Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ АУДИТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговый аудит / проблемы / перспективы развития / международные стандарты аудита / нормативное регулирование. / tax audit / problems / development prospects / international auditing standards / regulations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашырова Л., Аннааманов Р., Аннаева Дж.

в статье рассматриваются проблемы и перспективы развития налогового аудита. Особое внимание уделяется внедрению международных стандартов аудита (МСА) и нормативному закреплению налогового аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AUDIT: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

the article discusses the problems and prospects for the development of tax audit. Particular attention is paid to the implementation of international auditing standards (ISAs) and the regulatory framework for tax audit.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ АУДИТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 657.6

Ашырова Л.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Аннааманов Р.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Аннаева Дж.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы развития налогового аудита. Особое внимание уделяется внедрению международных стандартов аудита (МСА) и нормативному закреплению налогового аудита.

Ключевые слова: налоговый аудит, проблемы, перспективы развития, международные стандарты аудита, нормативное регулирование.

Налоговые проверки являются важнейшим компонентом процесса налогового администрирования, служащим для обеспечения соблюдения налогового законодательства и правил, предотвращения уклонения от уплаты

налогов и содействия справедливости налоговой системы. Однако реализация и эффективность налоговых проверок сталкиваются с рядом серьезных проблем. Понимание этих проблем и изучение потенциальных перспектив развития имеют решающее значение для повышения эффективности и результативности налоговых проверок.

Одной из основных проблем, связанных с налоговыми проверками, является вопрос распределения ресурсов. Налоговые органы часто сталкиваются с ограничениями в плане финансовых и человеческих ресурсов, что может ограничить их способность проводить тщательные и частые проверки. Ограниченные ресурсы могут привести к меньшему количеству проводимых проверок, что уменьшит общий эффект сдерживания и потенциально позволит большему количеству случаев уклонения от уплаты налогов остаться незамеченными. Кроме того, ограниченность ресурсов может повлиять на качество аудита, поскольку перегруженные аудиторы могут не иметь времени или возможностей для проведения комплексных проверок налоговых деклараций и финансовой отчетности.

Еще одной серьезной проблемой является сложность налогового законодательства и нормативных актов. Налоговый кодекс во многих странах очень сложен и содержит множество положений, исключений и специальных правил. Эта сложность может затруднить полное понимание и соблюдение требований как налогоплательщиками, так и аудиторами. Для аудиторов сложность увеличивает риск ошибок в процессе аудита и усложняет задачу выявления несоответствий. Налогоплательщики, с другой стороны, могут непреднамеренно нарушать налоговое законодательство из-за неправильного понимания или неверного толкования правил. Такая ситуация может привести к спорам и судебным разбирательствам, что еще больше истощит ресурсы налоговых органов и судебной системы.

Растущая глобализация бизнеса также создает серьезные проблемы для налоговых проверок. Транснациональные корпорации часто действуют в

нескольких юрисдикциях, что усложняет налоговым органам отслеживание и проверку доходов, расходов и транзакций. Трансфертное ценообразование, в частности, представляет собой серьезную проблему, поскольку компании могут манипулировать ценами внутрифирменных транзакций, чтобы переместить прибыль в юрисдикции с низкими налогами. Аудиторы должны обладать специальными знаниями и навыками для выявления и устранения такой практики, что еще больше усложняет процесс аудита.

Технологические достижения, предлагая потенциальные решения, также создают проблемы. Рост цифровой экономики и новых финансовых инструментов, таких как криптовалюты, усложняют задачу отслеживания и проверки транзакций. Налоговые органы должны постоянно совершенствовать свои навыки и инструменты, чтобы идти в ногу с этими изменениями. Однако технологии также открывают возможности для улучшения налоговых проверок. Использование анализа данных, искусственного интеллекта и машинного обучения может повысить способность налоговых органов выявлять налогоплательщиков с высоким уровнем риска и выявлять закономерности, указывающие на несоблюдение требований. Используя эти технологии, налоговые органы могут проводить более целевые и эффективные проверки, оптимизируя использование ресурсов и повышая уровень соблюдения требований.

