Научная статья на тему 'Налоговый потенциал как фактор экономического роста региона'

Налоговый потенциал как фактор экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / BUDGET / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕДОИМКА / ARREARS / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / DEBT / FISCAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Ш.М.

Оценка воздействия налоговой системы на эффективность финансового положения организации является одной из существенных научных и практических проблем в области налогообложения. Отсутствие какой-либо методики оценки налоговой нагрузки предприятий, применяемой на практике при анализе хозяйственной деятельности предприятия, и недостаточная теоретическая исследованность данной проблемы не обеспечивают в настоящее время объективной картины при оценке эффективности налоговой системы РФ. Поэтому в статье исследован метод определения налогового потенциала. Изучены обобщающие и частные показатели налогового потенциала. Проведен анализ соотношения задолженности и поступлений по налоговым платежам в бюджетную систему Республики Дагестан. Одним из важнейших источников уплаты налогов может стать своевременное истребование предприятиями дебиторской задолженности. В статье нами проведен сравнительный анализ динамики налоговой недоимки и просроченной дебиторской задолженности, показывающийчто объем недоимок по налогам Республики Дагестан снижается, а просроченная дебиторская задолженность предприятий возросла за анализируемый период в почти два раза. Проведен анализ состава структуры поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Дагестан. Изучены основные параметры налогообложения. По разработанной методике проведен анализ налогового потенциала Республики Дагестан. Предложены меры по улучшению качества статистики и координации работы наших уполномоченных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax potential and its main components

Assessment of the tax system impact on the organization’s financial situation efficiency is one of the significant scientific and practical problems of taxation. Lack of methodology for the assessment of tax loading of the enterprises used in the analysis of economic activity of the enterprise, and lack of theoretical research into this problem do not provide an objective picture while assessing the tax system efficiency of the Russian Federation. Thus, the article studies a method of determining the tax potential. Generalizing and private indicators of tax capacity are also studied. The analysis of the ratio of debt and income tax payments to the budget system of the Republic of Dagestan was made. One of the most important sources of taxes can be a timely recovery of the companies’ accounts receivable. A comparative analysis of the dynamics of tax arrears and overdue receivables is made in the article. The amount of arrears of the Dagestan budget system has decreased and overdue accounts receivable of enterprises have increased in the analyzed period in almost two times. The analysis of the composition of tax revenues to the consolidated budget of the Republic of Dagestanis made. The basic parameters of taxation are studied, the analysis of tax potential of the Republic of Dagestan is made. The measures to improve the quality of statistics and coordinating the work of the competent authorities areproposed.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал как фактор экономического роста региона»

УДК 330

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-65-71 Ш.М.Исаева

Налоговый потенциал как фактор экономического роста региона

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а;Shamsi69@rambler.ru

Оценка воздействия налоговой системы на эффективность финансового положения организации является одной из существенных научных и практических проблем в области налогообложения. Отсутствие какой-либо методики оценки налоговой нагрузки предприятий, применяемой на практике при анализе хозяйственной деятельности предприятия, и недостаточная теоретическая исследованность данной проблемы не обеспечивают в настоящее время объективной картины при оценке эффективности налоговой системы РФ. Поэтому в статье исследован метод определения налогового потенциала. Изучены обобщающие и частные показатели налогового потенциала.

Проведен анализ соотношения задолженности и поступлений по налоговым платежам в бюджетную систему Республики Дагестан.

Одним из важнейших источников уплаты налогов может стать своевременное истребование предприятиями дебиторской задолженности. В статье нами проведен сравнительный анализ динамики налоговой недоимки и просроченной дебиторской задолженности, показываю-щийчто объем недоимок по налогам Республики Дагестан снижается, а просроченная дебиторская задолженность предприятий возросла за анализируемый период в почти два раза.

Проведен анализ состава структуры поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Дагестан. Изучены основные параметры налогообложения. По разработанной методике проведен анализ налогового потенциала Республики Дагестан. Предложены меры по улучшению качества статистики и координации работы наших уполномоченных органов.

