Научная статья на тему 'Наноэкономическая модель человека и личности в условиях формирования новой экономики'

Наноэкономическая модель человека и личности в условиях формирования новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Г.П.

XXI столетие характеризуют кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Новые процессы и явления, такие, как глобализация, информатизация, научно-технический взрыв, применение и развитие нанотехнологий, формирование новой цивилизации и другие, не могут не оказать влияние на возникновение новой наноэкономической модели человека, анализу которой и посвящена данная статья. Статья подготовлена в рамках научного исследования «Новая редакция экономической теории» по инновационной образовательной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 21st century is characterized by drastic changes in all spheres of human life and first of all in economy. New processes and phenomena, such as globalization, informatization, scientific and technical explosion, application and development of nanotechnologies, formation of new civilization and others cannot help influencing the arising of a new nanoeconomic model of man which is analyzed by the present article. The article was written within the frames of 'The New Wording of Economic Theory' under the innovative educational program.

Текст научной работы на тему «Наноэкономическая модель человека и личности в условиях формирования новой экономики»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ВЗГЛЯДЫ И СУЖДЕНИЯ

Д-р экон. наук Г. П. Журавлева

НАНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

XXI столетие характеризуют кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Новые процессы и явления, такие, как глобализация, информатизация, научно-технический взрыв, применение и развитие нанотех-нологий, формирование новой цивилизации и другие, не могут не оказать влияние на возникновение новой наноэкономической модели человека, анализу которой и посвящена данная статья. Статья подготовлена в рамках научного исследования «Новая редакция экономической теории» по инновационной образовательной программе.

Наша цивилизация стоит сегодня на пороге новой, так называемой на-нореволюции, основу которой составляют нанотехнологии. Что это такое?

Слово «нано» происходит от греческого nanos, что переводится как карлик и означает одну миллиардную часть чего-либо. Буревестником нанорево-люции стал нобелевский лауреат Ричард Фейнман, который еще в 1959 г. предсказал, что в будущем человечество сможет из отдельных атомов синтезировать все что угодно. В 1974 г. японцем Норе Танигути было введено понятие «нанотехнология» для описания процесса создания новых объектов и материалов из отдельных атомов.

Хотя наука занимается разработками в области нанотехнологий уже десятки лет, рядовому россиянину об этом мало было известно. В последнее время в России все чаще стали говорить о необходимости развития нанотех-нологий. Российское правительство приняло программу по развитию нанотех-нологий и выделило под нее немалые денежные средства. Созданию нанотех-нологий посвящены труды ученых в самых различных областях науки (физики, химии, медицины и др.).

В условиях наноэкономического развития общества человек выступает той наночастицей, которую изучают общественные науки, в том числе и экономическая теория.

Экономическая теория о месте и роли человека в экономике

Человек всегда был и остается центральной фигурой экономики. Экономика, хозяйственная деятельность возникли вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Вместе с тем созданная человеком экономика оказывает очень сильное влияние на формирование и развитие человеческой личности.

Для получения средств существования человек воздействует на природу (обрабатывает землю, добывает полезные ископаемые, выращивает сады и

т. д.). Но и природа оказывает влияние на человека, его способности, внешний вид. Поэтому отделить человека от природы можно только мысленно.

Человек в экономике играет три основные роли. С одной стороны, он выступает в качестве хозяйственника, производителя или продавца товаров и услуг, с другой - в качестве основного потребителя, покупателя этих товаров и услуг, с третьей стороны, человек управляет производством, распределением, обменом и потреблением, т. е. экономикой на всех уровнях.

До недавнего времени экономическая теория выделяла в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей, т. е. индивидуальных и общественных действий в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. При этом часто обращалось внимание на двойственную природу человека. Так, в классической политической экономии А. Смит экономическое поведение человека в условиях рыночной системы хозяйствования объяснял двумя свойствами: его стремлением к улучшению благосостояния (эгоизмом человека) и склонностью к обмену. Марксизм, рассматривая человека главной производительной силой общества, выделял в ее структуре две стороны: рабочую силу, или способность к труду, и потребительную силу, или способность к потреблению. Труд есть функция рабочей силы, потребление - функция потребительной силы. В марксизме подчеркивалась необходимость заниматься формированием и развитием у человека как способности к труду, так и способности к потреблению. Крупнейший русский ученый Н. Д. Кондратьев, говоря об общественном идеале, подчеркивал необходимость учета противоречия между сущным и должным, вытекающего из двойственной природы человека.

