Научная статья на тему 'Направления экономической политики Республики Казахстан в регулировании налогового администрирования'

Направления экономической политики Республики Казахстан в регулировании налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая политика / налоговое администрирование / цифровая экономика / налоговая система / государственное регулирование / economic policy / tax administration / digital economy / tax system / government regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ж. Н. Турдалы

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования налогового администрирования как важнейшего направления экономической политики Республики Казахстан. Проведена оценка результатов программ развития и органов, содействующих модернизации налогового администрирования. Отмечено, что тенденции современной экономической политики направлены на серьезные структурные изменения в системе налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ж. Н. Турдалы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE ECONOMIC POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE REGULATION OF TAX ADMINISTRATION

The article considers the issues of state regulation of tax administration as the most important direction of the economic policy of the Republic of Kazakhstan. The results of development programs and bodies assisting the modernization of tax administration were assessed. It is noted that the trends of modern economic policy are aimed at major structural changes in the tax administration system.

Текст научной работы на тему «Направления экономической политики Республики Казахстан в регулировании налогового администрирования»

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛИРОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Ж.Н. Турдалы, докторант PhD Университет Адам / БФЭА (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI 10.24411/2411 -0450-2018-10096

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования налогового администрирования как важнейшего направления экономической политики Республики Казахстан. Проведена оценка результатов программ развития и органов, содействующих модернизации налогового администрирования. Отмечено, что тенденции современной экономической политики направлены на серьезные структурные изменения в системе налогового администрирования.

Ключевые слова: экономическая политика, налоговое администрирование, цифровая экономика, налоговая система, государственное регулирование.

Реформы, проводимые в последние годы в Республике Казахстан, обусловили необходимость совершенствования налогового администрирования, обеспечения эффективной организации его форм и методов исходя из направлений экономической политики государства, что предполагает регулирование в рамках нормативных, институциональных и управленческих мероприятий.

В экономической науке и практике установление целей и задач государственного регулирования рассматривается более утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению их спектра [1, с. 3]. При таком подходе нет возможности однозначно выразить единую цель, преследуемой государством в ходе совершенствования налогового администрирования при реализации экономической политики. Цели государственного регулирования налогового администрирования зависят не только от достигнутого экономического уровня развития страны, но и от социальной составляющей, ментальности налогоплательщиков и граждан.

Если ранее основной целью государственного регулирования налогового администрирования в Республике Казахстан, в широком понимании, была определена ликвидация дефицита бюджета, то основным недостатком являлось фискальное ориентирование путем изъятия доходов с нало-

гоплательщиков зачастую репрессивными методами. При этом не было связи налогового администрирования с развитием экономики, направлениями экономической политики и интересами налогоплательщиков. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговое администрирование развивалось само собой, а экономическая деятельность налогоплательщиков, испытывая чрезмерное давление отдельно от него.

В современных условиях главной целью государственного регулирования и преобразований становится воздействие и приведение налогового администрирования в соответствие с потребностями развития государства и новым курсом экономической политики.

Экономические процессы не стоят на месте и налоговое администрирование должно своевременно, гибко реагировать на постоянные изменения. Становится очевидным, что трансформация экономических отношений и экономики в целом, полностью охватывающие систему налогового администрирования должны переориентировать его элементы, а государство с помощью регулирующих инструментов оказать содействие в создании соответствующей инфраструктуры и благоприятной среды. В Республике Казахстан назрела необходимость формирования нового типа взаимоотношений между налого-

выми органами и налогоплательщиками, другими ведомствами. Налоговое администрирование должно быть повернуто в стимулирующую сторону к производству, мотивируя его рост и увеличивая базу налогообложения.

