Научная статья на тему 'Нанологистика: дань моде или объективная необходимость?'

Нанологистика: дань моде или объективная необходимость? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / LOGISTICS EXPENDITURES / НАНОЛОГИСТИКА / РИСКИ / RISKS / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / TARGET FUNCTION / ЦЕЛОЧИСЛЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / INTEGER OPTIMIZATION / INDIVIDUUM / NANNOLOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рывкин Сергей Ефимович, Платова Марина Викторовна

Обосновывается необходимость дополнения современной логистики еще одним иерархическим уровнем нанологистикой, ориентированной на исследование логистического поведения физического лица и разработку методов оптимального решения присущих ему логистических задач. Проведена классификация типов индивидов с точки зрения их логистической деятельности. Введено понятие логистотипа. На примере логистической задачи формирования индивидом набора продуктов продемонстрированы возможные методы решения задачи, которые позволяют минимизировать логистические издержки индивида с учетом его индивидуальных особенностей при выполнении ряда ограничений и с учетом рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nano-logistics: tribute to mode or the objective need?

The necessity of modern logistics supplementing with new hierarchic level "nanologistics" has been substantiated. It focuses on investigations of a logistical behavior of natural persons and designing of optimal decision of his logistical tasks. The individual classification from the viewpoint of their logistical activities was carried out. The concept of a logistic type was introduced. The possible problem-solving procedure on an example of an individual market basket forming is presented. It's possible a logistics const minimizing with taking into account of the individual features, of some limitations and of an allowance for risk.

Текст научной работы на тему «Нанологистика: дань моде или объективная необходимость?»

НАНОЛОГИСТИКА: ДАНЬ МОДЕ ИЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?

С.Е. Рывкин, М.В. Платова

Обосновывается необходимость дополнения современной логистики еще одним иерархическим уровнем - нанологистикой, ориентированной на исследование логистического поведения физического лица и разработку методов оптимального решения присущих ему логистических задач. Проведена классификация типов индивидов с точки зрения их логистической деятельности. Введено понятие логистотипа. На примере логистической задачи формирования индивидом набора продуктов продемонстрированы возможные методы решения задачи, которые позволяют минимизировать логистические издержки индивида с учетом его индивидуальных особенностей при выполнении ряда ограничений и с учетом рисков.

Ключевые слова: индивид, логистика, логистические издержки, наноло-гистика, риски, целевая функция, целочисленная оптимизация.

ком «наности», хотя корневое слово «нанотехнология» родилось в Японии еще в 1974 г.1 Приставка нано- явилась самым продуктивным элементом большого числа новообразований: «наноиндустрия», «наноматериалы», «нанороботы», «нанотрубы» и т. д.2 Такой стремительный рост технических понятий нельзя объяснить просто усилиями СМИ и популяризаторов науки, по-видимому, за ним стоит какое-то качественное изменение не только в науке, но и в обществе в целом.

Сама по себе приставка нано- говорит только о масштабах исследуемого объекта по сравнению с традиционно исследуемыми. А ее высокотехнологическое наполнение обусловлено в первую очередь работой на более низком структурном уровне объекта. Именно

© Рывкин С.Е., Платова М.В., 2011

Первое десятилетие нового столетия проходит под зна-

это высокотехнологическое наполнение было впервые сформулировано в знаменитом выступлении Ричарда Фейнмана «Там внизу много места» («There's Plenty of Room at the Bottom») в декабре 1959 г. в Калифорнийском технологическом институте на ежегодной встрече Американского физического общества. В этом случае удается придать объектам новые свойства или даже создать новые объекты, используя достижения ранее независимых наук и технологий, на первое место среди которых выступают информационные3. То есть за приставкой нано- на самом деле скрываются качественные изменения в науке и практике. Они в первую очередь связаны с протекающими параллельно и взаимовлияющими процессами интеграции и дезинтеграции. C позиции объекта исследования идет процесс дезинтеграции, то есть исследование глубинных «первородных» свойств объекта и управление ими с целью придания объектам новых свойств или создания новых объектов. Это и отражает приставка нано-. Однако, с позиции методологии научного подхода, используемого для решения поставленных задач, имеет место интеграция. Исследования носят междисциплинарный характер, объединяя считавшиеся ранее независимые науки и технологии, такие как информационные технологии, электронная техника, биохимия, атомная микроскопия, физика и т. д. Можно сказать, что в известной мере осуществляется спиральный возврат к греческой философии, прародительнице всех наук. Не случайно в определении «нанотехнологии» американское исследовательское агентство LUX Research4 особо подчеркивается, что «нанотехнологии - это не новая отрасль мировой экономики, а средство для модернизации множества других ее отраслей».

