Научная статья на тему 'Модель прогноза налоговых сборов и повышения собираемости налоговых платежей'

Модель прогноза налоговых сборов и повышения собираемости налоговых платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИНАМИКА ПРОГНОЗА / НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ / СТАНДАРТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кармокова Х.Б.

Рассмотрены вопросы налогового прогнозирования и оценки налогового потенциала в спектре поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ и субъектов Федерации, в частности, Кабардино-Балкарской Республики. На основе модели контроля налоговых поступлений, применяемой компанией Barents Group, разработана модель контроля и прогнозирования налоговых поступлений и сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель прогноза налоговых сборов и повышения собираемости налоговых платежей»

Налогообложение

УДК 336.22:657(470.64)

модель прогноза налоговых сборов

и повышения собираемости

о ,

налоговы1х платежей*

Х.Б. КАРМОКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета

E-mail: krb.karm@mail.ru Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова

Рассмотрены вопросы налогового прогнозирования и оценки налогового потенциала в спектре поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ и субъектов Федерации, в частности, Кабардино-Балкарской Республики. На основе модели контроля налоговых поступлений, применяемой компанией Barents Group, разработана модель контроля и прогнозирования налоговых поступлений и сборов.

Ключевые слова: математическое моделирование, динамика прогноза, налоговые сборы, стандарты международного бухгалтерского учета, налоговая система, налоговые гавани

Устойчивое развитие налоговой системы как фактора, обеспечивающего динамическую стабильность системы общественного воспроизводства, становится одной из приоритетных задач экономических преобразований.

В современной научной литературе налоговая проблематика занимает особое место в силу необходимости коренных налоговых улучшений в системе налогообложения. Вместе с тем происходящие изменения в налоговой системе, часто носящие

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете им. В.М. Кокова.

поверхностный характер, не способствуют повышению ее эффективности и не решают в полной мере возникающих проблем.

Глубокого научного анализа требуют проблемы функционирования механизма применения налоговых режимов, а именно:

- выбора базы исчисления различных видов налоговых платежей и определения уровня их оптимальных ставок;

- оценки возможностей использования и совершенствования механизма поступлений платежей в бюджет;

- определения степени научной обоснованности налогового прогнозирования и налогового планирования;

- определения актуальности научной разработки и моделирования контроля налоговых поступлений.

Переход к устойчивому повышению собираемости налогов и сборов предполагает структурную и функциональную реорганизацию системы налогообложения.

Специфические особенности развития системы налогообложения, характерные для периода ее развития, служат объективным препятствием перехода на траекторию устойчивого развития не только указанной системы, но и в целом национальной эко-

номики, что актуализирует исследование проблем ее структурной и функциональной организации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2012 №№ 86-РЗ «О патентной системе налогообложения на территории Кабардино-Балкарской Республики» налоговая система республики устанавливает единые правила налогообложения для всех участников налоговых отношений, отвечая при этом требованиям рыночных отношений.

Основная функция этих правил проявляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Изменяя налоговые законы в соответствии с экономическими процессами, государство получает в свое распоряжение возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следовательно, налоги выступают как наиболее эффективная форма управления рыночным хозяйством. Это достигается, если налоговый механизм обеспечивает:

- равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от стоимости;

- заинтересованность предпринимателя в получении дохода;

- стимулирование предприятий в развитии производства, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач.

В процессе исторического развития общества и государства возникает и используется множество разнообразных налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их и т.д.

Многообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообразных операций, воздействуя на разные стороны хозяйственной деятельности.

Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения и составляют налоговую систему. Построение ее определяется уровнем

экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.

В целом налоговая система претерпела определенные изменения из-за нестабильности экономического развития, а также несовершенства первоначальных разработок. Например, большинство видов экономической деятельности по Кабардино-Балкарской Республике обеспечивает своевременное поступление платежей в бюджет, однако существует негативная тенденция задержки выплат и несвоевременных взносов.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития. Такое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Как правило, исходя из контрольных цифр, заложенных в годовом бюджете, прогнозируется ежемесячный и квартальный план сборов. Если при выполнении плана наблюдается значительное расхождение между прогнозами и реальными поступлениями налогов, то выявляются причины этих расхождений и проводятся соответствующие корректировки как прогнозных значений, так и годовой суммы налога.

