УДК 330.34
РОЛЬ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
БУРНАШЕВА ВЕНЕРА РАШИТОВНА, ст. преподаватель кафедры «Финансы» Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, Республика Казахстан E-mail: [email protected]
Предметом исследования послужили экономические отношения, возникающие в результате реализации государством фискальной функции налогов в целях эффективности регулирования экономики Республики Казахстан. Цель работы состоит в исследовании фискальной функции и ее влияния на регулирование экономики. Обоснован факт того, что фискальная функция способствует финансированию государственных расходов и служит регулятором экономических процессов в государстве.
Особое внимание уделено инструментам фискальной политики, а также степени их воздействия на эффективность ее проведения.
Определены элементы и методы реализации фискальной политики, проанализированы цели значимых реализованных программ и концепций, исследована цепочка комплекса задач, способствующих поэтапному развитию экономики. Определена прямая связь между фискальной функцией и устойчивым развитием экономики Республики Казахстан.
Результативность фактов исследования обоснована тем, что фискальная функция создает платформу для государственного регулирования экономических отношений в целях развития экономики Республики Казахстан. Ключевые слова: налоги; фискальная функция; фискальная политика; налогоплательщики; государственное регулирование.
The Role of the Fiscal Function of Taxes in the Regulation of the Economy of the Republic of Kazakhstan
VENERA R. BURNASHEVA, senior Llecturer of the Finance Chair,
the Zhetysu State University named after I. Zhansugurov, the Republic of Kazakhstan
E-mail: [email protected]
The subject of the study is the investigation of economic relations arising in connection with fiscal function of taxes as the fiscal function is the means by which the government regulates the economy of the Republic of Kazakhstan. The purpose of work is to analyze the fiscal function and its impact on managing the economy.
The author substantiates the fact that the fiscal function contributes to the financing of public spending and regulates economic processes in the country.
Special attention is paid to fiscal instruments as weLL as to their impact on the effectiveness of fiscal policy. Other considered issues include: elements and methods to implement the fiscal policy; the analysis of the chain of tasks contributing to the step-by-step economic development. The paper establishes a direct Link between the fiscal function and sustainabLe deveLopment of the economy of the RepubLic of Kazakhstan.
The vaLue of research evidence is determined by the fact that the fiscaL function creates a pLatform for state reguLation of economic reLations in order to ensure sustainabLe deveLopment of the Kazakhstan's economy. Keywords: taxes; fiscaL function; fiscaL poLicy; taxpayers; state reguLation.
В. Р. Бурнашева Роль фискальной функции налогов в регулировании экономики Республики Казахстан
129
Необходимость и сущность фискальной функции
Проведенные в Республике Казахстан преобразования системы налогообложения создали предпосылки для решения важной задачи — обеспечения полноценной реализации фискальной функции налогов.
Как известно, экономическая сущность налога раскрывается в реализации его функций, которые находятся в тесной взаимосвязи и создают целостный комплекс. Каждая функция играет решающую роль в пополнении государственного бюджета, однако определяющее значение имеет фискальная функция налогов, которая является основополагающей в процессе формирования доходной части государственного бюджета. При этом фискальная функция создает основу для государственного регулирования экономических отношений и предопределяет возможность реализации последующих функций налогов.
Механизм реализации фискальной функции налогов проявляется в процедуре изъятия определенной части доходов налогоплательщиков, что достигается при условии добровольной уплаты налогоплательщиком необходимой исчисленной суммы
Фискальная функция в регулировании экономики
Государственное регулирование подразумевает использование набора инструментов, способствующих реализации наиболее выгодной государству политики, т.е. это, по сути, действие налогового механизма.
Примером совокупности инструментов реализуемой налоговой политики могут служить налоговые льготы и преференции.
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс выступал за постоянное налоговое регулирование государством, считая, что налоговая
политика служит действенным рычагом экономического роста, повышения занятости населения и стимулирования его склонности к потреблению товаров и услуг. При определении места налогов в регулировании экономики он акцентировал внимание на положительной роли высоких налогов, обосновывая это тем, что снижение ставок налогов будет способствовать уменьшению доходов бюджета государственного бюджета, а следовательно, дисбалансу экономики государства.
Сторонником кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон, который рассматривал налоги и налоговую политику как основные инструменты регулирования экономики. Он полагал, что основным стимулом макроэкономического роста и стабильности, снижения уровня безработицы и инфляции являются налоги.
