколого-биологические решения;

- биологическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку [6].

Признание наличия у российского образования проблемы недостаточно высоких уровней функциональной, естественнонаучной и биологической грамотности закономерно привело к выработке определенных направлений ее решения. Однако результаты многолетних исследований PISA по оценке сформированности у обучающихся функциональной и естественнонаучной грамотности, а также наши исследования по оценке уровней биологической грамотности школьников региона показывают только незначительное улучшение образовательных результатов обучающихся. И это вполне объяснимо. Во-первых, объективно невозможно за короткие промежутки времени поднять эффективность образовательной системы [10]. Во-вторых, необходимо полное понимание принципов перестройки системы обучения как на уровне министерств и отделов образования, так и на уровне администрации школ и их педагогического коллектива. Первым это важно для выстраивания концепции обновленного российского образования, вторым - для реализации ее конкретных идей на местах [11, С. 200]. Последнее является, на наш взгляд, более трудно реализуемым: даже при наличии определенных наработок на данный момент времени, учителя-предметники не интересуются (за редким исключением) содержанием других предметных областей и, соответственно, не используют их в обучении своему предмету. Тем самым теряется один из важнейших принципов обучения - межпредметной интеграции, который, по своей сути, и выступает основой формирования у учащихся функциональной грамотности. Это, в свою очередь, становится причиной возникновения противоречия между необходимостью формирования у учащихся общеобразовательных учебных учреждений функциональной грамотности (и комплекса ее составляющих в их взаимосвязях и взаимозависимостях) и недостаточной разработанностью методических подходов к осуществлению данного процесса. Более частной проблемой становится разработка комплексного подхода к формированию функциональной грамотности в рамках одной предметной области (например, биологической грамотности как составляющей естественнонаучной грамотности с помощью учебного предмета «Биология»),

Основными направлениями реализации интегративного образования, описанными в трудах современных ученых и направленными на повышение функциональной грамотности обучающихся, являются:

- интегративность образования, предполагающая, при сохранении предметного образования, установление множественных межпредметных связей в содержании учебного материала по каждому (без исключения) учебному предмету [1; 3; 4; 12]. Несомненно, принцип интегративности содержания образования не является новым, однако при его упоминании часто имеется в виду ограниченная область знания и внутренняя интеграция (в частности, предметов естественнонаучного цикла). Например, это включение вопросов химии и физики в процесс изучения биологии. Однако сейчас уже необходимо делать «шаг вперед» и рассматривать интеграцию между различными предметными областями (например, между предметами естественнонаучного цикла и математики. В противном случае процесс формирования функциональной грамотности обучающихся будет недостаточно эффективным, усеченным;

- практическая ориентированность образования, ориентированная на научение школьников использовать получаемые учебные знания для решения учебных и бытовых задач, то есть демонстрирующая применимость теоретических положений школьного обучения в реальных условиях.

В школьных условиях данное направление чаще всего реализуется в следующих формах:

а) решение на уроках практико-ориентированных межпредметных задач;

б) включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность [2; 9].

Считаем, что данные направления можно и необходимо дополнить следующим:

1. Вводить в содержание школьного биологического образования примеры новейших достижений в области биологии. Это позволить одновременно решить несколько задач:

а) повысить интерес к изучаемому предмету - факты открытий и описание пути движения мыслей исследователей, которые привели их к данному открытию, всегда были и остаются интересными доя людей любого возраста;

б) продемонстрировать вклад интегрированного научного знания в совершенное открытие или научное достижение, поскольку многие современные открытия совершаются на стыке наук и имеют междисциплинарный характер;

в) показать возможности накопленного научного знания в получении новых научных и практических результатов, то есть его практическое значение для развития науки и человеческого общества.

2. Интенсивно реализовывать деятельностный подход в образовании: в каждой (по возможности) изучаемой теме демонстрировать практическое значение теоретического знания: показывать возможность его применения в профессиональной деятельности и в разнообразных повседневных ситуациях, акцентировать внимание на научных методах познания природы.

3. Разрабатывать и использовать на занятиях задачи и задания межпредметного характера, требующие, во-первых, применения не только биологических, но и других предметных знаний, и, во-вторых, рассматривающие реальные жизненные ситуации. Своеобразным примером для создания педагогом банка таких заданий могут выступить как многочисленные задания PISA, так и разработанные по их подобию задания и задачи российских педагогов.

