Научная статья на тему 'Налоговые потери как угроза экономической безопасности Амурской области'

Налоговые потери как угроза экономической безопасности Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / TAX OFFENSE / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY ASSESSMENT / НЕДОИМКА / ARREARS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акусок К. С., Якимова В. А.

В статье исследуется проблема влияния налоговых потерь на экономическую безопасность в региональном аспекте (на примере Амурской области). Произведена оценка экономической безопасности области, раскрыта роль налоговых потерь как угрозы налоговой безопасности, выявлены факторы, оказывающие значительное влияние на ключевые показатели безопасности региона.The article studies the problem of the impact of tax losses on economic security in the regional aspect (on the example of the Amur Region). The economic safety of the Amur region was assessed, the role of tax losses as a threat to tax security was disclosed, and factors that significantly influenced key security indicators of the region were identified

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые потери как угроза экономической безопасности Амурской области»

3. Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2014. - 448 с.

4. Федеральная налоговая служба по Амурской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа :http://www.r28.nalog.ru. - 11.11.2016.

5. Основные направления бюджетной налоговой политики Амурской области на 2017-2019 годы [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http:// www.fin.amurobl.ru (дата обращения: 18.09.2017).

6 Гордиенко, Е.В. Издержки налогового администрирования и пути их снижения. - М., 2017.

УДК 332.1

К.С. Акусок, В.А. Якимова

НАЛОГОВЫЕ ПОТЕРИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье исследуется проблема влияния налоговых потерь на экономическую безопасность в региональном аспекте (на примере Амурской области). Произведена оценка экономической безопасности области, раскрыта роль налоговых потерь как угрозы налоговой безопасности, выявлены факторы, оказывающие значительное влияние на ключевые показатели безопасности региона.

Ключевые слова: налоговое правонарушение, оценка экономической безопасности, недоимка.

ASSESSING THE IMPACT OF TAX LOSSES IN THE ECONOMIC SECURITY

OF THE AMUR REGION

The article studies the problem of the impact of tax losses on economic security in the regional aspect (on the example of the Amur Region). The economic safety of the Amur region was assessed, the role of tax losses as a threat to tax security was disclosed, and factors that significantly influenced key security indicators of the region were identified.

Key words: tax offense, economic security assessment, arrears.

Актуальность нашего исследования обусловлена высокой ролью налоговых мероприятий в региональной политике, направленной на обеспечение экономической безопасности Амурской области. Экономическая безопасность тесно связана с отсутствием угроз и рисков недополучения доходной части бюджета, большую часть которого образуют налоги. Более 82% доходов бюджетной системы наполняют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и прочие обязательные платежи используются государством и местным самоуправлением при управлении разными сферами общественной жизни и в то же время выступают незаменимым инструментом мобилизации денежных средств. Налоги, налоговая политика играют важную роль в экономической безопасности региона и

страны в целом, поскольку обеспечивают условия социально-экономической стабильности и развития общества. Налоговая система - это инструмент аккумулирования финансовых ресурсов и регулирования социальных и экономических процессов в регионе.

На экономическую безопасность напрямую влияют налоговые риски субфедерального уровня, последствия которых связаны как с уменьшением поступлений налогов в региональный бюджет, так и с ростом налоговой задолженности. Налоговые потери, возникающие в случае налоговых правонарушений и преступлений, являются прямой угрозой экономической безопасности и, как следствие, невыполнения приоритетных задач экономического развития региона. В результате роста налоговых потерь происходят неблагоприятные структурные изменения экономики, рост безработицы, теневой экономики, увеличение числа банкротств хозяйствующих субъектов.