В связи с этим математическое моделирование динамики сбора налогов и возможность управления собираемостью налоговых поступлений является актуальной задачей.

Такая модель будет способствовать оптимизации процесса сбора налогов и налоговых поступлений. Очевидно, что модель контроля налоговых поступлений обладает огромным объемом информации и поэтому ее основное назначение - составление отчетов о налоговых поступлениях. Модель контроля налоговых поступлений, разработанная компанией Barents Group, позволяет получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных годовых итогов. Кроме того, она предусматривает

возможность сопоставлять фактические месячные поступления с прогнозными поступлениями и с поступлениями за соответствующий период прошлого года. Вместе с тем, на основе модели проводятся корректировки месячных и годовых сумм налогов с учетом уже поступивших фактических налогов. В модель входят следующие составляющие:

- модуль базы данных;

- модуль базовых прогнозов;

- модуль мониторинга и отчетов;

- модуль модификации прогнозов;

- модуль дополнительных свойств модели контроля налоговых поступлений.

По аналогии с этим методом автором разработана модель контроля и прогнозирования налоговых поступлений и сборов.

В модели на первом этапе строится динамика планового сбора налогов и поступления в течение определенного периода. Как показывает опыт, план сбора возрастает каждый последующий период, поэтому зависимость планового сбора Сплан(0 от времени имеет вид степенной функции

C (t) = C0tn, (1)

план V / 0 ? v /

где C0 - плановый сбор первого квартала;

n - показатель степени возрастания собираемости налога со временем. Однако фактический сбор налогов Сфакт(0 и поступлений отличается от планового, поэтому

СфЖт^) = Cot^, (2)

где m - степень отклонения фактического сбора налоговых поступлений от планового.

Показатель m и является ключом управления, т.е. если m > 0, то фактический сбор опережает плановый, а если m < 0, то происходит отставание от планового за период времени t. Таким образом, m зависит от скорости сбора налога и может быть определена из соотношения

m = 1 --

и,

факт

иплан

где ифакт - скорость фактического сбора налога в момент времени

и - скорость планового сбора налога.

план ^ г

Если скорость фактического сбора налогов и поступлений совпадает с плановым, то m = 0, и это есть самый оптимальный вариант. Эти мгновенные скорости можно определить, дифференцируя по времени выражения (1) и (2): dC (0

план V '

dt

= C0ntn-1;

Ui = -

факт

dC, (t)

факт

факт dt

= C0 (n - m)tn

Значения п и m определяются из графиков зависимостей Сплан(0 и Сфакт(0 уравнений (1) и (2).

Интегрируя уравнения (1) и (2), можно получить выражения, позволяющие рассчитать суммарный общий сбор налога за определенный период времени:

C

C

[Cofdt = (t2n+1 - С1); J и -I-

C

2

\ Co

tn-mdt = -

n + 1

C

n - m +1

(tn

- tn

1), (3)

где Сплан0 - суммарный плановый сбор налогов; Сфакт0 - фактический собранный налог за период от t1 до t2.

Используя формулу (3), можно прогнозировать поступление налогов и сборов на определенный период времени и получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов и уровням бюджетов.

Таким образом, предлагаемая простая модель позволяет прогнозировать динамику поступления налогов и сборов по отдельным видам и бюджетам на любой отчетный период. Для этого необходимо сформировать данные о реальных ежемесячных плановых и фактических налоговых поступлениях и сборах с учетом изменений действующего законодательства и различий в инфляционных тенденциях, а также в сравнении с аналогичными поступлениями за прошлые годы.

Итак, исходя из изложенных расчетов, строятся временные зависимости собираемости налогов и эмпирически определяются уравнения (1) и (2). Из этих уравнений определяются показатели степеней п, п - m, затем и m, которая выявляет отклонение налоговых сборов и поступлений от прогнозов. Для этого, пользуясь полученными графиками по уравнениям (1) и (2), строятся следующие зависимости:

.ОланС )

lg-

C

C (t) = f (lg t

C

= f (lg t), (4)

-0

и угол наклона этих прямых определяют соответственно п и п - m.

