В статье анализируются проблемы в области налогового стимулирования инновационной деятельности. Предлагается специальный налоговый режим для инновационных предприятий, позволяющий снизить налоговую нагрузку и осуществить комплексный подход к стимулированию инновационного развития.
Ключевые слова: инновационное развитие России, налоговое стимулирование, инновационные предприятия, специальный налоговый режим для инновационных предприятий
Налоговые стимулы инновационного развития:
льготы есть, результатов нет
Ю. В. МАЛКОВА,
Финансовая академия при правительстве Р Ф, Москва
E-mail: [email protected]
Что не так?
По итогам исследования, проведенного экспертами парижской школы INSEAD, среди 107 государств по инновационному потенциалу Российская Федерация заняла лишь 54-е место, «пропустив вперед» Индию, Китай, Турцию, Тайланд1.
С 2005 г. переход к инновационной экономике объявлен в нашей стране стратегической задачей. Результаты скромны: доля промышленных организаций, выполняющих технологические инновации, выросла в 2007 г. до 9,4% с 5,2% в 1996 г. (в Германии их доля - 72,8%, в Великобритании -44,4%, в Болгарии - 18%2).
Среди главных факторов, препятствующих инновациям, руководителями предприятий в 2005-2007 гг. были отмечены (в порядке убывания значимости) следующие3: - недостаток собственных денежных средств;
1 Приводится по материалам РБК. Рейтинг: URL: http://rating.rbc.ru/ article.shtml?2007/06/04/31506802
2 Россия и страны мира, 2008: стат.сб.- М.: Росстат, 2008.
3 Индикаторы инновационной деятельности: 2009: стат.сб.- М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
- высокая стоимость нововведений;
- недостаток финансовой поддержки со стороны государства.
Далее следовали: недостаток спроса на инновационную
продукцию, нехватка квалифицированного персонала, неразвитость инновационной инфраструктуры и др.
Можно сделать вывод, что наиболее важна для развития инновационных организаций обеспеченность денежными средствами. Если говорить о мерах со стороны государства, здесь возможно как прямое финансирование, так и предоставление преференций в налогообложении4.
В Российской Федерации в последние три года наблюдается усиление стимулирующей составляющей налогообложения организаций, занимающихся инновационной деятельностью. Действующее налоговое законодательство насчитывает с десяток льготных положений (большинство из которых действует с 1 января 2008 г.). С 1 января 2010 г. организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (один из наиболее инновационно развитых секторов российской экономики), имеют право не начислять амортизацию в отношении электронно-вычислительной техники, признавая расходы на её приобретение в полной сумме по мере ввода её в эксплуатацию.
Кажущаяся эффективность введенных в 2008 г. налоговых льгот, основанная на росте абсолютных показателей расходов на научные исследования и разработки, не подтверждается увеличением доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной. Так, если внутренние затраты на исследования и разработки выросли с 288,8 млрд руб. в 2006 г. до 371,1 млрд в 2007 г. и 429,2 млрд руб. в 2008 г.5, то доля отгруженных инновационных товаров (работ, услуг)составила, соответственно, 5,5; 5,5 и 5,1%6.
4 Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации.- М., 2009.
5 Данные 2006-2007 гг.: Индикаторы инновационной деятельности:2009: стат.сб.- М.: ГУ-ВШЭ, 2009; Данные 2008 г.: Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы. URL: http://asozd.duma.gov.ru
6 URL: http://www.gks.ru
Слабое влияние предпринятых мер налогового стимулирования на рост инновационной составляющей производимой продукции во многом обусловлено плохой проработкой законодательства.
Например, организации могут воспользоваться ускоренной амортизацией с коэффициентом 3 только в отношении амортизируемых основных средств, направляемых на осуществление научно-технической деятельности. Но Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятия «научно-техническая деятельность», его дефиниция дана в ст. 2 федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 г.: «деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы». А в толковании Министерства финансов РФ7 для целей налогообложения налогом на прибыль организаций под научно-технической деятельностью понимается проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских разработок, определение которых дается в ст. 262 НК РФ.