4. Включать учащихся в практическую и исследовательскую деятельность следует с начальной школы. С помощью учителей начальных классов эта практическая деятельность школьников может быть несложной - наблюдения за природными объектами в естественной и искусственной среде обитания, фенологические и сезонные наблюдения, коллекционирование (включая фотографирование). Далее практическая деятельности обучающихся должна усложняться: при изучении ботаники ребята могут заниматься выращиванием зеленных культур на разных средах, цветов на гидропонике, рассадного картофеля из семян, земляники в зимний период времени (в тепличных условиях), испытывать влияние стимуляторов роста на состояние выгоночных луковичных культур, изучать условия интродукции видов (например, выращивать в средней полосе арахис рассадным способом, разводить карликовые нимфеи и пр.). В старших классах проектно-исследовательская деятельность должна, по возможности, приобрести социальную направленность. Например, с помощью многообразных цифровых лабораторий, которыми снабжаются практически все современные школы, можно проводить исследования деятельности мозга человека при разных видах нагрузки и активности, изучать качество всех природных сред (атмосферного воздуха в приземном слое, воды природных водоемов, почвенного плодородия и пр.).

Рассмотренные способы модернизации методической и содержательной составляющих школьного биологического (а также и естественнонаучного) должны показать свою эффективность, поскольку:

- знания учащихся будут базироваться на научных фактах, что, соответственно, даст ребятам более четкое понимание причинно-следственных связей, лежащих в основе тех или иных фактов, процессов и явлений;

- знания будут проходить постоянную систематизацию и углубление в процессе проектно-исследовательской деятельности;

- школьникам будет демонстрироваться практическая и социальная значимость биологических знаний, будет проходить знакомство с престижными профессиями, в которых без интегрированного естественнонаучного знания сложно добиться успеха;

- учащиеся будут выступать активными (а не пассивными) участниками образовательного процесса;

- они уяснят важность методов научного познания в сборе и анализе информации об окружающем человека мире природы;

-ученики осознают применимость биологических знаний в решении реальных жизненных ситуаций, в сохранении своего физического и психологического здоровья;

- повысится интерес к биологическим дисциплинам, расширятся представления об учебном предмете.

Выводы. Подводя итоги, отметим следующее:

1. Одной из основных задач современного образования является повышение функциональной грамотности обучающихся: знание должно быть ориентировано на решение профессиональных, повседневных бытовых и учебных задач.

2. Функциональная грамотность - это системное личностное образование, представляющее собой органичный синтез составляющих - читательской, математической, финансовой и естественнонаучной грамотностей, а также креативного мышления и глобальных навыков. Соответственно, доя ее формирования должны проходить процесс формирования и ее составляющие. Только во взаимосвязи компонентов функциональной грамотности лежит познание окружающей действительности и формирование у обучающихся научной картины мира.

3. Предметная система образования несколько сдерживает формирование функциональной грамотности, поскольку педагоги не всегда могут или не всегда готовы максимально раскрывать особенности своей предметной области и демонстрировать с помощью ее содержания и межпредметность любого знания, и невозможность изучения объектов и процессов окружающего мира без интеграции научного знания.

4. Основными направлениями решения проблемы повышения функциональной (естественнонаучной, биологической) грамотности школьников выступают - интегративность образования (содержания учебных предметов), его практическая, проектная и исследовательская ориентированность.

5. Содержание любого школьного предмета несет в себе большой потенциал для реализации межпредметной интеграции. Однако реализуется интегративность (межпредметность) образования достаточно сложно, что объясняется недостаточной компетентностью учителей в других научных областях. Соответственно, процесс формирования функциональной грамотности школьников только тогда станет максимально эффективным, когда педагоги, как ретрансляторы знаний, примут свое личностное и профессиональное развитие как необходимое условие развития учащихся.

Литература:

1.Борзова, З.В. Формирование естественнонаучной грамотности школьников через интеграцию предметов естественного цикла / З.В. Борзова // Современные проблемы биологии и экологии. Материалы докладов III Международной научно-практической конференции. - Махачкала, 2021. - С. 206-210

2. Вахрушева, A.M. Учебная проектно-исследовательская деятельность как средство повышения естественно-научной грамотности школьников / A.M. Вахрушева, А.Ю. Вахрушев // Тенденции развития современной педагогической науки. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. - СПб., 2020. - С. 63-67

3. Заграничная, H.A. Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании / H.A. Заграничная, Л.А. Паршутина // Педагогика. - 2018. - № 9,- С. 47-51

4. Заграничная, H.A. Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегративный подход / H.A. Заграничная, Л.А. Паршутина // Школьные технологии. - 2017. - № 3. - С. 20-25

5. Киселев, Ю.П. Концептный подход к разработке компетентностно-ориентированных заданий, направленных на оценку и развитие естественнонаучной грамотности / Ю.П. Киселев // Физика в школе. - 2020. - № 4. - С. 17-24

6. Муравьева, Е.В. Биологическая грамотность как самостоятельная педагогическая категория / Е.В. Муравьева, H.H. Масленникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-3. - С. 196-200

7. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / [A.A. Леонтьев и др.]; под ред. A.A. Леонтьева. -М.: ИД РАО, 2003. - 368 с.

