Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РФ 2017-2019: ИЗМЕНЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ'

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РФ 2017-2019: ИЗМЕНЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19028
1423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / консолидированный бюджет / федеральный бюджет / доходы / стимулирование. / taxes / consolidated budget / federal budget / revenues / incentives.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Дмитриева

Основным и самым главным источником доходов в государственный бюджет страны являются налоговые поступления. Главной задачей для государства является проведение специальных процедур по увеличению данных показателей. В статье рассматривается структура налоговых поступлений в бюджет РФ за 2017-2019 гг. В процессе исследования были использованы элементы анализа и синтеза, выявлены изменения и перспективы, а также предложены альтернативные инструменты стимулирования налоговых поступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REVENUES TO THE BUDGETS OF THE RUSSIAN FESERATION 2017-2019: CHANGES AND FUTURE PROSPECTS

The main and most important source of income to the state budget of the country are tax revenues. The main task for the state is to carry out special procedures to increase these indicators. The article deals with the structure of tax revenues to the budget of the Russian Federation for 2017-2019. in the course of the study, the elements of analysis and synthesis were used, changes and prospects were identified, and alternative tools for stimulating tax revenues were proposed.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РФ 2017-2019: ИЗМЕНЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РФ 2017-2019: ИЗМЕНЕНИЯ И

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

А.С. Дмитриева, студент

Научный руководитель: Д.Р. Пескова, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11459

Аннотация. Основным и самым главным источником доходов в государственный бюджет страны являются налоговые поступления. Главной задачей для государства является проведение специальных процедур по увеличению данных показателей. В статье рассматривается структура налоговых поступлений в бюджет РФ за 2017-2019 гг. В процессе исследования были использованы элементы анализа и синтеза, выявлены изменения и перспективы, а также предложены альтернативные инструменты стимулирования налоговых поступлений.

Ключевые слова: налоги, консолидированный бюджет, федеральный бюджет, доходы, стимулирование.

Налоги - основная составляющая бюджета в России. Каждый человек с самого детства уже сталкивается с налоговыми отчислениями: включенным НДС в стоимость продуктов в супермаркете или в заказ еды в сетях быстрого питания. После регистрации фирмы также обязаны платить ряд налогов в зависимости от выбранной системы налогообложения. Все сводится к тому, что налоги поступают в бюджет: федеральный или региональный. В статье 50 БК РФ указаны налоговые доходы федерального бюджета. К некоторым из них относятся:

- налоги на прибыль организаций;

- налоги на прибыль организаций, которые входят в соглашение о разделе продукции, закрепленное федеральным законом;

- налог на добавленную стоимость;

- акциз на табачные изделия;

- акциз на бензин;

- налог на добычу полезных ископаемых, включая газ, нефть;

- водный налог и др. [4].

Также существует регулирование налоговых поступлений региональных бюджетов согласно статье 56 БК РФ и бюджетов поселений согласно статье 61 БК РФ.

Главной задачей государства является эффективное стимулирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет, чтобы сократить его дефицит, а также сокращение числа уклонений от уплаты налогов. Так с 2014 года цифра дефицита бюджета начала увеличиваться. Это было связано с ростом доходов, но в то же время и увеличением расходов. Такая тенденция прослеживалась и в последующие годы впредь до 2017. Динамика налоговых поступлений государственного бюджета РФ представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017-2019 годах [2]

Согласно данным, сумма налоговых и неналоговых доходов за 2 года увеличилась на 1933 млрд. руб. Структура налоговых поступлений в виде налога на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество организаций также имеют положительную динамику.

Так, самый значительный рост показал налог на прибыль организаций, сбор которого на 1 января 2019 года составил 3104 млрд. руб. Прирост составляет 825 млрд. руб., несмотря на то, что налог так и не был повышен до 30%, так как Минфин РФ посчитал, что такая мера может привести к увеличению издержек ведения бизнеса. Это может иметь последствия в виде затормаживания темпов и объемов производства, что скажется на экономическом развитии страны и, естественно, поступлениях в консолидированный бюджет [6].

Если говорить о поступлениях налога на доходы физических лиц, то данный показатель за 2 года увеличился примерно на 600 млрд. руб. и на 1 январе 2019 года составлял 3653 млрд. руб. Так в 2018 году обсуждалось повышение НДФЛ с 13 до 15%. Но в марте 2019 было решено разделить НДФЛ на 3 категории граждан и в зависимости от этого начислять определенный процент. В законопроекте Госдумы предлагалось установить пониженную ставку НДФЛ 5% для граждан с доходами

менее 100 тыс. рублей в год. Граждане с доходами от 100 тыс. до 3 млн. рублей в год, должны уплачивать налог 13%, от 3 до 10 млн. в год - 18%., более 10 млн. руб. - 25%.