Ключевые слова:налоги, бюджет, налоговый потенциал, недоимка, задолженность.

Одной из важнейших и наиболее дискуссионной в теории и практике налогового планирования является проблема расчета налогового потенциала, подходы к которой претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России.

В общем смысле понятием «потенциал» (от лат.potentia - возможность, мощность) обозначают "источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Среди задач становления экономики нашей страны по остроте, актуальности и практическому значению одно из ведущих мест принадлежит концептуальному совершенствованию финансовой и налоговой системы в нашей стране. На современном рубеже становления экономики, когда остро стоит вопрос о надобности предложения ре-гионаммотивированной госпомощи, высококачественные оценки социально-экономического состояния региона оказываются неполными и не дают возможность брать на себя адекватные заключения в сфере налогообложения вследствиеискажённой информации о налоговом потенциале региона.

Решение этих задач содержит научный и практический смысл для совершенство-ваниясистемы взаимоотношений между предприятиями и бюджетом.

Насовременном этапе влияниесистемы налогообложения наработусубъектов экономики и оценки их налогового потенциала остаютсямалоисследованными. Впро-

чем,в данный момент проводится разработка теоретических и научно обоснованных практических назначений анализа налоговой нагрузки и налогового потенциала субъектов экономики в рамках механизма реализации налоговой политики.

Так, кардинальных изменений претерпела методика расчёта налогового потенциала. Ежегодно в составе регионального бюджета на очередной финансовый год утверждается фонд финансовой поддержки муниципальных образований для распределения дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности.

Новая методика оценки налогового потенциала территорий основывается на показателе валовой добавленной стоимости, произведенной в основных отраслях экономики в базовом периоде: промышленность, строительство, сельское хозяйство, рыночные услуги.

Для получения полного представления о территориальной структуре налогового потенциала необходимо учитывать целый ряд параметров налогообложения. К ним можно отнести собираемость налогов, ставку налогообложения, налоговую отсрочку, различия в налоговой нагрузке, налоговые льготы, структуру налоговых поступлений, налогоспособность предприятий и т. д.

Собираемость налоговых поступлений говорит о полноте наращиванияналогового потенциала региона. Соотношения задолженности и поступлений по налоговым платежам в бюджетную систему на территории Республики Дагестан можно проанализировать по следующей таблице (табл. 1):

Таблица 1.

Анализ соотношения задолженности и поступлений по налоговым платежам в бюджетную систему на территории Республики Дагестан

Период Соотношение задолженности к поступлениям по налоговым платежам Всего в том числе

бюджет РФ территориальный бюджет

2011 г. поступления, млн руб. 1190,6 346,6 844,5

задолженность, млн руб. 621,6 296,3 325,3

уд. вес, % 52,2 85,5 38,5

2012 г. поступления, млн руб. 2008,1 642,2 13654,9

задолженность 755,8 392,4 363,4

уд. вес, % 37,6 61,1 26,6

2013 г. поступления, млн руб. 3148,3 1281,8 1866,5

задолженность, млн руб. 1068,1 796,9 2712,0

уд. вес, % 33,9 62,2 14,5

2014 г. поступления, млн руб. 4681,9 1612,6 3069,3

задолженность 1058,4 624,4 434,0

уд. вес, % 22,6 38,7 14,1

Низкая собираемость налоговых поступлений свидетельствует, с одной стороны, о существующих в регионе проблемах, с другой стороны, о возможности увеличения бюджетных доходов в будущем.

В частности по Дагестану, как заявил министр финансов, в результате проводимой работы объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Дагестан за 2015 год составил 184 % к уровню 2013 года. В то же время, по оперативным данным УФНС по РД,задолженность перед бюджетом по этим платежам

на 1 января 2016 года составила 1058,4 млн рублей, или 22,6 %,и таким образомсокра-тиласьпо сравнению с 2015 годом на 11,3 %.

