Научная статья на тему 'Новые интеллектуальные технологии воздействия на развитие общества'

Новые интеллектуальные технологии воздействия на развитие общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев В. М., Бабаян В. Г.

In the article economic theory as a new direction of the economic theory is investigated поведенческая. The methodology of problems of intellectual technologies of influence on development of a society is considered. In research the conclusion is made that the constant updating of efforts and skills, independence, management is required, understanding of sense and efficiency of commercial objectives should become steady components of all small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые интеллектуальные технологии воздействия на развитие общества»

НОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

В. М. ЮРЬЕВ, В. Г. БАБАЯН

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

In the article economic theory as a new direction of the economic theory is investigated поведенческая. The methodology of problems of intellectual technologies of influence on development of a society is considered. In research the conclusion is made that the constant updating of efforts and skills, - independence, management is required, understanding of sense and efficiency of commercial objectives should become steady components of all small business.

Поведенческая экономическая теория (ПЭТ) в последние годы все активнее пересматривает многие ранее казавшиеся незыблемыми аксиомы экономических теорий. При этом «методы, используемые в рамках ПЭТ идентичны применяемым в других областях экономической науки, начиная от эконометрических методов анализа данных, собранных в результате полевых исследований, и заканчивая экспериментальным тестированием различных экономических концепций» [5]. В цитируемой работе замечено, что при сохранении концепции максимизации полезности и общего экономического равновесия принципы и нормы мейнстрима в условиях рисков и неопределенности систематически нарушались [5, с. 71]. Впрочем, экономическая наука, следуя М. Фридману, никогда и не сомневалась в необходимости анализа исходных предпосылок. В рамках высказанного особо значимым является Нобелевская премия по экономике за 2002 г. В. Смиту - пионеру лабораторного экспериментирования в области экономики. В теоретических моделях пытались учесть особые характеристики и качества человеческой природы, в том числе такие, как стремление к справедливости, что вообще противоречило теории рационального выбора. Так, в «играх с ультиматумом», выяснилось, что предсказание теории игр, подразумевающее следование индивидов только своему интересу, не вполне выполняется. Развитие неокейнсианской теории продолжается, и эти достижения отмечены Нобелевской премией за 2005 г. Т. Шеллингу и Р. Ауману с формулировкой: «за обогащение нашего понимания природы конфликтов и сотрудничества при помощи аппарата теории игр» [2].

Российский журнал «Эксперт» недавно опубликовал интервью с автором известных в научных кругах бестселлеров Э. Тоффлером, связанное с представлением в России его новой книги «Третья волна». Название книги связано с бурным ростом новых информационных технологий и возросшими в последние годы изменениями в глобальной мировой экономике, снижением конкурентоспособности традиционных индустриальных лидеров, включая США [1]. По мнению Э. Тоффлера, «все пристально изучают экономические прогнозы, но при этом многие экономисты сами блуждают по кладбищу мертвых идей». И далее еще резче: «Чтобы дать истинную оценку происходящему, необходимо пробиться сквозь болтовню гуру бизнеса о фундаментальных основаниях бизнеса и изучить то, что стоит за пределами устаревших очевидностей. Экономика оказывается «поставлена на место» как часть более всеобъемлющей системы, которая выдвигает на передний план другие ценности: культурную идентичность, религию, мораль. Это противоречит «экономоцентризму» второй волны, отводившей технологиям и экономике главную роль, что означает всеобъемлющую смену цивилизации». Академик Д. Лихачев много раньше утверждал, что идеи традиционной государственности себя исчерпали и новый уровень развития возможен на основе интеграции новой политической, военной и производственной культуры [4, с. 475]. Академик В. Ядов в книге «Стратегии социологического исследования» [8], утверждая, что «общество представляет собой поле возможностей, последствия действия акторов жестко не заданы, многовариантны, интересы социальных

агентов не совпадают и даже могут сталкиваться, что создает альтернативы в историческом процессе», считает более перспективным не объяснительный, а интерпретативный подходы и качественный анализ. В значительной мере подобные позиции поддерживаются в работах крупных отечественных экономистов Л. и Р. Евстигнеевых, подчеркивающих нелинейный характер макроэкономики на современном этапе и утверждающих принципиальную важность учета всех важнейших институтов цивилизации - «рынок, государство, религия, массовое сознание» в синергетическом комплексе [3]. Речь идет о том, что параллельно с рыночными механизмами и государственным управлением на равных, а часто и ускоряющим процессы самоорганизации общества образом, участвуют сформированная культурная среда, активное общественное мнение, высокий уровень образования, науки и религиозной философии.