При характеристике роли человека в системе современной экономики используется целый ряд понятий: «экономический человек», рабочая сила, личный фактор производства, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. Не останавливаясь подробно на их различении, отметим, что в экономической теории создано много моделей и концепций поведения и роли человека в экономике.

Важнейшие модели поведения человека в экономике

С развитием рыночной системы внимание экономической науки к человеку постоянно возрастало. В произведениях английских экономистов - классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо создана концепция (модель) «экономического человека». Если модель предполагает формализованное описание того или иного явления с целым рядом допущений и ограничений, а также использование математического аппарата, то концепция человека в экономике - это система взглядов на человека как субъекта и объекта хозяйственной деятельности.

Модель человека, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и прежде всего мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные, или когнитивные (от лат. cognition - знание, познание), возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

При этом важно отметить, что все гуманитарные науки (философия, история, социология, экономика и др.) пытаются понять человека с точки зрения своего предмета, поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью.

Модель человека в экономической теории есть унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических координат.

Заслуга создания модели «экономического человека» принадлежит основателям классической теории А. Смиту и Д. Рикардо. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Смит анализирует как внутренние мотивы деятельности, так и внешние условия совершения экономических сделок. Он считал экономическую волю человека неизменным двигателем прогресса, действующим с разной настойчивостью и эффективностью при всех политических устройствах. Индивиды прилагают естественные усилия в целях улучшения собственного состояния. Человек гораздо более заинтересован в том, что касается непосредственно его самого. Это постоянное, никогда не прерывающееся стремление индивида является источником богатства как отдельных людей, так и государства. Экономический эгоизм, согласно А. Смиту, способен двигать горы. Таким образом, собственный интерес играет определяющую роль в мотивации экономического поведения. В данной модели признаются компетентность человека в собственных делах, предусмотрительность, объясняющая распространение денег, и любознательность, толкающая энергичных людей на рискованные операции.

Каждый человек в рыночной экономике стремится выбрать такой вид деятельности, в которой произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чем в других, чтобы получить больше дохода, т. е. он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Только свободная конкуренция («невидимая рука»), законы рыночного хозяйства объединяют разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Хаос заменяется довольно четко организованным обществом. Таким образом, «экономический человек», стремясь к собственной выгоде, действует на пользу обществу.

Дж. Милль в работе «Основы политической экономии» отмечал, что действительное поведение человека намного сложнее, чем стремление к богатству. Оно сопровождается отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.

Теория рыночного хозяйства трактует труд как своеобразный вид издержек, который несет человек, прежде чем он сможет приобрести необходимое благо. Стремление избежать тяготы труда, прежде всего физического, заставляет человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ. Так, чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками, создаются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы, и т. д. Недаром существует поговорка, что богатство создано не трудом, а ленью человека. Таким образом, в рыночном хозяйстве объективно существует проблема мотивации труда, т. е. определения движущих стимулов, побуждающих человека заниматься трудовой деятельностью в самом широком ее понимании.

История становления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятельности: внеэкономическое и экономическое принуждение к труду. Первый стимул основан на страхе быть наказанным властью в самых различных ее ипостасях (рабовладельцем, помещиком, диктатором и т. п.) в случае уклонения от трудовой повинности. Он предполагает личную зависимость работника от работодателя. Второй стимул состоит в личной заинтересованности человека в повышении уровня своего благосостояния при наличии экономической и юридической свободы.

Огромное внимание поведению человека в рыночной экономике уделял Дж. Бентам. Он считал, что целью человеческого действия является его благосостояние, равное разности суммы удовольствий за данный период времени и суммы страданий. Он не доверял согласование индивидуальных стремлений к благосостоянию рынку и конкуренции, считая это прерогативой законодательства. Основные черты концепции человеческой природы Бентама в сопоставлении с моделью «экономического человека» А. Смита и Д. Рикардо сводятся к следующему:

1) претензии на универсальность (концепция не ограничивается экономической сферой);

2) надклассовому характеру (его человек не принадлежит ни к какому классу);

3) гедонизму, т. е. последовательному сведению всех мотивов человека к достижению удовольствия и избежанию огорчений;

4) счетному рационализму - способности человека просчитать все действия, ведущие к счастью.

В отличие от классовой школы, рассматривающей хозяйствующий субъект как производителя, бентамовская модель «рационального гедониста», поддержанная маржиналистами, рассматривала хозяйствующего субъекта как потребителя. Но маржиналисты сделали важное дополнение к экономическому субъекту: они создали концепцию человека-оптимизатора. Ему характерны:

1) стремление к наибольшей полезности (или прибыли) и наименьшим тяготам и издержкам;

2) неизменность во времени системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий и индивидов;

3) способность к сопоставлению целей со средствами их достижения, выбору оптимального их варианта;

4) обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вариант, и способность безошибочного предвидения;

5) мгновенная реакция на изменение внешних условий, которая делает человека «полубогом».