В качестве примера применения указанной модели рассмотрим выполнение плана поступлений в налоговые органы Кабардино-Балкарской Республики за 2012 г.

Плановая и фактическая динамика собираемости налога на прибыль в течение года представлена

на рис. 1. На основании этих данных строятся линии по логарифмической шкале согласно зависимостям (4) (рис. 2). Для них получаем уравнения соответственно для планового и фактического сборов налоговых поступлений.

)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со

Сфакт )

С

= 1,0506lgг - 0,4897;

= 1,1737^г - 0,5686.

Отсюда имеем искомые значения п = 1,0506 и

п - т 800

1,1737, а т = 0,1231.

0,8 0,6 0,4

5 0,2

<3

-з 0 -0,2 -0,4 -0,6

0

3

6

9

♦ СпланЩ -Сфакг(?)

Рис. 1. Зависимость собираемости налогов от времени

0,2

0,4 0,6 0,8

—Сппан(^) / Спплан(3) —Сфакт(^) / Сппан(3)

Рис. 2. Логарифмическая зависимость собираемости налогов от времени

Информация об отклонениях поступлений отдельных налогов от прогнозов и их причинах дает аналитику возможность воздействовать на помесячные налоговые поступления и сборы в будущем. Это обязывает вышестоящие органы пересматривать годовые бюджетные проектировки. Кроме того, эти уравнения позволяют рассчитать динамику сбора в любой момент времени, а также прогнозировать суммарный сбор налогов и поступлений на определенный отчетный период.

В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы.

Анализ таких показателей, как налоговая база, использование налогового потенциала, уровень собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговая нагрузка, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствие товарно-материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам, должен стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствовавший в налоговом планировании метод «от достигнутого» должен быть исключен из практики.

Прогнозированию в экономике США отводится значительная роль. На разных уровнях власти (федеральном, региональном и местном) существует и развивается множество методов и моделей прогнозирования. В связи с большими объемами накопленной статистической информации большой популярностью пользуются методы анализа и прогнозирования, основанные на использовании статистических данных. Среди различных методов экономического мо-

12 I мес.

1

|д(4

делирования и прогнозирования, применяемых в США, следует выделить теорию эконометрических моделей.

В историю разработки данной теории и ее применения в практических целях значительный вклад внес профессор пенсильванского университета, Нобелевский лауреат Лоуренс Клейн. В частности, им разработана высокочастотная эконометрическая макроэкономическая модель экономики США. В основе теории Клейна лежит применение экстраполяционных и факторных методов прогнозирования экономических данных. Особенностью экстраполяционных методов является использование в качестве необходимой информации только собственных значений конкретного показателя за предыдущие периоды.

В региональном прогнозировании США присутствуют два подхода к построению моделей -«сверху вниз» и «снизу вверх». Подход «сверху вниз» характеризуется использованием единой модели с учетом трендов макроэкономических показателей экономики США, а подход «снизу вверх» основывается на внутренней динамике и дифференцированном подходе к каждому региону.

Региональные модели характеризуются такими особенностями, как высокий уровень детализации, квартальная периодичность, результаты расчетов представляются в номинальных и реальных ценах, период прогнозирования составляет до 25 лет.

Для проведения анализа и прогнозирования параметров, необходимых, в частности, для исполнения бюджета, в США повсеместно используются средства информационно-аналитической поддержки работы специалистов при выполнении ими сбора и анализа данных, проведении расчетов, подготовке отчетной информации и предложений к принятию решений.

Неисполнение обязанности по уплате налога и сбора является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. При прогнозировании доходов с учетом 100%-ной собираемости завышается доходная база местных бюджетов по всем доходным источникам.

Задолженность по налоговым платежам в бюджет Кабардино-Балкарской Республики за 2012 г. возросла на 5,8 млн руб. (на 01.01.2012 - 66,9 млн

руб., на 01.01.2013 - 72,7 млн руб.), в том числе по налогу на прибыль - на 3 млн руб. (на 01.01.2012 -3,7 млн руб., на 01.01.2012 - 6,7 млн руб.).

На 2013 г. при планировании доходов учтено 30% недоимки предприятий-налогоплательщиков по платежам в бюджет республики (по налогу на прибыль, налогу с продаж и налогу на имущество предприятий). Сумма недоимки по этим налогам, запланированная к поступлению в республиканский бюджет, составляет 6 млн руб.