Уникальный опыт быстрого развития многих азиатских стран, в первую очередь Японии, Тайваня, Кореи и Китая, по общему мнению, использует и принцип - «пусть расцветают все цветы», и опыт планового управления, полученный в свое время в СССР, и новую универсальную религиозную философию [4]. Химия и физика, биология и математика, генетика и информационные технологии не противопоставляются искусствам, а составляют неотделимые друг от друга субстанции. Все должно идти на пользу получения знания, с помощью которого человек строит свою дорогу жизни - «дао». Многополярность в поведении, мышлении, нравственности, в религиозных идеологиях - основная черта ментальности новой цивилизации Азии. Все идет в дело - и рыночная, и планово-распределительная система. Вся сила новых народных религий ориентирована на рост доходов, постоянную адаптацию структуры общества к глобальным проблемам «экономики знания» (хайтэк), информационным стандартам жизни. Высшее образование - это, прежде всего, источник гуманитарного и сильного нравственного воздействия на общество, то, что необходимо после воздуха, воды и пищи. В то время как в нашей стране идут дебаты о возможности введения в школах обучения основам религиоведения, во многих школах упомянутых стран это давно обычный и важный элемент обучения. Самые современные ученые стран-«драконов» ничуть не сомневаются, что их экономические и технологические успехи тесно связаны с конфуцианской высокой нравственностью и даосской мистической мудростью. По мнению специали-

стов, в этих странах, к которым в последнее время начинают приближаться ряд соседних стран -Вьетнам, Малайзия, Таиланд - легко обнаружить модели любых государственных систем и любой экономики. Все, кроме давления на бизнес. Вплоть до прямых запретов на ограничение частного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса. Гениальные государственные деятели этих стран использовали идею корпоративной морали и народной религии. При этом использовали опыт СССР долгосрочного стратегического планирования, такие как план ГОЭЛРО или «химизации всей страны». Все это сопровождается призывами исполнить древний конфуцианский канон, по которому каждый гражданин должен сначала добиться экономической свободы и лишь затем думать о свободе духа.

Было бы наивным предполагать, что без объединения вокруг государственных лидеров лучших ученых всех областей и самых сильных бизнесменов можно было бы достичь нынешних успехов, ибо согласно тому же канону «вершина мудрости достигается искренними усилиями многих» [4, с. 592]. Было бы также наивным и опрометчивым предполагать, что изучение азиатского «ноу-хау» достигло фундаментальности. В таких сложных понятиях, как «открытая система», всегда возможно многоуровневое описание, вопреки «утешительным картинкам, которые рисуют некоторые модели оптимизации» [6].

Одна важная особенность новых азиатских «инноваторов» бросается в глаза: порядок никогда не устанавливается «железобетонно», экономическая свобода не вступает в противоречие с законопослушанием, а доброжелательность к власти не перерастает в «респектабельную, самодовольную, лоснящуюся любовь к начальству» [7], а опора на малое, даже семейное, предпринимательство является основополагающей. Если использовать терминологию статьи [9], то конфор-мационная подвижность в экономике новых азиатских гигантов явно превосходит достижения устоявшихся европейских и даже североамериканской экономик. Глобализация мира все отчетливее приобретает смысл китайской глобализации. К тому же колоссальная концентрация всех сил, громадная трудовая дисциплина, способность к самопожертвованию - не пустые слова в менталитете носителей новой «экономики знания».

Бюрократические системы, являвшиеся самым распространенным типом организации в индустриальную эпоху, сегодня становятся малоэффективными. В условиях, когда от работников требуется постоянное обновление усилий и навы-

ков, самостоятельность, коммуникативность, менеджмент, понимание смысла и эффективности коммерческих цепей должно стать устойчивым компонентом всего малого бизнеса. В основе этих трансформаций лежат свойства высокой эластичности малого бизнеса, быстро порождающие новые качества предлагаемым рынку продуктам, адаптацию структуры общества к глобальным проблемам «экономики знания», новым информационным стандартам жизни.

Литература

1. Алексеева А. // Эксперт. № 2. 14.01.2008

2. Белянин А. Т. Шеллинг, Р. Ауманн и теория интерактивного взаимодействия // Вопросы экономики. 2006. № 1. С. 5-21.

3. Клейнер Г. Системные источники экономического роста // О книге Л. и Р. Евстигнеевых «Эконо-

мический рост: либеральная инициатива» // Вопросы экономики. 2006. № 11. С. 149.

4. Малевич И. Азиатский треугольник драконов. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 640 с.

5. Павлов И. Поведенческая теория - позитивный подход к исследованию экономической деятельности // Вопросы экономики. № 6. 2007. С. 64-75.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: УРСС, 2003. С. 186.

7. Рубинштейн Л. Духи времени. М., 2008. С. 137.

8. Стратегии социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 2.

9. Юрьев В. М., Бабаян В. Г., Дзюба С. М. Кон-формационная подвижность и устойчивость экономических систем // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2005. Вып. 3(39). С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.