А. Вагнер в своем учебнике по политической экономии (1879) отмечал, что экономической деятельностью людей управляют:

- желание выгоды и боязнь нужды;

- надежда на одобрение и боязнь наказания;

- чувство чести и страх позора;

- стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности;

- чувство долга и страх перед угрызением совести.

Представители немецкой исторической школы выступили против индивидуализма классической школы, а также рационализма и формализма в моделировании субъекта экономической деятельности. Они считали, что объектом анализа для экономиста может быть только народ, который представляет собой не совокупность индивидов, а национально и исторически определенное, объединенное государством целое. Человека же как часть народа интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций; он одновременно и эгоист, и альтруист. Лишенные индивидуализма хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен здесь как разумное существо, наделенное потребностями, как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества. Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для современного институциона-лизма.

А. Маршалл - основоположник неоклассической политической экономии - синтезировал основные достижения классической политической экономии и маржинализма. Он пытался приблизить черты абстрактного человека к свойствам реального агента производства, анализировал реальное поведение человека в ситуации частичного равновесия, т. е. равенства по силе двух мотивов экономического субъекта: стремления к удовольствиям, определяющего размер спроса, и избежания тягот, связанных с трудом и отсрочкой потребления, регулирующего величину предложения. А. Маршалл ввел понятие нормальной деятельности - это ожидаемый при определенных условиях образ действия членов какой-либо профессиональной группы, нравственно правильное поведение, результат неограниченного функционирования свободной конкуренции.

Модель «человека социального» работает условно, поскольку слишком нетверды общественные нормы и стереотипы общественного поведения. Соблюдать социальные нормы или правила поведения (как предлагает институ-ционализм) весьма затруднительно. Что же касается упорядочивания мотиваций и следования цели (австрийская школа, неоклассики), сегодня это скорее вопрос личных способностей и возможностей, чем некоторый принцип, характеризующий рациональное поведение человека в экономической жизни страны.

Многие современные ученые Запада утверждают, что рациональное поведение человека в экономике не свободно от больших психологических посылок. Это требует использования достижений теоретической и прикладной психологии, в том числе новой отрасли науки - экономической психологии. К психологическим предпосылкам экономического поведения человека традиционно обращается неоавстрийская школа (Л. Мизес, Ф. фон Хайек). Появились теории рационального выбора, теории игр (Дж. фон Нейман), теория человеческого капитала (Г. Беккер), общесоциологическая теория рационального действия (Дж. Коулмен), теория социального выбора.

Среди разнообразных течений, исследующих принцип рационального поведения человека в экономике на стыке экономики и психологии, одним из самых любопытных стало направление экономического воображения, созданное посткейнсианцем английским экономистом Дж. Шеклом.

Дж. Шекл отвергает модель поведения «экономического человека», считая ее лишь подчиненным элементом модели общего равновесия. Он сосредоточивает внимание на том, что человек делает свой выбор исходя из своего экономического воображения, т. е. мысленного представления экономической реальности в тот момент, когда он делает свой выбор. По Шеклу, экономический агент делает выбор между намерениями, предпочитая то, которое дает ему надежду и создает хорошее эмоциональное состояние.

Методологические подходы к экономическому поведению человека, основанные на сближении экономики и психологии, развивают идеи, дающие новые, более приближенные к реальности варианты его описания.

Для российской экономической науки в прошлом было характерно моделирование рационально организованного общественного хозяйства и построение моделей предприятия (организации), рационально действующих в условиях централизованной плановой экономики. Человек выступал органической составляющей частью этих моделей. Рациональность его поведения определялась вписанностью в планомерно действующую организацию, где он трудился.

Переход к рыночной системе хозяйствования в России разрушил вписанность человека в общественную систему, нарушил прежние стереотипы его рационального поведения. Стереотипы сознания, как подсказывает опыт, меняются в течение многих десятилетий. Порой, для этого нужно не одно поколение.

Три уровня концепций человека в экономической теории

Все многообразие концепций человека в экономической теории можно свести к трем видам:

- микроэкономические;

- макроэкономические;

- глобальные.