Следует отметить, что, по-видимому, первыми, кто обратил внимание на эту универсальную масштабную особенность приставки нано, явились экономисты. Невозможность ответить на целый ряд вопросов в рамках существующей иерархической экономической системы, где низшим уровнем является микроэкономика, то есть экономика отдельных экономических субъектов, привела к выделению в 1987 г. наноуровня в экономике. К. Эрроу ввел в обиход термин «наноэкономика» как обозначение теории поведения индивидуальных экономических агентов в рыночных и нерыночных условиях5. Подробно анализируя место и значение «наноэкономи-ки», Г.Б. Клейнер определил теорию наноэкономики как описание поведения частично иррационального в общем случае агента, имеющего творческий дар и склонность не только к «алгебре» расчетов наилучшего результата, но и к нелогическому поиску экономической истины6. Таким образом, использование термина «нано-экономика» вполне уместно и не является конъюнктурным, так как

приставка показывает соотношение размеров рассматриваемых объектов. А указанный выше подход позволяет проводить экономические исследования на качественно новом уровне. В стройной системе экономической науки наноэкономика занимает «атомарный» уровень, определяемый естественным положением ее объекта -индивида - в системе экономических объектов. Ее задача состоит в объяснении и прогнозировании экономического поведения человека с учетом внешних и внутренних факторов, в том числе экономических взаимодействий с другими индивидами и социальными группами. Причем наноэкономика естественным образом дополняет микроэкономику и сопрягается с ней, так как позволяет выявить влияние деятельности отдельных физических лиц на поведение производственных микроэкономических объектов (предприятий, домохозяйств, организаций).

С учетом вышеизложенного очевидно, что переход на более высокий «атомарный» уровень позволяет существенно расширить возможности науки и предложить менее стандартные решения новых задач, связанные с быстро изменяющимся миром. С учетом «Номенклатуры специальностей научных работников», утвержденной приказом № 59 Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г., логистика вошла в специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности). В связи с этим представляется целесообразным введение «наноуровня» в иерархическую систему логистики. Что и предлагается в данной статье.

1. Уточнение терминов. Термин «логистика» в русском языке многозначен. Если даже отбросить его узкоспециальные понимания: организация материально-технического снабжения вооруженных сил и военно-морского флота и математическая логика7, то все равно термин остается двузначным. С одной стороны, «логистика - это планирование, контроль и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передач, хранения и обработки соответствующей информации»8. Основная задача логистики сформулирована в «шести правилах логистики» и сводится к перемещению материального потока внутри логистической системы с минимальными издержками при наличии определенных ограничений9. С другой стороны, логистика - это область знаний, научная дисциплина, изучающая данную систему и предлагающая возможные методы решения этой

логистической задачи10. Принято подразделять логистику на макро-и микрологистику. Первая из них рассматривает страновую и даже межстрановую логистическую систему11, а, как отрасль логистической науки, обладает особым объектом изучения, ракурсом его видения, концептуальным и техническим аппаратом. Подобно этому микрологистика имеет дело с логистическими системами меньшего размера, часто являющимися структурными составляющими ма-крологистической, каждая из которых решает в своих рамках логистическую задачу. Они связаны между собой товарно-денежными отношениями. Причем внутри микрологических систем выделяют подсистемы, которые работают на бестоварной основе и на общий экономический результат.

Как указывалось выше, конечной целью логистики является доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего. Однако ни одна из указанных выше логистик не рассматривает логистические процессы с точки зрения поведения отдельных физических лиц («логистика физического лица»), хотя именно они являются завершающим звеном всей логистической цепочки: от добычи сырья до потребления готовой продукции, и их поведения, в конечном счете определяют эффективность этой цепочки.

Поэтому, как и в случае наноэкономики, для исследования логистического поведения такого индивидуального агента необходимо создание самостоятельной отрасли логистической науки - нано-логистики. Проецируя общеэкономический подход к наноуровню, следует подчеркнуть, что в основе нанологистики должна лежать теория индивида, описывающая поведение индивидуального агента и отчасти использующая результаты микрологистики (в части функционирования мелких фирм). При этом, в общем случае, этого индивида следует полагать в той или иной степени иррациональным, наделенным творческим даром и склонным не только к «алгебре» расчетов наилучшего результата, но и к внелогическому, порой вдохновенному, а порой и апатичному поиску характерного именно для него логистического решения с учетом влияния других агентов. Следует подчеркнуть, что вслед за К. Эрроу и Г.Б. Клейнером мы рассматриваем приставку нано- как масштабную, а не как связанную с нанотехнологиями. Последнее имеет место при использовании термина «нанологистика» для описания процессов, связанных либо с доставкой потребителям наноматериалов и образцов, либо, как это принято в биологии и медицине, с доставкой веществ и медикаментов в организме на наноуровне.