Недоимки в той или другой мере присущи всем налоговым системам. Их образование зависит от многих причин, имеющих в различных фискальных системах разные свойства. Даже в развитых странах, несмотря на очень высокий уровень состояния налоговых служб, проблема сбора налогов остается актуальной. Одной из главных причин образования недоимок по налогам в России является уклонение от уплаты налогов, законодательно закрепленных на территории Российской Федерации и являющихся обязательными платежами [5]. По экспертным оценкам, более 60% налогоплательщиков или уклоняются от их уплаты, или скрывают настоящие размеры собственных заработков. Эта большая цифра - свидетельство очевидного неблагополучия в налоговой системе. В свою очередь, органы налоговой службы страны усиливают работу по пресечению и выявлению налоговых преступлений, привлечению виновных к ответственности, решая таким образом свою ключевую задачу - наполнение доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов.

Экономическую безопасность региона следует рассматривать как совокупность текущего состояния региона и причин, характеризующих устойчивость, стабильность и поступательное развитие экономики территории, встроенной в экономику РФ [4]. Одной из составляющих экономической безопасности региона является налоговая безопасность, под которой будем понимать состояние налоговой системы, обеспечивающей поступление налогов в региональный бюджет, защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики.

Условиями обеспечения налоговой безопасности является как налоговая политика, так и превентивные меры предупреждения угроз и налоговых рисков, действенность и прозрачность законодательных актов в сфере налогообложения. Важные процедуры - согласование интересов субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков и государства, субъектов регионального и муниципального уровня).

На уровне Российской Федерации имеется перечень показателей, позволяющий дать оценку экономической безопасности страны в целом [1], но большинство этих показателей не могут быть применены на региональном уровне, поскольку не опираются на специфику регионов, что является принципиально важным фактором. В период перехода к рыночной экономике каждый регион Российской Федерации необходимо изучать как отдельную экономическую подсистему, хотя главные их составляющие взаимосвязаны. Существенно усилилось влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие общественной сферы, а производства - на занятость и доходы. На данный момент межрегиональный обмен осуществляется на рыночной основе, и поэтому региональный рынок находится под воздействием внешних конкурентов.

Определенный интерес представляет система показателей оценки экономической безопасности региона, предложенная А.И. Татаркиным [6]. Согласно его методике в рамках настоящего исследования для оценки экономической безопасности были выбраны 12 показателей (табл. 1).

Таблица 1

Оценка экономической безопасности Амурской области

Показатели 2013 2014 2015 Темп роста, %

Темп роста ВРП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), % 88,3 102,2 99,1 109,6

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % 31,1 25,9 25,8 83

Инвестиции в основной капитал, % к ВРП 48,1 42,9 45,1 89,7

Доля теневой экономики (скрытое производство) в ВРП, % 30,1 24,5 18,3 59,5

Уровень безработицы 5,3 5,8 6,0 95

Численность населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, % от общей численности населения 16,2 15,1 15,6 96

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения 11,9 11,5 11,3 94

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, раз 2,0 2 2,2 100

Среднемесячная заработная плата работников, руб. 30541,7 32396,5 32895,5 107,7

Степень износа основных фондов промышленных предприятий, % 37,9 35,7 36,7 97,8

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 4,5 7,6 12,6 278

Соотношение импорта и экспорта 1,6 1,4 1,8 126,6

В результате проведенного анализа за 2013-2015 гг. выявлено, что темп роста ВРП к предыдущему году (в сопоставимых ценах) к 2015 г. возрос на 10,8%. Это говорит, что от реализации ВРП зависит поток денежных доходов и благосостояние населения региона. ВРП характеризует величину совокупного регионального предложения на рынке товаров и услуг и рассчитывается как соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал значительно возросла (на 8,1%), а известно, что инвестиции в основной капитал - это инвестиции в будущее, т.е. увеличение прибыли и производительности труда. Остальные показатели свидетельствуют, что уровень экономической безопасности для Амурской области снижается. Для полного анализа органам статистики необходимо постоянно проводить мониторинг показателей экономической безопасности.

Рассмотрим влияние налоговых потерь на ключевые показатели экономической безопасности региона, которые зависят от налоговых поступлений. На рис. 1 представлена динамика недоимки по налогам.

