Научная статья на тему 'НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / СТУДЕНТЫ-ЭКОНОМИСТЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Е.Н., Гончарова Н.А.

Ведение. Актуальность выбранной для исследования темы связана с проблемой снижения мотивации магистрантов-экономистов к совершенствованию профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в ситуации ограничения международного сотрудничества. Стимулом для повышения мотивации в данном случае может стать участие в научно-исследовательской деятельности, успешность которой в немалой степени обусловлена знанием иностранных языков. Цель. Проанализировать результаты внедрения в учебный процесс технологии написания научной статьи как способа повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка и оценить ее эффективность. Методы. В ходе исследования использовались методы анкетирования, интервью, обзорно-аналитический метод, а также элементарные статистические методы обработки полученных данных. В опросе приняли участие 60 магистрантов-экономистов 1-го года обучения Уральского государственного экономического университета. Результаты. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что владение иностранным языком не входит в список ключевых факторов, определяющих профессиональное развитие магистрантов: лишь третья часть магистрантов 1-го года обучения считают иностранный (английский) язык важным фактором, способствующим их профессиональному совершенствованию. Однако большинство магистрантов, прошедших через опыт написания научной статьи, признали его полезным, так как он способствует развитию как профессиональных, так и иноязычных навыков. Научная новизна. Продемонстрированы возможности написания научной статьи в качестве деятельности, мотивирующей изучение профессионального иностранного языка в условиях ограниченности международного сотрудничества. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии повышения мотивации студентов-магистрантов к изучению профессионального иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Е.Н., Гончарова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ARTICLE WRITING AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO LEARN A PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE

Introduction. The relevance of the study is connected to the decrease in the motivation of MA students majoring in Economics to improve professionally oriented foreign language communicative competence in a situation of limited international cooperation. The motivation in this case can be stimulated by engaging in research activities, where success is largely due to knowledge of foreign languages. Aim. To analyse the results of the implementation of the research article writing technology in the educational process and to reveal its potential in increasing the motivation of MA students to learn a professional foreign language. Methods. Questionnaires, interviews, a survey, and analytical method, as well as elementary statistical methods of processing the data obtained were used. First year MA students of the Ural State University of Economics (60 participants) took part in the survey. Results. Only one third of the respondents consider English to be an important factor, contributing to their professional development. When assessing the implementation of the educational technology “research article writing” in the learning process, the absolute majority of the respondents recognised this experience as useful because of the possibility to consider issues of their professional interest by means of a foreign language. Scientific novelty. The potential of writing a scientific article as a motivation for students to learn foreign languages in conditions of limited international cooperation is demonstrated. Practical significance. The results obtained provide a strategy for increasing the motivation of MA students to learn a professional foreign language.

Текст научной работы на тему «НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

НИР8:/АУотЛ0.52944Ш12023.52.1Ш Научная статья

Написание научной статьи как средство повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка

Е. Н. Макарова Н. А. Гончарова

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация н makarovayn@mail.ru

Аннотация

Ведение. Актуальность выбранной для исследования темы связана с проблемой снижения мотивации магистрантов-экономистов к совершенствованию профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в ситуации ограничения международного сотрудничества. Стимулом для повышения мотивации в данном случае может стать участие в научно-исследовательской деятельности, успешность которой в немалой степени обусловлена знанием иностранных языков.

Цель. Проанализировать результаты внедрения в учебный процесс технологии написания научной статьи как способа повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка и оценить ее эффективность. Методы. В ходе исследования использовались методы анкетирования, интервью, обзорно-аналитический метод, а также элементарные статистические методы обработки полученных данных. В опросе приняли участие 60 магистрантов-экономистов 1-го года обучения Уральского государственного экономического университета. Результаты. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что владение иностранным языком не входит в список ключевых факторов, определяющих профессиональное развитие магистрантов: лишь третья часть магистрантов 1-го года обучения считают иностранный (английский) язык важным фактором, способствующим их профессиональному совершенствованию. Однако большинство магистрантов, прошедших через опыт написания научной статьи, признали его полезным, так как он способствует развитию как профессиональных, так и иноязычных навыков.

