Научная статья на тему 'Налоговое планирование на предприятии'

Налоговое планирование на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3560
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое планирование на предприятии»

13.13. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Зайцева С. С., доцент

Невинномысский государственный гуманитарный технический институт бизнеса Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя организации и финансового менеджера. Уменьшению числа ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

Для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности необходим налоговый календарь. Следует учитывать высокий риск, связанный с несвоевременной уплатой налоговых платежей, так как в этом случае в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством наступает жесткая ответственность.

Наиболее эффективный способ увеличения прибыли - построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной (в том числе и по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Именно такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

Льготные режимы налогообложения - это способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и компаний с низкими налогами - на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную систему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

Управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль позволяют менеджеру имитационные финансовые модели. Такие модели («Что, если») имитируют экономический эффект от различных предположений (например, действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т.п. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера создает основу для факторного анализа деятельности компании, успешной разработки бизнес-плана и налогового бюджета.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. Еще до регистрации организация должна иметь ответы на общие вопросы стратегического характера.

На первом этапе обычно появляется идея об организации бизнеса, формулируются цели и задачи, а также достигается ясность в вопросе о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодательством.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производства и конторских помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом, как правило, происходит на третьем этапе.

Последующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно пронизывать всю систему управления хозяйствующего субъекта:

- формирование так называемого налогового поля организации с целью анализа налоговых льгот, на основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам;

- разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений организации;

- составление журнала типовых хозяйственных операций для ведения финансового и налогового учета; анализ различных налоговых ситуаций;

- планирование надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.

Одним из важных факторов эффективности налогового планирования является первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Такой контроль предусматривает достоверность учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов, а также соблюдение сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

К основополагающим принципам технологии внутреннего налогового контроля можно отнести следующие:

- в рамках технологии все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм;

- все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения; при изменении

ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);

- организация должна обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

- любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

- для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы; при этом ни один документ не должен существовать в одном экземпляре: должна быть хотя бы еще одна его копия;

- повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке;

- все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе таблицы типовых хозяйственных операций (ситуаций); в первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции этой таблицы;

- нетипичная ситуация требует оформления карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.

Наиболее распространенными причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности организаций, являются:

- отсутствие или неправильное оформление (с позиции требований налогового законодательства) первичных документов;

- ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

- несвоевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве, особенно в местном;

- неверные арифметические расчеты;

- несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

- просрочка уплаты налогов.

Последовательность налогового планирования

можно представить условно восемью укрупненными шагами.

1. Формирование налогового поля. В соответствии со статусом организации, на основании ее устава и законодательных актов в области налогообложения определяется перечень налогов, которые подлежат уплате в бюджет и во внебюджетные фонды. Составляется таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается следующими основными показателями (параметрами): источник платежа (статья расходов); бухгалтерская проводка; налогооблагаемая база; ставка налога; сроки уплаты; пропорции перечисления в бюджеты разных уровней; реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления; льготы или особые условия исчисления налогов.

После этого специалисты организации анализируют все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической хозяйственной деятельности и

составляют затем детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу организации и на основе Гражданского кодекса формируется система договорных отношений - договорное поле. Планируются возможные формы сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т.п. Налоговые последствия каждой сделки должны быть оценены уже к моменту подготовки документов, то есть до ее заключения.

3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять организации.

4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.

5. Наилучшие варианты оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций - основа ведения финансового и налогового учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли организации.

8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

- сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

- создать систему налогового учета;

- предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

- создать такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика должна быть действенным помощником, а не тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо представлять в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением организации и ее финансовым положением. За счет выбора той или иной учетной методологии (в дозволенных законом пределах) можно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики составляет одно из направлений эффективного налогового планирования.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, тогда налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы в организации. По оценкам экспертов, если удельный вес налогов не

превысил 15% общего дохода организации, то потребность в налоговом планировании минимальна -состоянием налоговых платежей может контролировать главный бухгалтер или его заместитель. При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразна работа специалиста, а в крупных - группы специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. В этом случае надзор за налогообложением следует осуществлять на уровне высшего руководства. Любой проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового и налогового менеджмента.