В результате, предприятия, которые, наряду с научно-технической, осуществляют и другие виды инновационной деятельности (например, производят высокотехнологичную, наукоемкую продукцию), не могут воспользоваться коэффициентом ускоренной амортизации по соответствующим основным средствам. Удивительно, что нормами НК РФ не предусмотрен перечень документов, подтверждающих право налогоплательщиков на освобождение выполненных НИОКР от НДС.
И все же главная причина неэффективности рассмотренных льгот - это отсутствие комплексного подхода в их предоставлении. Если рассмотреть существующие льготы в привязке к инновационному циклу, можно отметить, что они охватывают лишь первые его стадии, связанные с проведением НИОКР, разработкой, апробацией новой идеи или продукта, но практически не распространяются на этап внедрения в производство.
Так, среди льгот, стимулирующих первые стадии инновационного цикла - фундаментальные, прикладные
7 Письма Министерства финансов РФ №03-03-06/1/282 от 14 апреля 2008 г. и № 03-036-06/1/554 от 28 августа 2009 г.
и опытно-конструкторские разработки, объединяемые общим понятием «научно-техническая деятельность», можно назвать большую часть из предусмотренных действующим законодательством:
- разрешение списания в состав прочих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организаций затрат на НИОКР, в том числе не давших положительного результата в течение одного года;
- освобождение от обложения налогом на прибыль организаций средств, полученных из РФФИ, РФТР, РГНФ, а также из иных фондов, список которых утвержден правительством РФ;
- применение ускоряющего коэффициента амортизации не больше 3 по основным средствам, используемым только в научно-технической деятельности;
- признание расходов на формирование Российского фонда технологического развития для целей налогообложения налогом на прибыль организаций в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика;
- включение расходов налогоплательщика на НИОКР (в том числе не давших положительного результата) по перечню, установленному правительством РФ, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5;
- освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов, а также средств РФФИ, РФТР и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; НИОКР, выполняемых учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
- освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость выполнения организациями НИОКР, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий;
- разрешение списания расходов на НИОКР для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих доходы за минусом расходов в качестве налогооблагаемой базы;
- освобождение от обложения налогом на имущество организаций государственных научных центров.
К льготам, стимулирующим вывод инновационного продукта на рынок, можно отнести лишь одну - освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость реализации определенных объектов интеллектуальной собственности, а также прав на их использование на основании лицензионного договора. А стадия производства инновационного
продукта действующим налоговым законодательством вовсе не стимулируется.
Таким образом, можно утверждать, что в современной российской налоговой системе отсутствуют меры, стимулирующие полный инновационный цикл «разработка - апробация -внедрение в производство». Вместе с тем именно последняя стадия этого цикла существенна для устойчивого инновационного развития страны.
Специальный режим налогообложения
Инновационным в случае внедрения данного режима будет считаться предприятие, производящее регулярные разработки и успешно внедряющее их в производство. На практике для подтверждения данного статуса предлагается использовать показатели прироста интеллектуального капитала и дохода от реализации инновационной продукции.
Под интеллектуальным капиталом здесь понимается величина нематериальных активов организации, без включения деловой репутации, а также товарных знаков и знаков обслуживания. Прирост интеллектуального капитала целесообразно оценивать как в денежном, так и в количественном выражении, с целью исключения такого средства улучшения показателей, как переоценка нематериальных активов.
Для первоначального отнесения организации к категории инновационных доля её доходов, приходящаяся на реализацию качественно новой или усовершенствованной (инновационной) продукции, должна составлять не менее 30% от общего объема реализации. Для закрепления данного статуса организации придется соблюдать следующие условия:
- прирост интеллектуального капитала за отчетный период (год) - не менее 5% от первоначального объема;
- прирост доходов от реализации качественно новой или усовершенствованной (инновационной) продукции - не меньше прироста интеллектуального капитала организации. Перечисленные критерии позволили бы выделить не просто
сегмент организаций, проводящих исследования как таковые, но те, чьи разработки привели к положительным результатам (зафиксированным в виде полученных прав на объекты интеллектуальной собственности); а также организации, успешно
внедряющие свои разработки в производство (о чем будет свидетельствовать прирост доходов от их реализации).