В нашем случае при составлении реального прогнозирования к исполнению республиканского бюджета по доходам, способного обеспечить финансирование расходов бюджета, необходимо:

- нормативы отчислений от регулирующих налогов устанавливать на долговременной основе (не менее трех лет) в размерах не менее предусмотренных действующим бюджетным и налоговым законодательством;

- учитывать коэффициент собираемости налогов;

- отдельные налоги законодательно признать местными, а также законодательно разрешить органам местного самоуправления устанавливать на своих территориях ряд местных налогов;

- при определении суммы дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности не учитывать в доходах поступления от аренды муниципального имущества;

- выделять субсидии и субвенции в размерах, полностью возмещающих произведенные затраты по выполнению всех федеральных и республиканских законов;

- проводить целенаправленную работу по увеличению объема предоставляемых бюджетными учреждениями платных услуг, повышению их качества.

Для совершенствования механизма налоговых поступлений в бюджет необходимы существенные дополнения к проводимой в настоящее время реформе налоговой системы.

В результате проведенного исследования проблем налогообложения и совершенствования механизма поступлений налоговых платежей в бюджет можно сделать ряд принципиально важных выводов, представляющих, по мнению автора, научный и практический интерес:

- важно разграничить условия совершенствования и повышения собираемости налогов и сборов и специфические проблемы конкретных задач:

- при формировании налоговой политики следует учитывать основные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности, сократить количество и ставки налогов, объединить их по налогооблагаемой базе;

- на период задолженности по уплате налогов не разрешать предприятиям осуществлять долгосрочные финансовые вложения (вкладывание капиталов в кредитные организации, акционерные общества, покупку ценных бумаг, участие в инвестиционных торгах и др.);

- ужесточить ответственность банков за задержку платежей в бюджет и за несвоевременное исполнение инкассовых распоряжений налоговых органов;

- запретить регистрацию коммерческих организаций лицам, которые ранее являлись учредителями предприятий, не рассчитавшихся по налогам с бюджетом;

- восстановить ранее действовавший порядок обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность.

Содержание налоговой реформы должно состоять в том, чтобы распределить налоговые обязанности и налоговое бремя среди налогоплательщиков относительно равномерно, чтобы в налоговом законодательстве России действовал принцип экономической справедливости налогообложения.

Иными словами, необходимо создать условия, которые, с одной стороны, не принуждали бы честного и законопослушного налогоплательщика искать и находить пути ухода от налогообложения, а с другой стороны, закрыли бы для нечестного налогоплательщика все лазейки для неуплаты налогов.

Список литературы

1. Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования // Хозяйство и право. 2012. № 10. С. 76-86.

2. Бабанин В.А. Организация налогового пла-

нирования в российских компаниях // Финансовый менеджмент. 2012. № 1. С. 20-33.

3. Брызгалин А.В., БерникВ.Р., БрызгалинВ.В. Методы налоговой оптимизации. М.: Аналитика-Пресс, 2011. 452 с.

4. Гусов В. С. Социальные проблемы налогообложения в России // Налоги. 2010. № 1. С. 35-40.

5. Митрофанов Р. А. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации // Финансовый менеджмент. 2009. № 5. С. 98-105.

6. Чая В. Т. Трансформация отчетности российских предприятий в отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО: проблемы и решения // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 11. С. 4-6.

7. Чая В.Т. Формирование финансовой отчетности в соответствии с МСФО: заключительные положения // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 10. С. 3-10.

8. Кармокова Х.Б., Кармоков А.А. Возможности совершенствования собираемости единого социального налога // Аграрные реформы: этап четвертый: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов / под ред. В.О. Канчукоева. Нальчик: КБГСХА, 2011.

9. Кармокова Х.Б., Кармоков А.А. Организация поступления налогов и перспективы ее развития // Аграрные реформы: этап четвертый: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов / под ред. В.О. Канчукоева. Нальчик: КБГСХА, 2011.

10. Кармокова Х.Б., Кармоков А.А. Моделирование налоговых поступлений // Известия вузов. Северокавказский регион. Общественные науки. 2012. № 6.