Микроэкономические концепции рассматривают человека, его поведение в экономике на микроуровне, т. е. на уровне отдельного индивидуума. Сюда относятся концепция «экономического человека» А. Смита; неоклассическая концепция рационального индивидуума, в рамках которой описываются две модели рационального поведения - рациональность как таковая и следование своим интересам; концепция ограниченной рациональности Герберта Саймона в теории трансакционных издержек; концепция ограниченной рациональности (А. Алчиан, Р. Нельсон, С. Уинтер), обусловленная моральными правилами поведения, сложившимися эволюционным путем институтами человеческого общества.

Макроэкономические концепции человека в экономике включают воспроизводственную концепцию человека, предложенную К. Марксом и Ф. Энгельсом; модель жизненного цикла человека (детство, отрочество, юность,

молодость, зрелость, старость), согласно которой суммарный доход, получаемый человеком за всю жизнь, должен быть не меньше суммарных расходов на него. Наиболее значимой макроэкономической концепцией человека в экономике сегодня выступает концепция человеческого капитала, изложенная в работе лауреата Нобелевской премии по экономике за 1992 г. Г. Беккера «Человеческий капитал».

Глобальные концепции человека связаны с его экономической деятельностью в рамках всего мирового хозяйства, с процессами глобализации, протекающими в экономике, охватывают отношения человечества и окружающей природной среды.

Современная наука считает глобальными те проблемы, которые:

- имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;

- создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;

- требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.

В глобализирующемся мире сегодня наиболее важной остается демографическая проблема, масштабы и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ в. началась демографическим взрывом, т. е. стремительным ростом населения. Если на начало прошлого столетия на Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века общая численность населения превысила 5,5 млрд. человек.

В развивающихся странах сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, проникновение цивилизации позволило значительно сократить детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность жизни. С другой стороны, отсталость условий существования людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне, который сохранится в большинстве таких стран до середины XXI в. К этому времени 90-95% всего населения будет приходиться на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может приблизиться к 10 млрд. человек. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5% потребительские ресурсы во многих странах увеличиваются в пределах 1%. Глобальный характер продовольственной проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов с применением самого современного оружия.

Вторая проблема связана с экологией. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей среде. В недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и восстанавливала экологическое равновесие. Ущерб, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей природной среде, сегодня возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная опасность таится в глобальном потеплении климата на планете,

расширяются озоновые дыры, сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной среды обитания человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство.

Третьей, наиболее опасной для человека проблемой является ядерная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия, и, что самое опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.

Борьба с биологическими, техногенными катастрофами заставляет человечество решать все эти проблемы сообща и делиться друг с другом достижениями науки и техники. Важнейшая черта глобализации - наметившаяся тенденция к формированию новой постиндустриальной, неоинформационной экономики.

Новая экономика: человек и личность в новых условиях

Формирование новой экономики - это процесс становления экономики в меньшей степени машинно-интенсивной и в большей степени знание-интенсивной. Традиционные факторы производства - земля (т. е. природные ресурсы), рабочая сила и капитал - не исчезли, но приобрели второстепенное значение. Эти ресурсы можно получать, причем без особого труда, если есть необходимые знания. Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения экономических результатов.

Экономика из материальной все больше превращается в нематериальную. В стоимости многих товаров главную часть составляют теперь не затраты на материалы, сырье, станки и т. п., а затраты на научные исследования и информацию. Поэтому можно считать, что в новой экономике продают и покупают в основном сконцентрированные в оболочке товара знания. Так, например, сегодняшний колос высокоурожайной гибридной пшеницы, по утверждению специалистов, состоит на 80% из знаний, т. е. он тоже как бы дематериализуется.

Все менее материальными становятся и сами деньги. Если раньше, торгуя валютой, государства грузили золотые слитки, то сегодня значительная часть денежных средств продается в мире ежедневно иным, электронным способом.

Стремительное вторжение в жизнь новой экономики влечет за собой изменение модели человека.

Человек во все эпохи, за исключением начальной - эпохи собирательства, выполнял в экономике свои основные функции:

1) воспроизводящую, означающую, что активность человека в экономике направлена на восстановление себя, своих жизненных сил и условий жизни;

2) производительную, проявляющуюся в направленности человека на преобразования средств природы в целях создания полезных материальных благ;

3) защитную (охранительную), направленную на сохранение устойчивости экономики, а также защиту от рисков внутренних и внешних угроз (безработицы, банкротства, голода, травм и болезней, войн и т. п.).

Все эти функции взаимосвязаны, поэтому всегда важна комплексность их реализации.

В новой экономике человеку присущи следующие основные характеристики.