Для инновационных предприятий предлагается заменить единым налогом целый набор налогов: на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с дивидендов); на добавленную стоимость (за исключением «импортного» НДС и НДС, уплачиваемого налоговыми агентами); на имущество организаций; земельный.
Уровень единого налога в 6% от доходов организации позволит снизить налоговую нагрузку на инновационные предприятия и сохранить заинтересованность в снижении затрат на производство.
Ставка, аналогичная применяемой при упрощенной системе налогообложения, не случайна. Под действие упрощенной системы налогообложения, даже после внесенных в гл. 26.2 НК РФ с 1 января 2010 г. изменений в части увеличения пороговых значений по численности, попадают организации малого и среднего бизнеса. Этот сегмент, несмотря на все надежды, возлагаемые на него многими экономистами, не в состоянии самостоятельно проводить крупные затратные НИОКР. Как показывает статистика, наибольшую инновационную активность проявляют предприятия, относящиеся к категории средних и крупных (табл. 1).
Таблица 1
Инновационная активность и величина организаций в 2007 г.8
Организации с численностью работников, чел.: Уровень инновационной активности, %
До 50 2,0
50-99 5,3
100-199 8,7
200-249 10,6
250-499 14,8
500-999 23,9
1000-4999 42,4
5000-9999 67,9
10000 и более 69,6
8 Индикаторы инновационной деятельности: 2009: стат. сб.- М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
Соответственно, введение предлагаемого специального режима рассчитано на средние и крупные предприятия, которые не могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения, хотя нуждаются в дополнительных источниках собственных средств для осуществления исследований и разработок.
Введение обязательного условия прироста интеллектуального капитала и доходов от реализации качественно новой или усовершенствованной (инновационной) продукции будет способствовать «целевому» использованию высвобождающихся средств.
В результате могут быть достигнуты две взаимосвязанные цели. Во-первых, это рост производства высокотехнологичной продукции и, соответственно, развитие экономики, повышение конкурентоспособности страны на мировой арене.
Во-вторых, дееспособный институт интеллектуальной собственности в нашей стране окажется реальным фактором развития «экономики знаний» и перехода к новому, постиндустриальному этапу.
Последствия налогового новшества
При оценке «жизнеспособности» налоговой льготы, разумеется, важен экономический эффект от её введения. Попробуем его определить.
На основе прогнозных оценок доходов федерального бюджета от поступления налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость (заложенных в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»), с учетом вклада инновационных предприятий в выпуск продукции (5,5%) и предположительно в налоговые доходы бюджета, а также доли организаций, в объеме реализации которых 30% и более составляет инновационная продукция (по расчетным данным, около 10%), можно скорректировать суммы, формирующие налоговые базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, и рассчитать объём недопоступлений по каждому из этих налогов в условиях 2010 г. (табл. 2, 3).
На основе данных об основных средствах, «занятых» в исследованиях и разработках за 2007 г. (581965,9 млн руб.9),
9 Индикаторы науки: 2009: стат.сб.- М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
Таблица 2
Расчет поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет в 2010 г., млн руб.
Показатель Сумма Сумма с учётом льготы Разница
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам 19088654 18983666 104988
Сумма налоговых вычетов 17712957 17615536 97421
Расчетная сумма налога на добавленную стоимость 1375697 1368130 7567
Расчетный уровень собираемости, % 91,3 91,3 0
Сумма налога с учетом собираемости 1256011 1249103 6908
Возмещение налога при выполнении соглашений о разделе продукции -16000 -16000 0
Сумма налога на добавленную стоимость - всего 1240011 1233103 6908
Таблица 3
Расчет поступлений налога на прибыль организаций в бюджет в 2010 г., млн руб.
