Научная статья на тему 'Направления диверсификации предприятий мясоперерабатывающей промышленности : (на примере Астраханской области)'

Направления диверсификации предприятий мясоперерабатывающей промышленности : (на примере Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧНСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмагалиева Марина Хажымуратовна, Потапова Ирина Ивановна

Рассмотрены существующие подходы к диверсификации производства. Выявлены проблемы предприятий мясоперерабатывающей промышленности Астраханской области. Предложены основные направления диверсификации деятельности и их обоснование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present approaches of product line diversification are considered.the problems of enterprises in meat-processing industry are exposed. Main directions of product line diversification and their substantiation are proposed

Текст научной работы на тему «Направления диверсификации предприятий мясоперерабатывающей промышленности : (на примере Астраханской области)»

УДК 338.33:[338.45:637.5(470.46)]

Исмагалиева М. Х., Потапова И. И.

направления диверсификации предприятий мясоперерабатывающей промышленности (на примере Астраханской области)

Один из важнейших рынков продовольствия, обеспечивающий безопасность страны - это рынок мясопродуктов.

Мясоперерабатывающая отрасль играет особую роль в пищевой промышленности страны, в частности, и в Астраханской области. Доля продукции мясной отрасли в стоимости продовольственных товаров, производимых отраслями пищевой промышленности, составляет в Астраханской области 14,6% [1].

Рассмотрим состояние мясной отрасли в Астраханской области.

Наиболее крупными предприятиями мясоперерабатывающей промышленности Астраханской области можно назвать: ООО "Астраханские деликатесы", ООО "Астраханский Мясокомбинат", ООО "Мясокомбинат Астраханский", ООО ПКФ "Пикант", ООО "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс", ООО "Ахтубинский мясокомбинат", ООО АУПП "Дельта" ВОС, "Мясоперерабатывающий завод "Губернский", ООО "ГИС". Помимо этого на рынке мясоперерабатывающей продукции действуют 4 индивидуальных предпринимателя.

Местные предприятия работают больше на внутренний рынок. К тому же заметим, что зависимость от внешних рынков очень сильна. С учетом среднего потребления колбас по России, численности Астраханской области, рассчитаем емкость рынка, рассчитали потенциальную емкость рынка колбас на диаграмме (рис. 1) [1].

Не занят

13,1

13% ^^

Пензен.обл.

1% г.Москва

35%

Астр.обл

Ростов.обл 22%

1% V

Ставропол.кра_, Ш

й Краснодар.

2% ^^^Г Московск.обл.

24% ^ 0%

Вол гогра д .обл. 2%

Рис. 1 . Емкость рынка колбасных изделий

Согласно представленным данным, доля импортной продукции, поставляемой из других регионов, существенная. Это отмечают и местные мясоперерабатывающие предприятия. Поэтому им необходимо развивать собственное производство и предлагать потребителям отличную от конкурентов продукцию.

Еще одной проблемой мясоперерабатывающего комплекса является неэффективное использование вторичных сырьевых ресурсов.

В результате деятельности мясоперерабатывающих предприятий образуются следующие отходы: отходы костей животных, шкуры необработанные некондиционные, а также их остатки, обрезки, отходы внутренностей крупного рогатого скота, включая содержимое желудка и кишок (каныга), отходы крови животных и птиц, отходы от зачистки растительных и животных жиров [1].

Одной из проблем мясоперерабатывающей отрасли является отсутствие способов утилизации отходов. Так, по приблизительным подсчетам, отходы мясоперерабатывающих предприятий составляют 1,8 тонн в сутки. В Астраханской области утилизация отходов мясоперерабатывающего производства и отходов бойни специальным образом не осуществляется. На территории области расположено только 2 (Ахтубинский и Володарский районы) скотомогильника, отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил.

Решение проблем мясоперерабывающей отрасли видится в разработке организационно-экономического механизма выбора направления диверсификации.

Диверсификация - внесение разнообразия, вариабельности в экономическую деятельность, сочетание специализации с многообразием. Различают диверсификацию производства, инвестиций, ценовую диверсификацию [3].

Практически не существует единой методологической базы, позволяющей правильно оценить и провести диверсификацию производства. Существует несколько подходов к осуществлению диверсификации производства.

Обобщение имеющихся в области практической реализации программы диверсификации деятельности на промышленных предприятиях России наработок позволило определить, что в подавляющем большинстве случаев используется принципиальная схема разработки и реализации диверсификационной программы. Попытаемся систематизировать существующие подходы.