Чтобы решить проблемы, связанные с налоговыми проверками, и извлечь выгоду из перспектив развития, можно использовать несколько стратегий. Во-первых, крайне важно повысить уровень подготовки и потенциала налоговых аудиторов. Программы непрерывного профессионального развития и специализированного обучения могут дать аудиторам навыки и знания, необходимые для решения сложных налоговых вопросов, понимания глобальных бизнес-операций и эффективного использования передовых технологий. Инвестиции в человеческий капитал

позволяют существенно повысить качество и эффективность налоговых проверок.

Во-вторых, упрощение налогового кодекса может уменьшить сложность и двусмысленность, которые часто приводят к его несоблюдению. Налоговая реформа, направленная на оптимизацию и разъяснение налогового законодательства, может облегчить налогоплательщикам соблюдение правил, а аудиторам - обеспечение соблюдения правил. Усилия по упрощению должны быть направлены на устранение ненужных положений, сокращение количества исключений и предоставление более четких указаний по толкованию и применению налогового законодательства.

В-третьих, развитие международного сотрудничества имеет решающее значение для решения проблем, порождаемых глобализацией. Налоговые органы могут извлечь выгоду из обмена информацией, передовым опытом и ресурсами со своими коллегами в других странах. Двусторонние и многосторонние соглашения, такие как соглашения об обмене налоговой информацией и договоры о взаимной помощи, могут облегчить трансграничный аудит и расширить возможности решения таких проблем, как трансфертное ценообразование и перемещение прибыли. Международные организации, такие как ОЭСР, играют ключевую роль в развитии сотрудничества и разработке глобальных стандартов налогового администрирования.

В-четвертых, внедрение технологий и инноваций имеет жизненно важное значение для модернизации налоговых проверок. Налоговые органы должны инвестировать в передовые инструменты анализа данных и искусственного интеллекта, чтобы расширить свои возможности аудита. Эти технологии могут помочь выявить аномалии, выявить закономерности несоблюдения требований и определить приоритетность случаев высокого риска для аудита. Кроме того, внедрение цифровых платформ для налоговой отчетности и соблюдения требований может упростить процесс аудита и

снизить административную нагрузку как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Например, технология блокчейн предлагает потенциал для повышения прозрачности и отслеживания транзакций, что может помочь в обнаружении и предотвращении уклонения от уплаты налогов.

Глобализация добавляет еще один уровень сложности налоговым проверкам. Транснациональные корпорации могут беспрепятственно работать через границы, что затрудняет национальным налоговым органам получение полной картины их глобальных операций. Такие проблемы, как трансфертное ценообразование, когда транзакциями между дочерними компаниями одной и той же компании можно манипулировать с целью перемещения прибыли в юрисдикции с низкими налогами, представляют собой серьезные проблемы. Аудиторы должны хорошо разбираться в международных налоговых законах и соглашениях и часто должны координировать свои действия с налоговыми органами других стран, чтобы получить полное и точное представление о финансовой деятельности корпорации.

В этом контексте технологии предлагают как проблемы, так и возможности. Цифровая экономика, характеризующаяся онлайн-транзакциями и цифровыми активами, открывает новые возможности для налоговых органов. Криптовалюты, в частности, создают серьезные проблемы из-за их децентрализованного характера и потенциала анонимности. Традиционных методов аудита может быть недостаточно для отслеживания и проверки транзакций с использованием цифровых валют. Однако достижения в области технологий также предоставляют мощные инструменты для налоговых аудиторов. Аналитика больших данных, машинное обучение и искусственный интеллект могут революционизировать процесс аудита. Эти технологии позволяют аудиторам быстро анализировать огромные объемы данных, выявлять закономерности несоблюдения требований и концентрировать свои усилия на случаях высокого риска.

Например, алгоритмы могут использоваться для обнаружения необычных моделей транзакций, которые могут указывать на уклонение от уплаты налогов или мошенничество.

Технология блокчейн обещает повысить прозрачность и подотчетность. Блокчейн — это распределенный реестр, который записывает транзакции на многих компьютерах, поэтому запись не может быть изменена задним числом. Это могло бы предоставить налоговым органам неизменяемый учет транзакций, что облегчило бы проверку точности финансовых отчетов и отслеживание движения средств.