Государственное регулирование отличается многообразием активного воздействия на процессы налогового администрирования, обеспечения его движения в заданном направлении экономической политики. Исходя из этого, оно не может функционировать без необходимой законодательной базы (кодексы, законы, нормативно-правовые акты, планы, прогнозы, программы и стратегии). Помимо того, это и органы, задействованные в реализации экономической политики, в том числе налоговые, а также различные ведомства и негосударственные организации. Тем самым государство ищет способы решения имеющихся проблем, оптимизации и обеспечения соответствующими ресурсами систему налогового администрирования.

С учетом новых задач, определенных в реализуемых в республике программ развития и Посланиях Главы государства, основными направлениями экономической политики являются: стимулирование устойчивого экономического роста через обеспечение макроэкономической стабильности; улучшение инвестиционного и бизнес-климата; развитие цифровых компонентов [2]. Отмеченные направления зависят от эффективного государственного регулирования и в таких условиях налоговое администрирование, как никогда ранее реализует свой потенциал развития.

Согласованные меры по совершенствованию налогового администрирования в части обеспечения макроэкономической стабильности будут осуществляться путем поддержания его устойчивости и гибкости.

С целью обеспечения благоприятной бизнес-среды и создания сильного среднего класса предпринимателей идет работа по подготовке нового пакета системных мер по кардинальной модернизации налогового администрирования. На законодательном уровне предусмотрено улучшение условий и инфраструктуры для снижения барьеров по развитию бизнеса. В предстоящие годы планируется сократить 25

сфер контроля из 114, на 56% основания для инициирования налоговых проверок (с 32 до 14), снизить общее количество налоговых проверок и отчётности, представляемой бизнесом на 30% [3]. В части пересмотра налоговых проверок уже наблюдается заметное сокращение их количества.

Во исполнение приоритета «Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды» Общенационального плана по реализации Послания Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Комитетом государственных доходов сформирована матрица ранжирования государственных услуг, по итогам которого, в зависимости от количества оказанных, проблем-ности и важности они были распределены по приоритетности: «высокий», «средний» и «низкий» [4]. В целях реализации данной матрицы, Комитетом согласован с Министерством информации и коммуникации План по оптимизации государственных услуг, оказываемых налоговыми органами на 2018 год. В 2019 году ожидается исключение нескольких десятков миллионов бумажных копий документов и объем налоговых услуг в электронном формате планируется довести до 80%.

Переход к развитию цифровых компонентов обусловлен выходом на новый качественный уровень оказания государственных услуг налогоплательщикам, увеличения их доли в электронном формате. В контексте Государственной программы «Цифровой Казахстан» Министерством финансов реализуется проект «Цифрови-зация налогового администрирования», целью которого является автоматизация соответствующих процессов [5]. Исходя из достижения целевых показателей к 2022 году, можно будет судить, насколько успешно удалось рассмотреть будущее и в итоге реализовать инициативы. На данный момент Комитетом государственных доходов разрабатывается детальный ведомственный план мероприятий по реализации Программы с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

Налоговые органы в числе первых, среди других государственных органов разработали четкие стандарты и регламенты оказания по 50 государственным услугам,

где установлены целевые показатели удовлетворенности, основанные на принципах вежливости, объективности, предоставлении налогоплательщикам своевременной, исчерпывающей и достоверной информации [6].

Отмечая кардинальную важность направлений государственного регулирования налогового администрирования, эффективная их реализация выведет вперед экономику Республики Казахстан в глобальных рейтингах конкурентоспособности по различным критериям.

Существенным несовершенством действующей практики налогового администрирования является наличие фактов коррупции в налоговых органах. Одной из экономических причин коррупции выступает низкая заработная плата сотрудников, а также большое количество запретительных норм и высокие полномочия во влиянии на деятельность налогоплательщиков.

В противодействие коррупционным правонарушениям Комитетом государственных доходов разработана Стратегия борьбы с коррупцией, основанная на оценке ситуации и определения перспектив по построению высокоэффективной налоговой службы [7]. Немаловажная роль придается повышению налоговой культуры налогоплательщиков, а также взаимодействию и активизации сотрудничества с правоохранительными органами и институтами гражданского общества.

