ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 336.221
В.А. Анищенко «НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР» КАК ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
ШАГ К ПЕРЕХОДУ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ
Аннотация. В статье проанализированы недавние изменения российского налогового законодательства, связанные с «налоговым маневром» в нефтяной отрасли. Дана оценка влияния данных изменений на экономику проектов по разработке нефтяных месторождений. Определен размер налоговых изъятий в рамках нового режима налогообложения. Предложены возможные направления дальнейшей трансформации российской системы налогообложения с переходом на налогообложение прибыли нефтегазовых компаний от добычи углеводородов. Сформированы рекомендации по осуществлению необходимых мер для обеспечения условий введения нового режима налогообложения.
Ключевые слова: система налогообложения, налоговый маневр, налог на добычу полезных ископаемых, вывозная таможенная пошлина, углеводородное сырье, налог на результаты финансово-хозяйственной деятельности, ресурсный налог на прибыль.
Vasrny Amschenko «TAX MANEUVER» AS A PRECONDITION
TRANSITION TO TAX ON THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF OIL AND GAS COMPANIES
Annotation. In this article, the author has analyzed the recent amendments in the Russian tax legislation related to "tax maneuver" in the oil industry. The influence of these changes on the economy of projects to develop oil fields has been made. The author has determined the amount of the tax burden under the new tax regime. Possible directions for further transformation of the Russian tax system with the transition to the taxation of profits of oil companies from production were suggested. Recommendations on the implementation of necessary measures to ensure that the conditions of the introduction of the new tax regime were elaborated.
Keywords: tax system, tax maneuver, mineral extraction tax, export custom duty, oil and gas sector, oil, tax on the financial and economic activity of oil and gas companies, resource income tax.
Участие России во Всемирной торговой организации предусматривает постепенное снижение ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что вызывает необходимость увеличения базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компенсации бюджетных потерь. Кроме того, создание Таможенного союза и осуществление беспошлинной торговли между Белоруссией, Казахстаном и Россией существенно снизило объем таможенных платежей, поступающих в российский бюджет [5]. Для компенсации бюджетных потерь в долгосрочной перспективе роль поступлений от вывозных таможенных пошлин будет снижена за счет уменьшения их ставок с одновременным увеличением ставок по НДПИ. В результате данного «налогового маневра» российский бюджет сможет восполнить недополученные средства от снижения таможенных пошлин за счет предприятий, осуществляющих добычу углеводородного сырья. В таблице 1 приведены расчетные значения ставки НДПИ и вывозных таможенных пошлин до и после «налогового маневра».
© Анищенко В.А., 2015
Таблица 1
Ставки НДПИ и пошлин до и после «налогового маневра»
руб. за 1 т
Ставка до «налогового» маневра Ставка после «налогового» маневра,
НДПИ (нефть) 5 525 8 584
Вывозная таможенная пошлина (нефть) 12 057 8 911
По нашим оценкам, реализация «налогового маневра» сопряжена с определенными негативными аспектами. Во-первых, уменьшение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременным увеличением ставки НДПИ в значительной степени увеличит налоговое бремя на нефтедобывающие предприятия. В результате налогового маневра налоговая нагрузка увеличится в 1,5-2 раза (см. табл. 2) в зависимости от мировых цен на нефть [2; 4].
