УДК 338.012
Абакарова Рабият Шамсудиновна
Abakarova Rabiyat Shamsudinovna
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Lecturer of the Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
TAX CRIMES OF INTERNATIONAL LEVEL
Аннотация:
Summary:
В последнее время процесс уклонения от уплаты налогов получил качественно новый характер и вышел на международный уровень. Взаимодействие национальных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с налоговыми преступлениями, невозможно представить без эффективного сотрудничества в этом вопросе различных государств.
Recently tax evasion process has changed its mode and become international. National law-enforcement bodies’ cooperation aimed to counter the tax crimes is impossible without effective collaboration of different countries in this issue.
Ключевые слова:
налоговые преступления, уклонение от уплаты налогов, координационный совет, сотрудничество.
Keywords:
tax crimes, tax evasion, coordination committee, cooperation.
Налоговые преступления давно вышли за пределы одного государства. В условиях финансовой глобализации и интернационализации преступности борьба с коррупцией невозможна без координирования усилий в противодействии легализации криминальных средств в международном масштабе. Меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с многосторонними усилиями и действиями. Только такое сочетание может дать желаемый эффект и не позволить преступным капиталам свободно работать, принося пользу. Неотъемлемой частью международных криминальных операций является незаконный перевод активов за рубеж с целью легализации доходов, полученных преступным путем. По оценке МВФ, ежегодно легализуется до 1,5 трлн. долл. На уровне национального законодательства бороться с этим проблематично. Необходимо объединение усилий всех стран мира в деле противодействия налоговым и иным экономическим преступлениям. Это предполагает выработку на межгосударственном уровне общих подходов и принципов, которые закрепляются в международных актах, резолюциях и рекомендациях [1].
Часто встречающимися способами совершения преступлений в этой сфере являются использование трансфертного ценообразования, незаконный вывоз капитала по притворным сделкам, а также сокрытие доходов, полученных в России иностранными юридическими и физическими лицами.
Есть мнение, что если капиталы бегут из страны, значит, за кордоном им лучше. Действительно, перемещение капитала за рубеж - это в основном чисто экономический вопрос, который зависит от деловой и финансовой конъюнктуры в данной стране. Нет ничего противозаконного в том, что владелец капитала хочет использовать его там, где ему это выгодно. Но если нарушается законодательство страны, касающееся вывоза капитала, если его хотят укрыть от налогового контроля, если этот капитал нажит преступным путем, то это уже преступление [2].
Ясно, что эффективная борьба с этими преступлениями невозможна без тесного сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами.
Постоянно расширяется круг деяний, представляющих международную опасность, среди которых значительное место занимают преступления в налоговой сфере, нередко связанные с контрабандой, фальшивомонетничеством, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Нередко мы не воспринимаем налоговую преступность как вид тяжкой преступности, посягающий на экономическую безопасность России.
Однако необходимо подчеркнуть, что нередко скрытые от налогообложения суммы могут использоваться в дальнейшем в ходе осуществления иных видов криминальной деятельности, таких как легализация денежных средств, незаконное предпринимательство, незаконные опе-
рации в сфере валютного регулирования. Таким образом, следует признать, что существует тесная связь налоговой преступности с совершением других экономических преступлений.
Ввиду вышесказанного можно сделать вывод, что одним из условий эффективной работы сотрудников органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности является их участие в международном сотрудничестве.
В настоящее время существующая международно-правовая база, регулирующая взаимодействие с другими государствами и включающая несколько сотен международных договоров различного уровня (межгосударственные, межправительственные и межведомственные), динамично развивается и охватывает различные направления.
Сотрудничество в рамках Интерпола развивается при неукоснительном соблюдении общих принципов международного права, в первую очередь принципа сотрудничества. Значимость борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках данной организации подтверждается тем фактом, что это преступление стоит на четвертом месте в структуре расследуемых с участием Интерпола транснациональных экономических преступлений после таких, как мошенничество, хищение денежных средств и ценных бумаг, отмывание денег.
Взаимодействовать с Интерполом могут исключительно правоохранительные органы, но не ФНС России. Так как получение указанной информации возможно только в порядке выполнения международных следственных поручений по возбужденным уголовным делам, то получение таких сведений непосредственно налоговыми органами исключается. Также представляется очевидным, что указанные формы сотрудничества предусматривают взаимодействие правоохранительных органов прежде всего в деле борьбы с общеуголовной преступностью и недостаточно учитывают специфику деятельности по расследованию преступных нарушений налогового законодательства, что является серьезной проблемой оперативного расследования налоговых преступлений.