Таким образом, место нанологистики в системе основных разделов логистической науки определяется естественным положением

ее объекта - индивида - в системе логистических объектов. Задача нанологистики - объяснять и прогнозировать логистическое поведение человека, определять внутренние и внешние детерминанты и факторы его поведения в различных логистических ситуациях, в том числе с точки зрения рациональности/иррациональности. Как и в случае микроэкономики, важной является часть поведения, связанная логистическим взаимодействием с другими индивидами и социальными группами.

Нанологистика должна позволить выявить влияние деятельности отдельных физических лиц на поведение производственных микрологических объектов - предприятий, домохозяйств, организаций, определить внутренние и внешние факторы поведения потребителей. В этом смысле нанологистика естественным образом дополняет микрологистику.

Можно выделить следующие поведенческие особенности индивида (индивидуального логистического агента) в логистическом процессе, которые по аналогии с психотипами можно назвать логи-стотипами.

1. Потребитель. Именно он является конечным потребителем продукции, то есть формирует главную оценку деятельности всей логистической цепи. Представление индивида о качестве жизни и, как следствие, его потребление существенным образом влияют на развитие локальной и региональной логистических систем и экономики в целом. Именно с этих индивидов начинаются любые изменения; именно они превращают эти изменения из малозначительных в определяющие. Характерной чертой индивида является желание приобрести блага или продукцию за возможно минимальную цену.

2. Предприниматель. «Нанокорпорация - микробизнес, который остается "ужасно маленьким"; его размер отражает личные предпочтения владельцев и лежит в основе конкурентной стратегии»12. Это, как правило, домашние предприятия с численностью работников от одного до пяти. В этом случае индивид есть промежуточный элемент общей логистической цепи. Основная из предпосылок миграции бизнеса «с работы - на дом» - передовые технологии. Спиральное развитие цивилизации привело к тому, что средства производства персонифицировались, то есть стали такими, какими они были до промышленной революции. Они доступны, стоят дешево, их можно хранить дома, а обслуживать их может один человек. Примером этого являются цифровые технологии, которые позволяют существенным образом снижать материальные издержки. Таким образом снижаются или ликвидируются барьеры входа на рынок. Впрочем, и без цифровых технологий действуют

множество домашних предприятий, особенно в населенных пунктах сельского типа. Как отметил К. Мейер13, в настоящее время начинается процесс перехода от монолитных, замкнутых собственными границами организаций, взирающих на жизнь сверху вниз, к сети атомических единиц, пребывающих в непрерывном процессе формирования новых отношений и создающих рыночную стоимость снизу вверх, что меняет представления об управлении движением материального потока. Логистическая система становится все более динамичной. Многоуровневый маркетинг как одно из проявлений этого феномена задействует десятки миллионов людей по всему миру, которые выступают в двух ипостасях: и как потребители, и как микропредприниматели. Характерной чертой данного логистотипа является то, что продукция приобретается не для конечного потребления, а для ее дальнейшей переработки и продажи.

3. Личность. Текущий период времени, как никогда ранее, характеризуется стремлением индивида к высоким стандартам качества жизни, заботе о своей самореализации, о своем здоровье, о своем благосостоянии, в конце концов, о продолжительности и «продолжении» своей жизни, заботе о развитии собственной личности. Краеугольным камнем этого является наличие свободного времени. Как писал Маркс, наступит такой этап в развитии общества, когда «мерой богатства будет... отнюдь уже не рабочее время, а свободное время»14. Принципы менеджмента, такие как тайм-менеджмент, переносятся из сферы деятельности предприятий и организаций в область индивидуальной жизни. Характерной чертой индивида этого логистического типа является желание получить все необходимые ему блага и/или продукты в минимально короткий срок, не обращая внимания на финансовые затраты.

Как и психотипы, чистые логистотипы являются некоторой абстракцией, так как большинство индивидов - это «смесь» различных логистотипов. В самом общем случае индивида необходимо рассматривать как трехмерный образ «покупатель-предприниматель-личность». Однако вполне естественно исключение одного из ло-гистотипов из рассмотрения в силу его малой значимости или практического отсутствия. Это приводит к двухмерным образам типа «покупатель-личность», «покупатель-предприниматель» и «предприниматель-личность». Соотношение составляющих в индивиде зависит от особенностей каждого человека, его целеустремлений, человеческого психотипа, присущего ему, и т. д. Причем личностная составляющая, с точки зрения логистики, привносит в основную задачу логистики дополнительное правило: минимальное время, потраченное на решение задачи.