Таблица 2
Расчет налоговой нагрузки на добывающие предприятия после налогового маневра
Показатель Цена на нефть марки Urals, долл./баррель
40 60 80 100 120
Цена реализации на внутреннем рынке, руб. /1 т 8 455 11 758 15 060 18 363 21 665
НДПИ (до «налогового маневра»), руб./1 т 1 841 3 315 4 788 6 261 7 735
НДПИ (до «налогового маневра») в % к цене нефти марки Urals 22 28 32 34 36
НДПИ (после «налогового маневра»), руб./1 т 2 861 5 150 7 439 9 729 12 018
НДПИ (после «налогового маневра») в % к цене нефти марки Urals 34 44 49 53 55
Несмотря на то, что нефтегазовые компании (НГК) имеют возможность перераспределять финансовые ресурсы в рамках своей производственной цепочки, существенное увеличение ставки НДПИ безусловно скажется на инвестиционной активности НГК в части разработки новых месторождений и более полного извлечения нефти на «старых» выработанных месторождениях. Увеличение ставки НДПИ прямо повлияет на увеличение стоимости реализации нефти, поскольку НДПИ включается в состав затрат добывающих компаний. Увеличение стоимости нефти соответственно скажется на увеличении цены нефтепродуктов. Также разные НГК осуществляют реализацию на экспорт разного количество добытой нефти. Для НГК, имеющих относительно меньший объем реализации нефти на экспорт, налоговая нагрузка будет существенно выше, поскольку размер увеличения ставки НДПИ будет превышать сумму уменьшения ставки вывозной таможенной пошлины ввиду преобладания доли реализации нефтепродуктов на внутренний рынок.
Смещение налоговой нагрузки на добывающую отрасль не решает проблем современной системы налогообложения, а именно, не стимулируется разработка низкорентабельных месторождений и не учитываются различия при добыче на разных месторождениях углеводородного сырья. Наоборот, предлагаемые изменения увеличивают затраты нефтегазовых компаний и уменьшают количество ме-
Финансовый менеджмент
сторождений углеводородного сырья, разработка которых является рентабельной в рамках современного режима налогообложения. Таким образом, «налоговый маневр» приведет к увеличению налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие добычу и реализацию нефти в основном на внутреннем рынке. Вместе с тем, перенос налогообложения добычи углеводородного сырья на добывающие компании соответствует мировой практике изъятия горной ренты. Так, в налоговых системах Норвегии, Великобритании, США, Канады, Бразилии изъятие горной ренты у нефтегазовых компаний осуществляется только на этапе добычи углеводородного сырья [6]. В процессе дальнейшей реализации специфические налоговые платежи не взимаются. Однако данными странами используются принципиально иные режимы налогообложения, чем в России. Налогообложение добычи углеводородного сырья в этих странах осуществляется при помощи либо налогообложения выручки, либо прибыли от реализации углеводородного сырья.
Необходимо отметить, что изменения законодательства, связанные с «налоговым маневром», не решили проблем дифференциации налогообложения добычи углеводородного сырья, добыча на которых различается по причине разных условий разработки месторождений (горно-геологических и географико-климатических). Вместе с тем, налогообложение добычи углеводородного сырья при помощи только одного налога позволяет легче перейти к новому режиму налогообложения, основанного на налогообложении прибыли НГК. Таким образом, «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли будет являться промежуточным шагом для введения в российскую налоговую систему нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья на основании налогообложения прибыли. Так, для новых месторождений НДПИ будет заменен новым налогом на прибыль нефтегазовых компаний от добычи и реализации углеводородного сырья - специальным налогом на сверхприбыль от добычи углеводородов, а для старых месторождений налогообложение будет осуществляться в рамках современного режима налогообложения.
Новый режим налогообложения имеет ряд явно выраженных преимуществ по сравнению с НДПИ. В отличие от НДПИ, новый режим налогообложения основан на показателях прибыли, объективно отражающих реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения. Новый режим налогообложения непосредственно учитывает горно-геологические и географические условия добычи углеводородов, так как напрямую связан с показателями прибыльности месторождения. Также новый режим налогообложения стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости капитальных затрат. В случае разработки высокорентабельных проектов применение нового налога обеспечивает прогрессивное налогообложение при увеличении доходности проекта. С другой стороны, данный режим налогообложения одновременно создает условия для реализации низкорентабельных проектов.
