УДК 336.0/.5 (571.61)
Н.В. Шелепова
НАЛОГОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье рассматривается налоговая политика Амурской области как инструмент налоговой формы государственного регулирования социально-экономического развития региона. Приведен анализ эффективности налоговых льгот, рассмотрены основные направления налоговой политики.
Ключевые слова: налоговая форма, регион, социально-экономические показатели, социально-экономическое развитие, налоговые льготы, экономика, эффективность, налоговая политика, налогоплательщик.
TAX FORM OF GOVERNMENT CONTROL OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT
IN THE REGION
The article deals with the tax policy of the Amur Region as a tool of tax form of government control of socioeconomic development of the region. Much attention is given to the analysis of tax remissions efficiency and main trends of tax policy.
Key words: tax form, region, socioeconomic indexes, socioeconomic development, tax remissions, economics, efficiency, tax policy, taxpayer.
Социально-экономическое развитие регионов - многомерный и многоаспектный процесс, имеющий направленность, определяемую совокупностью различных социальных и экономических целей. Социально-экономическое развитие включает такие блоки как перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества, рост производства и доходов, перемены в традициях и привычках. перемены в общественном сознании [2].
Государственное регулирование социально-экономического развития регионов может осуществляться в различных формах - законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной.
Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям и предприятиям.
Налоговая и кредитные формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство способствует сужению или расширение производства, влияет на инвестиционные решения. Инструментом государственного регулирования социально-экономического развития региона в рамках налоговой формы выступает налоговая политика.
Проводившаяся в 2013-2014 гг. налоговая политика Амурской области была направлена на поддержание сбалансированности ее бюджетной системы, что в целом позволило сохранить
положительные темпы роста экономики, повысить производственный потенциал, реализовать ряд инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых (золото), и это несмотря на негативное влияние крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г.
С целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, предпринимательской активности, развития малого и среднего предпринимательства, создания новых промышленных предприятий, на территории области с 1 января 2014 г. вступили в силу положения, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов.
Налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта - при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате осуществления этого проекта составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, - вправе применять к налоговой базе пониженные налоговые ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, 0% в течение 10 лет.
Законом Амурской области от 23.12.2013 №307-ОЗ «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» предусмотрены ставки этого налога в размере:
0% в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;
10% в течение следующих 5 налоговых периодов.
Подготовлен и находится на согласовании законопроект, дополняющий перечень льготных категорий налогоплательщиков - организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по строительству генерирующих мощностей установленной мощностью более 50 МВт, стоимостью не ниже 5 млрд. рублей и сроком реализации не более 5 лет, в части прибыли, полученной от размещения на счетах кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Амурской области, денежных средств, предусмотренных на реализацию данных инвестиционных проектов, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на цели, предусмотренные указанными инвестиционными проектами. Пониженная ставка устанавливается на срок не более двух последовательных налоговых периодов.
Внесены изменения в закон Амурской области от 05.07.2007 № 374-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Амурской области», предусматривающие предоставление государственной поддержки физическим и юридическим лицам, реализующим приоритетный инвестиционный проект области в сфере агропромышленного комплекса, в виде приобретения земельных участков по льготной цене.
Налоговым законодательством области в 2014 г. сохранены следующие льготные категории налогоплательщиков:
организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «производство пищевых продуктов, включая напитки», «обработка древесины и производство изделий из дерева», «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования», «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины», «производство цемента, извести и гипса», «производство изделий из бетона, гипса и цемента»;
резиденты зон территориального развития и локальных зон экономического благоприятствования, осуществляющие деятельность на этих территориях, и управляющие компании локальных зон экономического благоприятствования в части имущества, созданного в рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории данных зон.
Внедряется в практику инвестирования области государственно-частное партнерство. Для его эффективного применения налоговым законодательством области установлены льготные категории налогоплательщиков:
в 2014 г. по налогу на прибыль организаций, реализующих на территории области инвестиционные проекты по виду экономической деятельности «добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы)» стоимостью не ниже 5 млрд. рублей в части прибыли, полученной с момента ввода в эксплуатацию объекта инвестиций до конца срока окупаемости данных проектов (но не более двух последовательных налоговых периодов), при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на создание транспортной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства.