На практике индивид решает логистическую задачу, в которой в той или иной мере задействованы все функциональные логистики:

- закупочная;

- транспортная;

- складская;

- производственная;

- сбытовая.

Эффективность ее решения непременно зависит от особенностей каждого отдельного человека, от его вклада, его поведения, его отношения к задаче, его стимулов и мотивации, его источников информации. Практически все из вышеперечисленных процессов являются достаточно понятными и известными.

Следует отметить: решение логистической задачи на наноуровне имеет особенности в зависимости от отсутствия в индивиде того или иного логистотипа. Так, если отсутствует предприниматель, то при решении логистической задачи достаточно ограничиться первыми тремя функциональными логистиками, первые две из которых, с одной стороны, наиболее информационно обеспечены, а с другой стороны, имеют паллиативные решения. Третья из них требует экспертной оценки, однако является достаточно важной исходя из сроков хранения продуктов и занимаемого ими объема. Очевидно, что логистические издержки, обусловленные оставшимися двумя логистиками: производственной (потребление продуктов) и сбытовой (вывоз пищевых отходов и мусора), являются постоянными или медленно меняющимися. Это позволяет считать их постоянными по отношению к логистическим издержкам первых трех и не влияющими на оптимальное решение. В случае наличия логистоти-па предприниматель в процессе сбыта произведенной им продукции должен при поиске оптимального решения учитывать все пять функциональных логистик.

Современное положение дел, когда предложения превалируют над спросом, позволяет исключить из рассмотрения проблемы, связанные с деятельностью поставщика товаров и услуг, предполагая, что они всегда имеются в наличии. Это существенно упрощает решение логистической задачи.

Но изменение условий существования, увеличение предложений и возрастание набора альтернативных решений, особенно с применением интеллектуального программного обеспечения и развитием информационных каналов, требуют на любых уровнях логистического анализа оперативной реакции на изменение возможностей, а также выработки стратегических решений с применением тех рычагов, которые имеются именно на уровне наноэко-номики.

То есть, с некоторым временным запаздыванием, имеет место картина, которая сложилась при внедрении логистики в народное хозяйство15:

- превышение спроса над предложением вследствие усиления конкуренции производителей на рынке;

- появление информационных технологий, позволяющих в масштабе реального времени обрабатывать большие массивы данных.

2. Технические и технологические предпосылки. В настоящее время основной базой для сбора и обмена информации является Интернет. К середине 2008 г. число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило примерно 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли). По прогнозу аналитической фирмы, специализирующейся на исследованиях рынка технологий, International Data Corporation (IDC), к 2016 г. число пользователей Интернета превысит 2 млрд. Причем эксперты ожидают, что уже к 2012 г. число мобильных устройств, используемых в качестве базы для подключения к Интернету, превзойдет количество персональных компьютеров.

Сегодня Интернет уже достаточно глубоко проник в жизнь людей, позволяя работать, общаться, совершать покупки и получать доступ к медиаразвлечениям практически из любого места на планете. Около половины пользователей Интернета совершают покупки он-лайн уже сейчас.

Таким образом, Интернет предоставляет в реальном масштабе времени широкий спектр информации, начиная с информации о наличии товаров (сайты различных магазинов, торговых сетей и производителей), всевозможных рекламных акций производителей и поставщиков товаров и кончая информацией о дорожных пробках. Причем большинство товаров уже обладают своим уникальным цифровым номером - штриховым кодом EAN-13. Он содержит регистрационный номер предприятия GCP (Global Company Prefix) и порядковый номер продукции внутри предприятия. Штрих-код служит ключом к информации о конкретных потребительских свойствах товара (сорт, вес, вид и т. п.), хранящейся в тех или иных базах данных.

Однако все возрастающий объем информации уже не подвластен человеческому мозгу, человек не в состоянии обработать ее и сделать оптимальный выбор, то есть выбрать товар с наилучшим соотношением «цена-качество». Индивид попадает в ситуацию «Буриданова осла» и в большинстве случаев становится жертвой «манипуляторов» и агрессивной рекламы. В то же самое время информационные технологии и современные методы управления могут предложить оптимальное решение задачи организации закупок товаров16. Об этом и пойдет речь.

