Научная статья на тему 'Проблемы амнистии и возвращения капитала как источника инвестиций в экономику России'

Проблемы амнистии и возвращения капитала как источника инвестиций в экономику России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Л. М.

The main task of amnesty of capitals in Russia today is the attraction of additional longterm investments into the domestic economy. Firstly, it is obviously necessary to define in the law «On the simplified order of declaring of natural persons' incomes» the list of the Russian banks to which money resources will be introduced. Secondly, in the law the state warranties providing safety of repatriated means should be designated. Thirdly, considering foreign experience, it is necessary to liquidate tax declarations for the last tax periods. Trust of citizens to financial institutions of the country and explanatory information in mass media is considered to be an obligatory condition of successful financial amnesty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of amnesty and returning of the capital as a source of investments into the Russian economy

The main task of amnesty of capitals in Russia today is the attraction of additional longterm investments into the domestic economy. Firstly, it is obviously necessary to define in the law «On the simplified order of declaring of natural persons' incomes» the list of the Russian banks to which money resources will be introduced. Secondly, in the law the state warranties providing safety of repatriated means should be designated. Thirdly, considering foreign experience, it is necessary to liquidate tax declarations for the last tax periods. Trust of citizens to financial institutions of the country and explanatory information in mass media is considered to be an obligatory condition of successful financial amnesty.

Текст научной работы на тему «Проблемы амнистии и возвращения капитала как источника инвестиций в экономику России»

ПРОБЛЕМЫ АМНИСТИИ И ВОЗВРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА КАК ИСТОЧНИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ Л.М. Шевченко

Shevchenko L.M. Problems of amnesty and returning of the capital as a source of investments into the Russian economy. The main task of amnesty of capitals in Russia today is the attraction of additional longterm investments into the domestic economy. Firstly, it is obviously necessary to define in the law «On the simplified order of declaring of natural persons’ incomes» the list of the Russian banks to which money resources will be introduced. Secondly, in the law the state warranties providing safety of repatriated means should be designated. Thirdly, considering foreign experience, it is necessary to liquidate tax declarations for the last tax periods. Trust of citizens to financial institutions of the country and explanatory information in mass media is considered to be an obligatory condition of successful financial amnesty.

В рамках финансового механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику России большое значение имеет возвращение капитала, ранее вывезенного из страны. Как показывает мировой опыт, отток капитала возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов и др. Все эти явления в той или иной форме характерны для экономики современной России. В таких условиях капитал вывозится за рубеж не столько по классическим причинам (увеличение нормы прибыли), сколько с целью сохранения капитала и помещения его в более стабильные и надежные условия. Масштабы «бегства капитала» из России в период с 1991 по 1998 г., по различным оценкам, колеблются от 50 млрд до 100 млрд долл. «Бегство капитала» из России лишает страну важного источника накопления капитала, который мог быть инвестирован в процесс социально-экономического возрождения

России. Отток капитала является негативным фактором радикальных экономических преобразований. В общем виде отток капитала имеет следующие последствия:

- вывоз капитала, не компенсируемый его поступлениями из-за рубежа, является одной из причин сокращения объема внутренних инвестиций;

- сокращаются внутренние капиталовложения;

- в Россию не реинвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала;

- вывоз капитала отрицательно воздействует на состояние платежного баланса России;

- отток капитала нарушает устойчивость финансовых рынков, приводит к асимметрии основных его сегментов;

- отток капитала сказывается на многих макроэкономических показателях России, что в свою очередь влияет на конкурентоспособность страны на мировом рынке.

В настоящее время на руках у населения находится до 100 млрд долл. Масштаб оттока средств за рубеж впечатляет: по данным Интерпола, за прошедшие 15 лет из России вывезено от 150 до 300 млрд долл. Рейтинговое агентство Fitch оценивает вывоз капиталов из страны за 2000-2004 гг. в 100 млрд долл., по его оценкам только в 2004 г. на зарубежных счетах осело 33 млрд долл. Значительные денежные средства формально принадлежат российским гражданам и создают трудности в процессе привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Согласно мировой практике страны, заинтересованные в зарубежных инвестициях, создают льготные условия для возвращения капиталов своих граждан, улучшая инвестиционный климат. По данным органов государственной статистики, инвестиции в основной капитал в 2004 г. увеличились на 11,7 %, а в 2005 - на 10,7 %, т. е. произошло снижение темпов прироста. С другой стороны, обнародуется показатель «чистого ввоза (со знаком плюс), вывоза (со знаком минус) капитала частного сектора», имеющего в последнее время позитивную динамику: с 0,9 млрд долл. против 24,8 млрд долл. в 2000 г. Причем ввоз иностранного капитала происходит в основном в форме

прироста займов российских корпораций. Этот прирост неравноценен вывозу российского капитала, особенно несанкционированному (не приводящему к возникновению иностранных активов у резидентов). Как уже отмечалось, несанкционированный вывоз капитала не приводит к созданию каких-либо иностранных активов резидентов, которые в последующем могут служить источником получения доходов от инвестиций.

