УДК 347.53
Е. С. Витовская
НАЛОЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
E. S. Vitovskaya
DISCIPLINARY RESPONSIBILITY IMPOSING FOR ADMINISTRATIVE OFFENSES ON EMPLOYEES OF FEDERAL PENAL SYSTEM OF RUSSIA
Дисциплинарная ответственность сотрудников УИС является сложным правовым явлением, связанным с различными механизмами правового регулирования и регламентированным различными видами законодательства. Административные правонарушения, совершаемые действующими сотрудниками УИС, оказывают крайне негативное воздействие на соблюдение режима и дисциплину осуждённых лиц. Необходимо принять нормативные правовые акты, которые устранят пробелы в правовом регулировании наложения дисциплинарной ответственности за административные правонарушения на сотрудников УИС.
The disciplinary responsibility of employees of Federal Penal System of Russia is the difficult legal phenomenon connected with various mechanisms of legal regulation and regulated by various kinds of the legislation. The administrative offenses made by operating employees Federal Penal System of Russia, have the extremely negative influence on observance of a mode and discipline of the condemned persons. It is necessary to accept standard legal certificates which will eliminate blanks in legal regulation of imposing of a disciplinary responsibility for administrative offenses on employees Federal Penal System of Russia.
Ключевые слова: административное правонарушение, дисциплинарная ответственность, уголовно-исполнительная система, сотрудник уголовно-исполнительной системы, служебная дисциплина.
Key words: an administrative offense, a disciplinary responsibility, penal system, the employee of penal system, office discipline.
В последнее время в Российской Федерации происходит активная модификация действующего административного законодательства. Только в 2011 году изменения и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) вносились 43 раза1. Это свидетельствует о явном стремлении государства поставить в чёткие правовые рамки деятельность властвующих субъектов и усовершенствовать регламентацию привлечения к административной ответственности специальных субъектов, в числе которых сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее -УИС), виновные в совершении различных административных правонарушений.
Данное направление юридической практики является чрезвычайно важным ввиду того, что дальнейшее развитие демократии и построение правового государства невозможно без соблюдения дисциплины и законности в обществе. В органах и учреждениях УИС указанное обстоятельство имеет особое значение, поскольку совершение противоправного поведения самими сотрудниками УИС крайне отрицательно влияет на специфические отношения подчинённости между этими сотрудниками и осуждёнными, ведь на осуждённых изначально возложена обязанность выполнять все законные требования и распоряжения сотрудников УИС. Совершение сотрудниками УИС административных правонарушений, которые влекут за собой дисциплинарную ответственность, подрывает в УИС принципы законности, справедливости, объективности при отбытии осуждёнными наказания. Поэтому соблюдение законности сотрудниками пенитенциарной системы является «залогом
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства РФ. 2002. 07 января. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
неукоснительного исполнения уголовно-исполнительного законодательства и приоритетным направлением в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний»1.
Дисциплинарная ответственность «относится к наиболее распространённому виду юридической ответственности государственных служащих. Данный правовой институт уже занял определённую нишу в системе правовых средств управления государственной службой»2. Специальных исследований, посвящённых привлечению сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности за совершение административной правонарушений, не проводилось. На практике ощущается нехватка комплексных теоретико-прикладных исследований и разработок в области правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников учреждений и органов УИС России. Из самых последних проведенных научных исследований, частично затрагивающих эту тему, отдельно следует отметить кандидатскую диссертацию А. М. Колоскова, в которой проанализировано существующее правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников УИС РФ3. В 2011 году была опубликована монография этого же автора на тему «Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»4.