Следует также отметить, что ведущие производители холодильников (LG Electronics, Samsung) ведут разработки нового поколения холодильников, оборудованных микрокомпьютером и выходом в Интернет. При загрузке продуктов холодильник сканирует их и считывает наименование, вес и срок годности. Далее эта информация обо всех продуктах ежедневно обрабатывается и, в соответствии с установленными правилами, составляется список необходимых продуктов, который отправляется на центральный компьютер. При определенных настройках холодильник может сам отправить заказ в продуктовый интернет-магазин. Первые модели таких «умных» холодильников уже стали серийными изделиями. Так, серийный интернет-холодильник от LG Electronics имеет встроенный 15,1-дюймовый LCD-дисплей и собственный порт локальной сети. При этом жидкокристаллический монитор компьютера вмонтирован в дверцу холодильника таким образом, что внутреннее пространство холодильника никак не задействовано. На дисплее интернет-холодильника можно получить развернутую информацию о температуре, краткие указания относительно хранения продуктов, информацию о датах истечения срока годности пищевого продукта, информацию о полезности продуктов. Имеется возможность самостоятельно определять режимы хранения пищевого продукта, который помещен в холодильник, и получать информацию о калорийности и содержании полезных веществ в самых распространенных продуктах питания. Визуализируется информация об оптимальном расположении продуктов в холодильнике. Дата заморозки продукта долгого хранения запоминается компьютером для контроля срока годности продукта. Интернет-холодильник оснащен системой автодиагностики, которая обнаруживает неисправность и информирует о ней владельца или сервисный центр по электронной почте и/или визуальным сигналом. Кроме этого, новый интернет-холодильник имеет приемник TV-сигнала с высоким качеством картинки, USB-порт для просмотра DVD и загрузки музыкальных файлов формата МР3.

Такое развитие домашней техники позволяет расширить понятие «цифрового, или умного, дома» и включить в него решение логистической задачи.

3. Математическая постановка задачи. Кратко описанные выше информационные и технические возможности позволяют утверждать, что в настоящее время существуют технические и технологические предпосылки для оптимального решения индивидом основной логистической задачи в реальном масштабе времени. Естественно, что в зависимости от особенностей индивида и соотношения логистотипов в нем будет меняться как структура логистической системы, так и особенности ее функционирования.

Проиллюстрируем возможности построения такой логистической системы и решения в ее рамках основной логистической задачи на примере одной из возможных постановок логистических задач: задаче формирования индивидом - потребителем-личностью -определенного запаса продуктов. Такая тестовая задача является, с одной стороны, наиболее актуальной из-за ее тривиальности, а с другой стороны, позволяет сформулировать основные подходы, так как на сегодняшний день индивид имеет достаточно большое количество альтернативных предложений как по ассортименту, так и по доставке.

Для простоты ограничимся рассмотрением логистической системы, которая включает в себя лишь закупку, доставку и хранение. Как указывалось выше, в этом случае достаточно при решении задачи минимизации логистических издержек ограничиться рассмотрением первых трех логистик. Логистические издержки, обусловленные производственной (потребление продуктов) и сбытовой (вывоз пищевых отходов и мусора) логистиками, могут рассматриваться по отношению к вышеуказанным как постоянные и не влияющие на оптимальное решение.

Задача состоит в выборе стратегии формирования набора продуктов, обладающей свойствами финансовой и временной реализуемости, критерием которых являются оптимальные значения финансовых средств, грузо- и объемоподъемности и времени индивида. Эта стратегия обеспечивает такое формирование с минимальными логическими затратами, которые учитывают финансовые и временные затраты в соответствии с предпочтениями индивида.

Данной задаче присущи следующие особенности:

- одноименные товары могут предлагаться различными производителями, в различной расфасовке и несколько отличаться по качеству. В этом случае необходимо осуществлять субъективное нестрогое ранжирование товаров;

- различные торговые предприятия предлагают различный ассортимент вышеуказанных товаров;

- доставка товаров может осуществляться как самовывозом, так и службой доставки. Причем возможны как выбор варианта доставки, так и его жесткая детерминация;

- наличие разнообразных накопительных скидок, дисконтных карт и т. д., предоставляемых предприятиями торговли с целью привязки покупателей и стабилизации продаж;

- минимизируются как денежные, так и временные затраты;

- ограниченность возможностей индивида как по грузоподъемности, так и по объему груза (тип используемого транспортного средства и т. д.);

- зависимость затраченного на закупку времени от выбранных предприятий торговли и маршрута их объезда.