Первый подход, предложенный А.М. Ароно-вым и А.Н. Петровым, используемый в работах Радченко Т.В., Тазетдиновой И.М., Макеевой Е. ., Маслянкина В.В., Шайхова В.С., комплексный (системный) подход, наиболее распространенный. Данный подход во многих работах авторов несет свои особенности в зависимости от авторской точки зрения, но в целом его суть можно проследить на основе выщеляемыгс этапов. Комплексный или системный подход может включать следующие этапы: анализ компании, анализ окружающей среды, выявление и оценка специфических возможностей, нахождение необходимых сфер деятельности и используемой тактики.

На наш взгляд, наиболее полно недостатки данного подхода выделил Кокорин А.Г, согласно которому данный подход "не отражает всей сложности диверсификации производства. Первые два этапа отражают лишь маркетинговые исследования, а на третьем предлагается выполнить весь оставшийся комплекс работ. В этой программе не отражены ни этапы выбора целей, ни этапы выработки и оценки критериев, ни обоснование экономической эффективности диверсификации производства".

Но есть, с нашей точки зрения, и "плюсы" данного подхода: это, во-первых простота использования, во-вторых, привлечение только своих специалистов, в-третьих, применение данного подхода наиболее эффективно в условиях, когда предприятие не располагает большими средствами или когда предприятие небольших масштабов.

Второй подход, критериальный, используется в работе И.М. Кублина, А.Г. Кокорина, О.А. Лузги-ной, М.М. Сабуровой, Н.Н. Лапидус. Суть данного подхода состоит в том, что определяются цели диверсификации, каждая поставленная цель находит отражение в определенных критериях. Каждый критерий определяется рядом экономических показателей. Проводится учет влияния диверсификации производства на раннее выпускаемую предприятием продукцию, далее проводится учет влияния специфичных и общих факторов диверсификации производства [4].

На наш взгляд, использование данного подхода достаточно проблематично в условиях, когда предприятия, не желая использовать свои не только временные затраты, но и материальные. Так как проведение диверсификации по данному пути отвлекает своих специалистов, к тому же не всегда свои специалисты обладают необходимыми знаниями, поэтому необходимо использование сторонних экспертов. В условиях, когда многие предприятия живут в условиях "коммерческой тайны", привлечение сторонних лиц для многих нежелательно.

Третий подход - ресурсный подход, ис -пользуемый в работе А. А. Обухова, основан на выявлении новых целевых ресурсов с целью формирования стратегии компании [3]. Главным достоинством такого подхода является признание уникальности фирмы с точки зрения имеющегося набора ресурсов и способностей.

На наш взгляд, первый и третий подходы к проведению диверсификации во многом схожи и являются наиболее приемлемыми для осуществления диверсификации производства мясоперерабатывающего комплекса.

Можно определить круг проблем диверсификации мясоперерабатывающего комплекса:

1. Сбыт продукции;

2. Лоббирование интересов предприятий на региональном уровне;

3. Расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Нами рассмотрены следующие направления диверсификации мясоперерабатывающего производства:

1. Производство по получению кормовой муки;

2. Производство по выпуску других видов колбасных изделий;

3. Производство по получению сырья для медицинских целей;

4. Утилизация отходов.

Соотнесем возможные направления диверсификации предприятий мясоперерабатывающей отрасли с основными критериями привлекательности рынка, представленные Гурковым И.Б. Данное положение представим в виде схемы (рис. 2).

Производство по получению кормовой муки -это пока наиболее развитое направление переработки вторичного сырья и наиболее известное. Но в Астраханской области данное производство нерентабельно, в силу того, что кормовая мука по себестоимости выходит дорогой.

Привлекательность сегментов рынка Совпадение с корневыми компетенциями

Высокое Низкое

Высокая Производство других видов колбасных изделий Производство по получению биогаза и биоудобрений

Низкая Производство по получению кормовой муки Производство по получению сырья для медицинских целей (стоматология)

Рис. 2. Привлекательность рынка и уровень совпадения с корневыми компетенциями

Производство по выпуску других видов колбасных изделий - это направление предусматривает расширение ассортимента продукции, например, производство колбас из конины. Это в свою очередь потребует значительных затрат на выявление целевых сегментов рынка и продвижение продукции на рынок.

Производство по получению сырья для медицинских целей - это направление предусматривает использование вторичных сырьевых ресурсов на производство для медицинских целей, например, получение сырья для стоматологии. Это направление диверсификации потребует существенных вложений на выработку, очищение сырья и приведение его в состояние, пригодное для использования в массовом производстве.