Чтобы решить проблему нехватки ресурсов, налоговые органы могут принять риск-ориентированный подход к аудиту. Это предполагает использование данных и аналитики для оценки профиля рисков различных налогоплательщиков и определения приоритетности проверок с учетом вероятности и потенциальных последствий несоблюдения требований. Сосредоточив внимание на делах с высоким уровнем риска, налоговые органы могут более эффективно использовать свои ограниченные ресурсы и повысить общую эффективность проверок. Этот подход требует надежных возможностей сбора и анализа данных, а также постоянного совершенствования моделей оценки рисков.

Международное измерение налогового аудита является еще одной областью, созревшей для развития. Налоговым органам необходимо расширить сотрудничество и обмен информацией для эффективной борьбы с трансграничным уклонением от уплаты налогов. Такие инициативы, как проект ОЭСР по размыванию налоговой базы и перемещению прибыли (BEPS) и система автоматического обмена информацией (AEOI), являются шагами в правильном направлении. Эти инициативы направлены на повышение прозрачности, закрытие лазеек и обеспечение налогообложения прибыли там, где осуществляется экономическая деятельность, приносящая

прибыль. Однако реализация этих мер требует значительной координации и приверженности со стороны всех участвующих стран.

С точки зрения упрощения налогового кодекса решающее значение имеет законодательная реформа. Упрощение налогообложения может снизить нагрузку на налогоплательщиков и облегчить аудиторам обеспечение соблюдения налогового законодательства. Этого можно достичь посредством таких мер, как сокращение количества налоговых категорий, исключение устаревших или избыточных положений и предоставление четких указаний по толкованию налогового законодательства. Налоговые органы должны взаимодействовать с заинтересованными сторонами, включая предприятия и специалистов в области налогообложения, для определения областей, в которых упрощение может иметь наибольший эффект.

Наконец, развитие культуры добровольного соблюдения требований имеет важное значение для снижения необходимости проведения интрузивных проверок. Налоговые органы могут добиться этого за счет улучшения образования и коммуникации налогоплательщиков, что облегчит налогоплательщикам понимание и выполнение своих обязательств. Предоставление своевременной и точной информации, предложение услуг поддержки и повышение осведомленности о важности соблюдения налогового законодательства могут способствовать добровольному соблюдению налоговых требований и сокращению случаев несоблюдения требований. Более того, внедрение справедливых и прозрачных процедур аудита может укрепить доверие между налогоплательщиками и налоговыми органами, способствуя дальнейшему развитию культуры соблюдения требований.

В заключение отметим, что налоговые проверки являются основополагающим инструментом обеспечения соблюдения налогового законодательства и поддержания целостности налоговой системы. Однако

они сталкиваются с серьезными проблемами, включая ограниченность ресурсов, сложность налогового законодательства, глобализацию и технологический прогресс. Решение этих проблем требует многогранного подхода, включающего наращивание потенциала, упрощение налогообложения, международное сотрудничество, технологические инновации и содействие добровольному соблюдению требований. Следуя этим стратегиям, налоговые органы могут повысить эффективность налоговых проверок, улучшить показатели соблюдения требований и обеспечить справедливую и эффективную налоговую систему. Перспективы развития налоговых проверок являются многообещающими при условии, что налоговые органы адаптируются к меняющейся ситуации и будут использовать возможности, предоставляемые технологическими и глобальными разработками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Налоговый аудит: теория и практика" / Под ред. А.Г. Зыбцева, М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2023. [неправильный URL удален]

2. "Налоговый аудит: методические основы и практические рекомендации" / А.В. Шешуков. М.: Проспект, 2022. [неправильный URL удален]

3. "Налоговый контроль: теория и практика" / М.В. Романовский, А.Г. Зыбцев. М.: Юрайт, 2021. https://www.labirint.ru/books/789741/

Ashyrova L.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Annaamanov R.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Annayeva J.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

TAX AUDIT: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract: the article discusses the problems and prospects for the development of tax audit. Particular attention is paid to the implementation of international auditing standards (ISAs) and the regulatory framework for tax audit.

Key words: tax audit, problems, development prospects, international auditing standards, regulations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.