Очевидно, что часть информации, необходимой для решения поставленной задачи логистики, является достаточно точной и может быть получена, например, из Интернета. В то время как другая ее часть, связанная с прогнозированием будущего, вносит «неопределенность», обусловленную невозможностью со 100%-ной уверенностью говорить о величине реальных конечных результатов и затрат. Отсутствие достоверной однозначной информации о каждом из возможных вариантов формирования набора продуктов делает его реализацию многовариантной, причем каждый из этих вариантов реализуется с той или иной степенью вероятности. Это является следствием как внешних непредсказуемых обстоятельств, так и свойств самого товара. В силу этого при решении поставленной задачи необходимо учитывать фактор риска17. Риски порождаются следующими причинами:

- скрытый брак купленного продукта;

- порча приобретенного продукта при хранении;

- превышение срока хранения продукта;

- отсутствие продукта на момент покупки, вызванное как повышенным спросом, так и некачественной работой информационной системы предприятия торговли, иногда умышленной;

- повреждения в процессе перемещения продукта, включая транспортировку;

- отсутствие актуальной информации о количестве покупателей в торговом предприятии и «пропускной способности» обслуживающих подразделений торгового предприятия (кассы, упаковка, внутренняя транспортировка и т. п.);

- отсутствие актуальной информации о намерениях других индивидов в части закупок продуктов;

- повреждения в процессе использования;

- проблема совместимости свойств продуктов, необходимых для достижения конечной цели;

- экологичность процесса использования, пожароопасность и т. д.

Исходя из всего вышеперечисленного, рассматриваемая задача

формирования запаса продуктов может рассматриваться как задача целочисленного программирования, когда классическая «задача о ранце» порождает условия классической «задачи о коммивояжере», а оптимум должен быть определен при их совместном решении18. Причем оптимизация должна быть осуществлена в условиях специфических ограничений и при наличии рисков.

Приведем математическую постановку решаемой задачи логистики. Набор продуктов является фиксированным вектором

Ут = (у1,...,у3) , компоненты которого У (/ = 1,..., 3) выбираются из частично упорядоченного множества У1 = {у/1. Множество включает в себя данные по продуктам питания, предлагаемым предприятиями торговли, входящими в заранее сформированный список потенциально возможных торговых предприятий. Количество таких предприятий - К. По каждому из них имеется следующая информация:

- ассортиментный прайс-лист с указанием всех основных показателей товара (цена, вес, объем, наличие товара), используемый для формирования множества У1, то есть каждый элемент множества является вектором (ук)т = (ак,Ъ[,dJk,г{)с компонентами: ак -цена, Ц - расфасовка, г/ - показатель ранжирования, dJk - занимаемый объем, к - номер предприятия торговли, к = (1,...^);

- его местоположение (в случае самовывоза) или условия доставки товаров;

- имеющиеся скидки и бонусы, которые необходимо учитывать при расчете стоимости набора товаров.

В этом случае целевая функция представляет собой суммарные логистические издержки индивида с учетом затраченного времени для каждого из возможных вариантов формирования набора продуктов (г = 1,...,I) и может быть записана как

3, = а (с; + с + с;) + Рут, (1)

где а и в - весовые коэффициента, (а + в = 1) , характеризующие предпочтения индивида с точки зрения затрат времени; Т - время, затраченное на реализацию г-го варианта формирования набора товаров; у - оценочная стоимость единицы затраченного времени.

3

С; ск (ак )г - стоимость набора товаров при использовании

j=l

г-го варианта формирования набора продуктов; с/ - количество данного продукта в штуках. В случае формулировки задания на количество товара в весовом измерении В. и наличия различной

фасовки продукта оно может выбираться как с/ =

в зависимости от предпочтений индивида, где

В.

ч

ВА.

ц

Г В 1

ог

_ Ък _

+1

целая часть

частного; (а'к)[ - цена _/-го продукта к -го предприятия торговли, включенного в г-й вариант формирования набора продуктов.

С'2 - транспортные логистические издержки в денежном выражении, связанные с использованием г-го варианта формирования набора товаров. Они зависят от выбранного варианта формирования набора товаров и используемого индивидом вида транспорта: общественного или личного. В первом случае они включают в себя стоимость объезда всех предприятий торговли, включенных в г-й вариант; во втором случае - затраты на топливо, необходимое для объезда предприятий торговли, а также затраты на смазочные материалы, движенческие операции, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы) и амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса), отнесенные к данному маршруту.

С'3 - издержки хранения. К ним относятся:

- стоимость капитала, замороженного в запасах (зависит от текущей процентной банковской ставки);

- стоимость хранения запасов, включая занимаемое пространство, оборудование, труд (выражается, как правило, в процентах от стоимости хранящихся материалов, чаще всего составляет 5-10% в год);

- стоимость потерь из запаса, связанная с рисками хранения: случайные поломки, незапланированное превышение срока хранения, устаревание запасов, в том числе моральное, «усушка-утруска», а также правомочное использование запасов. Она также выражается в процентах от стоимости хранящихся материальных ресурсов.

Стандартные логистические затраты на хранение запасов обычно выражают в процентах от их стоимости, и в большинстве случаев они составляют 15-30% в год.

