Научная статья на тему 'Деофшоризация: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран'

Деофшоризация: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ / TAX AMNESTY / ДОБРОВОЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / VOLUNTARY DECLARING / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА / CAPITAL AUTHORIZATION / НАЛОГОВАЯ ТАЙНА / TAX SECRET / DEOFFSHORIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скуратова Инна Николаевна

Раскрываются вопросы нормативного регулирования процедуры легализации капитала физическими лицами. Рассматриваются особенности российской налоговой амнистии, и анализируется зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEOFFSHORIZATION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA''S AND FOREIGN COUNTRIES EXPERIENCE

Questions of standard regulation of authorization procedure of the capital by natural persons are revealed. Features of the Russian tax amnesty are considered and foreign experience is analyzed.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран»

УДК 338.242

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

И.Н. Скуратова

Раскрываются вопросы нормативного регулирования процедуры легализации капитала физическими лицами. Рассматриваются особенности российской налоговой амнистии, и анализируется зарубежный опыт.

Ключевые слова: деофшоризация; налоговая политика; финансовая политика; налоговая амнистия; добровольное декларирование; легализация капитала; налоговая тайна.

I.N. Skuratova. DEOFFSHORIZATION: A COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA'S AND FOREIGN COUNTRIES EXPERIENCE

Questions of standard regulation of authorization procedure of the capital by natural persons are revealed. Features of the Russian tax amnesty are considered and foreign experience is analyzed.

Keywords: deoffshorization; tax policy; financial policy; tax amnesty; voluntary declaring; capital authorization; tax secret.

В Государственную Думу РФ 27 марта 2015 г. внесен законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках». 22 мая 2015 г данный законопроект был принят в третьем чтении и получил статус закона.

Гражданам будет дана возможность добровольно представить в налоговые органы сведения о своем имуществе, счетах (вкладах) в банках (в том числе зарубежных) и контролируемых иностранных компаниях, подав специальную декларацию, на которую будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, будет запрещено передавать каким-либо государственным органам. Представить декларацию можно будет с 1 июля до 31 декабря 2015 г. По расчетам сенаторов, амнистия с небольшой ставкой в размере 2,5% может значительно пополнить государственный бюджет.

В рамках программы добровольного декларирования граждане смогут оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Доход, возникающий в связи с передачей имущества от номинального владельца фактическому, а также доход в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний планируется освободить от налогообложения. Будут гарантированы признание и регистрация прав собственности на имущество, передаваемое от номинального фактическому собственнику.

Для участников программы добровольного декларирования предусматривается ряд иных гарантий. Они будут освобождены от уголовной, административной и налоговой ответст-

венности в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 г., если эти деяния были связаны с формированием (приобретением) задекларированного имущества.

Сведения деклараций нельзя будет использовать в качестве основания возбуждения уголовного дела, проведения налоговой проверки, как доказательство в рамках уголовного дела или основание для доначисления налогов.

Процедура легализации капиталов не предусматривает обязательного возвращения имущества в Россию. Достаточно лишь будет перевести его в прозрачную юрисдикцию, не включенную в список ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - межправительственная организация, занимающаяся выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма).

По замыслу законодателя предполагается, что программа добровольного декларирования позволит снизить риски, связанные с возможными ограничениями использования российских капиталов, находящихся за рубежом, а также с переходом России к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами. Кроме того, создаются стимулы для добросовестного исполнения гражданами обязанностей, установленных налоговым, валютным и таможенным законодательством.

Возникает вопрос: как должна быть устроена амнистия, чтобы все получилось? В мировой практике есть десятки примеров подобных акций. Одни были довольно удачными, другие провалились по тем или иным причинам. Да

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

123

и в самой России амнистия капиталов проводилась несколько раз, но во всех случаях была слишком плохо продумана и реализована.

В 1993 г., например, был принят Указ Президента № 1773 «О проведении налоговой амнистии» [2], который давал на ее проведение чуть больше месяца. Согласно Указу, граждане и организации, объявившие о своих неуплаченных налогах, в случае внесения их в бюджет освобождались от ответственности. Амнистия фактически провалилась. Позже был разработан законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году», в соответствии с которым можно было уплатить специальный сбор за легализацию доходов в размере 10% общей суммы. Проект не дошел даже до обсуждения в Думе.

Планы по легализации доходов и недвижимости физических лиц возникли и в 2002 г., когда были разработаны два законопроекта, снова не дошедшие до стадии принятия. С 1 марта 2007 г. вступил в силу закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» [3], который предоставлял гражданам возможность задекларировать ранее полученные доходы и уплатить с них неуплаченные налоги по ставке 13%. Но его принятие тоже не дало ожидаемого результата, главным образом из-за недоверия к государству, отсутствия четких гарантий с его стороны и нерешенности вопроса об ответственности тех, кто отказался легализовать доходы.

В Бельгии, где в 2004 г. вступил в силу закон об амнистии на вывезенные капиталы, граждане, имевшие сбережения в банках за рубежом, без всяких санкций до конца года могли перевести их обратно в страну, отдав государству 6-9%. Ожидалось, что в страну вернутся 10-15 млрд евро, что позволило бы взыскать в виде сборов 850 млн евро, однако поступило лишь около 1 млрд евро. Среди причин провала - согласие властей Бельгии на последующее хранение этих средств в люксембургских банках и непривлекательность вложений в акции бельгийских компаний.