8. Пентин, А.Ю. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности / А.Ю. Пентин, Г.Г. Никифоров, Е.А. Никишова // Отечественная и зарубежная педагогика. -2019. - № 4 (61). - С. 80-97

9. Семенова, Г.Ю. Основные направления совершенствования содержания биологического образования / Г.Ю. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Брянск: РИО БГУ, 2021. - С. 87-90

10. Хаматгалеева, Г.А. Кадровая политика на предприятиях общественного питания / Г.А. Хаматгалеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Сборник научных трудов IV Международной конференции профессорско-преподавательского состава. - Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2020. - С. 235-239

11. Щербакова, H.A. Формирование субкультуры будущего учителя иностранного языка в условиях полилингвального образования / И.А. Щербакова, М.В. Камашева, М.С. Ильина // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 11 (140). -С. 199-202

12. Яровая, Е.А. Формирование метапредметной компетентности учащихся 5-6-х классов основной школы (биология, математика): монография / Е.А. Яровая. - Новосибирск: НГПУ, 2014. - 160 с.

Педагогика

УДК 378.14.014.13

старший преподаватель Мустафииа Лилия Равильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Гатауллина Луиза Кирамовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань); старший преподаватель Аверко-Антонович Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

АНАЛИЗ МЕТОДИК И ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ РКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. Научная статья рассматривает практические аспекты к организации обучения русскому языку как иностранному (РКИ), в том числе с учетом национальной языковой специфики на материалах российской научной периодики. В статье проанализированы общие и частные методологические проблемы изучения русского языка как иностранного, в том числе рассмотрены современные подходы к формам и методам контроля; а также представлен анализ трудностей в процессе изучения русского языка как иностранного. С опорой на методический и практический опыт российской школы с позиции социокультурного контекста рассмотрена особенность и специфика формирования вторичной языковой личности.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика обучения русскому языку как иностранному, языковая личность, типология ошибок, формы и методы контроля.

Annotation. The research article considers practical aspects of the organization of teaching Russian as a foreign language (RFL), including the national linguistic specifics on the materials of Russian scientific periodicals. The article analyzes general and specific methodological problems of studying Russian as a foreign language, including modern approaches to the forms and methods of control; it also presents an analysis of difficulties in the process of learning Russian as a foreign language. Based on methodological and practical experience of the Russian school from the position of socio-cultural context, the peculiarity and specificity of secondary language personality formation are considered.

Key words: russian as a foreign language, methodology of teaching Russian as a foreign language, language personality, typology of errors, forms and methods of control.

Введение. Современное общество предъявляет особые требования к уровню культурно-коммуникативной компетентности специалиста, его способности преодолевать коммуникативные барьеры. В настоящее время качество образования во многом определяется устойчивой внутренней мотивацией студентов, их способностью к быстрой адаптации, постоянному возобновлению содержательного диалога со своим обществом, развитию межличностных отношений в межкультурной среде, эффективному достижению поставленных целей [4]. На протяжении последних десятилетий современный мир становится все более многоязычным, а новые технологии позволяют нам работать в тесном контакте с людьми по всему миру, так по мере развития отношений со странами растет и потребность в знании иностранного языка. Возрастает потребность в просвещенном гражданине, готовом к жизни в современном мире как на культурном, так и на языковом уровне [18].

Русский язык - один из самых богатых языков мира, это общепризнанный факт. В качестве национального языка русского народа русский язык является основой формирования и совершенствования речи [17]. С развитием глобализации мир приобретает все больше возможностей для изучения иностранных языков, и в настоящее время владение двумя иностранными языками является, пожалуй, самым необходимым навыком в жизни [6]. Смена парадигмы образования в условиях глобализации и интеграции социальных систем по всему мира, которую мы наблюдаем в настоящее время, можно определить как коммуникативную и межкультурную. Необходимо приложить усилия к изучению иностранного языка, а не ожидать, что мир приспособится к монолингвизму [1].

По мнению авторов, обучение русскому языку как иностранному может быть охарактеризовано как интересное, коммуникативное и успешное при условии эффективного использования грамотным преподавателем сочетания традиционных методов обучения и кейсов [7]. При этом необходимо обращать внимание на выбор подходящих заданий, их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.