Научная статья на тему 'Налоговый компромисс в законодательстве Украины и России: понятие и правовое регулирование'

Налоговый компромисс в законодательстве Украины и России: понятие и правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЙ КОМПРОМИСС / НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ / АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TAXATION / TAXES / TAXPAYER / TAX COMPROMISE / TAX AMNESTY / CAPITAL AMNESTY / TAX LIABILITY / UKRAINIAN LEGISLATION / RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Верещагин Сергей Григорьевич, Титарова Ольга Васильевна

Статья посвящена исследованию проблем, связанных с таким феноменом общественной жизни, как компромисс. Приведены примеры компромиссов в политике, истории и праве. Основное внимание уделено рассмотрению практики применения налогового компромисса в налоговом праве Украины и России. Предпринята попытка сравнить понятия налогового компромисса, закрепленного в законодательстве Украины, и налоговой амнистии в российском праве, так как институт налогового компромисса в России отсутствует. Показаны случаи применения соглашений (компромиссов) в арбитражном процессуальном и налоговом законодательствах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Верещагин Сергей Григорьевич, Титарова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX COMPROMISE IN THE LEGISLATION OF UKRAINE AND RUSSIA: CONCEPT AND LEGAL REGULATION

The article investigates the problems associated with such a phenomenon of social life as compromise. Examples of compromise in politics, history and law are considered. Particular attention is given to the application of tax compromise in the tax law of Ukraine and Russia. The authors make an attempt to compare the tax compromise concept enshrined in the Ukrainian law and the tax amnesty in the Russian law, since there is no tax compromise institution in Russia. The article discusses some cases of application of agreements (trade-offs) in the commercial procedural law and tax legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Налоговый компромисс в законодательстве Украины и России: понятие и правовое регулирование»

УДК 336.225 Верещагин Сергей Григорьевич

доктор политических наук,

кандидат юридических наук,

преподаватель кафедры управления развитием

образовательных систем

Приморского краевого института развития

образования

Титарова Ольга Васильевна

доцент, заведующая кафедрой управления развитием образовательных систем Приморского краевого института развития образования

НАЛОГОВЫЙ КОМПРОМИСС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ УКРАИНЫ И РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация:

Статья посвящена исследованию проблем, связанных с таким феноменом общественной жизни, как компромисс. Приведены примеры компромиссов в политике, истории и праве. Основное внимание уделено рассмотрению практики применения налогового компромисса в налоговом праве Украины и России. Предпринята попытка сравнить понятия налогового компромисса, закрепленного в законодательстве Украины, и налоговой амнистии в российском праве, так как институт налогового компромисса в России отсутствует. Показаны случаи применения соглашений (компромиссов) в арбитражном процессуальном и налоговом законодательствах Российской Федерации.

Ключевые слова:

налогообложение, налоги, налогоплательщик, налоговый компромисс, налоговая амнистия, амнистия капиталов, налоговая ответственность, законодательство Украины, законодательство Российской Федерации.

Vereshchagin Sergey Grigoryevich

D.Phil. in Political Science, PhD in Law, Lecturer, Educational Systems Development Management Department, Primorye Regional Institute of Education Development

Titarova Olga Vasilyevna

Assistant Professor, Head of Educational Systems Development Management Department, Primorye Regional Institute of Education Development

TAX COMPROMISE IN THE LEGISLATION OF UKRAINE AND RUSSIA: CONCEPT AND LEGAL REGULATION

Summary:

The article investigates the problems associated with such a phenomenon of social life as compromise. Examples of compromise in politics, history and law are considered. Particular attention is given to the application of tax compromise in the tax law of Ukraine and Russia. The authors make an attempt to compare the tax compromise concept enshrined in the Ukrainian law and the tax amnesty in the Russian law, since there is no tax compromise institution in Russia. The article discusses some cases of application of agreements (trade-offs) in the commercial procedural law and tax legislation of the Russian Federation.

Keywords:

taxation, taxes, taxpayer, tax compromise, tax amnesty, capital amnesty, tax liability, Ukrainian legislation, Russian Federation legislation.

В научной литературе под компромиссом понимается соглашение сторон или разрешение конфликтной ситуации посредством взаимных уступок ради достижения какой-либо цели. Самые известные компромиссы в истории человеческой цивилизации формировались, как правило, в таких сферах общественной жизни, как история, политика, право и др. [1].

К примеру, к политическим можно отнести такие известные компромиссы, как:

- реформы Солона в Древней Греции (VI в. до н. э.), которые были проведены архонтом Солоном в Афинах в связи с резкими противоречиями между родовой аристократией и демосом (народом). Введенная Солоном цензовая демократия была пронизана идеей компромисса богатых и бедных, знати и демоса;

- Австро-венгерский компромисс (1867 г.) - преобразование Австрийской империи в Австро-Венгерскую монархию на основе договора между австрийским императором и представителями венгерского национального движения;

- Брест-Литовский сепаратный мир и др.

