Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОКРАЩЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОКРАЩЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ЭЛЕМЕНТ НАЛОГА / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенькова И.В.

В статье выявлены особенности применения налоговых льгот как инструмента фискальной политики, способного снизить возможность разрастания институциональных ловушек в Российской Федерации. С аналогичной точки зрения исследование проведено и на примере проблем практической реализации фискальной политики в Донецкой Народной Республике. Определены концептуальные основы становления фискального механизма как инструмента сокращения институциональных ловушек в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES AS A TOOL OF FISCAL POLICY TO CONSTRAIN THE INSTITUTIONAL TRAPS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the features of using the tax incentives as an instrument of fiscal policy, decreasing the probability of the institutional traps, in the Russian Federation. There have been investigated from the same angle the problems of practical implementation of fiscal policy in the Donetsk People's Republic. The conceptual foundations of the formation of the fiscal mechanism as the instrument to constrain the institutional traps in the Donetsk People's Republic have been determined.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОКРАЩЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Институциональные проблемы экономики УДК 332.025-336.225.53

И.В. ПЕНЬКОВА, докт. экон. наук, профессор, профессор кафедры цифровых бизнес-технологий и систем учета, e-mail: ipenkova@ncfu.ru

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Российская Федерация

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОКРАЩЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

В статье выявлены особенности применения налоговых льгот как инструмента фискальной политики, способного снизить возможность разрастания институциональных ловушек в Российской Федерации. С аналогичной точки зрения исследование проведено и на примере проблем практической реализации фискальной политики в Донецкой Народной Республике. Определены концептуальные основы становления фискального механизма как инструмента сокращения институциональных ловушек в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: фискальная политика, фискальный механизм, инструмент фискальной политики, элемент налога, налоговая льгота, институциональные ловушки.

Penkova I.V. Tax incentives as a tool of fiscal policy to constrain the institutional traps in the Russian Federation.

The article reveals the features of using the tax incentives as an instrument of fiscal policy, decreasing the probability of the institutional traps, in the Russian Federation. There have been investigated from the same angle the problems of practical implementation of fiscal policy in the Donetsk People's

Republic. The conceptual foundations of the formation of the fiscal mechanism as the instrument to constrain the institutional traps in the Donetsk People's Republic have been determined.

Keywords: fiscal policy, fiscal mechanism, fiscal policy instrument, tax element, tax incentive, institutional traps.

В современных условиях достаточно высокое налоговое бремя для предпринимательства, являясь институциональной ловушкой, с одной стороны, обуславливает фискальную направленность налоговой политики, характерную для многих государств, в т.ч. и для Российской Федерации, а с другой, - становится фактором ухудшения инвестиционного климата. Инструменты государственной фискальной политики играют значительную роль в обеспечении динамичного развития разных уровней национальной экономической системы, поэтому фискальная политика должна быть направлена на поддержание и рост национальной экономики, что непосредственно коррелирует с количеством и глубиной институциональных ловушек.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-010-00407 А «Методология выявления и преодоления институциональных ловушек в условиях цифровизации экономики России».

© И.В. Пенькова, 2022

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что инструменты государственной фискальной политики имеют практическое и теоретическое значение на современном этапе развития экономики Российской Федерации. Налоговые льготы как инструмент фискальной политики, способный сократить институциональные ловушки, выступает одним из ключевых механизмов регулирования деятельности экономических субъектов со стороны государства.

Проблемам фискальной политики и налоговым льготам как инструменту фискальной политики, в т.ч. и с точки зрения институциональной составляющей, посвящены научные труды С. Барулина, А. Макрушина [1], И. Гудкова [2], А. Плишкина, Д. Емельянова, Д. Сира-жетдинова, А. Зубаревой [3], Е. Ордынской, В. Гренькова [4], И. Николаева, И. Шульги, С. Артемьевой, А. Калинина [5] и др.

Исследованием влияния инструментов фискальной политики и различных аспектов формирования эффективной налоговой системы в Донецкой Народной Республике занимаются А. Половян, О. Ко-ноненко [6], Н. Шемякина, А. Понома-ренко [7] и др.