Научная новизна. Продемонстрированы возможности написания научной статьи в качестве деятельности, мотивирующей изучение профессионального иностранного языка в условиях ограниченности международного сотрудничества. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии повышения мотивации студентов-магистрантов к изучению профессионального иностранного языка.

Ключевые слова: учебная мотивация, профессиональный иностранный язык, подготовка магистрантов, студенты-экономисты, коммуникативная компетенция, научно-исследовательская деятельность, научная статья

Для цитирования: Макарова Е. Н., Гончарова Н. А. Написание научной статьи как средство повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 1. С. 77-88. https://doi.Org/10.52944/PORT.2023.52.1.004

© Макарова Е. Н., Гончарова Н. А., 2023

Статья поступила в редакцию 20 марта 2023 г.; поступила после рецензирования 23 марта 2023 г.; принята к публикации 25 марта 2023 г.

Original article

Research article writing as a means of increasing motivation to learn a professional foreign language

Elena N. Makarova K, Nadezhda A. Goncharova

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

H makarovayn@mail.ru

Abstract

Introduction. The relevance of the study is connected to the decrease in the motivation of MA students majoring in Economics to improve professionally oriented foreign language communicative competence in a situation of limited international cooperation. The motivation in this case can be stimulated by engaging in research activities, where success is largely due to knowledge of foreign languages.

Aim. To analyse the results of the implementation of the research article writing technology in the educational process and to reveal its potential in increasing the motivation of MA students to learn a professional foreign language. Methods. Questionnaires, interviews, a survey, and analytical method, as well as elementary statistical methods of processing the data obtained were used. First year MA students of the Ural State University of Economics (60 participants) took part in the survey.

Results. Only one third of the respondents consider English to be an important factor, contributing to their professional development. When assessing the implementation of the educational technology "research article writing" in the learning process, the absolute majority of the respondents recognised this experience as useful because of the possibility to consider issues of their professional interest by means of a foreign language.

Scientific novelty. The potential of writing a scientific article as a motivation for students to learn foreign languages in conditions of limited international cooperation is demonstrated.

Practical significance. The results obtained provide a strategy for increasing the motivation of MA students to learn a professional foreign language.

Keywords: learning motivation, foreign language for professional purposes, MA students, students majoring in Economics, communicative competence, scientific research, research article

For citation: Makarova, E. N., & Goncharova, N. A. (2023). Research article writing as a means of increasing motivation to learn a foreign language for professional purposes. Vocational Education and Labour Market, 7 7(1), 77-88. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/ PORT.2023.52.1.004

Received March 20, 2023 ; revised March 23, 2023; accepted March 25, 2023.

Введение

Количество бакалавров, желающих продолжить обучение в магистратуре, в процентном отношении долгие годы было относительно стабильным. Однако согласно последним исследованиям «ситуация кардинально поменялась — в связи с выходом из Болонского процесса выпускники-бакалавры стали переосмысливать необходимость обучения в магистратуре, так как она потеряла привлекательность и рассматривается как необязательная ступень образования» (Гузич, Макаренко, 2022, с. 14).

Отражением подобного рода настроений можно признать снижение интереса студентов к профессионально ориентированным иноязычным компетенциям, владение которыми до последнего времени считалось важным показателем конкурентоспособности молодого специалиста на современном рынке труда (Налиткина, 2022), поскольку «иноязычная коммуникативная компетенция... может быть необходима как на совместном предприятии, так и при сотрудничестве с иностранной компанией (Евдокимова и др., 2020, с. 39). Сегодня, когда сотрудничество с иностранными компаниями сокращается, у всех участников образовательного процесса возникают сомнения в востребованности европейских иностранных языков, в частности английского, необходимость изучения которого относилась к одним из ключевых факторов выбора магистратуры как обязательного этапа успешной карьеры.

В сложившейся ситуации представляется важным определить ведущие мотивы к изучению профессионального иностранного языка в современных условиях, что является одной из целей данного исследования.

Проблемам учебной мотивации, а также степени выраженности мотивов магистрантов к обучению посвящено большое количество работ. Интерес представляют прежде всего сопоставительные исследования мотиваций обучающихся разных уровней высшего образования, авторы которых сходятся в мнении, что у студентов-магистрантов преобладающим мотивом учебной мотивации является профессиональный мотив (Егорихина, 2020; Жарких, Костыря, 2021).