Прочие

Здравоохранение Образование Государственное упр. Операции с недвижимым имуществом Фин. деятельность Транспорт и связь Гостиницы и рестораны Торговля Строительство

Произ. и распр. электроэнергии, газа и воды Обраб. ирою в о детва Добыча полезных ископаемых С/х. охота и лесное хозяйство

0,00 100 000,00 200 000,00 300 000,00 400 000.00 500 000.00 2015 И2014 12013

Рис. 1. Динамика недоимки по налогам (консолидированный бюджет Амурской области).

Как видно из рис. 1, наличие недоимки имеет негативный характер, проявляется во всех отраслях. Рост данного показателя сопровождается сокращением финансовых потоков в доходную часть бюджетов различных уровней, что приводит к снижению объема государственных финансовых ресурсов. Это также может негативно сказаться на реализации государственных программ. Рост недоимки существенным образом связан с тенденциями социально-экономического развития региона и оказывает влияние на показатель недоимки в РФ.

С целью изучения влияния налоговой недоимки на показатели экономической безопасности использован метод корреляционно-регрессионного анализа, исходные данные для проведения которого представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели экономической безопасности Амурской области и недоимки по НДФЛ

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста,%

ВРП, млн. руб. 225402 229407 210700,9 235888,8 257942,1 114,4

Среднемесячная заработная плата, руб. 24202,1 26789,0 30541,7 32396,5 32895,5 135,9

Недоимка по налогу на доходы физических лиц, руб. 58285 101164 163936 151829 132888 81

В процессе исследования был проведен анализ зависимости недоимки по НДФЛ (У) от среднемесячной заработной платы работников (X), результаты представлены на рис. 2.

Как видно из рис. 2, наблюдается прямая зависимость между недоимкой по НДФЛ и среднемесячной заработной платой работников. Корреляционное отношение равно 0,9, а чем ближе его величина к 1, тем более тесная связь существует между изучаемыми явлениями. Это означает, что связь недоимки по НДФЛ и среднемесячной заработной платой работников сильная и при изменении среднемесячной заработной платы работников на 1% величина недоимки по НДФЛ изменится на 0,9%.

Расчеты показали, что индекс детерминации составляет 0,81. Следовательно, можно сказать, что на 81% изменения недоимки по НДФЛ обусловлено изменением среднемесячной заработной платы работников и только на 19 % связано с влиянием других факторов, не исследуемых в данной модели.

Произведенные расчеты выявили, что при увеличении среднемесячной заработной платы работников на 10% недоимка по НДФЛ будет уменьшаться (в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 23%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - на 40%). Прогнозные данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Прогнозные значения среднемесячной заработной платы на 2016 и 2017 гг.

Период Среднемесячная заработная плата, руб.

2013 г. 30541,7

2014 г. 32396,5

2015 г. 32895,5

2016 г. (прогнозное значение) 32895,5 +0,1 х 32895,5= 36185,05

2017 г. (прогнозное значение) 36185,05 + 0,1 х 36185,05 = 39803,555

Рис. 2. Зависимость между недоимкой по НДФЛ и среднемесячной заработной платой работников в 2011 - 2015 гг.

Таким образом, важными направлениями политики в целях пополнения регионального бюджета являются повышение уровня оплаты труда населения, как благодаря обеспечению уровня жизни населения, трудообеспеченности, сокращения безработицы, меры, направленные на легализацию доходов, исключение «серых схем» выплаты заработной платы.

Изученная зависимость недоимки по налогу в консолидированный бюджет (У) в зависимости от валового регионального продукта (X) представлена на рис. 3.

Также очевидно наличие прямой зависимости между недоимкой по налогу в консолидированный бюджет и ВРП. Корреляционное отношение равно 0,92, что ближе к ограничению 1. Следовательно, наблюдается более тесная связь между изучаемыми явлениями. Связь между недоимкой по налогу в консолидированный бюджет и ВРП сильная, и при изменении ВРП на 1% величина недоимки по налогу в консолидированный бюджет изменится на 0,92%. Индекс детерминации равен 0,85, а это свидетельствует, что на 85% изменения недоимки по налогу в консолидированный бюджет обусловлено изменением ВРП и только на 15% связано с влиянием прочих факторов, не исследуемых в данной модели.