Одной из решения проблем утилизации отходов мясоперерабатывающего производства и отходов бойни видится в использовании биогазовых установок.

Биогазовая установка производит биогаз и биоудобрения из биоотходов сельского хозяйства и пищевой промышленности путем бескислородного брожения. Биоудобрения по многим показателям в несколько раз лучше других органических удобрений (гной, помет, торф).

Диверсификация деятельности мясоперерабатывающих предприятий путем введения производства утилизации отходов позволит:

• Улучшить экологическое состояние региона путем утилизации отходов не только мясоперерабатывающих предприятий, но и спиртзавода, рыбообработки, биомусор, отходов пищевой промышленности;

• Получить газ, который может поставляться на отопление животноводческих помещений, жилых домов, теплиц, на получение энергии для приготовления пищи, сушку сельскохозяйственных продуктов горячим воздухом, подогрев воды, выработку электроэнергии с помощью газовых генераторов;

• Получить биоудобрения, которые можно поставлять КФХ, занимающимся садоводством;

• Улучшается имидж мясоперерабатывающего предприятия.

Основные этапы по диверсификации деятельности мясоперерабатывающего комплекса путем введения биогазовой установки представим в таблице (табл. 1)

Можно выделить следующие пути совершенствования процесса диверсификации в мясоперерабатывающей отрасли [4]:

Таблица 1

Этапы по внедрению биогазовой установки в мясоперерабатывающем комплексе

№ Наименование этапа Ожидаемый результат

1 Проведение маркетинговых исследований с целью определения рыночной ниши Портрет основного потребителя продукции

2 Обоснование выбора типа биогазовой установки. Налаживание контакта с фирмой поставщиком биогазовой установки Определение оптимальных параметров оборудования, места налаживания производства

3 Поиск основных поставщиков отходов, согласование условий с ними Поставщики отходов

4 Установка оборудования, выпуск пробной партии продукции Получение пробной партии продукции и ее тестирование

5 Массовое производство Биогаз и биоудобрения

- совершенствование системы государственной поддержки путем предоставления налоговые льгот на срок окупаемости, снижения процентных ставок по кредиту;

- внедрение конкурсных процедур в сферу государственной поддержки процесса диверсификации предприятий, обеспечение "прозрачности", как при принятии решения о ее представлении, так и при контроле за использованием выделенных

средств;

- финансирование предприятий на условиях лизинга.

Таким образом, были рассмотрены основные направления диверсификации предприятий мясоперерабатывающего комплекса и выявлено, что наиболее перспективным, на наш взгляд, является производство по получению биогаза и биоудобрений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данные, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (Астраханьстат)

2. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.

3. Обухов А.А.Формирование стратегии диверсифицированной компании конгломератного типа на

основе ресурсного подхода автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: спец. 08.00.05 / Обухов А.А.; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПб., 2006.

4. Инвестиционные предложения Астраханской области 2008 // Министерство экономического развития Астраханской области, 2008. 103 с.

УДК 60.06

Колесникова С.В.

статистический анализ динамики тарифов жилищно-коммунАльного хозяйства (на примере Пензенской области)

Качественное совершенствование социально-экономических отношений на уровне отдельных муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии управления тарифами с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами. Постоянного внимания в системе ЖКХ, требуют тарифы на коммунальные услуги. Сопоставляя тарифы и среднюю заработную плату в рамках муниципального образования можно спрогнозировать величину социальных субсидий на оплату коммунальных услуг и, следовательно, оптимизировать бюджет данного муниципального образования.

Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью жизнеобеспечения, и от того, как оно работает, зависит комфорт и безопасность прожи-

вания граждан, качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время в Пензенской области обслуживанием жилищного фонда (296225 жилых домов общей площадью 31307,4 тыс. м2) и предоставлением коммунальных услуг занимаются 642 предприятия.

Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, 63,9% составляет покупная продукция и 36,1% вырабатывается на собственных котельных. Общее количество котельных - 1042 ед., центральных тепловых пунктов -168 ед., протяженность тепловых сетей - 687,6 км, число водопроводов и отдельных водопроводных сетей - 1011ед., число канализаций и отдельных канализационных сетей - 102 ед., протяженность водопроводных сетей и водоводов - 7793,8 км, канализационных коллекторов, уличных и внутрик-вартальных канализационных сетей - 1475,5 км.

Серьезной проблемой в области остается обеспечение населения питьевой водой. Дейс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.