Что касается мотивации магистрантов к изучению профессионального иностранного языка, то до недавнего времени в качестве основных мотивов назывались посещения лекций зарубежных преподавателей, участие в программах академической мобильности, выступления на международных конференциях, заинтересованность работодателей в сотрудниках, владеющих иностранным языком (Тимофеева, 2020). Открытым остается вопрос о том, насколько сохраняются внутренние мотивы студентов-магистрантов к изучению иностранного языка в условиях социально-экономических изменений, приводящих к снижению интенсивности научных международных контактов и ограничению или прекращению программ академической мобильности. Проблема учебной мотивации магистрантов к изучению профессионального иностранного языка остается дискуссионной и по другой причине. Существует мнение, что поскольку при обучении в магистратуре у студентов

преобладают профессиональные интересы, а иностранный язык не входит в список дисциплин профессионального профиля, мотивация к его изучению на второй ступени высшего образования является низкой (Пономаренко и др., 2021).

В работах последних лет фиксируется снижение мотивации к изучению иностранного языка магистрантами неязыкового профиля в целях профессионального роста (Абдрахимова, Захарова, 2020; Захарова, 2022; Пономаренко и др., 2021). К причинам низкой мотивации относят низкий же уровень владения иностранным языком при поступлении, обучение в разноуровневых группах, отсутствие понимания практической пользы владения иностранным языком и возможностей его применения в профессиональной деятельности (Абдрахимова, Захарова, 2020); отсутствие или недостаточное использование в процессе обучения практико-ориентированных технологий, отсутствие интеграции языковых и профессиональных дисциплин (Захарова, 2022).

Положительная мотивация магистрантов к овладению навыками профессионального иностранного языка может быть обусловлена его сопряженностью с их профессиональными устремлениями и потребностями. Профессиональные компетенции обучающихся формируются в том числе в рамках научно-исследовательской деятельности, одной из форм которой является написание научных статей.

Оценка эффективности этой формы деятельности для повышения мотивации студентов магистратуры к изучению профессионального иностранного языка и определение возможности ее внедрения в образовательный процесс являются основными целям данного исследования.

Методы

Для решения поставленных задач в 2022 году было проведено анкетирование и устное интервьюирование 60 магистрантов-экономистов 1-го курса очной формы обучения Уральского государственного экономического университета (80 % мужчин и 20 % женщин), изучавших английский как профессиональный иностранный язык. Уровень владения английским языком у 80 % респондентов определен как низкий, 15 % — средний, 5 % — выше среднего. Все принявшие участие в опросе магистранты в настоящее время осуществляют трудовую деятельность.

Анкетирование проводилась в два этапа. Предложенные для заполнения две анкеты состояли из 31 и 15 вопросов открытого и закрытого типа. Вопросы первой анкеты позволяли выяснить потребности магистрантов во владении иноязычной коммуникативной компетенцией и их мотивы к изучению профессионального иностранного языка. Целью второй анкеты, на вопросы которой ответили 16 респондентов, был анализ технологии написания магистрантами научной статьи и возможностей ее использования в качестве инструмента повышения мотивации студентов к совершенствованию иноязычных навыков и умений. Устные интервью проводились для уточнения полученных в ходе анкетирования данных. Наряду с анкетированием и интервьюированием были применены статистические методы обработки полученных данных.

Результаты и обсуждение

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что владение профессиональным иностранным языком большинством магистрантов не рассматривается как значимый фактор для достижения профессиональных целей. Лишь треть опрошенных (29 %) отметили, что знание иностранного языка является необходимым для их профессионального совершенствования. Такая позиция была обусловлена желанием работать в международной компании, пройти стажировку или обучение за рубежом, возможностью перейти в отдел по работе с иностранными клиентами, сменить место работы, а также расширить поставки за рубеж. Оставшиеся 71 % студентов полагали, что могут эффективно решать профессиональные задачи без владения английским языком. Дополнения к ответам («пока нет», «это было бы большим плюсом», «это не помешало бы»), подтверждающие понимание респондентами важности владения иностранным языком для профессионального роста, являются единичными. В устном интервью магистранты, вошедшие в эту группу, отмечали, что их низкая мотивация к совершенствованию языковых навыков напрямую связана с отсутствием заинтересованности в этом со стороны их работодателя.