Методы оптимизации налогообложения в современных условиях ведения бизнеса приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Методы оптимизации налогообложения в современных условиях ведения бизнеса

Одним из направлений оптимизации налоговых платежей является выбор еще на стадии организации бизнеса режима налогообложения: общего или специальных. Если переход на единый налог на вмененный доход является принудительным в соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, то при-

менение упрощенной системы налогообложения -добровольным. Причем в последнем случае важно правильно выбрать объект налогообложения: доходы или доходы за минусом расходов.

Организациям, оказывающим услуги, как правило, выгодно объектом налогообложения выбирать «доходы» со ставкой 6%, так как расходы у них обычно малы; для производственных - «доходы за минусом расходов».

Специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения или единого налога на вмененный доход в основном выгодны тем налогоплательщикам, покупатели работ и услуг которых не являются плательщиками НДС.

Практика и расчеты экспертов показывают, что если учитываемые при налогообложении расходы превышают 75% от дохода, то для учета налогооблагаемой прибыли лучше применять обычную схему налогообложения, в противном случае желательно использовать упрощенную систему. При применении же упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения важно ориентироваться на долю расходов в общей сумме доходов: если расходы будут составлять менее 60%, то выгоднее в качестве объекта налогообложения выбирать «доходы» (ставка налога на доходы - 6%), чем «доходы за минусом расходов» (ставка налога -15%).

Большинство же организаций, применяющих общий режим налогообложения, оптимизируют свою налоговую нагрузку, рационально формируя учетную и договорную политику предприятия.

В процессе формирования элементов учетной политики организация имеет право выбора одного из законодательно разрешенных вариантов отражения хозяйственных операций, который впоследствии оказывает влияние на величину налоговых обязательств:

- метод определения даты реализации товаров (работ, услуг);

- момент признания доходов и расходов по налогу на прибыль организаций;

- формирование себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения:

- отнесение расходов к прямым и косвенным;

- оценка материально-производственных запасов при выбытии;

- порядок исчисления амортизации по основным средствам и их списание;

- создание резервных фондов.

Показателем того, насколько действенно использование учетной политики в целях налоговой оптимизации, является величина эффекта «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия. Данный эффект возникает за счет непосредственно -го уменьшения величины взимаемых налогов, а также за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие платежи, а последними - большие суммы налоговых выплат. Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Методы, направленные на уменьшение налоговой нагрузки:

без изменения структуры уплачиваемых налогов путем изменения структуры уплачиваемых налогов

Уменьше- ние налоговой базы Манипулирование ценами (в том числе трансфертное ценообразование). Манипулирование затратами. Изменение формы и условий договорных отношений. Формирование соответствующей учетной политики (метод описания затрат, начисления амортизации) Сокращение перечня уплачивае- мых налогов Изменение организационноправовой формы, смена статуса юридического лица на индивидуального предпринимателя. Другие методы

Уменьше- ние налоговых ставок Организация раздельного учета реализации товаров, облагаемых по разным ставкам. Создание условий для применения пониженной ставки (регрессивная шкала по ЕСН) Использова- ние специального налогового режима Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Единый сельскохозяйственный налог. Соглашение о разделе продукции

Использо- вание льгот и налоговых вычетов Использование установленных законом для данного налогоплательщика льгот. Изменение деятельности для использования льгот и преференций Изменение места регистрации налогопла- тельщика Регистрация в оффшорной зарубежной юрисдикции. Регистрация во внутренней свободной экономической зоне

Изменение порядка и сроков уплаты налогов Изменение договорных условий. Создание и использование резервов. Изменение срока уплаты налога в соответствии с гл. 9 ч. 1 НК Регистрация в других юрисдикциях с льготной системой налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.