Рассматриваемая проблема имеет несомненное теоретическое и прикладное значение. Несмотря на то, что большинство работников добросовестно выполняют свой служебный и гражданский долг, в последние годы наблюдается рост административных правонарушений среди сотрудников УИС. Статистические данные о состоянии дисциплины в органах и учреждениях УИС в целом и по территориальным органам ФСИН России в частности демонстрируют отрицательную тенденцию. Рост нарушений служебной дисциплины среди сотрудников УИС является значительным. Если в 2005 г. было наказано 23 144 сотрудника, то в 2010 г. - уже 29 498 человек, допустивших нарушения служебной дисциплины, т. е. на 27,4 % больше5. По имеющимся данным ФСИН России «по сравнению с 2008 г. рост нарушений дисциплины составил 36,1 %, а с 2009 г. - 21,8 %»6. Подобное положение дел стало возможным в результате ненадлежащего контроля со стороны руководителей и слабой исполнительской дисциплины сотрудников некоторых территориальных органов УИС.
Изучение института наложения дисциплинарной ответственности за административные правонарушения на сотрудников уголовно-исполнительной системы осложняется высоким уровнем латентности в исследуемой сфере. Так, отдельные руководители допускают сокрытие случаев совершения сотрудниками УИС административных правонарушений, проявляют беспринципность в их оценке.
Периодически выявляются сведения о совершённых сотрудниками УИС административных правонарушениях, которые не были зарегистрированы и по ним не проводилось административное расследование, что ведёт к росту искусственной латентности этих противоправных деяний и неприменение за их совершение мер дисциплинарной ответственности. В территориальных органах УИС допускается значительное количество ошибок при заполнении форм статистической отчетности. Не всегда должным образом налажен контроль за прохождением информации в базу
1 Сведения о соблюдении законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы территориальных органов ФСИН России, действующих в Южном федеральном округе / Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области. Ростов-н/Д, 2010. С. 1.
2 Колосков А. М. К вопросу о служебной подчинённости как признака дисциплинарной ответственности государственных служащих // Российский следователь. 2007. № 17. С. 36.
3 Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
4 Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. 163 с.
5 Организация воспитательной работы с личным составом в уголовно-исполнительной системе : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2010. С. 58.
6 Обзор о состоянии дисциплины и законности среди сотрудников УИС за 2010 год (исх. № 7-5101-02 от 25.03.2011 г.). М.: ФСИН России, 2011. С. 2.
данных федерального казённого учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России).
Отсутствие исследований на монографическом уровне специфики наложения дисциплинарной ответственности за административные правонарушения на сотрудников УИС осложняет раскрытие данной темы. К тому же проблема реагирования государства на противоправные деяния сотрудников УИС сама по себе является актуальной, поскольку они должны служить образцом для остальных граждан (прежде всего осуждённых) в соблюдении законов. Если этого не происходит, применяемые меры наказания должны соответствовать тяжести совершённого административного проступка и иметь ярко выраженное превентивное воздействие.
Нормативная база наложения дисциплинарной ответственности на сотрудников УИС за совершение административных правонарушений основывается на Конституции РФ1, КоАП РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, различных подзаконных нормативных актах, дисциплинарной, административной и судебной практике.
В повседневной работе кадровых подразделений УИС используются также различные инструкции и методические рекомендации: Инструкция об организации проведения служебных проверок в УИС, утверждённая приказом ФСИН России от 17.03.2009 г. № 1042; Инструкция о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ в органах и учреждениях УИС, утверждённая Приказом Минюста России от 05.06.2005 . № 763; Методические рекомендации по проведению служебных проверок по фактам совершения дисциплинарных проступков сотрудниками УИС4.
Несмотря на наличие множества нормативных правовых актов, они не устраняют основную проблему правового регулирования института дисциплинарной ответственности сотрудников УИС за совершение ими административных правонарушений - пробельность и несовершенство действующего законодательства в рассматриваемой области, которое во многом устарело.
Вновь принятые нормативные правовые акты не устраняют имеющихся пробелов в правовом регулировании. Так, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, уделяется внимание только профилактическим мерам по предупреждению правонарушений осуждёнными5, но ничего не указано о необходимости создания условия для минимизации административных правонарушений среди сотрудников УИС. К данной категории относится рядовой и младший начальствующий состав, старший начальствующий состав, а также высший начальствующий состав.