В части государственного регулирования налогового администрирования значительный вклад вносит Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен». При ее активном участии разрабатывался новый Налоговый кодекс, где уточнены нормы и существенно упрощено налоговое администрирование. Кроме того, проведены две масштабные реформы контрольно-надзорных функций в 2014 и 2017 годах, упразднивших порядка 1 тыс. штатных ед. проверяющих из состава сотрудников налоговых органов [8].

В содействии защите законных прав и интересов налогоплательщиков, повышения уровня их знаний для обеспечения добровольной и своевременной уплаты налоговых платежей, а также совершенст-

вования налогового администрирования стоит отметить деятельность «Ассоциации налогоплательщиков Казахстана». Между Ассоциацией и Комитетом государственных доходов заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по вопросу проведения общественного мониторинга качества налогового администрирования.

Реализация исполнения Послания Президента Н.А. Назарбаева «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» изменит идеологию налогового администрирования, которая будет направлена на защиту добросовестных налогоплательщиков, то есть на стимулирование и мотивацию к развитию массового предпринимательства. Это будет проявляться в том, что в случае налоговых споров все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков и позволит рассматривать их справедливо.

С целью оптимизации контрольных мероприятий планируется внедрение электронного аудита (Е-аиёк), который сократит время непосредственного нахождения проверяющих у налогоплательщиков, повысит прозрачность и эффективность аудиторских проверок.

Для повышения налоговой дисциплины кардинально пересматривается система управления рисками и вводится дифференцированная ориентация налогового администрирования для разных категорий налогоплательщиков.

Изменение идеологии налогового администрирования будет сопровождаться внедрением принципа презумпции невиновности налогоплательщиков, что позволит по-другому рассматривать налоговые споры. Введён так называемый «Предварительный акт налоговой проверки», обжалуемый налогоплательщиками при несогласии [9], что является хорошей возможностью по защите своих интересов перед налоговыми органами до получения финального акта. Таким образом, появился новый институт досудебного урегулирования как Апелляционная комиссия при Министерстве финансов с включением в нее представителей других заинтересованных государственных органов и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»,

позволяющий объективно разрешать налоговые споры до суда.

Введена отсрочка или рассрочка по уплате налогов и обязательных платежей, именуемой как «Налоговый кредит» [9], согласно которому это может быть предоставлено налогоплательщикам, не имеющих возможности уплатить их в установленные сроки.

Налоговые органы наделены большей ответственностью в части организации налогового администрирования в связи с введением положения «О содействии налогоплательщикам», где указано, что налоговые органы оказывают содействие налогоплательщикам путём:

1) разъяснения налогового законодательства;

2) представления сведений о порядке осуществления расчётов с бюджетом по исполнению налогового обязательства;

3) предоставления программного обеспечения для представления налоговой отчётности в электронной форме с формированием платёжного документа по уплате налогов и обязательных платежей;

4) представления сведений о наличии налоговых обязательств по налогу на транспортные средства, налогу на имущество и земельному налогу [9].

Вносит определенную ясность и оптимизирует деятельность налоговых органов по организации налогового администрирования новая статья «Прекращение обязательства по уплате штрафа в силу истечения срока давности исполнения постановления». Суммы штрафов, уплата которых невозможна в силу истечения срока давности (1 год) подлежит списанию налоговыми органами с лицевых счетов налогоплательщиков на основании решений не позднее 5 рабочих дней с даты их вынесения [9].

С 2019 года вводится понятие «Предварительное разъяснение», предполагающее разъяснение уполномоченных органов по возникновению налоговых обязательств в отношении планируемых сделок или опе-

раций. Предварительное разъяснение предоставляется уполномоченными органами по запросам налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге, а также организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты [9]. Проведение такого контроля осуществляется по сложным сделкам и только при обращении самих налогоплательщиков в налоговые органы. Это значительно экономит ресурсы налоговых органов на проведение налоговых проверок.