Несомненный интерес у специалистов и ученых всегда вызывали исторические компромиссы, формировавшиеся, как правило, на стыке истории, политики и философии. К примеру, отметим известный исторический компромисс, сформулированный в 70-е гг. хХ в. секретарем Итальянской коммунистической партии Э. Берлингуэром. Его идея «исторического компромисса» осенью 1973 г. сводилась к союзу коммунистов, социалистов и католиков во имя глубоких демократических преобразований в общественной жизни Италии.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В настоящее время такое явление, как «компромисс», прочно утвердилось в социологии, политологии, истории, праве, а в отечественной науке сформировалось новое направление -теория компромиссов [2].

Сфера права весьма сложна для применения компромиссов, так как она предполагает стандартные способы разрешения конфликтных ситуаций и установка на компромисс не всегда возможна. В настоящее время ученые и специалисты-правоведы спорят о возможности использования компромисса в уголовном праве [3], уголовном судопроизводстве [4], борьбе с коррупцией [5, с. 66-78], сфере правового регулирования налоговых отношений [6] и других отраслях права.

Если подробнее остановиться на сущности компромисса в налоговой сфере, то нужно помнить, что в российском налоговом праве понятие налогового компромисса практически отсутствует. В правовом смысле такое явление, как налоговый компромисс, официально закреплено в налоговом законодательстве Украины.

Так, 01.04.2014 г. вступил в силу закон Украины № 1166-УП «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» [7]. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в своем выступлении в Верховной раде 27.03.20l4 г. отметил, что Украина столкнулась с нехваткой средств в размере 289 млрд грн, а также с долгами государственных монополий в размере 140 млрд грн. В связи с этим был осуществлен ряд налоговых мероприятий по увеличению доходной части государственного бюджета, в том числе повышение акцизов, сборов, налогов, введение прогрессивной шкалы налогообложения и т. д. [8].

25.12.2014 г. был принят закон Украины от № 63^111 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» [9]. В соответствии с ним под «...налоговым компромиссом понимается режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 01.04.2014 г.».

В названном законе было закреплено право налогоплательщиков в течение 90 дней указать на факты занижения своих налоговых обязательств по НДС или по налогу о прибыли за налоговый период до 01.04.2014 г. и, заплатив 5 % от неуплаченных ими ранее налогов, получить освобождение от любой ответственности за уклонение и неуплату этих налогов.

По информации Государственной фискальной службы Украины, за время, указанное в Законе о налоговом компромиссе, было получено 6 764 заявления о компромиссе от 5 119 налогоплательщиков, компромисс был достигнут в 1 511 случаях, закрыто 170 уголовных производств, бюджет получил 138,1 млн грн (из этих цифр можно предположить, что объем недоплаченных НДС и налога на прибыль составил порядка 2,7 млрд грн) [10].

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что результаты, полученные после введения Закона о налоговом компромиссе, не достигли тех масштабов, на которые рассчитывали законодатели в Верховной раде Украины.

В российском налоговом законодательстве, с одной стороны, нет такого правового института, как налоговый компромисс, но, с другой, некоторые положения, закрепленные в Указах Президента РФ и федеральных законах, принятые в налоговой сфере с 1993 г., по своей сути очень близки понятию «налоговый компромисс» в «украинском варианте».

Например, 27.10.1993 г. был принят Указ Президента РФ № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 г.» [11], в соответствии с которым юридические и физические лица, объявившие о своих неуплаченных налогах, в случае внесения их в полном объеме в бюджет, освобождались от ответственности, предусмотренной налоговым законодательством России. В данном случае разница между налоговым компромиссом Украины и амнистией по Указу Президента РФ заключается в том, что в первом случае украинские налогоплательщики, заплатив всего 5 % от неуплаченных ими ранее налогов, получили полное освобождение от любой ответственности за уклонение и/или неуплату сокрытых налогов, а во втором, в соответствии с Указом Президента РФ, необходимо было внести всю сумму налогов с сокрытых доходов.

В декабре 2006 г. был принят федеральный закон № 269 «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» [12]. В нем были установлены только два условия для легализации капиталов - уплата 13 %-го налога с них и внесение соответствующих сумм на счета в российские банки.

Далее был принят закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ [13], который создал механизм пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также возврат российского капитала от использования офшоров за рубежом без налоговых последствий для российских юридических лиц. Годом позднее (08.06.2015 г.) был принят закон № 140-ФЗ [14], направленный на создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации.

Основные положения этих двух законов, в сущности, аналогичны понятию налогового компромисса, закрепленному в законе Украины от 25.12.2014 г.