Позднее, во второй половине XX в., одним из противников кейнсианства стал американский экономист Милтон Фридман. Он считал, что свободная деятельность предпринимателей и стихийный порядок развития рынка порождают процесс воспроизводства, не нуждающегося в активном воздействии государства на экономику. Фискальная политика неравномерного прироста денег может привести к проявлению элементов спада экономики. Милтон Фридман выступал за снижение налогов. Именно данная мера, по его мнению, могла влиять на повышение деловой активности и приводить к экономическому росту экономики [1, с. 13, 32].
Итак, механизм реализации фискальной функции налогов проявляется в процедуре изъятия определенной части доходов налогоплательщиков, что достигается при условии добровольной уплаты налогоплательщиком необходимой исчисленной суммы. В ином случае соответствующие органы вынуждены применять принудительные меры изъятия налогов с целью соблюдения принципа полноты и своевременности формирования доходной части государственного бюджета [2, с. 434].
Регулирующая роль налогов предполагает не прямое снижение налогового бремени, а преимущественно создание логической цепочки, связывающей налогообложение с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целях стимулирова-
ния и расширения налогооблагаемой базы [3, с. 408].
Применение методов и инструментов фискальной политики
Согласно толковому финансово-кредитному словарю М. С. Утебаева под фискальной политикой понимается использование государственных расходов в целях воздействия на макроэкономические условия [4, с. 610].
Фискальная политика предполагает манипулирование доходной и расходной частями государственного бюджета в целях обеспечения устойчивости экономики.
Действенными методами реализации фискальной политики являются законодательно установленные нормы, направленные на создание условий для эффективности развития экономики.
Глава государства Н. А. Назарбаев в ежегодном Послании народу страны «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. отметил необходимость корректировки деятельности Правительства Республики Казахстан, связанную с созданием качественно новой модели государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Стабилизационным инструментом стало постановление Правительства Республики Казахстан от 26.12.2007 № 1297 «О Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты».
Формирование качественно новой модели государственного управления предусматривает:
• создание условий в рамках стратегического, экономического и бюджетного планирования в Республике Казахстан, нацеленного на достижение эффективной гармонизации;
• уточнение траектории в работе государственных органов для достижения стратегических целей и задач государства, получение конечного результата;
• целенаправленный переход от краткосрочного бюджетного планирования к среднесрочному;
• ориентирование бюджетного процесса на гласное распределение бюджетных средств
и максимально эффективное управление средствами в рамках приоритетов государственной политики; • реализация комплексного мониторинга оценки эффективности работы государственных органов, направленной на оценку качества услуг, предлагаемых гражданам Республики Казахстан, а также итогов реализации программных документов. Начиная с 2009 г. в Республике Казахстан утверждается трехлетний республиканский бюджет, что позволяет оптимизировать бюджетную систему, нацеленную на планирование бюджета, ориентированного на конкретный результат при одновременном повышении уровня ответственности со стороны уполномоченных органов [5, с. 70].
Регулирующая роль налогов предполагает не прямое снижение налогового бремени, а преимущественно создание логической цепочки, связывающей налогообложение с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целях стимулирования и расширения налогооблагаемой базы
При разработке трехлетнего бюджета учитываются изменения, вносимые в Налоговый кодекс Республики Казахстан (далее — НК РК), согласно подпункту 2 ст. 3 которого законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в НК РК, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
В.Р Бурнашева Роль фискальной функции налогов в регулировании экономики Республики Казахстан
131
При этом большое значение имеет высокоэффективное функционирование государственных органов, обеспечивающих своевременное и полное поступление налогов. Согласно Стратегии развития налоговой службы Республики Казахстан, принятой 12 октября 2007 г., основными задачами налоговых органов являются:
1) обеспечение полноты поступления налогов, что, в частности, подразумевает:
• повышение налоговой культуры;
• увеличение действенности налогового контроля;
• упрощение налогового законодательства — оптимизация правил и порядка налогообложения для обеспечения полноты сбора налогов и других обязательных платежей.
Стратегическими задачами налоговых органов являются:
• обучение школьников основам налогообложения;
• информирование населения о действующих правилах налогообложения;
• оптимизация и регламентация процедур налогового контроля;
• создание условий для более эффективного взаимодействия государственных, иных уполномоченных органов с зарубежными налоговыми органами;
• автоматизация налоговых проверок;
• борьба с предпосылками возникновения уклонений от уплаты налогов;
• минимизация налогов;
• оптимизация форм налоговой отчетности;
2) создание условий для того, чтобы общество было удовлетворено работой органов налоговой службы, т.е. решение проблем, связанных с информированием населения о работе налоговых органов и неудовлетворенностью налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг, что предполагает:
• создание платформы взаимодействия с бизнес-структурами в рамках подготовки внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты налогообложения;
• развитие стандартов государственных услуг;
• разработку и внедрение дополнительных электронных налоговых услуг;
• обеспечение эффективности работы Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков;
3) построение высокоэффективной налоговой службы, основой которого является совершенствование системы управления, что предполагает:
• рациональное внедрение системы сбалансированных показателей;
• развитие системы управления рисками;
• разработку мотивационной и стимулирующей политики, нацеленной на результат;
• внедрение и использование принципов прозрачности кадровой политики налоговых органов;
• повышение компетентности органов налоговой службы, обмен опытом с зарубежными налоговыми службами;
• повышение качества подготовки будущих работников налоговых служб в рамках взаимодействия с вузами Республики Казахстан;
• совершенствование и реинжиниринг бизнес-процессов.