В рамках перехода к налогообложению недвижимости исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2014 г. установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества от их кадастровой стоимости:
торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 500 кв. м и помещения в них;
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. В отношении данных объектов установлены налоговые ставки в следующих размерах: в 2014 г. - 1%, в 2015 г. - 1,5%, в 2016 г. и последующие годы - 2%.
С целью развития человеческого потенциала предусмотрены льготы для следующих категорий налогоплательщиков:
организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50% от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%;
организации, целью деятельности которых является система жилищного ипотечного кредитования в Амурской области в части стоящих на балансе многоквартирных домов, предназначенных для сдачи в аренду, при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на снижение эксплуатационных расходов, связанных с содержанием многоквартирных домов, сданных в аренду.
Для поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. на территории Амурской области, принят закон области от 06.05.2014 № 361-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О транспортном налоге на территории Амурской области», предусматривающий освобождение от уплаты транспортного налога пострадавших граждан, включенных в список граждан - получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, утвержденный губернатором области, либо в составленный исполнительным органом государственной власти области в сфере строительства и архитектуры области список граждан, имеющих право на получение государственной поддержки в виде строительства жилого помещения взамен жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, за одно зарегистрированное на их имя транспортное средство с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.
В действующий закон области от 09.10.2012 № 93-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Амурской области» внесены изменения, касающиеся размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества используемых площадей (а не от количества объектов) по следующим видам предпринимательской деятельности:
«сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности»;
«услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров»;
«розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли».
Постановлением правительства области от 22.10.2013 № 505 актуализированы положения постановления губернатора области от 29.03.2007 № 192 «Об утверждении коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц».
Для обеспечения сбалансированности бюджета Амурской области распоряжением правительства области от 28.01.2014 № 78-р утвержден план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Амурской области, а также по снижению долговой нагрузки областного бюджета на 2013-2015 гг.
Перечисленные мероприятия способствуют повышению налоговой отдачи и увеличению доходов бюджета.
В 2013 г. объем налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным и областным налоговым законодательством, составил 4792,2 млн. рублей, или 91,8% к 2012 г. (5217,4 млн. рублей), в том числе в соответствии с федеральным законодательством - 3824,9 млн.рублей (79,8%); областным законодательством - 967,3 млн.рублей (20,2%), из них льготы, имеющие целевую направленность, -423,7 млн. рублей; применение нулевой ставки - 514,1 млн. рублей; льготы физическим лицам по транспортному налогу - 29,4 млн. рублей.
Областным законодательством регулируется 20% общего объема льгот, или 967,3 млн.рублей, из которых большая часть - 514,1 млн.рублей (53%) - предусмотрена как нулевая ставка по предприятиям агропромышленного комплекса и автомобильным дорогам регионального значения.
Ежегодно в объеме региональных налоговых льгот преобладает инвестиционная составляющая по налогу на имущество организаций. Льготы предоставляются на вновь создаваемые мощности, что не понижает объемы налоговых поступлений, формирующих областной бюджет. В разные годы льготой воспользовались: 2003 г. - ОАО «Покровский рудник», 11,2 млн. рублей (удельный вес в общем объеме целевых налоговых льгот - 84%); 2007 г. - ОАО «Бурейская ГЭС», 41,6 млн. рублей (87,6%); 2011 г. -ОАО «Олекминский рудник», 131,7 млн. рублей (93,8%); 2012 г. - ОАО «Олекминский рудник», 138,5 млн. рублей (71,5%); 2013 г. - ООО «Маломырский рудник», 188,6 млн. рублей и ООО «Албынский рудник», 173 млн. рублей (85,3%).
Около 44% региональных налоговых льгот предоставляется на условии заключения налоговых соглашений с указанием целевого использования высвободившихся от налогообложения средств; 100% инвестиционных налоговых льгот предоставляется на данном условии.
Для определения эффективности предоставленных налоговых льгот постановлением правительства Амурской области от 07.02.2012 № 55 «Об оценке эффективности предоставления льгот по региональным налогам и установления пониженных ставок по налогу на прибыль организаций» утверждены порядок и методика оценки эффективности.