По итогам первого этапа анкетирования 40 % респондентов (на 11 % больше) сочли знание профессионального английского языка необходимым для продвижения по карьерной лестнице. В письменных комментариях и устных интервью магистранты мотивировали свой ответ следующими причинами: для получения должности руководителя нужно «сдать международный экзамен», «пройти обучение в рамках программы МБА», «быть в курсе последних разработок и технологий», «взаимодействовать с иностранными партнерами». Эта же часть опрошенных планирует использовать английский язык как в профессиональной деятельности, так и в целях саморазвития и личностного роста. Оставшиеся 60 % респондентов полагают, что карьерное продвижение возможно без владения навыками устного и письменного общения на иностранном языке, приводя в качестве аргументов следующие комментарии: «компания ориентирована на российский рынок», «моя сфера деятельности не предполагает владения иностранным языком», «всегда можно найти переводчика». В целом полученные данные свидетельствуют о низкой мотивации к изучению иностранного языка у большей части опрошенных магистрантов. Они коррелируют с данными, полученными Н. А. Роговой (2022). Анализируя инструментальную направленность мотивации, показатели которой оказались выше, Н. А. Роговая (2022) отмечает, что более 50 % магистрантов в каждой из участвующих в опросе групп признавали трудности при поиске престижной работы без знания иностранного языка, а 28 % считали эту задачу невыполнимой. Этот показатель выше полученного нами при анализе ответов на вопросы о возможности профессионального совершенствования и карьерного роста. Однако здесь необходимо пояснить, что при проведении устного интервью около 50 % магистрантов-экономистов, в число которых вошли и те, кто не считает знание иностранного языка необходимым ни для решения

профессиональных задач, ни для профессионального продвижения, объяснили необязательность владения иностранным языком для успешного профессионального развития лишь из-за отсутствия возможности профессионального сотрудничества на международном уровне в настоящее время.

Важно также отметить обусловленность ответов уровнем владения английским языком. Существует «взаимозависимость уровня мотивации к изучению профессионального иностранного языка и уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции: чем выше последний уровень, тем выше уровень мотивации к изучению профессионального иностранного языка и наоборот» (Роговая, 2022).

Понимание научным и педагогическим сообществом ключевой роли мотивации в формировании и совершенствовании магистрантами профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции находит отражение в активном обсуждении образовательных технологий, которые могут способствовать эффективности этих процессов. Анализ этих технологий, среди которых особый интерес представляют новейшие нейросетевые технологии, не входит в задачи данной статьи, поэтому перейдем непосредственно к предмету нашего исследования, связанному с использованием мотивирующего потенциала учебной научно-исследовательской деятельности.

НИР как средство мотивации

Вовлечение магистрантов в научно-исследовательскую деятельность «способствует формированию готовности магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности в контексте их профессионального развития» (Сафина, Закирова, 2021, с. 114). Организационные формы исследовательской деятельности, в том числе с использованием иностранного языка, различны и многообразны. Среди них можно назвать участие в аудиторных и внеаудиторных видах работы, включая подготовку тезисов и статей, оформление документов на грант, изучение научной литературы, участие в семинарах, конкурсах и научных конференциях. Однако ввиду малого количества часов, выделенных на освоение дисциплины «Профессиональный иностранный язык», магистрантов-экономистов сложно привлечь к участию в научных проектах и мероприятиях на иностранном языке. Неожиданно, но студенты бакалавриата проявляют в этой сфере большую активность в сравнении со студентами-магистрантами (Макагоуа, РпгаЬкоуа, 2021).

Для решения поставленной в работе цели, связанной с поиском решений, позволяющих повысить уровень мотивации к изучению профессионального иностранного языка, было решено использовать одну из форм студенческой научно-исследовательской деятельности, а именно написание научной статьи для участия в конкурсе на иностранном языке «Россия в глобальном мире». Для 16 магистрантов из 60, принявших участие в анкетировании на первом этапе, это задание было обязательным. После его выполнения (оно состояло из несколько этапов, описание которых не входит в рамки данной статьи) 16 студентов-магистрантов отвечали

на вопросы второй анкеты, которые позволили оценить мотивирующий потенциал этого вида исследовательской деятельности. Все 16 респондентов, принявших участие в анкетировании, имели опыт написания научных статей на русском языке. По итогам обработки анкет выяснилось, что более 56 % магистрантов посчитали это занятие интересным (рис. 1). Несмотря на отсутствие заинтересованности в этом виде внеаудиторной работы у оставшейся части опрошенных студентов, почти 90 % считают этот вид деятельности полезным (рис. 2).