11. Canova F., Finn M., Pagan A.R. Evaluating a Real Business Cycle Model // Non-stationary Time Series and Co-integration. Oxford: Oxford University Press, 2012.

12. Klein L. Economic Theory and Econometrics, University of Pennsylvania Press, 2006.

58

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЦ№ И ПрШШ

Taxation

A MODEL OF TAX-LEVY AND TAX-REVENUE FORECASTING

Khaishat B. KARMOKOVA Abstract

The article deals with forecasting and assessment of tax potential as to taxes and levies raised by the budget system of Russia and the federal subjects, in particular, the Kabardino-Balkarian Republic. Based on the model of tax-revenue control used by Barents Group, LLC, the author develops a model of control and prediction of tax revenue and levies, making the dynamics of tax-and-revenue planned collection for a certain period of time, as the first stage.

Keywords: mathematical modeling, forecast dynamics, tax levy, International Accounting Standards, tax system, tax haven, prediction

References

1. Abanin M.A. Spetsial'nye nalogovye rezhimy kak instrument nalogovogo planirovaniia [Special tax regimes as a tool of tax planning]. Khoziaistvo i pravo -Economy and law, 2012, no. 10, pp. 76-86.

2. Babanin V.A. Organizatsiia nalogovogo planirovaniia v rossiiskikh kompaniiakh [Organization of tax planning in Russian companies]. Finansovyi menedzhment - Financial management, 2012, no 1, pp.20-33.

3. Bryzgalin A.V., Bernik V.R., Bryzgalin V.V. Metody nalogovoi optimizatsii [Methods of tax optimization]. Moscow, Analitika-Press Publ., 2011, 452 p.

4. Gusov V.S. Sotsial'nye problemy nalogoobloz-heniia v Rossii [Social problems of taxation in Russia]. Nalogi - Taxes, 2010, no. 1, pp. 35-40.

5. Mitrofanov R.A. Perspektivy i problemy nalogovogo planirovaniia i nalogovoi optimizatsii [Prospects and problems of tax planning and tax optimization]. Finansovyi menedzhment - Financial management, 2009, no. 5, pp. 98-105.

6. Chaia V.T. Transformatsiia otchetnosti rossiiskikh predpriiatii v otchetnost', podgotovlennuiu v sootvetstvii s MSFO: problemy i resheniia [Transformation of Rus-

sian enterprises' financial statements in financial statements, prepared in accordance with IFRS: the challenges and solutions].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet-International accounting, 2012, no. 11, pp. 4-6.

7. Chaia V.T. Formirovanie finansovoi otchetnosti v sootvetstvii s MSFO: zakliuchitel'nye polozheniia [Filing of financial statements in accordance with IFRS: the final provisions].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet - International accounting, 2012, no. 10, pp. 3-10.

8. Karmokova H.B., Karmokov A.A. Vozmozhnosti sovershenstvovaniia sobiraemosti edinogo sotsial'nogo naloga [Possibilities to improve collecting of the unified social tax]. Agrarnye reformy: etap chetvertyi (opyt, problemy, perspektivy) - Agrarian reform: stage four (experience, problems and prospects), 2011, no. 4.

9. Karmokova H.B., Karmokov A.A. Organizatsiia postupleniia nalogov i perspektivy ee razvitiia [Organization of tax revenue and its future development]. Agrarnye reformy: etap chetvertyi (opyt, problemy, perspektivy) - Agrarian reform: stage four (experience, problems and prospects), 2011, no. 4.

10. Karmokova H.B., Karmokov A.A. Modelirov-anie nalogovykh postuplenii [Modeling of tax revenue]. Izvestiia vuzov. Severokavkazskii region. Obshchestven-nye nauki - News of higher education institutions. North Caucasian region. Social sciences, 2012, no. 6.

11. Canova F., Finn M., Pagan A.R. "Evaluating a Real Business Cycle Model" in C.P. Hargreaves (ed.), Non-stationary Time Series and Co-integration. Oxford, Oxford University Press Publ., 2012, pp. 225-255.

12. Klein L. Economic Theory and Econometrics. University of Pennsylvania Press Publ., 2006.

Khaishat B. KARMOKOVA

Kabardino-Balkarian State Agricultural University named after V.M. Kokov, Nalchik, Russian Federation krb.karm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.