Проведённый анализ дисциплинарной практики в органах и учреждениях УИС показывает, что проблема роста и распространённости административных правонарушений в ФСИН России возникает в том числе и по указанной выше причине. Неурегулированными остаются многие постоянно развивающиеся общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных проступков. До сих пор не закреплено законодательное определение дисциплинарного проступка.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. 26 января. № 4. Ст. 445.
2 Инструкция об организации проведения служебных проверок в УИС. Утв. приказом ФСИН России от 17.03.2009 г. № 104.
3 Инструкция о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ в учреждениях и органах УИС. Утв. Приказом Минюста России от 05.06.2005 г. № 76.
4 Методические рекомендации по проведению служебных проверок по фактам совершения дисциплинарных проступков сотрудниками УИС. М., 2005.
5 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства РФ. 2010. 25 октября. № 43. Ст. 5544.
Имеются спорные вопросы разграничения дисциплинарной ответственности сотрудников УИС с другими видами юридической ответственности. Приведённые аргументы доказывают насущную необходимость внесения предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной деятельности.
Органы и учреждения УИС России являются составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебная дисциплина сотрудников УИС должна регулироваться Дисциплинарным уставом ОВД, а не Положением о службе в ОВД РФ 1992 года1. Принятие в 2011 году федерального закона «О полиции»2 не решило проблему регламентации дисциплинарных отношений в УИС и не устранило имеющиеся недостатки.
Ещё одним аспектом проблемы правового регулирования рассматриваемого института является недостаточная защищённость самих сотрудников УИС от необоснованного применения к ним мер дисциплинарного воздействия за проступки, не подпадающие под действие КоАП РФ. В органах и учреждениях УИС РФ не налажена действенная система и эффективные меры контроля за правомерностью и законностью налагаемых на сотрудников дисциплинарных взысканий.
Для рассмотрения оснований и порядка наложения дисциплинарной ответственности за административные правонарушения на сотрудников УИС, необходимо сформулировать понятие служебной дисциплины и определить её характерные признаки, дать определение дисциплинарному проступку сотрудника УИС.
Дисциплина, по мнению Д. А. Гавриленко, «означает подчинение участников совместных действий установленному порядку и единому руководству»3. Согласно закреплённому в Положении о службе в органах внутренних дел определению «служебная дисциплина - это соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и
- 4
осуществлении имеющихся у них правомочий» .
Понятие служебной дисциплины в органах и учреждениях УИС РФ в законодательных актах не закреплено, что является пробелом в правовом регулировании. По мнению А. М. Колоскова, с которым следует согласиться, служебная дисциплина в УИС - «это порядок применения и/или соблюдения сотрудниками УИС служебных полномочий, установленных международными правовыми актами, законодательством Российской Федерации, приказами министра юстиции Российской Федерации, приказами директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, прямых начальников, Присягой, контрактом о службе, должностным регламентом»5.
Служебная дисциплина в органах и учреждениях УИС является отдельным видом служебной дисциплины в целом. Ей характерны как общие, так и присущие исключительно служебной дисциплине сотрудников УИС признаки.
1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». М., 2012.
2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. 14 февраля. № 7. Ст. 900.
3 Гавриленко Д. А. Дисциплина в советском государственном аппарате и организационно-правовые средства ее обеспечения. Мн.: Наука и техника, 1979. С. 7.
4 Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
5 Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: автореф. дис.....канд. юрид. наук. М., 2011. С. 8.
Общие признаки служебной дисциплины в УИС довольно подробно изучены и описаны в научной литературе1. К ним относятся такие признаки, как:
1) правовая природа служебной дисциплины в УИС;
2) социальное назначение служебной дисциплины в УИС, выражающаяся в интеграции усилий сотрудников УИС по достижению целей исполнения наказания осуждёнными;
3) характер управленческих отношений, который всегда носит служебная дисциплина;
4) выполнение функции необходимого интегрирующего элемента организации государственной службы в УИС;
5) объективно-субъективный характер служебной дисциплины в УИС;
6) обеспеченность служебной дисциплины в УИС средствами государственно-правового принуждения, а также мерами общественного воздействия.