Самая незначительная динамика у налога на имущество организаций в связи с тем, что это региональный налог. Еще одной причиной может послужить явление «минимизация налогов». Это означает уменьшение суммы налога организацией разными способами, в некоторых случаях незаконными.

В целом, налоговые доходы в консолидированный бюджет за 2017 год составили 19277,6 млрд. руб., что на 500 млрд. руб. больше чем в 2016 году, и заняли 62,9% общих доходов в государственный бюджет [2].

Далее также наблюдалось увеличение налоговых доходов с 19277,6 млрд. руб. в 2017 году до 23602 млрд. руб. в 2018, а также доли в общих поступлениях до 63,9%. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в конце 2018 г. показали рост на 17,1% с учетом потребительской инфляции, что говорит о положительной динамике и правильном направлении бюджетной политики РФ (табл. 1).

Таблица 1. «Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2017-2018 гг.» [3]_

2017 год 2018 год

Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу

Доходы бюджета, в т.ч. 30640 100 36916,9 100

Налоговые доходы 19277,6 62,9 23602 63,9

Увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г. в целом обеспечивалось путем увеличения налоговых доходов федерального бюджета. Но все же доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов также возросли, тем самым обогнав и темпы роста ВВП, и инфляцию. Такие благоприятные условия для роста доходов в бюджет не привели к профициту бюджета, но способствовали сокращению его дефицита. По итогам 2017 г. дефицит консолидированного бюджета составил 1349 млрд. руб. (1,5% ВВП) [2]. По сравнению с 2016 годом он сократился более чем в 2 раза. Большая часть дефицита консолидированного бюджета РФ приходилась на федеральный бюджет.

Благоприятные условия реализация «налогового маневра», который действует еще с 2015 года и заключается в снижении экспортных пошлин на нефть на определенный процент (так в 2017 году пошлина была снижена с 42% до 30%) [10], позволили в конце 2017 г. значительно увеличить поступления от нефтегазовых доходов. Так по сравнению с 2016 г. произошел рост с 4844 млрд. руб. до 5972 млрд. руб. Более того в конце 2017 г. было замечено увеличение поступлений почти в 2 раза от налога на добычу полезных ископаемых.

В 2018 году структура консолидированного бюджета РФ в 2018 г. снова изменилась за счет увеличения нефтегазовых поступлений. Также за год произошел рост доли налоговых доходов, неналоговых и прочих доходов. В структуре налоговых поступлений также произошло много изменений из-за улучшения ситуации на рынке нефти, что привело к увеличению темпа поступлений в государственный бюджет от налогов на пользование природными ресурсами (на 44,2%) и налога на прибыль организаций (на 21,1%) [3]. Также, благоприятная ситуация на рынке нефти оказала влияние и на федеральный бюджет. Его доходы увеличились с 15088,9 млрд. руб. до 19 454,9 млрд. руб., 46% которых пришлось на долю нефтегазовых доходов. Их рост составил более 1,5 раз. Основным фактором резкого увеличения стали поступления от налога на добычу полезных ископаемых на 45,2% в сопоставимых ценах 2017 г. Таможенные пошлины на вывоз сырой нефти и товары из нефти показали рост более чем в половину. Главной причиной являлась не только рост цены на нефть, но и увеличение количества добываемой нефти и газа на 1,7%, а также - экспорта данных углеводородов на 2,9% в натурадьном выражении. Данные представлены на рисунке 2.

rî 5000.0

9.

4000.0

158,4% 136.5°6

154.3° о

14S.2°-o

2017 2018

■ Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные нз нефтн Вывозные таможенные пошлины на газ природный

■ Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

■ Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

Рис. 2. Динамика и структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017-2018 гг., млрд. руб., % (темп роста в сопоставимых ценах 2017 г.) [3]

В свою очередь увеличение добычи нефти и цены на нее обусловили рост доходов в федеральный бюджет от налога на прибыль организаций на 30%.

Если говорить о консолидированном бюджете субъектов РФ, то его доходы в конце 2018 г. составили 12392,45 млрд. руб. или 12% ВВП. Консолидированный бюджет субъектов РФ продемонстрировал резкий скачок. Рост составил примерно 15% по сравнению с 2017 годом или 1634,29 млдр.руб. в денежном выражении. В 2018 году, как и в 2017 основную долю налоговых доходов составил НДФЛ

(29,5%), который увеличился на 12,4%, и налог на прибыль организаций (25,1%), который также показал рост в 22,8%, что существенно превышает темпы инфляции. Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ и налог на имущество имеют значимое влияние на сумму всех доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ. Их доля в 2018 году составила 16,8% и 11,3% соответственно, а сумма по сравнению прошлым годом увеличилась на 22,4 % и 11,7%. Все данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. «Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 г. [3]

В 2018 году был замечен непривычно малый рост поступлений от акцизов всего лишь 3%. Поступления акцизов на пиво (24% доля в общей структуре доходов от акцизов) продемонстрировали рост в 1,2%, а на автомобильный бензин в 6,7%.