В 2013 г. была принята Концепция реинжиниринга налоговых бизнес-процессов. Ее основной целью является совершенствование налоговых бизнес-процессов, нацеленных на повышение эффективности деятельности органов налоговой службы. При этом налоговый бизнес-процесс — это совокупность целей и задач, находящихся в тесной взаимосвязи и способствующих реализации закрепленных функций за органами налоговой службы.
Реинжинирингом является фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов, нацеленных на достижение эффективности деятельности органов налоговой службы.
Оптимизация и совершенствование бизнес-процессов — необходимые меры по установлению рациональных организационно-управленческих механизмов для создания благоприятных условий налогообложения и повышения качества государственных услуг, оказываемых органами налоговой службы [6, с. 3].
Предпринятые государством меры по совершенствованию налоговой политики предполагают:
• совершенствование процессов благоприятного налогового режима для сферы производства
132
В.Р. Бурнашева Роль фискальной функции налогов в регулировании экономики Республики Казахстан
и внедрения новых технологий, а также ревизию эффективности всех действующих налоговых льгот;
• либерализацию налогового и таможенного администрирования, что позволит упростить и минимизировать налоговую отчетность;
• мотивацию участников рынка к конкуренции, что позволит сократить уклонение от налогов;
• ослабление налогового надзора и переход на режим электронной отчетности онлайн;
• внедрение с 2020 г. в практику налогового кредитования, способствующего стимулированию инвестиционной активности предпринимателей;
• реализацию социально ориентированной налоговой политики, в том числе с 2015 г. освобождение от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование
и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников.
Указанные меры налоговой политики способствуют внутреннему росту промышленности и сельского хозяйства и увеличению экспорта товаров на внешних рынках, а также стимулируют граждан делать накопления и вложения [10, с. 6].
Выводы
Методы реализации фискальной политики позволяют создавать платформу поэтапного достижения установленных целей и задач, так как рациональный подход и выбор оптимальных методов является залогом успеха развития и реализации любого экономического процесса.
Таким образом, именно фискальная функция налогов может способствовать регулированию устойчивости, стимулированию и росту экономики Республики Казахстан.
Литература
1. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. М.: Эксмо, 2009. С. 480.
2. Государственное регулирование экономики. М.: РАГС, 2003. С. 832.
3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 480.
4. Утебаев М.С. Толковый финансово-кредитный словарь. Астана: Елорда, 1999. С. 720.
5. Мельников В.Д. Основы финансов: учебник. Алматы: изд-во. LEM, 2009. С. 600.
6. Концепция реинжиниринга налоговых бизнес-процессов. Астана, 2013. С. 11.
7. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана — Стратегия «Ка-захстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. От 14 декабря 2012 г. URL: http://akorda.kz.
References
1. Zhidkova E.Y. Tax and taxation [Nalogi I nalogooblojenie]. Moscow, Eksmo, 2009, р. 480.
2. Government regulation of the economy [Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki]. Moscow, RAGS, 2003, р. 832.
3. Babashkina A. M. Government regulation of the national economy [Gosudarstvennoe regulirovanie national'noj ekonomiki]. Moscow, Finance and statistics, 2004, р. 480.
4. Utebaev M. S. Intelligent financial-credit dictionary [Tolkovij finansovo-kreditnij slovar']. Astana, Elorda, 1999, р.720.
5. Melnikov V. D. Bases finance: textbook. [Osnovy finansov]. Almaty, Publishers LEM, 2009, р. 600.
6. Concept reinjiniring tax business — a processes. ^ontsepciya reinjiniringa nalogovyh biznes-protsessov]. Astana, 2013, р. 11.
7. Message of the President of the Republic Kazakhstan N.A. Nazarbaeva folk Kazakhstan Strategy «Kazahstan-2050». New political course taken place state. [Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Nazarbaeva narodu Kazakhstana — Strategja «Kazahstan-2050». Novyie politicheskei kurs sostojavshegosja gosudarstva]. URL: http://akorda.kz.