К особенностям служебной дисциплины сотрудников учреждений и органов УИС необходимо отнести то, что «она находится в непосредственной взаимосвязи с дисциплиной осуждённых и оказывает влияние на эффективность исполнения наказаний в целом»2.
Дисциплинарная ответственность является одним из средств укрепления служебной дисциплины. Государственное принуждение, проявляющееся в форме дисциплинарных взысканий, «направлено на охрану отношений, связанных с исполнением государственными служащими своих должностных обязанностей»3.
Сотрудники УИС относятся к специальным субъектам административно-правовых отношений. По состоянию на 01.01.2011 г. штатная численность персонала УИС составила 346,3 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 257,1 тыс. (кроме того, переменный состав - 7,1 тыс.)4. Как указывает Ф. Ф. Кренслер, «рост нарушений законности и снижение уровня служебной дисциплины, текучесть кадров и недостаточный уровень профессионализма сотрудников, распространяющиеся социальные девиации, факты предательства интересов службы, занятие коммерцией не способствуют повышению социального престижа профессии сотрудника УИС, авторитета УИС в обществе»5. При привлечении к ответственности за административные правонарушения, связанные с прохождением службы, на сотрудников УИС распространяются требования статьи 2.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения сотрудники учреждений и органов УИС, имеющие специальные звания, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за совершение которых сотрудники учреждений и органов УИС несут административную ответственность на общих основаниях.
К таким противоправным деяниям относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8,
1 См., напр.: Ведерников Л. М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства её обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. 24 с.; Гавриленко Д. А., Подупейко А. А. Служебная дисциплина в органах внутренних дел: сущность, значение и способы укрепления : учебное пособие. Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2000. 102 с.
2 Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. С. 8.
3 Колосков А. М. К вопросу о служебной подчинённости как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих // Российский следователь. 2007. № 17. С. 35.
4 [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.fsin.su. (дата обращения 14.02.2012)
5 Кренслер Ф. Ф. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере служебно-профессионального продвижения её сотрудников: дис. . канд. юрид. наук. Псков, 2011. С. 3.
статьёй 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьёй 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4, частью 5 статьи 19.8 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В дисциплинарном производстве в УИС субъектами, помимо лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений, являются должностные лица, «правомочные возбудить производство по делу о дисциплинарном проступке; субъекты, правомочные осуществлять контроль за деятельностью сотрудников УИС и ходатайствовать о возбуждении дела о дисциплинарном проступке; субъекты, правомочные рассмотреть и вынести решение по делу; субъекты, содействующие дисциплинарному производству»1.
К стадиям дисциплинарного производства в УИС относятся: возбуждение дисциплинарного дела, служебная (дисциплинарная) проверка, рассмотрение и разрешение дела, исполнение решения по дисциплинарному делу, пересмотр решения по дисциплинарному делу.
Специфика дисциплинарного производства состоит в разрешении определённых административно-правовых споров (дисциплинарных споров). Особенностью данных споров, во-первых, является то, что они возникают между руководством органа или учреждения УИС, с одной стороны, и сотрудником данного органа или учреждения, с другой. Стороны дисциплинарного спора находятся между собой в отношениях субординации. Для них характерна служебная подчинённость.
Во-вторых, особенностью дисциплинарных споров является специфика предмета спора. В данном случае в качестве предмета спора выступает определённое административное право, а именно - право руководителя применять дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные споры возникают в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения (руководства органа или учреждения УИС) представлением о том, что её права и законные интересы нарушаются либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны (сотрудником УИС).
Следует отметить, что дисциплинарные споры в УИС имеют ярко выраженный административный характер. Он обусловлен административно-правовой природой отношений на службе в органах и учреждениях УИС. В связи с этим дисциплинарные споры в УИС являются разновидностью административных споров, а дисциплинарное производство в УИС относится именно к административной юрисдикции. Отнесение его к трудо-дисциплинарной юрисдикции некорректно, поскольку последняя в своей основе имеет трудовые, а не служебные отношения2.