Одним из важнейших источников уплаты налогов может стать своевременное истребование предприятиями дебиторской задолженности.

В статье нами проведен сравнительный анализ динамики налоговой недоимки и просроченной дебиторской задолженности (см. табл. 2).

Таблица 2. Структура налоговой недоимки бюджета и просроченной дебиторской задолженности по отраслям экономики РД (млн руб.)

Годы Недоимка Просроченная дебиторская задолженность

2010г. 464,5 998,6

2011г. 562,5 1051,7

2012г. 623,6 1158,2

2013г. 386,1 1045,1

2014г. 394,6 2237,7

Всего по годам: 2431,3 6491,3

Из таблицы видно, что объем недоимки по Республике Дагестан в бюджетной системе за указанный период снижается, а просроченная дебиторская задолженность предприятий возросла за данный период в 2,2 раза.

Просроченная дебиторская задолженность растет более быстрыми темпами по сравнению с недоимкой по налогам в бюджет. Подобную ситуацию можно объяснить нерациональностью расходования инвестиционных кредитов, предоставляемых предприятиям за счет бюджетной системы.

Кроме того, отметим, что в 2013 г. по сравнению 2012г. недоимка снизилась на

38.1 %, а просроченная дебиторская задолженность - на 9,8 %. Следовательно, можно сказать взысканная дебиторская задолженность использовалась на покрытие недоим-киили на покрытие внутренних потребностей предприятия и является своего рода инвестиционным кредитом, что должно улучшить финансовые результаты деятельности предприятий и отрасли в целом. В противном случае это свидетельствует об использовании взысканной дебиторской задолженности на непроизводительные цели руководства предприятия.

Цифры подтверждают, что просроченная дебиторская задолженность является одним из важнейших внутренних источников отраслей экономики по снижению недоимки и налоговым резервом регионов.

На перспективы изменения налоговых доходов влияет также структура налоговых поступлений в регионе: чем более она диверсифицирована как по видам налогов, так и по отраслям экономики, тем выше устойчивость налоговых платежей. Только от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Дагестан за 9 месяцев 2016 года поступило налогов и иных платежей в размере 904,8 млн руб., или 15,5 % от общего объема собственных доходов против 5 % за аналогичный период прошлого года. Прирост составил 61 %. Структуры налоговых платежей выглядят следующим образом: НДФЛ - 35,6 %, налог на прибыль - 18,1 %, НДС -

16.2 %,налог на имущество - 11 %, акцизы - 8,1 % (см. табл. 3).С учётом того, что в состав налога на доходы включены НДФЛ, страховые взносы и единый налог, можно судить об относительной равномерности платежей по налогам.

Таблица 3. Анализ поступления налогов и сборов в бюджетную систему Республики

Дагестанв январе-декабре 2016 года

В бюджеты всех уровней в т.ч. в бюджет территории

млн рублей удельный вес в общей сумме поступлений, в %

млнруб. удельный вес в общей сумме поступлений, в %

2016 2015

2016 2015

Всего в том числе 10563,3 100 100 7654,5 100 100

Налог на совокупный доход 306,5 2,9 2,7 306,5 4,0 4,0

Налог на добавленную стоимость 1708,1 16,2 18,6

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 1907,3 18,1 15,5 1495,1 19,5 18,4

Налог на доходыфизических лиц 3758,6 35,6 32,9 3758,6 49,1 49,2

Платежи за пользование природными ресурсами 697,9 6,6 9,9 36,7 0,5 0,7

Акцизы 853,3 8,1 8,8 833,6 10,9 12,4

Налоги на имущество 1160,4 11,0 9,4 1160,4 15,2 14,0

Прочие 170,7 1,5 2,2 63,1 0,8 1,3

Динамику налоговых платежей можно проследить по следующей диаграмме: Динамика структуры поступлений налогов и сборов в 2016г.