Проведенное статистическое исследование показало значимое влияние налоговых потерь на экономическую безопасность региона, что в свою очередь вызывает необходимость усиления направлений налоговой политики как механизма борьбы с налоговыми рисками. Кризисное состояние экономики региона и страны, недочеты в налоговой политике, условия, обеспечивающие возможность уклонения от уплаты налогов, оказывают серьезное воздействие на налоговую безопасность региона. Правоохранительные органы осуществляют борьбу с правонарушениями и преступлениями, но, к сожалению, они не в состоянии существенно понизить масштабы их распространенности в государстве. Для этого необходим комплекс экономических, организационных, социально-политических, информационных мероприятий. Граждане и организации всегда должны быть проинформированы о налоговом законодательстве, порядке уплаты налогов в бюджет, изменениях в правовых актах. Знания и налоговая культура плательщиков налогов - факторы обеспечивающие безопасность региона, и поддерживающими ее на нормальном уровне.

Усиление законодательных мер по отношению к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, общественно-финансовая поддержка лояльных налогоплательщиков, либерализация налогового законодательства, активизация субъективного фактора в деятельности налоговых структур должны стать главными звеньями налоговой политики на современном этапе. В свою очередь органы внутренних дел должны быть усилены квалифицированными специалистами по налогообложению.

1.Илларионов, А.Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - М., 1998. - С. 35-58.

2. Попова, Г.Л. Налоговое регулирование: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2015. - 85 с.

3. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: учебное пособие. - М., 2005. - 96 с.

4. Соловьев, И.Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. - М., 2006. - 225 с.

5. Борьян, Ю.Б. Налоговые правонарушения и ответственность. - М.: Экономика, 2006. - 369 с.

6. Татаркин, А.И. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии, исследования и практики. - М., 2006. - 240 с.

Рис. 3. Зависимость между недоимкой по налогу в консолидированный бюджет и валовым региональным продуктом за 2011 - 2015 гг.

7. Статистический анализ экономической безопасности Амурской области: аналитическая записка / под ред. В.Н. Дьяченко. - Благовещенск: Амурстат, 2016. - 17 с.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.gks.ru. (дата обращения 12.11.2016).

9. Цепелев, O.A., Сериков, С.Г. Условия формирования и развития инвестиционного потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 5 (287). - С. 28-37.

УДК 005.311.6

Л.В. Рыбакова, Н.Г.Шульгина

ПОИСК ВОЗМОЖНОСТЕЙ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ»

В статье рассматривается возможность формализованных методов поиска оптимального решения по снижению издержек производства молочной продукции.

Ключевые слова: молочная продукция, минимизация издержек, симплекс-метод.

SEARCHING FOR OPPORTUNITIES TO REDUCE PRIME COSTS OF JSC «DAIRYPLANT OF BLAGOVESCHENSK»

In article the possibility of the formalized methods of search of an optimal solution on decrease in costs of production of dairy products is considered.

Key words: dairy products, minimization of expenses, simplex-method.

ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» (МКБ) является организацией коммерческой, поэтому преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, что связано с освоением и расширением производства новых видов молочной продукции высшего качества.

Основными слагающими успеха в деятельности предприятия, безусловно, являются применение нового, современного оборудования, внедрение передовых технологий, позволяющих выпускать продукцию высочайшего качества и ежегодно пополнять ассортимент разнообразными видами молочной продукции.

В настоящее время комбинат вырабатывает более 60 наименований молочной продукции: молоко стерилизованное, коктейли молочные, «полосатый вкус», фруктовый микс, молоко пастеризованное, кефир, сметану, ряженку, варенец, «снежок», иммунолакт, бифилайф, йогурт, масло сливочное, творог, сыр и др.

Основными видами деятельности являются производство и переработка молока и молочной продукции; реализация продукции своего предприятия; создание собственных подсобных хозяйств по производству сельхозпродукции.

Получение наибольшего эффекта от осуществления хозяйственной деятельности, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов во многом зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.