В настоящее время в Госдуме РФ рассматривается законопроект «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». А в 2005 г. прозвучала инициатива Президента РФ В.В. Путина о проведении финансовой амнистии капиталов. Целью амнистии является пополнение бюджета, расширение налогооблагаемой базы и привлечение инвестиций в экономику. В президентском послании говорится о том, что деньги должны работать на экономику страны, а не находиться в оффшорных зонах. Обратимся к положительному опыту зарубежных стран, проводивших амнистии капиталов. Примером удачной амнистии капиталов является Ирландия, где в течение 10 месяцев в казну государства поступило 750 млн долл. (вместо запланированных 50 млн долл.). При этом правительство делало акцент на одноразовость акции, ужесточение репрессивных мер после амнистии, а также необходимость перечислять в бюджет 25 % возвращаемых средств. В результате амнистии в казну государства было перечислено 1,5 млрд долл. Еще одним примером результативной амнистии является Италия (2001-2002 гг.). Сущность ее состояла в том, что под амнистию попадали не только активы, но и прощались неуплаченные вовремя налоги. Согласно декрету о легализации 2001 г., необходимо было уплатить 2,5 % от задекларированной стоимости имущества или приобрести ценные бумаги Италии на сумму, равную 12 % стоимости укрытого имущества, а взамен налоговые органы выдавали специальные сертификаты. При этом происходила ликвидация записей налоговых задолженностей, пени и штрафов в отношении активов, представленных к легализации, освобождение лица от подачи деклараций и аудита средств, полученных до легализации, а также полная конфиденциальность всех перемещений активов для налоговых органов. Одновременно

были ужесточены меры за нарушение налогового законодательства (увеличение штрафов от 5 до 25 % суммы незадекларированных средств и конфискация имущества на соразмерную сумму). В результате амнистии за первые месяцы в казну возвратились активы стоимостью 61 млн евро, налоговые сборы выросли на 24 млн евро, а единовременный налог с амнистируемых активов принес в бюджет 1,4 млн евро. Необходимо отметить, что успех финансовых амнистий в Ирландии и Италии был достигнут благодаря разъяснительной компании в СМИ.

В России уже делались попытки проведения финансовых амнистий, однако они были безрезультатны. Так, в 1995 г. Министерство науки РФ предложило вариант амнистии, согласно которому средства, вкладываемые в разработку и внедрение инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение определенного периода. Законопроект «О налоговой амнистии был направлен в Министерство экономики РФ на доработку и в результате так и не был реализован. В 1998 г. был разработан законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц». Физические лица, имеющие за рубежом финансовые средства, должны были подать декларацию о доходах и уплатить специальный сбор (10 % от легализованной суммы). Финансовая амнистия предполагала отмену ответственности за ранее совершенные незаконные действия, в результате которых были получены доходы. Однако данная амнистия также не была реализована в полной мере.

Главной задачей амнистии капиталов в России сегодня является привлечение дополнительных долгосрочных инвестиций в отечественную экономику. При этом следует учесть ряд ключевых моментов, благодаря которым амнистия была бы эффективной. Во-первых, представляется необходимым определить в законе «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» перечень российских банков (например, Сбербанк, Внешторгбанк и т. п.), в которые будут вноситься денежные средства. Во-вторых, в законе должны быть обозначены государственные гарантии, обеспечивающие сохранность репатриированных средств (например, государственные муниципальные облигации). В-третьих, учитывая

зарубежный опыт, нужно ликвидировать налоговые декларации за прошлые налоговые периоды. Обязательным условием успешной финансовой амнистии считается доверие граждан к финансовым институтам страны, а также разъяснительная информация в средствах массовой информации. Таким образом, для возвращения капитала в Россию необхо-

димо проведение финансовой амнистии, создающей благоприятные условия, что в свою очередь будет являться еще одним шагом в процессе формирования инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранного, так и отечественного капитала.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ

М.В. Пронин, В.И. Терехин

Pronin M.V., Terehin V.I. Formation of the organizational-economic mechanism of merges. The authors have structured the process of friendly merges including non-public companies by updating of John Kotter’s model of radical changes. The structure presented by the authors contains the basic stages of the process of preparation and realization of friendly bargains and allows to optimize it from a position of maximization of its productivity.

При подготовке и проведении сделок слияния и поглощения необходимо параллельно с комплексной финансовой диагностикой компаний планировать процесс проведения изменений в корпоративной культуре и организационных изменений компаний.

Авторы структурировали процесс дружественных слияний и поглощений с участием непубличных компаний путем модификации модели радикальных изменений Джона Коттера [1, 2], которая в настоящее время используется более чем в 60 % компаний из списка Fortune-500. Приведенная ниже структура содержит основные этапы процесса подготовки и реализации дружественных сделок и позволяет оптимизировать его с позиции максимизации его результативности.

1. Обоснование концепции роста на основе слияния или поглощения.

1.1. Оценка тенденций и перспектив рынка традиционного товара.

1.2. Оценка изменения конкуренции на рынке и стратегии конкурентов.

1.3. Обоснование вариантов развития компании и их конкурентных преимуществ.

1.4. Обоснование концепции и стратегических целей развития на основе слияния (поглощения).

2. Поиск, анализ и отбор объектов приобретения (объединения).

2.1. Формирование проектной группы по подготовке объединения компаний.

2.2. Составление плана работы проектной группы.

2.3. Определение основных целей и ограничений приобретения компаний.

2.4. Формирование предварительного списка компаний-целей.

2.5. Предварительная селекция компаний.

3. Системная диагностика совокупности компаний-целей (due diligence).

3.1. Анализ типов объединения.

3.2. Анализ финансового состояния, включая анализ обязательств компании-цели и оценку рыночной стоимости бизнеса.

3.3. Предварительная оценка источников и уровня синергии от слияния (поглощения).

3.4. Определение способов оплаты сделки и источников финансирования.

3.5. Анализ корпоративной культуры компании-цели и ее соответствия корпоративной культуре поглощающей компании.

3.6. Анализ рисков слияния (поглощения).

3.7. Выбор компании-цели на основе системы критериев и показателей стоимости.

4. Разработка проектов сделок слияния (поглощения).

4.1. Нормативно-правовое обеспечение сделки.

4.2. Обоснование структуры сделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.