Обязательным условием амнистии 1987 г. в Аргентине был вклад легализованного капитала в национальные инвестиционные фонды для покупки оборудования и создания новых производств. Амнистия оказалась неуспешной: налогоплательщики не пожелали доверять этим фондам свои сбережения.

Одна из самых успешных амнистий в мировой практике - итальянская, прошедшая в 2001-2002 гг. Заявители были обязаны заплатить 2,5% задекларированной стоимости имущества или приобрести ценные бумаги на сум-

му 12% стоимости сокрытого имущества. Затем налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциального взноса».

Одновременно ужесточили ответственность за нарушение налогового законодательства. До амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества от налогообложения составлял 250-2000 евро, а после ее проведения - от 5 до 25% суммы незадекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмерную сумму.

В результате только за первые два месяца в легальный оборот вернулись активы стоимостью 61 млрд евро, налоговые сборы выросли на 24 млрд евро. Один лишь единовременный налог с амнистируемых активов принес в бюджет дополнительно 1,4 млрд евро. Акция позволила правительству Берлускони освободить от подоходного налога доходы менее 25 тыс. евро в год и сократить некоторые виды налогов для предпринимателей.

В Казахстане за 2001-2015 гг. были инициированы уже три таких амнистии. В ходе первой легализации подлежали не только капиталы, но и иное имущество - кроме активов, права на которые оспариваются в суде, а также которые получены в результате доказанных коррупционных преступлений, преступлений против личности, здоровья и нравственности. Декларируемые средства налогом не облагались, и были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 по 2000 г. За 30 дней было легализовано порядка 480 млн долл., 82% легализованных средств были внесены в казахские банки наличными, размеры сумм колебались от 2 тыс. до 800 тыс. долл.

Третья амнистия капиталов в Казахстане проводится сейчас - с сентября 2014 по 31 декабря 2015 г. Правительство подготовило закон о легализации денег, ценных бумаг и долей в собственности юридических лиц, а также недвижимости, включая имущество, находящееся за пределами Казахстана, если оно не получено в результате оговоренных в законе преступлений, и намерено вернуть в экономический оборот порядка 10-12 млрд долл.

В чем особенность российской амнистии капиталов?

В процессе принятия законопроекта был внесен ряд важных изменений, которых не было в первых редакциях:

- появились точные гарантии защиты: теперь четко законодательно закреплен исчерпывающий список статей УК и КоАП РФ, по которым лицо не может быть привлечено к ответственности при легализации активов;

- кроме того, в законе говорится, что сведения, содержащиеся в декларации, не могут быть истребованы государственными и негосударственными органами и организациями, такое право дается только самому декларанту;

- режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно налоговые органы, и эти сведения составляют налоговую тайну;

- если на предпринимателей, на которых распространяется амнистия, открыто уголовное дело, то следователь может его прекратить, если сумма декларируемого имущества превышает сумму ущерба. Если он не закрывает уголовное дело, то он обязан дать мотивированный ответ;

- в настоящем законе амнистия на капитал и личная амнистия соединены вместе и имеют целью возврат беглого капитала взамен на освобождение от какой-либо ответственности за совершенные в прошлом налоговые преступления.

Однако имеется и ряд спорных вопросов.

Если сравнить этот закон с уже действующим законом Казахстана, то мы увидим, что в последнем четко прописаны категории имущества, не подлежащего легализации (полученного в результате преступлений против личности, прав и свобод человека и гражданина, правосудия и т.д.). Кроме того, по российскому закону плательщики должны сами исчислить заявительный платеж по ставке 2,5%. Представляется, что будет много разногласий и неясностей в вопросе исчисления данной суммы.

Не ясно также, как расценят российскую амнистию зарубежные институты. Для них тот

факт, что кто-то воспользовался амнистией, может быть воспринят как признание того, что ранее компания нарушала закон. Между тем, например, юристы зарубежных банков отчитывались перед регуляторами о чистоте этих денег и законности операций. Это может привести к серьезным неприятностям как для компаний, которые воспользовались амнистией, так и для оставшегося за рубежом российского бизнеса.

Таким образом, для минимизации риска при проведении амнистии в первую очередь необходим грамотный анализ действующего законодательства и приведение его норм в соответствие с условиями амнистии. Процедура проведения амнистии должна быть прозрачной и понятной, чтобы граждане могли оценить и принять соответствующее решение. Нужно, чтобы участник амнистии не опасался потери своего капитала и занесения его властями в «особые» базы данных нарушителей. Следует заранее решить и проблему обеспечения налоговой тайны. Механизм должен быть выгоден всем сторонам, только в том случае можно рассчитывать на эффективную работу закона.

Список литературы

1. Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами: федер. закон от 30.12.2006 г. № 269-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 1 (ч. 1), ст. 32.

2. О проведении налоговой амнистии в 1993 году: указ Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1773 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. № 44, ст. 4193 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.07.1995 г. № 746).

СКУРАТОВА Инна Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

SKURATOVA, Inna Nikolaevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.