КоАП РФ, предусматривая возможность наложения на сотрудников УИС дисциплинарной ответственности за административные правонарушения, фактически приравнивают различные основания наступления ответственности - административный и дисциплинарный проступки. Однако законодательного определения дисциплинарного проступка сотрудников УИС не существует. В результате в правоприменительной деятельности возникают трудности, связанные с необходимостью разграничения дисциплинарного проступка с другими видами правонарушений. Зачастую это приводит к субъективному толкованию содеянного со
1 Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. С. 6.
2 Колосков А. М. К вопросу об административно-юрисдикционном характере дисциплинарного производства в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе : матер. международн. научно-практич. конф. Владимир, 2009. С. 318.
стороны должностных лиц, уполномоченных принимать решения по поводу квалификации совершенного правонарушения.
Складывающееся положение возможно исправить посредством законодательного закрепления дисциплинарного проступка, которое может быть сформулировано следующим образом: дисциплинарный проступок сотрудника УИС представляет собой виновное деяние (действие или бездействие), проявлением которого является неисполнение либо ненадлежащее исполнение или превышение служебных полномочий сотрудником УИС, закреплённых в нормативных правовых и иных актах при отсутствии признаков правонарушения уголовного или административного характера, за которое КоАП РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Разграничение дисциплинарных проступков и административных правонарушений сотрудников УИС необходимо производить как по видам правонарушений, так и по их степени тяжести, степени причинённого вреда (ущерба), наступившим правовым последствиям.
По порядку осуществления отличие дисциплинарной ответственности от административной состоит в том, что «к дисциплинарной ответственности виновные привлекаются теми должностными лицами и органами, от которых зависит назначение провинившихся на должность или которым нарушители дисциплины подчинены по службе»1.
Дисциплинарная ответственность, которую несут сотрудники УИС за совершённые административные правонарушения, является одним из неотъемлемых элементов дисциплинарно-правового режимам УИС. Этот режим может быть определён в качестве особой системы регулятивного воздействия на дисциплинарно-правовые отношения, опосредованной административно-правовым методом. В результате реформирования государственной службы «такой критерий различия между дисциплинарной и административной ответственностью, как служебная подчинённость, перестанет иметь место»2.
Проведённый анализ теоретических и правовых основ дисциплинарной ответственности сотрудников УИС за совершение ими административных правонарушений, порядок реализации данного института, являющийся фактором обеспечения добросовестного выполнения сотрудниками возложенных на них служебных обязанностей, показал, что для решения перечисленных проблем необходимы разработка и принятие отдельного нормативного правового акта, в рамках которого были бы полностью урегулированы административные и дисциплинарные отношения в органах и учреждениях УИС. Таким нормативным правовым актом мог бы стать федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе». Нормы о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС, которые будут содержаться в этом федеральном законе в случае его разработки и принятия, должны коррелировать с аналогичными нормами КоАП РФ. Кроме того, необходимо приложить усилия к решению вопроса о подготовке и принятии ещё двух нормативных правовых актов -федерального закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации» и Дисциплинарного кодекса сотрудников государственной правоохранительной службы, в которых должны быть закреплены и урегулированы наиболее общие, основные вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников за совершение административных правонарушений, система и порядок применения дисциплинарных взысканий, виды дисциплинарных проступков и административных правонарушений, за которые налагаются дисциплинарные взыскания; перечень обстоятельств, смягчающих и
1 Никифоров А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: дис. . канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 32.
2 Климкина Е. В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России: дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 33.
отягчающих дисциплинарную ответственность сотрудников, в том числе проходящих службу в органах и учреждениях УИС РФ.
Имеющаяся в КоАП РФ статья 2.5 является отсылочной правовой нормой и не вносит ясности в порядок наложения на виновных в совершении административного правонарушения сотрудников УИС дисциплинарного наказания. Поэтому необходима максимально подробная правовая регламентация производства по делам об административных правонарушениях сотрудников УИС, за совершение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Предметом дальнейших исследований в данной сфере должен стать, в первую очередь, порядок привлечения сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности за административные правонарушения, а также практика применения действующего законодательства.