На основании проведенной оценки предоставляемые налоговые льготы по региональным налогам, начиная с 2003 г., признаны эффективными.
Основные направления налоговой политики сформированы с учетом приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Амурской области, они нацелены на рост внутреннего налогового потенциала и налогового стимулирования инвестиций и инноваций; совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства;
совершенствование областного законодательства и приведение его в соответствии с нормами федерального законодательства; совершенствование налогового администрирования.
Основными целями налоговой политики области продолжают оставаться сохранение бюджетной устойчивости экономики и социальной сферы, формирование благоприятного инвестиционного климата для повышения инвестиционной и предпринимательской активности, способствующей развитию человеческого потенциала.
С учетом возрастающей нагрузки на областной бюджет (повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, выполнение условий софинансирования федеральных программ и субсидий, выполнения целевых показателей майских указов Президента РФ и др.) будет оптимизировано количество льготных категорий налогоплательщиков, при сохранении наиболее эффективных, направленных на рост налогового потенциала.
В соответствии с обозначенными выше целями налоговой политики полный отказ от предоставления областных налоговых преференций в настоящее время считаем нецелесообразным.
В условиях ограниченных бюджетных ресурсов для стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения инвесторов и поддержки приоритетных и региональных инвестиционных проектов правительством области предусматривается концентрация мер государственной поддержки, в том числе налоговых льгот, на особо значимых для экономики области направлениях с целью создания новых производств.
Для предоставления государственной поддержки проводится отбор наиболее эффективных проектов по результатам оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности, порядок которой утвержден правительством области. При принятии решения о предоставлении налоговых льгот рассматривается степень влияния реализации проекта на экономику и социальную сферу области, а также учитывается прогнозируемый мультипликативный эффект.
Инвестиционные налоговые льготы предоставляются для вновь создаваемых производств, что не влечет выпадения доходов бюджета.
Более трех лет государственная поддержка оказывается инвестиционным проектам, прошедшим требуемые согласования и включенным в перечень приоритетных инвестиционных проектов области, в соответствии с постановлением правительства области от 04.04.2011 № 217.
С 2015 г. к названной схеме отбора приоритетных инвестиционных проектов добавилась схема формирования реестра региональных инвестиционных проектов, утвержденная налоговым законодательством.
Реализация значимых для области инвестиционных проектов позволит модернизировать действующие и создать новые перерабатывающие производства с максимальным уровнем добавленной стоимости (производство полного цикла) по сырью, добываемому в области (ресурсный потенциал). Для этого будут задействованы все необходимые формы государственной поддержки, включая выкуп земельных участков по льготной цене, предоставление государственных гарантий области, а также субсидий, налоговых льгот, льготного технологического подключения к энергоресурсам и т.д.
Одним из механизмов концентрации мер государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов является создание территориальных зон экономического развития. Кроме того, две территории Амурской области определены Минвостокразвития России территориями опережающего социально-экономического развития: ТОСЭР «Екатеринославка» и ТОСЭР «Белогорск». На этих территориях также предполагается льготный налоговый режим.
При формировании основных направлений налоговой политики учтена поэтапная отмена, начиная с 2013 г., федеральных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 г. до 2,2% - в 2019 г., что позволит ежегодно получать прирост в бюджет области
до 500 млн. рублей дополнительных доходов. В 2015-2017 гг. будет продолжена реализация основных направлений налоговой политики, предусмотренных в предыдущих периодах.
1. Министерство экономического развития Амурской области. http://www.mer.amurobl.ru/ru/sections/50
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 20152016 гг. от 31 мая 2013 г. - Правовая система «Консультант Плюс» режим доступа http://www.consultant.ru
3. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие / под ред. А.И. Гаврилова. - Н.Новгород: ВВАГС, 2005. - 108 с.
4. Сайт правительства Амурской области URL: http: //www. mer. amurobl.ru
5. Сайт Федеральной налоговой службы URL: http://www.nalog.ru/rn28/about fts/fts/civil service/competition/ 4559538/