Издержки на хранение запасов С рассчитываются исходя из среднего размера запасов товара за период времени £' и могут быть определены по следующей формуле:

С3 = К),., (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 73000 ^ к к '

где п - издержки хранения запасов (% от С[ в год), Р - время потребления ]-го продукта. Переводной коэффициент (1/73000) обеспечивает пересчет годовых процентных издержек хранения запаса в суточные относительные издержки при условии линейного уменьшения запаса продукта.

Таким образом, целевая функция включает в себя два слагаемых, характеризующих предпочтения индивида с точки зрения

затрат финансовых средств (первое слагаемое) и времени (второе слагаемое)

J = я

J г

I cj (aj),

П

j=i

73000

I t^cj (aj), + C2

j=i

+ ßY T

(3)

и должна быть минимизирована с учетом следующих ограничений: финансовое ограничение

C < C < C

lmin 1 imax'

(4)

временное ограничение

T < T < T

min max

(5)

весовое ограничение

I

j =i

cjbj < в •

cjuj — max'

(6)

объемное ограничение

I

j=i

cjdj < D .

k k max

(7)

Максимальные (max) значения соответствующих показателей определяются на основе экспертных оценок индивида, то есть предпочтения индивида проявляются не только в выборе весовых коэффициентов а и ß, характеризующих личностные свойства индивида, но и в выборе ограничений, которые учитывают особенность индивида как элемента социума. А минимальные (min) значения соответствующих показателей являются частными решениями исходной задачи целочисленной оптимизации. Минимальная стоимость набора продуктов Cmin определяется как решение оптимальной задачи без учета затрат (ß = 0). Минимальное время, затраченное на закупку набора продуктов, 7min, без учета денежных издержек, связанных с формированием набора продуктов (а = 0). Эти ограничения учитывают особенности «окружающей среды».

Рассматриваемая задача поиска варианта формирования набора продуктов, обладающего минимальной целевой функцией (3), при условии выполнения ограничений (4)-(7) представляет собой специальный вид оптимизационной задачи дискретного программирования, в которой имеет место симбиоз двух классических задач: «задачи о ранце» и «задачи о коммивояжере». Ее решение может быть получено путем таких известных методов, как метод ветвей и границ, метод динамического программирования и т. д.19

4. Некоторые замечания по поводу решения поставленной задачи. Для удобства анализа перепишем целевую функцию (3) в виде

I. = а

^ г

+ (а С + вуТ, (8)

выделив слагаемое, включающее в себя логистические издержки и непосредственно связанное с формированием набора продуктов, то есть относящееся к классической «задаче о ранце», и слагаемое, включающее в себя транспортные издержки и затраты времени.

Первое слагаемое в (8) - это логистические издержки, связанные с формированием набора товаров. Оно включает в себя как непосредственную стоимость набора продуктов, так и издержки хранения С'3 , если их учитывать, как принято в логистике, в процентах от стоимости набора товаров. Следует отметить, что, благодаря наличию прайс-листов, содержащих полную информацию о товарах, это слагаемое хорошо определено. Что касается информации о наличии товаров на предприятии торговли, то это, в первую очередь, определяется особенностями построения баз данных и информационной системой в целом. В идеале индивид может получать эту информацию в реальном времени, с точностью «до кассы». Современные компьютерные системы учета и управления предприятиями торговли фиксируют прохождение товаром кассы. Поэтому недостоверность предоставляемой индивиду информации ограничена снизу тем количеством данного товара, которое отобрано другими индивидами, но еще не оплачено в кассе. При существенном превышении предложения над спросом ее можно не учитывать. Эта неточность существенна только в случае дефицита данного товара.

Второе слагаемое - это транспортные расходы, связанные с формированием набора продуктов. Они включают в себя как транспортные логистические издержки в денежном выражении С'2, так и временные затраты Т, связанные с реализацией г-го варианта формирования набора товаров. Эти логистические расходы связаны с выбором маршрута объезда предприятий торговли в рамках реализации г-го варианта, то есть с классической «задачей о коммивояжере». Они рассчитываются с учетом текущей информации о состоянии транспортной сети, характеристик транспортного средства и погодных условий и на основании экспертных оценок. Это в первую очередь относится как к временным затратам Т., так и к величинам, зависящим от них (расход топлива), так как временные затраты, особенно в части времени, потраченного на предприятиях

торговли, очень чувствительны к поведению других индивидуумов, то есть имеет место быть игровая ситуация.

Решение оптимизационной задачи состоит из двух основных этапов.

