Научная статья на тему 'Налоговый менеджмент на предприятиях'

Налоговый менеджмент на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонов Е. А.

В статье рассмотрены организационные основы налоговых механизмов управления налогов на предприятиях любой формы собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX MANAGEMENT AT THE ENTERPRISES

In clause organizational bases of tax mechanisms of management of taxes at the enterprises of any pattern of ownership are considered.

Текст научной работы на тему «Налоговый менеджмент на предприятиях»

УДК 336.22

налоговый менеджмент на предприятиях

Е.А. Самсонов,

аспирант кафедры финансов и бухучета, Иркутский государственный университет путей сообщения

вестник. 2007. № 18(4)

Действующее налоговое законодательство объемно, противоречиво и переменчиво. В таких условиях у бухгалтеров и собственников компаний возникает множество вопросов, касающихся оптимизации налогообложения и составления эффективной налоговой политики предприятия.

Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов предприятий, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству1.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового бремени в стране. Если удельный вес налогов не превышает 5% общего числа дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.

При уровне налогового бремени свыше 10% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов, которые будут контролировать налоговые обязательства предприятия. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

Если налоги забирают свыше 20% и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы.

Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедряться без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов.

Управление налогами включает три ступени:

1) организацию надежного налогового учета;

2) контроль за правильностью расчетов налогов;

3) минимизацию налогов в рамках действующего законодательства.

Причем работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

В соответствии со статусом предприятия на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в котором каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей: источника платежа (статья расходов); бухгалтерской проводки; налогооблагаемой базы; ставки налога; сроков уплаты; реквизитов организаций, в адрес которых делаются перечисления; льгот или особых условий исчисления налога2.

После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности.

Затем согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ формируется система договорных отношений предприятия. Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения учета3.

Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика в целях налогообложения применяется последовательно из года в год. Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым вложением. Варьируя учетной методологией в дозво-

ленных законом пределах, возможно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики - одно из направлений эффективного налогового планирования4.

Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются финансовыми санкциями5, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

- отсутствие либо неправильное оформление первичных документов;

- неверное толкование действующего налогового законодательства;

- несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении;

- арифметические и счетные ошибки;

- несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

- просрочка уплаты налогов.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах. Налоговое планирование надо осуществлять не после какой-либо хозяйственной операции или по прошествии налогового периода, а до него, заранее. Налоговое планирование как минимум должно начинаться на стадии подготовки к заключению договора, поскольку фирма уже тогда должна учитывать, какие налоги и сколько ей придется заплатить впоследствии.

Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиции возникающих налоговых последствий условия хозяйствования6.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

- предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

- оптимальная с позиции налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

- цены сделок;

- дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

- специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

- льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

- методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Основной задачей для предприятий является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения. Только выполнение полного спектра работ позволит на предприятиях наиболее эффективно управлять налогами.

1 См.: Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: ГроссМедиа, 2006.

2 См.: Захарьин В.Р. Налоговый учет. М.: ГроссМедиа, 2006.

3 См.: Матюкова Э.С. Налоговые схемы. Как снизить налоги в соответствии с законодательством. М.: Вершина; Омега - Л, 2006.

4 См.: Лукаш Ю.А. Указ. соч.

5 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 10 января 2006 г.)

6 См.: Матюкова Э.С. Указ. соч.

УДК 336.14

бюджетное регулирование как инструмент новой модели формирования доходов территориальных бюджетов

Использование бюджетного регулирования в качестве метода выравнивания социально-экономических показателей территорий является инструментом новой модели формирования доходов территориальных бюджетов, которая отражает организационно-экономические условия, определяющиеся рыночными отношениями и самостоятельностью территориальных властей как в правовом отношении, так и финансовом. Обладая такой самостоятельностью, территориальные органы власти вправе считать собственными доходами налоги, собираемые на территории, и зачислять их в бюджеты, используя целесообразные способы разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы. В условиях федеративного государства с самостоятельными территориальными бюд-

А.Г. Хачамрян,

кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, СГСЭУ

вестник. 2007. № 18(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.