• Л?

* Нот

ф №|Гср«1Ч. НО 3TÇ трудно

# М» MHftTwfr 9 ОУсгГрй Ht какую Тему

V EbLio bttTûpûCHCi иаучть да-ную тему.

МО ,Utfl бмло t™uiï04 СГКМНР

paGüi&Th на äHinröctäti

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Интересно ли

Вам было писать статью на английском языке?» Fig. 1. The distribution of respondents' answers to the question "Were you interested in writing an article in English?"

Рис. 2. Распределение ответов магистрантов на вопрос о полезности

написания статьи на английском языке Fig. 2. The distribution of MA students' answers to the question about the value of writing an article in English

Следующий блок вопросов был направлен на выявление междисциплинарных связей, необходимых при выполнении этого задания. Среди них ключевым является выбор темы статьи, так как рамки конкурса «Россия в глобальном мире» позволяли обучающимся использовать широкий спектр исследовательских направлений. Более трети магистрантов (37,5 %) испытывали трудности при выборе темы статьи, хотя на подготовительном этапе им было предложено рассмотреть возможность использования уже разрабатываемых ими или обсуждаемых в рамках занятий по профильным предметам исследовательских тем. Многие (62,5 %) последовали этой рекомендации. В итоге большинство респондентов (81,3 %) все же выбрали темы, рассмотренные ранее.

В развернутых ответах на вопрос о факторах, повлиявших на выбор темы статьи, были зафиксированы следующие ответы: «Поиск информации для курсовой работы», «Интересная тема, много материала», «Моя тема актуальна, интересна мне как автору статьи, заставляет задуматься о многом», «Интерес к процессам цифровизации общества», «Похожая тема по работе», «Имеющиеся знания на эту тему».

На вопрос «Чему Вы научились в процессе написания научной статьи на английском языке?» были получены следующие ответы: «Научился планированию процесса, навыкам оформления письменной работы», «Это был очень интересный и полезный опыт, который пригодится мне при написании следующих работ», «Освоил множество новых английских слов и стал стрессоустойчивым», «Научился находить нужную информацию, в том числе на английском языке», «Научился правильно оформлять статьи, выбирать интересный и актуальный материал для этой работы», «Я изучила особенности написания статьи на английском языке», «Сама тема была для меня интересной, а также я узнала, как пишутся статьи на английском», «Приобрел новые знания», «Узнала особенности английского научного стиля». Созвучны им и другие ответы: «Опыт помог расширить знания, которые понадобятся для написания курсовой», «Познакомился с процессом написания статьи на английском языке», «Написание статьи на английском языке - это новый опыт, который лишним, думаю, не будет». Из 16 участников второго этапа исследования 15 человек назвали опыт использования образовательной технологии полезным как для совершенствования навыка академического письма на английском языке, так и для углубления знаний по профильным предметам.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что имеющиеся у магистрантов специальные знания и языковые навыки позволяют им представлять результаты своих научных исследований на иностранном языке. Большинство респондентов посчитали задание не только интересным, но и полезным. Опыт написания статьи способствовал как углублению профессиональных знаний, так и расширению их словарного запаса и совершенствованию навыков академического письма.

Следует оговориться, что обучение магистрантов элементам академического письма может осуществляться в рамках программ дополнительного образования (Краснощекова, 2022; Роговая, 2022; Kabaran, 2022; Kam, Meinema, 2005).

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о невысоком уровне мотивации магистрантов-экономистов к изучению профессионального иностранного языка: более 70 % респондентов, принявших участие в анкетировании, уверены в том, что решение профессиональных задач может быть достигнуто без владения профессиональным иностранным языком. Магистранты не видят области конкретного применения иноязычных навыков, а также не чувствуют заинтересованности в изучении ими иностранного языка со стороны работодателя. Вместе с тем исследование показало, что 40 % опрошенных не считают возможным продвижение по карьерой лестнице без знания профессионального иностранного языка. Низкий уровень мотивации к изучению профессионального иностранного языка не ограничивается названными выше причинами, он также может быть связан с низким уровнем «общего» иностранного языка респондентов.