На первом этапе осуществляется проверка реализуемости поставленной задачи на основании заданного набора товаров и списка используемых предприятий торговли с учетом ограничений (4)-(7). Множество Y должно быть не пустое. В противном случае необходимо переформулировать задачу путем изменения набора продуктов или/и списка используемых предприятий или/и используемых ограничений, в первую очередь финансовых и временных, так как весовые и объемные достаточно консервативны.

На втором этапе на основе имеющейся информации, полученной на первом этапе, решается оптимизационная задача (3)-(7). В результате происходит выбор такого или таких вариантов формирования набора товаров, которые удовлетворяют ограничениям (4)-(7) и минимизируют суммарные логистические издержки индивида при формировании данного набора товаров. В случае нескольких вариантов индивид принимает решение о выборе того или иного исходя из собственных предпочтений, которые не учитываются в используемой модели.

Таким образом, на сегодняшний день одной из актуальных задач современной логистики является расширение ее сферы использования на «атомно-молекулярном» уровне, то есть на уровне взаимоотношений индивида и предприятий торговли и индивидов друг с другом. Это требует выделения отдельного класса логистики - на-нологистики. Ее определяющей особенностью является наиболее тесное соседство с другими, часто нелогистическими, неэкономическими дисциплинами, обусловленное ее граничным положением в ряду логистик. Нанологистика должна опираться на результаты психологии, социологии, истории, эргономики, аксиологии (науки о ценностях, то есть значимости тех или иных объектов и условий для человека или социальной группы), менеджмента и других дисциплин. Поэтому по отношению к нанологистике как части экономики справедливы слова М. Алле о том, что «экономическая наука представляет собой лишь часть более обширного целого - социальных наук. <...> Социальные науки могут добиться сегодня больших успехов только на пути синтеза»20. Одним из етественных и наиболее подходящих полей для такого синтеза и является нанологи-стика.

В настоящее время имеются все необходимые технические и технологические предпосылки для построения налогистических систем индивида. В работе на примере задачи формирования инди-

видом набора продуктов продемонстрирована возможность и целесообразность использования нанологистического подхода.

Предлагаемая методология решения данной задачи базируется на использовании дискретной оптимизации для оценки и выбора логистического сценария, который минимизирует логистические издержки индивида, при выполнении ряда ограничений. Такой подход предполагает построение компьютерной логистической модели поведения индивида и наполнение ее актуальной информацией.

В качестве критерия оценки используется целевая функция, учитывающая логистические издержки индивида как в денежном, так и во временном выражении и позволяющая учитывать индивидуальный состав логостотипов индивида. Используемые ограничения позволяют наряду с личностными особенностями индивида учитывать особенности среды его обитания.

В связи с этим предлагаемую компьютерную модель можно рассматривать как организационную структуру реализации выбранной стратегии, которая позволяет индивиду расширить свои возможности по измерению, оценке и принятию решений в области логистики.

Примечания

1 Taniguchi Norio. On the Basic Concept of «NanoTechnology» // Procced-dings of ICPE Tokyo, 1974. Vol. 2. P. 18-23.

2 Рыбалкина М. Нанотехнологии для всех. Большое в малом. М.: Nano-technology New Network, 2005. 444 с.

3 Там же.

4 Любимова Т.А. Наноэкономика как исходный уровень анализа экономических отношений // Вестник ИрГТУ. 2009. № 2 (38). C. 88-97.

5 Arrow К. Reflections on the essays // Arrow and the Foundations of the Theory of Economic Policy / Ed. by G.R. Feiwel. L.: Macmillan, 1987. Р. 734.

6 Клейнер Г.Б. Наноэкономика и теория фирмы // Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». 2004. № 2. С. 99-123.

7 Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. 12-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 432 с.; Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1999. 327 с.

8 Гаджинский А.М. Указ. соч.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: Секрет фирмы, 2005. 328 с.

13 Камрасс Р., Фарнкомб М. Алхимия корпорации. Как реформировать структуру бизнеса в соответствии с реалиями завтрашнего дня. М.: Секрет фирмы, 2005. 256 с.

14 Маркс К. Капитал // Полное собрание сочинений. Т. 46. Ч. II. С. 217.

15 Гаджинский А.М. Указ. соч.

16 Трахтенгерц Э.А. Компьютерные методы реализации экономических и информационных управленческих решений: В 2 т. М.: СИНТЕГ, 2009.

17 Холмс Э. Риск-менеджмент. М.: Эксмо, 2007. 304 с.; Евстафьев И.Н. Тотальный риск-менеджмент. М.: Эксмо, 2008. 208 с.

18 Сигал И.Х., Иванова А.П. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Физматлит, 2007. 304 с.

19 Там же.

20 Алле М. Экономика как наука. М.: Наука для общества: РГГУ, 1995. С. 49, 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.