Таким образом, институт дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является важнейшим средством обеспечения законности и эффективности в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечивающий специфический порядок регулирования и укрепления служебной дисциплины сотрудников УИС. Данный институт связан с государственной службой, имеет свои ярко выраженные специфические особенности и поэтому нуждается в особо тщательном правовом оформлении. Дисциплинарная ответственность сотрудников УИС за административные правонарушения носит административно-юрисдикционный характер. Отрицательным последствием недостаточной урегулированности рассматриваемого института является тенденция роста общего количества административных проступков сотрудников УИС. В настоящее время такие отношения регламентируются давно устаревшим Положением о службе в органах внутренних дел РФ, принятом ещё 20 лет назад. Этот нормативный акт уже не отражает современную специфику служебных и дисциплинарных отношений сотрудников в период прохождения ими службы в УИС РФ. Пробельность правового регулирования в данной сфере недопустима и требует скорейшего устранения, поскольку сотрудники УИС по роду своей деятельности занимаются важнейшей функцией правового государства - исполнением уголовных наказаний лиц, совершивших преступления и осужденных по решения суда.
В конечном итоге необходимо создать стройную систему нормативных правовых актов, достаточно подробно регламентирующих порядок применения дисциплинарной ответственности в отношении сотрудников УИС, совершивших административные правонарушения. Основными элементами этой системы должны стать федеральный закон «О правоохранительной службе в Российской Федерации», Дисциплинарный кодекс сотрудников государственной правоохранительной службы и федеральный закон «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». Особенности дисциплинарного производства в УИС предлагается закрепить в Дисциплинарном регламенте ФСИН России, который на сегодняшний день в такой форме отсутствует. Правовые нормы, закреплённые в предлагаемых нормативных правовых актах, должны быть полностью согласованы между собой.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 26 января. -№ 4.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 07 января. - № 1 (ч. 1).
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - 14 февраля. - № 7.
4. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 25 октября. - № 43.
6. Приказ Минюста России от 05.06.2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ в учреждениях и органах УИС».
7. Приказ ФСИН России от 17.03.2009 г. № 104 «Об утверждении Инструкции об организации проведения служебных проверок в УИС».
8. Методические рекомендации по проведению служебных проверок по фактам совершения дисциплинарных проступков сотрудниками УИС. - М., 2005.
9. Ведерников Л. М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства её обеспечения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1996. - 24 с.
10.Гавриленко Д. А. Дисциплина в советском государственном аппарате и организационно-правовые средства её обеспечения. - Мн.: Наука и техника, 1979.
11.Гавриленко Д. А., Подупейко А. А. Служебная дисциплина в органах внутренних дел: сущность, значение и способы укрепления : учебное пособие. - Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2000. - 102 с.
12.Климкина Е. В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
13.Колосков А. М. К вопросу о служебной подчинённости как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих // Российский следователь. - 2007. - № 17.
14.Колосков А. М. К вопросу об административно-юрисдикционном характере дисциплинарного производства в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе : матер. международн. научно-практич. конф. - Владимир, 2009.
15.Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
16.Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : монография. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. 163 с.
17.Колосков А. М. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : автореф. дис..... канд. юрид.
наук. - М., 2011.
18.Кренслер Ф. Ф. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере служебно-профессионального продвижения её сотрудников : дис. ... канд. юрид. наук. - Псков, 2011.
19.Никифоров А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : дис. . канд. юрид. наук. - Омск, 1998.
20.Обзор о состоянии дисциплины и законности среди сотрудников УИС за 2010 год (исх. ФСИН России № 7-5101-02 от 25.03.2011 г.
21.Организация воспитательной работы с личным составом в уголовно-исполнительной системе : информационно-аналитический сборник. - Тверь, 2010.
22.Сведения о соблюдении законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы территориальных органов ФСИН России, действующих в Южном федеральном округе // Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области. - Ростов-н/Д, 2010.