Активный поиск образовательных технологий, способствующих повышению мотивации магистрантов-нелингвистов к изучению иностранного языка, ведется по многим направлениям. Одной из сфер, в рамках которой могут быть достигнуты положительные результаты, является участие магистрантов в научно-исследовательской деятельности. Помимо реализации интеллектуального и творческого потенциала, участие в научных конкурсах на иностранном языке способствует повышению интереса к освоению дисциплины «Профессиональный иностранный язык», а следовательно, повышению уровня мотивации к изучению этой дисциплины.

Проведенное анкетирование магистрантов-экономистов показало, что образовательная технология «написание научной статьи» может быть использована для повышения уровня их мотивации к совершенствованию профессионального иностранного языка. Большинство респондентов считают этот вид деятельности полезным, так как он способствует развитию как профессиональных, так и иноязычных навыков.

Обобщение опыта работы по совершенствованию вовлечения магистрантов в научную деятельность позволяет рекомендовать кафедрам иностранных языков активнее сотрудничать с преподавателями выпускающих кафедр в целях интеграции языковых и профессиональных дисциплин. Формы такого сотрудничества в неязыковом вузе могут носить разнообразный характер: совместная работа по определению тем научных статей, конкурсных работ, подготовка совместных научно-исследовательских конференций и совместное участие в проектах, приглашение с выступлением на иностранном языке выпускников выпускающих кафедр, успешно применяющих его в профессиональной деятельности.

В рамках статьи рассмотрена лишь одна форма участия магистрантов-экономистов в научно-исследовательской деятельности. Дальнейшее изучение данной темы может быть продолжено по нескольким направлениям: например, в части использования магистрантами навыков устного выступления на иностранном языке для представления своих докладов на научных конференциях.

Список литературы

1. Абдрахимова Л. А., Захарова Л. М. Модель педагогического сопровождения развития профессиональной мотивации магистрантов неязыкового профиля к изучению иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 84-86. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00214

2. Гузич М. Э., Макаренко Т. А. Оценка мотивационной сферы магистрантов гуманитарных направлений как средство определения их образовательных запросов // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 3 (51). С. 13-19. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-3-13-19

3. Евдокимова М. Г., Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Влияние требований рынка труда на содержание и организацию обучения иностранному языку в техническом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 2 (835). С. 35-44.

4. Егорихина С. Ю. Исследование мотивации обучающихся магистратуры и аспирантуры // Пензенский психологический вестник PSYCHOLOGY-NEWS.RU. 2020. № 1 (14). https://doi.org/10.24158/ spp.2022.12.32

5. Жарких Н. Г., Костыря С. С. Учебная мотивация студентов в образовательном процессе вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 3 (92). С. 195-202.

6. Захарова М. В. Интерактивный контент платформы Н5Р и мотивация студентов-магистров в изучении английского языка // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 112-121. https://doi.org/10.51379/ КРТ.2022.153.3.014

7. Краснощекова Г. А. Обучение магистрантов академическому письму на основе вариативных программ // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 213-220. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.32

8. Налиткина О. В. Формирование основ профессиональной идентичности будущих юристов на занятиях по иностранному языку в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5-3 (119). С. 93-97. https://doi.org/10.23670/IRТ.2022.119.5.090

9. Пономаренко Л. Н., Суслопарова М. М., Порческу Г. В. Альтернативное оценивание как способ повышения мотивации студентов естественнонаучных специальностей к изучению английского языка // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 162-175. https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.11

10. Роговая Н. А. Диагностика уровня мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1 (48). С. 155-165. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2022.48.L010

11. Сафина Г. Г., Закирова В. Г. Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-3(113). С. 113-119. https://doi.org/10.23670/IRT.2021.113.11.095

12. Тимофеева Т. В. Мотивация студентов к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка // Международный

научно-исследовательский журнал. 2020. № 10 (100). С. 57-59. https://doi.org/10.23670/IRT.2020.100.10.046

13. Kabaran G. Graduate students' perceptions of the academic writing process and its problems: a qualitative study in Turkey // Issues in Educational Research. 2022. Vol. 32. Iss. 3. P. 943-959.