(в % к общей сумме поступлений, на конец месяца)

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

□ прочие □акцизы

□ налог на прибыль предприятий и организаций

□ налог на добавленную стоимость

Анализ вышеприведенных данных позволяет лишь косвенным образом оценить налоговый потенциал, его качественные характеристики. Абсолютного числового выражения можно достичь, проведя комплекс расчётов по новой методике, используя

данные о валовой выручке, материальных затратах, затратах на оплату труда и амортизации, а также рассчитав ряд относительных показателей структуры добавленной стоимости.

Таким образом, в целях разрешения проблемы неплатежей в бюджет необходимо стимулировать предприятия к взысканию просроченной дебиторской задолженности. Однако, чтобы региональные органы власти побуждали предприятия к такому действию, необходима их собственная заинтересованность в определении реального налогового потенциала, поиске внутренних налоговых резервов и их эффективного использования.

Проведенное исследование влияния факторов хозяйственной деятельности предприятий на величину денежной составляющей налоговых обязательств позволило определить показатели, характеризующие налоговый потенциал предприятия.

По результатам вычислений можно сделать вывод о существенном росте налогового потенциала на 30 %, оценочная величина которого составила к 2016 году примерно 14700900 тыс. рублей. Проводя факторный анализ приращения потенциала на сумму более чем 3,3 млрд руб., можно отметить, что соответствующее увеличение налоговой базы, то есть добавленной стоимости, на 30 % обусловлено повышением в 2016 году по сравнению с 2015 годом размера валовой выручки в целом по республике на 34 %, материальных затрат на 42 %, трудовых затрат на 27 % и амортизации на 39 % (см. табл.

4).

Таблица 4

Анализ налогового потенциала на примере Республики Дагестан за 2015-2016гг.

Показатели: 2015 2016 Изменение Темпы роста

Выручка 43517342 58335500 14818158 1,34

Материальные затраты 15278307 21700319 6422012 1,42

Затраты на оплату труда 5932278 7532125 1599847 1,27

Амортизация 1661179 2302793 641614 1,39

Добавленная стоимость 28239035 36635181 8396146 1,30

Доля добавленной стоимости в вы- 0,649 0,628 -0,021 0,97

ручке

Доля трудовых затрат в добавлен- 0,210 0,206 -0,004 0,98

ной стоимости

Доля амортизации в добавленной 0,059 0,063 0,004 1,07

стоимости

Налоговый потенциал 11325743,6 14700900 3375157 1,30

И наконец, говоря об использовании налогового потенциала, необходимо оценить уровень налогового бремени, то есть сумму фактически собранных за 2016 год налогов, которая составляет, по оперативным данным УФНС по РД, 10563,3 млн руб., что на 22,7 % больше поступления налогов за этот же период 2015 года. Таким образом, негативным является тот факт, что, во-первых, доля взысканных налогов составляет примерно 72 % от всех потенциальных сборов при учёте того, что дагестанской экономике не приписано каких бы то ни было налоговых послаблений в ставках и льготах,и во-вторых, отставанием темпа роста взимаемых совокупных налогов к потенциальным платежам, что свидетельствует об относительно неудовлетворительной работе по налоговому администрированию.

В этой связи премьер-министр Дагестана АбдусамадМустафаевичГамидов обобщил задачи, поставленные перед Правительством Президентом Рамазаном Гаджимура-довичем в своём ежегодном послании НС: увеличение доли собственных доходов в два раза к 2018 году требует задействования дополнительных резервов. Наиболее перспективные области - это акцизы на алкоголь, ГСМ, малый бизнес. Наряду с этим, решение видится в наращивании своей налоговой базы за счет улучшения организации сбора налогов, вывода значительной части экономики из теневого сектора, повышения спроса с кадров. Этому способствовало бы улучшение качества статистики и координации работы наших уполномоченных органов. В этой связи для изменения ситуации с доходами консолидированного бюджета необходимо:

- отраслевым министерствам и ведомствам, Минфину, Минэкономики совместно с УФНС по Республике Дагестан провести оценку налогового потенциала по каждой отрасли экономики в территориальном разрезе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в каждом отраслевом министерстве определить группы специалистов по мониторингу развития налогового потенциала отрасли с разработкой мероприятий по снижению уровня теневой и неформальной экономики;

- Министерству финансов проработать вопрос формирования межведомственного Совета по развитию налогового потенциала республики с участием ответственных специалистов отраслевых ведомств.