Показатель Сумма Сумма с учетом льготы Разница
Прибыль для целей налогообложения 8626618 8626618 0
Прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения 8532792 8485862 46930
Суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством 1073363 1073363 0
Прибыль для расчета налога 7459429 7412499 46930
Сумма налога на прибыль 1491886 1482500 9386
основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и в предположении, что доля фондов, «отвлеченных» на исследования и разработки, в стоимости амортизируемого имущества на протяжении 2007-2010 гг. есть величина постоянная, можно рассчитать объём выпадающих доходов бюджетов регионов по налогу на имущество организаций (табл. 4).
Расчет выпадающих доходов, требуемых для предоставления льготы по земельному налогу, можно сделать при следующих
Таблица 4
Расчет выпадающих доходов региональных бюджетов по налогу на имущество организаций, 2007—2010 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010
Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества, млрд руб. 25040 29782 34279 38055
% к предыдущему году - 118,937 115,1019 111,017
Стоимость основных фондов, занятых в исследованиях и разработках, млн руб. 581965,9 692171 796702,1 884472
Средняя ставка по налогу на имущество организаций, %* 1,1 1,1 1,1 1,1
Сумма налога, млн руб. 6401,62 7613,88 8763,72 9729,19
Расчетная доля организаций, в выпуске которых инновационная продукция составляет 30% и более, % 10,00 10,00 10,00 10,00
Сумма выпадающих доходов бюджетов, млн руб. 640,16 761,39 876,37 972,92
Примечание. * Используется по причине того, что субъектами не всегда установлена максимальная ставка и предоставляются льготы для соответствующих видов имущества.
допущениях. До 1 января 2006 г. освобождались от уплаты земельного налога организации науки, высшего образования и др. в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, а также в отношении иных земельных участков, используемых ими в целях научно-исследовательской деятельности. Информация, содержащаяся в формах статистической налоговой отчетности, утвержденных ФНС России, свидетельствует: в условиях 2004 г.10 упущенная выгода данного вида региональных и местных бюджетов составила 259,9 млн руб.
С поправкой на инфляцию (2005 г. - 10,9%, 2006 г. - 9%, 2007 г. - 11,9%, 2008 г. - 13,3%, 2009 г. - 8,8%11, 2010 г. -
10 Проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности в современной России/Под ред. д-ра экон. наук О. Г. Дмитриевой - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 112с.
11 URL: http://www.gks.ru
7,5% (прогноз)12) и изменение доли организаций, в выпуске которых инновационная продукция составляет 30% и более, в 2010 г. потери бюджетной системы при предоставлении льготы по земельному налогу организациям составят порядка 46,59 млн руб.
Согласно расчетам, совокупную величину выпадающих доходов бюджетной системы при введении специального налогового режима для инновационных организаций в условиях 2010 г. можно оценить в 17314,51 млн руб. Эта величина будет частично компенсирована поступлениями единого налога для инновационных организаций, которые, если исходить из основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 г., могут достичь 6,85 млрд руб. Таким образом, общее недопоступление налоговых доходов в бюджетную систему не превысит 10,5 млрд руб.
В последующие же годы использования специального налогового режима для инновационных организаций можно предположить рост налоговых поступлений за счет увеличения налоговой базы (как минимум на 5 % в год).
Конечно, 10,5 млрд руб. - величина для бюджета немалая, особенно в условиях экономического кризиса, но все познается в сравнении. Например, в результате принятия законопроекта (уже прошедшего первое чтение) о введении налоговых каникул по налогу на добычу полезных ископаемых для организаций, осуществляющих добычу нефти в Черном и Охотском морях, бюджет недополучит порядка 32,4 млрд руб. по каждому участку недр в течение 10 лет применения льготы...
Подведем итог: в отличие от существующих льгот, предоставляемых лишь по факту проведения НИОКР и никак не стимулирующих их эффективное внедрение, специальный налоговый режим для инновационных организаций приспособлен к особенностям инновационного процесса, а именно - стимулирует стадию внедрения разработок в производство. При более детальной проработке нынешних положений Налогового кодекса РФ в отношении организаций, проводящих исследования и разработки, изложенный подход может оказаться комплексным решением проблемы налогообложения в сфере инновационной деятельности.
12 URL: http://www.economy.gov.ru