Например, в соответствии с федеральным законом РФ № 140-ФЗ декларанту (физическому лицу, представившему специальную декларацию в налоговый орган) предоставляются следующие гарантии: - освобождение от налогообложения в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом при условии, если данная обязанность возникла у него до 01.01.2015 г.; - запрет проведения камеральной проверки специальной декларации, поданной декларантом в налоговый орган; - запрет проведения выездной налоговой проверки специальной декларации; - запрет проведения проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами; -запрет использования доказательств, полученных из специальной декларации; - установление режима налоговой тайны для специальной декларации, т. е. сведения, содержащиеся в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах, признаются налоговой тайной; -непривлечение декларанта к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае подачи им в налоговый орган специальной декларации и прилагаемых к ней документов.

Также нужно отметить, что в российском арбитражном процессуальном и налоговом процессуальном законодательствах допускается заключение соглашений (компромиссов) об оценке фактических обстоятельств дела между налогоплательщиками и налоговыми органами на досудебной стадии рассмотрения налоговых споров [15].

Как правило, в соглашении отражается согласованная налогоплательщиком и налоговым органом оценка фактов, а предметом соглашения являются факты хозяйственной жизни налогоплательщика, установленные налоговой проверкой, и связи, существующие между этими фактами, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В то же время необходимо помнить, что соглашение об оценке фактов является распорядительным действием между налогоплательщиком и налоговым органом и с публичной точки зрения не может рассматриваться как результат компромисса между ними, так как это может повлиять на налоговые обязательства налогоплательщика перед государством.

Ссылки:

1. Подробнее см.: Баранов В. Консенсус как одно из важных условий разрешения политических конфликтов // Социально-политический журнал. 1995. № 5 ; Большаков А.Г. Конфликт и консенсус в социальных институтах: теоретико-методологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Казань, 1995 ; Левин И.Б. Судьба и уроки «исторического компромисса» // Полис. Политические исследования. 1991. № 3 ; Рахманов А.А. Политический компромисс как инструмент соглашения в политике : дис. ... канд. полит. наук. М., 2009 ; Толчинский Б.А. Политический компромисс: современная проблематика // Государство и право. 1992. № 12 ; Юдина О. Политический консенсус как форма взаимодействия субъектов политических отношений : дис. ... канд. полит. наук. М., 2006.

2. См.: Кузнецов В.Н. Теория компромисса. М., 2010.

3. Кайшев А.В. Уголовно-правовое значение компромиссов и поощрений : дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2005 ; Терских А.И. Компромисс в российском уголовном праве : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.

4. Никулина Е.А. Компромисс в уголовном процессе. Новосибирск, 2010 ; Янина Я.Ю. Теоретические и практические аспекты применения компромиссов для разрешения конфликтов предварительного следствия : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Калининград, 2007.

5. Кабанов П.А. Компромиссы при реализации государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции как средства разрешения правовых противоречий // Юридические исследования : электрон. сетевое изд. 2014. № 7. С. 66-78.

6. См.: Кощий В. Разработанная ГНЦУ процедура налогового компромисса предполагает торговлю налогоплательщика и налогового инспектора за размер налогов, подлежащих уплате в бюджет // Компаньон. 2010. 20 июня ; Некига С.Н. Компромисс как составляющая механизма действия права // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Юридические науки». 2013. Т. 26 (65). № 2-2. С. 38-44 ; О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ // Российская газета. 2015. № 124. 10 июня ; О проведении налоговой амнистии в 1993 году : Указ Президента РФ от 27 окт. 1993 г. № 1773 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4193 ; Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами : федер. закон от 30 дек. 2006 г. № 269 // Российская газета. 2006. № 4263.

7. Ведомости Верховной рады (ВВР). 2014. № 2-2. Ст. 745.

8. В Украине вступил в силу антикризисный закон [Электронный ресурс]. URL: http://qps.ru/tNUDB (дата обращения: 10.06.2016).

9. Ведомости Верховной рады (ВВР). 2015. № 6. Ст. 38.

10. Налоговый компромисс: будет ли второй шанс на второй шанс? [Электронный ресурс]. URL: http://jurliga.liga-zakon.ua/news/2015/5/26/129061.htm (дата обращения: 13.06.2016).

11. О проведении налоговой амнистии в 1993 году.

12. Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

13. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) : федер. закон от 24 нояб. 2014 г. № 376-ФЗ // Российская газета. 2014. № 272. 28 нояб.

14. О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) ...

15. См.: Арбитражный процессуальный кодекс РФ : от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ : ред. от 23 июня 2016 г. Ст. 70 // Российская газета. 2002. № 137. 27 июля ; Налоговый кодекс РФ. Ст. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.