Увеличение налогового потенциала нужно рассматривать не с точки зрения снижения ставок налогов, а в большей степени с точки зрения увеличения вновь созданной добавленной стоимости. Увеличить налоговый потенциал можно только в том случае, если одновременно увеличивается эффективность производства. Добавленная стоимость должна расти более быстрыми темпами, чем снижение налоговой нагрузки.

Представленная методика анализа налогового потенциала позволит более обоснованно подходить к определению показателей по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет и наращивание налогового потенциала.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 апреля 2011 г. - Новосибирск: Изд-восиб. унив., 2015. - С. 656.

2. Закон от 27 декабря 2014 года № 85 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

3. Баткибеков С., Кадочников П., Луговой О., Синельников С., Трунин И.Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета. Совершенствование межбюджетных отношений в России// Сборник статей. Сер. Научные труды ИЭПП. -№ 24Р. - М.: ИЭПП, 2000. - С. 83-237.

4. Девликомова Г.В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы.- 2011.- № 8. - С. 40-42.

5. Исаева Ш.М. Анализ налогового потенциала на примере Республики Дагестан. Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона. Махачкала,ГАОУ ВПО "ДГИНХ," 10-11 декабря, 2014. - Махачкала, 2015. -С.112-114.

6. Кадочников П., Луговой О., Синельников-Мурылев С., Трунин И.Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. - М.: Российско-канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 2001. - С. 403-408.

7. Султанов Г.С., Алиев Б.Х.Современная система налогообложения России: проблемы и пути решения //Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований. - Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», - 2016. -С.601-603.

8. Мусаева Х.М. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней. - Махачкала, 19-20 мая 2015. - С. 240.

9. Мусаева Х.М., Исаева Ш.М. Проблемы мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан: Анализ и оценка //Экономика и предпринимательство.- 2015. -Т. 9, № 42-3. - С. 401-404.

10. Мусаева Х.М.,Сиражутдинова С.И. Налоговый потенциал субъектов федерации: показатели и проблемы оценки. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2015.- С. 194-201.

Поступила в редакцию 19 сентября 2016 г.

UDC 330

DOI: 10.21779/2500-1930-2016-31-3-65-71

Tax potential and its main components Sh.M. Isayeva

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyevst., 43a; Sham-si69@rambler.ru

Assessment of the tax system impact on the organization's financial situation efficiency is one of the significant scientific and practical problems of taxation. Lack of methodology for the assessment of tax loading of the enterprises used in the analysis of economic activity of the enterprise, and lack of theoretical research into this problem do not provide an objective picture while assessing the tax system efficiency of the Russian Federation. Thus, the article studies a method of determining the tax potential. Generalizing and private indicators of tax capacity are also studied. The analysis of the ratio of debt and income tax payments to the budget system of the Republic of Dagestan was made.

One of the most important sources of taxes can be a timely recovery of the companies' accounts receivable. A comparative analysis of the dynamics of tax arrears and overdue receivables is made in the article. The amount of arrears of the Dagestan budget system has decreased and overdue accounts receivable of enterprises have increased in the analyzed period in almost two times.

The analysis of the composition of tax revenues to the consolidated budget of the Republic of Dagestanis made. The basic parameters of taxation are studied, the analysis of tax potential of the Republic of Dagestan is made. The measures to improve the quality of statistics and coordinating the work of the competent authorities areproposed.

Keywords: taxes, budget, fiscal capacity, arrears, debt.

Received19September, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.