2019 год также показал положительную динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Так за полгода Федеральная налоговая служба перечислила в консолидированный бюджет на 1 5,7% больше денег, чем за это время в 2018 году. [8] Заметный прирост дал налог на прибыль организаций. Его сборы увеличились на 28,9 процента, достигнув отметки в 2,2 триллиона рублей. Рост поступлений налога НДФЛ и страховых взносов

превысил прирост заработной платы. Результатом за полгода стало увеличение на 9,9% (1,5 трлн. руб.) и 10,2% (2,7 трлн. руб.) соответственно [13].

С 1 января 2019 годы в РФ был введен специальный «налог на Google», предполагающий уплату НДС в размере 18% иностранными компаниями, предоставляющими услуги в электронной форме. Всего на учет встали 1580 иностранных компаний, включая Google, Apple, Facebook, Microsoft, Sony и др. [5]. Сумма налога, которая была начислена за первый квартал 2019 года, составила 12 млрд. руб.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 8 месяцев 2019 года представлены в таблице 2.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018-2019 гг., млрд. руб. [13]

Поступления от налога на добычу полезных ископаемых увеличились на 10,8% и на август 2019 года составили 4167 млрд. руб. Рост поступлений НДПИ обусловлен в основном в результате:

- изменения законодательства и введения в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 301-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» повышающих коэффициентов, увеличивающих ставку НДПИ в виде нефти в I полугодии в среднем на 1415,5 рублей за 1 тыс. тонн.

- роста курса доллара США в декабре 2018 - мае 2019 на 12,3% (с 58,7 до 65,9 рублей за долл. США), при одновремен-

ном снижении цены на нефть марки «Urals» в декабре 2018 - мае 2019 на 3,3%.

Налог на прибыль организаций также претерпел значительные изменения (рост в 20%) и составил 3256 млрд. руб. Рост был обеспечен за счет: экономических факторов, включая изменение прибыли прибыльных организаций, и налогового администрирования [13]. НДС тоже вырос на 17,1% Рост поступлений на более 350 млрд рублей обеспечен за счет:

- экономических факторов + 116 млрд рублей, включая прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора +102,3 млрд рублей в связи с ростом цены на нефть на внутреннем рынке;

- законодательного фактора + 79,8 млрд рублей (повышение основной ставки НДС до 20%);

- структурных и временных факторов + 51,2 млрд руб.

Во-первых, это было обеспечено переходом ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, в I квартале 2019 года возмещение - за один налоговый период.

Во-вторых, это было обеспечено приростом поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в 4 квартале 2018 года и 1 квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию. +7,5 млрд рублей.

В-третьих, остальной прирост обеспечен за счет налогового администрирования + 60,1 млрд рублей.

Налог на доходы физических лиц продемонстрировали не такой значительный рост, как остальные показатели, и составил на август 2019 года 2472 млрд. руб.

Поступления от акцизов наоборот уменьшились на целых 20%, и это вызвано несколькими причинами:

- изменение законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличение ставок

- изменение объемов реализации подакцизных товаров

- изменение макроэкономических показателей. Так дополнительно поступило 6,3 млрд рублей акцизов на природный газ за счет изменения цены

Согласно отчету по работе ФНС за 2019 количество выездных налоговых проверок сократилось на 35% или почти на 5 тысяч, а результативность каждой из них выросла на 5,8%. По результатам проведенных выездных налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 86,4 млрд руб. Такая положительная динамика обеспечена за счет мотивирования ФНС налогоплательщиков к добровольному исполнению своих действительных налоговых обязательств.

Очень важным событием в ноябре 2019 года стало обращение главы ФНС с отче-

том о росте налоговых сборов почти в 1,5 раза за пять лет. Скачок налоговых доходов бюджетной системы России обеспечили «массовое обеление экономики» и повышение качества администрирования [1]. Одной из причин стало внедрение автоматизированной системы нового поколения «Налог-3», которая объединила разрозненные налоговые данные, которые адми-нистрируются в одной точке. Также ФНС сделало акцент на добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств. Дополнительные поступления в бюджет без проведения налоговых проверок выросли в 1,6 раза, до 90 млрд руб. Следственный комитет РФ возвратил в бюджет 9,5 млрд руб. по налоговым преступлениям. Число жалоб на выездные налоговые проверки снизилось на 45,4%, с 4,3 тыс. до 2,4 тыс., за 9 месяцев. Количество судебных споров с бизнесом сократилось на 20%. Также, более 2 тысяч иностранных компаний встали на налоговый учет в России благодаря «налогу на Google», налоговые поступления от которого выросли в 5 раз [5].