Тем не менее, широко дискутируются различные аспекты рассматриваемой проблематики, остаются недостаточно изученными вопросы применения налоговых льгот как инструмента фискальной политики, дающего возможность сократить институциональные ловушки при развитии эффективного фискального механизма как в России, так и в Донецкой Народной Республике.

Целью статьи является выявление особенностей применения налоговых льгот как инструмента фискальной политики, способного снизить институциональные ловушки, и определение концептуальных основ становления фискального

механизма в Донецкой Народной Республике.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

детерминировать особенности налоговых льгот как инструмента фискальной политики, влияющего на институциональные ловушки, в Российской Федерации;

под аналогичным углом рассмотреть проблемы практической реализации фискальной политики в Донецкой Народной Республике;

через призму сокращения институциональных ловушек определить концептуальные основы становления фискального механизма в Донецкой Народной Республике.

Представители основных направлений экономической теории по-разному обосновывают влияние фискальной политики государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Но нет сомнений в том, что фискальная политика воздействует на поведение экономических субъектов и институциональную инфраструктуру, причем это воздействие не линейно, а имеет более сложную спецификацию.

В стратегическом плане фискальная политика государства должна ориентироваться на стимулирование развития таких отраслей экономики, которые определяют научно-технический прогресс, а также отраслей, направленных на удовлетворение внутреннего спроса, высокотехнологичные производства, снижение энергоемкости продукции и повышение производительности труда. Поэтому изменения фискальной политики государства должны быть обусловлены стремлением развития ее элементов в соответствии с определенными целями.

Элементы налога в Российской Федерации:

основные (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база,

налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога);

факультативные (налоговые льготы, источник налога, налоговый оклад, отчетный период, масштаб налога).

Российское законодательство определяет налоговые льготы как предоставляемые ряду категорий налогоплательщиков преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации [8]).

Считается, что существует взаимосвязь между наличием различных преференций и льгот в налоговом законодательстве и высоким уровнем социально-экономического развития государства [3]. Налоговые льготы являются сферой прямого налогового воздействия на субъект налога. Налоговые льготы устанавливаются с учетом особенностей каждого из видов налогов, а также назначения использования [3].

Особым видом налоговой льготы, полностью или частично исключающим из-под налогообложения ряд категорий налогоплательщиков в соответствии с установленными критериями, является налоговое освобождение. Налоговое освобождение предоставляется ряду категорий граждан, по отношению к которым может применяться полное или частичное их освобождение от обязанностей уплаты налогов. Порядок определения таких категорий граждан устанавливается законодательно.

Принимая во внимание, что социально-экономические санкции, примененные к Российской Федерации с 2014 г., значительно ограничили прямые иностранные инвестиции, поскольку санкции были направлены на финансово-кредит-

ные операции в целом. Такие санкции затруднили осуществление международных операций, ограничили возможность иностранного кредитования российских предприятий [12, с. 90-91].

Влияние санкций в некоторой степени проявилось в блокировании импорта нового оборудования и технологий для ряда отраслей, при этом ряд перспективных проектов, которые предполагали участие иностранного капитала, пришлось приостановить. Это трансформировало инфраструктуру, не исключив и институциональную, отечественного производства и поставило вопрос о необходимости стимулирования отечественного индустриального сектора различными способами, в т.ч. и применяя различные инструменты фискальной политики.

В связи с этим, для поддержки и стимулирования развития производства отечественных товаров и услуг стало целесообразным применение в Российской Федерации налоговых скидок, т.е. льгот, позволяющих использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Оправдано изменение срока уплаты налогов, т.е. применение налогового кредита при соответствующих основаниях. Налоговый кредит имеет договорную основу, определяющую срок переноса платежа, порядок погашения задолженности и при соответствующих основаниях повышение процентной ставки [3].

Налоговые льготы как один из элементов налоговой политики являются инструментом реализации различных социальных и экономических целей [1; 2]. Цели предоставления налоговых льгот изменяются в связи с изменением приоритетов социально-экономической политики государства. Многими учеными отмечается, что цель предоставления налоговых льгот - создание государством более благоприятных условий налогообложения для экономических субъектов, сокращая

институциональные ловушки налогового бремени.