14. Kam A., Meinema Y. Teaching academic writing to international students in an interdisciplinary writing context: a pedagogical rough guide // A Journal of Language, Learning and Academic Writing. 2005. Iss. 2. Р. 1-11. https://doi.org/10.37514/ATD-T.2005.2.2.05

15. Makarova, E. N., Pirozhkova I. S. New educational technologies to develop foreign language communicative competence of non - linguistic students: digital storytelling // Philological Class. 2021. Vol. 26, No. 3. P. 231-242. https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-03-20

References

Abdrahimova, L. A., & Zakharova, L. M. (2020). A model of pedagogical support for the development of professional motivation of non-linguistic graduate students to study a foreign language. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, 2, 84-86. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00214 Egorikhina, S. Y. (2020). The research of training masters and postgraduates motivation in scientific organization. Penza psychological newsletter PSYCHOLOGY-NEWS.RU, 1. (In Russ.) https://doi.org/10.17689/psy-2020.1.3

Evdokimova, M. G., Baydikova, N. L., & Davidenko, Е. S. (2020). The impact of labor market requirements on the content and organization of foreign language teaching at a technical university. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2, 35-44. (In Russ.) Guzich, M. E., & Makarenko, T. A. (2022). Assessment of the motivation sphere of master's degree students of the humanities department as a means for determining their educational needs. Severny Region: Nauka, Obrazovanie, Cultura, 3, 13-19. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-3-13-19

Kabaran, G. (2022). Graduate students' perceptions of the academic writing process and its problems: a qualitative study in Turkey. Issues in Educational Research, 32(3), 943-959. http://www.iier.org.au/iier32/gocen-kabaran.pdf Kam, A., & Meinema, Y. (2005). Teaching academic writing to international students in an interdisciplinary writing context: a pedagogical rough guide. A Journal of Language, Learning and Academic Writing, 2, 1-11. https://doi. org/10.37514/ATD-T.2005.2.2.05 Krasnoshchekova, G. A. (2022). Teaching master's degree students academic writing on the basis of variable programs. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 12, 213-220. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.32 Makarova, E. N., & Pirozhkova, I. S. (2021). New educational technologies to develop foreign language communicative competence of non-linguistic students: digital storytelling. Philological Class, 26(3), 231-242. (In Russ.) https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-03-20 Nalitkina, O. V. (2022). Formation of professional identity basis of future lawyers in foreign language classes at university. International Research Journal, 5-3, 93-97. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/IRT.2022.119.5.090

Ponomarenko, L. N., Susloparova, M. M., & Porcescu, G. V. (2021). Alternative assessment as a method to motivate natural-science-profile students to learn English. Perspectives of Science and Education, 2, 162-175. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.202L2.11 Rogovaya, N. A. (2022). Motivation level diagnosis for studying a professional foreign language. Vocational Education and Labour Market, 1, 155-165. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PQRT.2022.48.L010 Safina, G. G., & Zakirova, V. G. (2021). Qn the development of motivational and value attitude of undergraduates towards independent research activities. International Research Journal, 11-3, 113-119. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.095 Timofeeva, T. V. (2020). Motivating students to study job-related foreign language. International Research Journal, 10, 57-59. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/ IRT.2020.100.10.046

Zakharova, M. (2022). H5P interactive content and motivation of masters' students in English language learning. Kazan Pedagogical Journal, 3, 112-121. (In Russ.) https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.014 Zharkih, N. G., & Kostyrya, S. S. (2021). Educational motivation of students in the educational process of the university. Scientific Notes of Orel State University, 3, 195-202. (In Russ.)

Информация об авторах

Макарова Елена Николаевна, д-р филол. наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка Уральского государственного экономического университета, QRCID: https://orcid.org/0000-0002-4439-5521, makarovayn@mail.ru

Гончарова Надежда Анатольевна, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного экономического университета, QRCID: https://orcid.org/0000-0003-3193-5864, nadin1325x@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Elena N. Makarova, Doctor Sci. (Philology), Docent, Head of the Department of Foreign Languages, Ural State University of Economics, QRCID: https://orcid.org/0000-0002-4439-5521, makarovayn@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nadezhda A. Goncharova, Cand. Sci. (History), Docent, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Ural State University of Economics, QRCID: https://orcid.org/0000-0003-3193-5864, nadin1325x@yandex.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.