В перспективе с 2020 года в России появится ряд новых налогов в НК РФ, которые будут способствовать сохранению положительной динамики по налоговым поступлениям, которые должны стремительно расти. Во-первых, реализация с 2019 года «Мусорной реформы» уже подразумевает образование новых видов сборов: экологический налог, утилизационный сбор. Также в числе новых источников доходов в консолидированный бюджет РФ могут быть заявлены: сбор за пользование автодорогами общего пользования федерального значения и налог на доходы операторов сети связи общего пользования.

Так, Минфин РФ предлагает следующие стимулирующие виды налоговых и финансовых мер:

1. Привлечение некоторых субъектов РФ к участию в эксперименте по применению налога на профессиональный доход (НПД). Также будет предоставлено право применять НПД физическими лицами, которые являются гражданами стран СНГ, но не членами ЕАЭС.

2. Отмена предоставления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями и, следовательно, снижение административной нагрузки на них. В основном это относится к ИП, которые используют УСН с объектом налогообложения в виде доходов.

3. Ввведение особого переходного налогового режима для налогоплательщиков, которые превысили ограничения на использование УСН. Данный режим должен будет выражаться в виде максимального уровня доходов или среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по налогам, от уплаты которых они были освобождены из-за использования УСН.

4. Предоставление права рыбохозяйст-венным организациям, которые используют ЕСХН, учитывать в расходах расходы, которые связаны с участием в аукционах на покупку доли в общем количестве квот, выделенных на вылов водных биологических ресурсов и др. [11].

По мнению некоторых экспертов, увеличению налоговых поступлений в бюджет может способствовать новая шкала налогообложения (прогрессивная), что яв-

ляется очень противоречивым. С одной стороны, это действительно может увеличить суммы поступлений от богатого населения, но с другой - такое решение может породить распространенную проблему уклонения от уплаты налогов, с чем в настоящий момент российские власти пытаются бороться. В итоге это может привести к краткосрочному увеличению средств в консолидированный бюджет, но в перспективе снизить их до первоначального уровня при пропорциональной системе или даже ниже.

Другим распространенным мнением является повышение процентных ставок по налогам. Тут тоже не все однозначно, ведь, например, НДС уплачивают не только компании, но и обычные люди, которые в среднем по России имеют достаточно низкий доход. Поэтому постоянное повышение налоговых ставок может негативно сказаться именно на таких слоях населения. Оптимальный вариант: повышать определенные виды налогов на те отрасли, которые являются наиболее успешными в России, к примеру, на газовую и нефтяную. Вероятно, что такие меры могут привести к увеличению федерального и консолидированного бюджетов РФ.

Библиографический список

1. Агеева О. ФНС отчиталась о росте налоговых сборов почти в 1,5 раза за пять лет. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/21/11/2019/5dd652309a79476cfefdf2f0 (дата обращения: 04.12.2019)

2. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России // Плехановский научный бюллетень. - 2017. - №10. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/news/SiteAssets/bulleten-10.pdf

3. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России // Плехановский научный бюллетень. - 2018. - №14. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/KVM3D

4. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 06.12.2019)

5. В России начинает действовать «Налог на Google». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/3916742

6. Ключевская Н. Минфин России не поддержал идею увеличить ставки налога на прибыль организаций до 30%.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1170389/ (дата обращения: 04.12.2019)

7. Ковалева Е.С. Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nalogovyh-postupleniy-v-byudzhet-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 04.12.2019)

8. Кривошапко Ю. Правила приумножения: налоговая служба наращивает поступления в бюджет при сокращении проверок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/06/16/reg-szfo/postuplenie-nalogov-v-rossij skij -biudzhet-uvelichilos-na-15-procentov.html

9. Маховая А.В., Курячая А.Р. Анализ отдельных показателей государственного бюджета России за 2014-2018 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35037927& (дата обращения: 04.12.2019)

10. Минэнерго РФ выступает за продолжение налогового маневра в нефтегазовой отрасли в 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/tek/3471115

11. МИНФИН: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126827 (дата обращения: 06.12.2019)

12. РОССТАТ: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/fin18.pdf (дата обращения: 06.12.2019)

13. ФНС РФ: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn50/ (дата обращения: 06.12.2019)

TAX REVENUES TO THE BUDGETS OF THE RUSSIAN FESERATION 2017-2019:

CHANGES AND FUTURE PROSPECTS

A.S. Dmitrieva, Student

Supervisor: D.R. Peskova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The main and most important source of income to the state budget of the country are tax revenues. The main task for the state is to carry out special procedures to increase these indicators. The article deals with the structure of tax revenues to the budget of the Russian Federation for 2017-2019. in the course of the study, the elements of analysis and synthesis were used, changes and prospects were identified, and alternative tools for stimulating tax revenues were proposed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: taxes, consolidated budget, federal budget, revenues, incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.