С нашей точки зрения, налоговые льготы, в т.ч. сокращающие институциональные ловушки, в Российской Федерации должны стимулировать производство конкурентоспособной продукции на мировом рынке, что обусловлено возрастанием актуальности данной проблемы в связи с неизбежным процессом переформатирования международных связей и отношений. С одной стороны, процессы глобализации открывают новые возможности перед государствами для реализации конкурентных преимуществ на мировой арене и таким путем повышения качества жизни населения, привлечения иностранных финансовых, трудовых и прочих ресурсов. С другой стороны, целый ряд макроэкономических эффектов оказывает значительное влияние на состояние экономики Российской Федерации [10]. Усилившаяся борьба государств за расширение рынков сбыта для отечественных производителей предполагает использование таких экономических рычагов, как демпинг, санкции, ценовые войны, и институционально-социальных - разжигание социальных революций, дестабилизация экономической ситуации. Как результат этой деятельности возникает усиливающийся негативный эффект от глобализа-ционных процессов [11].

Проблематика возникновения новых и расширения существовавших институциональных ловушек в условиях глобальных мировых трансформаций самым непосредственным образов отразилась и на социально-экономических процессах всех участников международных связей. Актуализация и необходимость разработки концептуальных основ становления фискального механизма в Донецкой Народной Республике и на этой основе практической реализации эффек-

тивной фискальной политики, как инструмента сокращения институциональных ловушек, обусловлены следующими проблемами, стоящими перед Донецкой Народной Республикой:

технологическим отставанием от стран-технологических лидеров;

возможной утратой способности производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;

устареванием технологического потенциала.

Решение этих и других проблем требует разработки концептуальных основ становления фискального механизма в Донецкой Народной Республике (рис. 1).

При этом цель фискальной политики Донецкой Народной Республикой должна быть определена в соответствии с целями и задачами государства. Фискальная политика осуществляется в русле экономической политики государства, которая направлена на структурные, в т.ч. институциональные, преобразования и увеличение объемов валового внутреннего продукта. Цели и приоритеты фискальной политики разрабатываются с учетом стратегических ориентиров, определяющих параметры деятельности хозяйствующих субъектов, а также социальных функций и задач государства. В этой связи стратегические задачи фискальной политики Донецкой Народной Республики должны быть направлены на сокращение институциональных ловушек путем: стимулирования инвестиционной активности; увеличения мощностей и загрузки оборудования; улучшения технологической инфраструктуры, повышения конкурентоспособности продукции Донецкой Народной Республики на внутреннем и внешнем рынках и др.

Подчеркнем, что тарифно-таможенное регулирование имеет важное значение для стимулирования инвестиций

Фискальный механизм в Донецкой Народной Республике

соответствие целям и задачам государства

— стимулирование и поддержание отраслей экономики Донецкой Народной Республи-

кой, которые имеют социально-экономическую значимость;

ff — стимулирование развития отраслей, определяющих НТП;

<с — стимулирование развития отраслей, направленных на удовлетворение внутреннего

<с спроса, высокотехнологичные производства, снижение энергоемкости, повышение

го производительности труда;

— как результат, поддержание сбалансированности экономики на основе сокращения

институциональных ловушек.

ИНСТРУМЕНТЫ

стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий

система государственных заказов и закупок

I

РЕЗУЛЬТАТ

Повышение инновационной активности повышение эффективности производства повышение конкурентоспособности продукции повышение благосостояния граждан

Рис. 1. Концептуальные основы становления фискального механизма в Донецкой Народной Республике

в капиталоемкие производства с длительным сроком окупаемости и большими финансовыми рисками, поэтому целесообразно установление импортных пошлин на различные комплектующие для сборочных производств гораздо ниже, чем на готовые изделия, а пошлин на сырье - ниже, чем на полуфабрикаты.

К инструментам фискальной политики государства, целесообразным к применению, относятся стимулирование инвестиций в виде субсидий, кредитов, различные налоговые льготы, государственные заказы и закупки и др.

Одним из значимых вопросов при реализации фискальной политики госу-

дарства, как инструмента построения эффективной институциональной среды, является разработка, выбор и обоснование критериев государственной поддержки. Современный этап развития экономики Донецкой Народной Республики предполагает, что ими служат достижение приоритетных целей развития экономики, а именно: развитие новых производств, ресурсосбережение, стимулирование производства высокотехнологичной продукции для повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита окружающей среды и др.