В настоящее время Минэнерго и Минфин России разрабатывают две модели налогообложения добычи углеводородного сырья. Согласно первой модели, добыча углеводородного сырья будет облагаться налогом на дополнительный доход (далее - «НДД»). Налоговая база нового налога будет рассчитываться как прибыль от добычи углеводородного сырья. Прогрессивная налоговая ставка будет устанавливаться исходя из расчета Р-фактора, который определяется как разница между накопленными доходами и накопленными расходами. Согласно второму подходу, налог на финансовый результат будет также взиматься с прибыли от добычи, из которой вычитается 10 % капитальных затрат в течение четырех лет после осуществления инвестиций. В отношении же НДД налоговая база сразу уменьшается на капвложения. Ставка обоих налогов установлены на уровне 60 %. Планируется первоначально применять новый режим налогообложения только в отношении новых месторождений углеводородного сырья.
Налогообложение, основанное на обложении прибыли, лучше учитывает факторы дифференциации разработки разных видов месторождений углеводородного сырья. Безусловно и в рамках
НДПИ возможен учет факторов путем использования соответствующих понижающих коэффициентов, однако снижение базовой ставки НДПИ в случае применения понижающих коэффициентов не всегда отражает разницу в понесенных затратах нефтегазовых компаний при разработке разных типов месторождений. Новый режим налогообложения через механизм учета затрат позволяет автоматически учесть горно-геологические, географические, экономические условия разработки месторождений углеводородного сырья.
Новый режим налогообложения стимулирует осуществление инвестиций в капитальные вложения до момента их полной окупаемости. Таким образом, государство будет получать доходы с определенной задержкой с момента начала промышленной добычи углеводородов. Однако дальнейшая деятельность нефтегазовых компаний облагается по высокой ставке. При снижении уровня добычи на месторождении нефтегазовые компании уплачивают меньшую сумму налога, поскольку в заключительные периоды разработки добыча падает (и следовательно прибыль) по причине естественного истощения запасов, а нефтегазовые компании несут дополнительные капитальные затраты по увеличению нефтеотдачи (зарезка боковых стволов, горизонтальное бурение, строительство нагнетательных скважин, др.). По нашим оценкам, задержка фискальных поступлений не окажет существенного влияния на общий уровень фискальных поступлений от отрасли в государственных бюджет, принимая во внимание тот факт, что доля новых месторождений (месторождений, введенных в эксплуатацию в течение последних пяти лет) в общей добыче нефти в России составляет около 5 % [3].
Введение в налоговую систему новых режимов налогообложения, основанных на обложении прибыли НГК, и эффективное функционирование указанных налогов требуют наличия сформировавшейся системы контроля за трансфертным ценообразованием. Администрирование нового режима налогообложения будет осуществляться в несколько этапов: применяемые налогоплательщиками цены будет проконтролированы с точки зрения трансфертного ценообразования, а также в части налогообложения прибыли - с точки зрения проверки экономической целесообразности понесенных расходов [1]. При переходе к налогообложению прибыли НГК налоговая система должна в достаточной степени быть развитой и обладать эффективными инструментами административного контроля за уровнем затрат нефтегазовых компаний, а также иметь сложившуюся практику в части контроля за трансфертным ценообразованием. Однако увеличение затрат, связанных с более сложным налоговым администрированием нового налога, оправдано ввиду значительного положительного стимулирующего эффекта от новых режимов налогообложения в долгосрочной перспективе.
Библиографический список
1. Анищенко, В. А. Влияние новых правил трансфертного ценообразования на возможность введения налога на дополнительные доходы / А. В. Анищенко // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9(255). -С. 118-128.
2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 24.11.2014) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 05.04.2015).
3. Конопляник, А. А. Пять факторов освоения шельфа / А. А. Конопляник // Нефть России. - 2014. - № 1. -С. 4-7.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2015).
5. Трунин, И. В. Кто выигрывает от налогового маневра [Электронный ресурс] / И. В. Трунин. - Режим доступа : http://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33077 (дата обращения : 05.04.2015).
6. Хаммер, У. Основы нефтегазового законодательства Норвегии / У. Хаммер // Энергетическое право. -2012.-№ 2.-С. 31-34.