Самым заметным качественным признаком современного работника в новой экономике становится его интеллектуальность. Рост интеллектуальности проявляется в том, что все большая доля работников в течение своего рабочего дня занята умственным трудом, поиском и использованием необходимой информации, решением задач проблемного типа. Изменяется не только количество людей, занятых интеллектуальной работой, но и интенсивность интеллектуального труда на том же рабочем месте. К примеру, если относительно недавно главным оружием врача в борьбе с болезнью были горчичники, банки и т. п., то современный врач вооружен установками магнитного резонанса, компьютерами, методами микрохирургии и т. д. Иными словами, он работает с приборами, насыщенными интеллектом и знаниями.

Второй качественной характеристикой нового типа работников в новой экономике следует считать их инновационность. Термин «инновации» по отношению к экономике начал использовать Й. Шумпетер. В своей книге «Теория экономического развития» он представил инновации как введение, внедрение новаций в экономику. Иначе говоря, инновации - это «мостик» между каким-либо новшеством (открытием, изобретением и т. п.) и конечным результатом труда. Главной силой (субъектом) инновационности в экономике, несомненно, во всех ее формах является человек. Другое дело, что отнюдь не всякий, а тот, который обладает инновативностью как своим особым качеством.

Инновативность человека-работника заключается в его особой способности воспринимать, понимать, стремиться и уметь ввести (найти и использовать) новации в экономике. Для новой экономики, которая отличается новым технологическим и организационно-экономическим способом создания благ, инновационность становится ее атрибутом, внутренней особенностью. Вот почему инновативность человека-работника следует признать второй важной чертой будущего человека в новой экономике.

Третьей отличительной чертой нового человека, обусловленного особенностями новой экономики, является его способность к партнерству.

Под партнерством (партнер - соучастник в игре, деле, сотоварищ, компаньон) понимается такой вид организации дела, при котором все его члены участвуют как равные компаньоны. На микроуровне экономики партнерством называют форму предпринимательства, при которой два, три (несколько) субъекта совместно владеют активами предприятия. Известны три специфических направления партнерства:

- партнерские отношения в самой экономике на ее микро- и макроуровне;

- партнерские взаимоотношения экономики и социума (общества), или социальное партнерство;

- партнерские взаимодействия экономики и природы.

Четвертой чертой нового человека в новой экономике следует назвать образовательную мобильность, под которой понимается способность человека к непрерывному образованию, непрерывному обучению и переобучению. Без этой способности работнику в интеллектуально-информационной экономике не удержаться, не выжить.

В образовательной мобильности работника в новой экономике будут заинтересованы и предприятия, и компании, что заставляет их создавать особую систему мотивации образовательной активности работников, способствуя развитию данного качества у людей, занятых в экономике.

Образование - это фактор долговременного развития. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Все это означает, что человек должен быть вечным студентом, а система образования должна строиться на принципе непрерывности. Система непрерывного образования подразумевает, что вначале человек получает базовое образование, а затем в течение всей своей профессиональной деятельности - дополнительное. Сегодня в американских деловых кругах жив девиз: «Существовать - значит, изменяться, существовать долго - значит, изменяться часто».

Следующей (пятой) важнейшей чертой нового человека становится формирование личности. В отличие от предшествующих типов хозяйства в информационной экономике главную роль играют не отдельные человеческие качества (умение выполнять какие-либо производственные операции, отдельные профессиональные знания и навыки), а в целом человеческая личность, обладающая совокупностью знаний и способностей, главным образом - интеллектуальных и духовных. Впервые за всю человеческую историю личность становится важнее организации, важнее сообщества людей. Для осуществления экономической деятельности потребовался новый тип работника, что привело к появлению новых форм организации труда и производства. В целом же становление нового общества проявилось, в частности, в возникновении совершенно нового субъекта экономической и иной деятельности - пользователя.

По мнению ряда ученых, индустриальная экономика себя исчерпала, нужен переход к совершенно новой экономической системе, в которой обеспечивается самый высший порядок хозяйствования - духовно-нравственный. Это возможно при наличии личности - свободного человека, способного выработать и воплотить в жизнь принципы культуры и духовные идеалы.

Все названные выше основные черты человека связаны с новой экономикой и ее особенностями. Это служит веским аргументом к тому, чтобы их совокупность считать основой новой модели человека, обусловленной формированием новой экономики.

В заключение нельзя не отметить сложившийся парадокс в экономической теории, суть которого состоит в том, что когда роль субъекта экономики - человека - на деле стала решающей, сам он исчез со страниц учебников и учебных пособий и весьма слабо освещается в научных изданиях. Этот парадокс требует разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.