С целью становления фискального механизма, который будет способствовать активизации предпринимательства, сокращая институциональную ловушку налогового бремени, следует гармонизировать налоговое законодательство Донецкой Народной Республики, обосновать выбор критериев государственной поддержки и отразить критерии предоставления налоговых льгот.

Эффективность фискальных инструментов, в т.ч. налоговых льгот, как инструмента, способного снизить возможность формирования новых и разрастания уже существующих институциональных ловушек, объясняется их стимулирующей направленностью. Фискальная политика как сложный комплекс административных, институциональных и финансово-экономических мер направлена на обеспечение роста экономики путем повышения инновационной активности и конкурентоспособности производства.

Выводы.

В заключение отметим следующее.

Эффективная фискальная политика призвана, в соответствии с целями и задачами государства, помимо прочего, обеспечить сокращение институциональных ловушек избыточного налогового бремени на предпринимателей. Цели фис-

кальной политики, инструменты их реализации следует четко разделять по уровням управления.

Эффективность реализации фискальной политики в направлении построения адекватной процессам институцио-нализации в современных мирохозяйственных условиях во многом определяется продуманным фискальным механизмом. В основополагающих для экономики проектах инновационные решения государства будут успешными только в условиях активной фискальной политики.

Дальнейшие научные изыскания в данной области целесообразно осуществлять в направлении поиска и разработки экономико-математического инструментария выявления и нейтрализации или сокращения институциональных ловушек, как дестабилизирующего фактора социально-экономической системы любого государства.

Список использованной литературы

1. Барулин, С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / С.В. Барулин, А.В. Макрушин // Финансы. - 2008. -№ 2. - С. 39-40.

2. Гудков, И.Н. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. - 2009. - № 3. - С. 19-20.

3. Систематизация и классификация налоговых льгот / А.А. Плишкин, Д.В. Емельянов, ДО. Сиражетдинов [и др.] // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 1 (3). - С. 26-30.

4. Ордынская, Е.В. Отдельные вопросы применения налоговых льгот / Е.В. Ордынская, В.В. Греньков // Экономика. Налоги. Право. - 2012. - № 4. -С. 110-118.

5. Экономика льгот. Статья II. Налоговые льготы / И. Николаев, И. Шульга, С. Артемьева, А. Калинин // Общество и экономика. - 2003. - № 10. - С. 122-137.

6. Половян, А.В. Институциональные аспекты построения эффективной налоговой системы / А.В. Половян, О.В. Кононенко // Материалы Круглого стола «Инновационное развитие экономики Донбасса: проблемы, перспективы, решения» - Донецк: Изд-во ФЛП Кириенко С.Г., 2017. - С. 90-93.

7. Шемякина, Н.В. Финансирование инновационного развития промышленности в условиях становления налоговой системы ДНР / Н.В. Шемякина, А.А. Поно-маренко // Материалы Круглого стола «Инновационное развитие экономики Донбасса: проблемы, перспективы, решения» - Донецк: Изд-во ФЛП Кириенко С.Г., 2017. - С. 106-111.

8. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consul tant.ru/

9. Пенькова, И.В. Влияние глобали-зационных процессов на экономику России / И.В. Пенькова, О.М. Джавадова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 2. -С. 123-131.

10. Григорьев, Л. Динамика инвестиционной активности в условиях спада экономики России [Электронный ресурс] / Аналитический центр при правительстве РФ // Бюллетень социально-экономического кризиса в России. - № 05. Сентябрь. - 2015. - URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/6394.pdf

11. Пенькова, И.В. Рынок прямых инвестиций России: современное состояние, позиции, регулирование / И.В. Пе-нькова, А.О. Матюшина // Ученые записки Крымского Федерального Университета имени В.И. Вернадского. Экономика и Управление. - 2016. - № 4. - С. 89-98.

PENKOVA I.V. Doctor of Economic Sciences, Prof., Professor of the Department of Digital Business Technologies and Accounting Systems Institute of Economics and Management,

FSAEI HE «North Caucasus Federal University», Stavropol, Russian Federation

Статья поступила в редакцию 13.12.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.