С 2020 года вводится всеобщее декларирование доходов физических лиц и совершеннолетних граждан, которые будут обязаны раз в год сдавать декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе. Целью перехода к всеобщему декларированию является администрирование и контроль доходов, имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями [10].

Налоговое администрирование Республики Казахстан вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ, существенно приближающих к международной практике, что несет в себе большой конкурентный потенциал, а также позволяет выстроить его систему на транспарентной основе.

В заданном векторе налоговое администрирование будет двигаться исключительно в ускоренном темпе, поскольку прозрачность, справедливость, понятность и предсказуемость являются основами устойчивого экономического развития страны и повышения доверия налогоплательщиков к налоговым органам.

Государственное регулирование

и вытекающие новшества по совершенствованию налогового администрирования, безусловно, раскроют его стимулирующий потенциал, положительно повлияют на развитие бизнеса, а также обеспечат переход от фискальных методов работы налоговых органов к партнерским взаимоотношениям с налогоплательщиками.

Библиографический список

1. Неделин Р.Г. Государственная экономическая политика и налоговое администрирование в современной России // Образование и право. 2009. № 11(3). С. 3-10.

2. Сулейменов Т.М. Определены основные направления экономической политики на 2018 год в Казахстане // Казахстанская правда: республиканская газета. 2018. URL: https://www.kazpravda.kz/news/ekonomika/opredeleni-osnovnie-napravleniya-ekonomicheskoi-politiki-na-2018-god-v-kazahstane (дата обращения: 30.01.2018).

3. Совершенствование налогового администрирования // Zakon.kz: сетевое издание. 2017. URL: https://www.zakon.kz/4879842-sovershenstvovanie-nalogovogo.html (дата обращения: 13.02.2018).

4. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность [Электронный ресурс]: Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 31 янв. 2017 г. URL: http://www.nationalbank.kz/?docid=842&switch=russian (дата обращения: 04.03.2018).

5. Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 дек. 2017 г. № 827. URL: https://primeminister.kz/ru/page/view/gosudarstvennaya_programma_digital_kazahstan (дата обращения: 05.03.2018).

6. Стандарты оказания государственных услуг // Комитет государственных доходов Республики Казахстан: официальный ресурс. 2018. URL: http://kgd.gov.kz/ru/content/standarty-okazaniya-gosudarstvennyh-uslug-1 (дата обращения: 18.03.2018).

7. Борьба с коррупцией в органах государственных доходов Республики Казахстан // Ассоциация налогоплательщиков Казахстана: официальный ресурс. 2018. URL: http://ank.kz/post/borba-s-korrupcziej-v-organax-gosudarstvennyx-doxodov-respubliki-kazaxstan (дата обращения: 29.04.2018).

8. Ильченко О., Бейсенбек Д. Приоритеты регионального бизнеса во главе угла // Литер: ежедневная республиканская общественно-политическая газета. 2018. URL: https://liter.kz/ru/articles/show/45018-prioritety_regionalnogo_biznesa_vo_glave_ugla (дата обращения: 30.04.2018).

9. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 дек. 2017 г. № 120-VI: ввод. ЗРК от 25 дек. 2017 г. № 121-VI // Казахстанская правда. - 2017. - 26 дек.

10. Всеобщее декларирование доходов и имущества // Электронное Правительство Республики Казахстан: официальный ресурс. 2018. URL: http://egov.kz/cms/ru/articles/property_declaration (дата обращения: 30.04.2018).

DIRECTIONS OF THE ECONOMIC POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE REGULATION OF TAX ADMINISTRATION

Zh.N. Turdaly, PhD student Adam university / BAFE (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. The article considers the issues of state regulation of tax administration as the most important direction of the economic policy of the Republic of Kazakhstan. The results of development programs and bodies assisting the modernization of tax administration were assessed. It is noted that the trends of modern economic policy are aimed at major structural changes in the tax administration system.

Keywords: economic policy, tax administration, digital economy, tax system, government regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.