Особое место в решении проблем взаимодействия на многосторонней основе занимает орган отраслевого сотрудничества - Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ (КСОНР) [3].
Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ обеспечивает выполнение задач по взаимодействию, обмену информацией, выработке рекомендаций и предложений по предупреждению и пресечению нарушений налогового и финансового законодательства. Этот совет вырабатывает предложения по совершенствованию национальных законодательств стран - участниц СНГ.
Было поддержано предложение по активизации работы, направленной на организацию подготовки и переподготовки кадров в сфере борьбы с налоговыми и финансовыми правонарушениями. Было признано целесообразным изучить возможности внедрения принципа оперативного уточнения предварительной информации о предприятиях при помощи «офицеров связи» и организации обмена информацией посредством электронных каналов связи.
Отмечена необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия при расследовании налоговых (финансовых) правонарушений, совершенных совместными предприятиями или предприятиями с иностранным капиталом на территории заинтересованных стран.
В настоящее время необходимо четко понимать, что положительный опыт взаимодействия, несомненно, благоприятно отражается как на укреплении авторитета отдельно взятого государства, так и любого межгосударственного сообщества. Подобная работа способствует значительному пополнению бюджетов стран СНГ, защите инвестиций [4].
Анализ состояния взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран свидетельствует о том, что в организации взаимодействия имеется ряд нерешенных проблем, оказывающих негативное влияние на конечные результаты борьбы с международной налоговой преступностью.
В ходе исследования автором были выделены и сгруппированы некоторые актуальные проблемы взаимодействия контролирующих органов на международном уровне, к которым относятся:
1) отсутствие механизмов реализации имеющихся договоренностей, которые закреплены в международных договорах о сотрудничестве стран в борьбе с преступностью;
2) особенности национального законодательства, регулирующего уголовно-правовые основы обеспечения экономической безопасности;
3) невозможность непосредственного сотрудничества отдела международного сотрудничества и обмена информацией центрального аппарата ФНС России с компетентными органами иностранных государств;
4) наличие ситуации, когда в международных соглашениях налоговые преступления не выделены в отдельную от экономических преступлений категорию.
Обеспечение экономической безопасности должно проводиться за счет отнесения стран к группам, законодательство которых предполагает:
- необходимость составления мотивированного запроса для выдачи имущества (предметов, указывающих на совершение преступлений);
- признание преступлений и оказание правовой помощи по налоговым, таможенным нарушениям и нарушениям правил проведения валютных операций;
- выделение в уголовном законодательстве понятия «налоговое мошенничество»;
- признание преступлением факта использования закамуфлированных фирм.
Для решения обозначенных проблем необходимо в первую очередь систематизировать международное законодательство, регламентирующее уголовно-правовые основы борьбы с экономическими преступлениями и обеспечение экономической безопасности, а также определяющее компетенцию органов обеспечения экономической безопасности зарубежных государств. Международное сотрудничество российских правоохранительных органов в вопросах борьбы с экономической преступностью в настоящее время выходит на новый уровень, поэтому решение имеющихся проблем привело бы к более эффективному сотрудничеству между государствами.
Ссылки:
1. Артемьева Ю.А. Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями // Налоги. 2012. № 12.
2. Фрадков М.Е. Налоговая преступность без границ и национальностей // Налоговый вестник. 2001. № 10.
3. Положение о Координационном совете руководителей органов налоговых расследований государств - участников СНГ. URL: http://www.mvd/ru/news/
4. Состоялось заседание Координационного совета руководителей органов налоговых расследований государств СНГ / Пресс-служба Департамента экономической безопасности МВД России от 18.10.2007. URL: http://mipur. ru/ru/12223. html.
References (transliterated):
1. Artem'eva Y.A. Mezhdunarodno-pravovie osnovy bor'by s nalogovymi prestupleniyami // Nalogi. 2012. № 12.
2. Fradkov M.E. Nalogovaya prestupnost' bez granits i natsional'nostey // Nalogoviy vestnik. 2001. № 10.
3. Polozhenie o Koordinatsionnom sovete rukovoditeley organov nalogovykh rassledovaniy gosudarstv - uchastnikov SNG. URL: http://www.mvd/ru/news/
4. Sostoyalos' zasedanie Koordinatsionnogo soveta rukovoditeley organov nalogovykh rassledovaniy gosudarstv SNG / Press-sluzhba Departamenta ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii ot 18.10.2007. URL: http ://mipur. ru/ru/12223. html.