Научная статья на тему 'Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий'

Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1556
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ЛЬГОТЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СИСТЕМА / РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И. А., Волкова Ю. И.

В статье рассматривается современная система льготных налоговых режимов, предоставляемая субъектам малого бизнеса, а также анализируются основные недостатки действующего режима налогообложения. Представлен один из методов модификации налогового режима в сфере малого инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий»

48 (90) - 2011

Налоги и налогообложение

УДК 336.225.66

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И. А. МИТРОФАНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Е-mail: MitrofanovaIA@ramЫer. ги

Ю. И. ВОЛКОВА,

студентка факультета экономики и управления Е-mail:voobragulka@yandex. ш Волгоградский государственный технический университет

В статье рассматривается современная система льготных налоговых режимов, предоставляемая субъектам малого бизнеса, а также анализируются основные недостатки действующего режима налогообложения. Представлен один из методов модификации налогового режима в сфере малого инновационного бизнеса.

Ключевые слова: налог, льготы, налогообложение, малое инновационное предприятие, система, режим.

Развитие современной экономики невозможно без существования и эффективного функционирования сферы малого бизнеса, в том числе предприятий, непосредственно связанных с инновационной деятельностью. Развитие малого бизнеса - один из приоритетных методов решения не только экономических, но и социальных проблем на федеральном и региональном уровнях. Во-первых, благодаря предприятиям малого бизнеса происходит снижение уровня безработицы, так как именно они формируют основную часть рабочих мест в стране или средний класс. Во-вторых, малый бизнес спо-

собствует диверсификации экономики и развитию конкурентоспособной среды, что выгодно покупателям. В-третьих, преимуществом малых субъектов перед предприятиями крупного бизнеса является то, что они более мобильны, компактны, и в случае банкротства отрицательный результат их деятельности никак не отразится на экономическом росте экономики страны.

Относительно деятельности малых инновационных предприятий можно отметить следующие преимущества:

- в малом бизнесе существуют подходящие условия для развития творческой деятельности;

- малые предприятия могут заниматься разработками и освоением инноваций в областях, которые для крупных предприятий являются неперспективными и даже рискованными;

- малым субъектам свойственно развитие оригинальных нововведений;

- на малых предприятиях все этапы создания инновационного продукта находятся под контролем единого руководства в отличие от круп-

ных организаций, где разработкой, внедрением, производством и сбытом занимаются разные специализированные структуры;

- в малом бизнесе происходит концентрация средств и усилий на заключительной стадии производства продукта, а также на стадии продвижения своего нововведения до конкретных потребителей;

- средние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки малых фирм превышают показатель крупных предприятий, что способствует их быстрому появлению и распространению на рынке инноваций. Однако, несмотря на все существенные преимущества сферы малого бизнеса, на современном этапе развития общества остро стоит проблема открытия и эффективного (прибыльного) функционирования таких предприятий, в особенности организаций инновационного характера, доля которых составляет примерно 1,5-3 % от общего количества малых и средних предприятий (рис. 1).

Прослеживается отрицательная динамика развития предприятий, непосредственно связанных с инновационной деятельностью. Численность данных субъектов предпринимательства в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократилась на 110 организаций, а к 2009 г. - еще на 48.

В России малый бизнес набирает обороты в сфере розничной торговли, предоставления услуг, в общественном питании, в строительстве, мелком ремонте, т. е. в видах экономической деятельности, не требующих значительных первоначальных затрат [9]. Между тем сфера информационных

2 050-

2 000-

1 950-

1 900-

1 850-

1 800-

1 750-

2007

2008

2009

Рис. 1. Динамика численности научно-исследовательских организаций в 2007-2009 гг. [8]

технологий, научно-технических новшеств и информации практически не осваивается (рис. 2). Причинами такого положения, по мнению авторов, служат следующие:

- для открытия малого предприятия необходимы большие капитальные вложения, которые в связи с растущей монополизацией государства в сфере науки и техники отсутствуют, как и отсутствует инфраструктура, которая могла бы переводить разработки в производство;

- для того чтобы дать предприятиям, которые занимаются инновационными продуктами, свободно развиваться, Правительству РФ необходимо пересмотреть существующее налоговое законодательство, усовершенствовав налоговые льготы, которые выступают основным инструментом снижения налогового бремени, тем самым стимулируя работу предприятий, обеспечивая соблюдение налогового законодательства и, как следствие, рост доходов государства [3, с. 2].

В настоящее время существуют налоговые льготы для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость.

В Налоговом кодексе РФ выделено два основных налоговых режима деятельности малых предприятий.

Общая система налогообложения. Субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги всех уровней бюджета, установленные Налоговым кодексом РФ (федеральные, региональные и местные). Этот режим, под который подпадает практически каждое предприятие при открытии и регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения [3, с. 6]. Характерной особенностью этого режима является уплата предприятием налога на добавленную стоимость, если сумма выручки за квартал не превышает 2 млн руб. без учета налога на добавленную стоимость [4, с. 5].

От уплаты данного вида налога можно уклониться и в случаях, если предприятие в течение трех предшествующих последо-

вательных календарных месяцев не реализовывало подакцизных товаров, а также не вывозило товары на таможенную территорию РФ [5, ст. 145]. Еще одной чертой деятельности малых предпри- 35,3

ятий в условиях общего режима налогообложения является выплата налога на прибыль, налога на имущество и обязательных страховых взносов.

Система налогообложения ™ в виде специальных налоговых ^ режимов (система налогообло- ЕЭ жения для сельскохозяйственных ^ товаропроизводителей (ЕСХН), □ упрощенная система налого обложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) [5].

Несмотря на существование этих льготных налоговых режимов, большая часть малых предприятий подлежит налогообложению по традиционной системе налогообложения, т. е. они уплачивают в государственный бюджет налоги всех видов, число таких предприятий составляет около 500 000. По упрощенной системе налогообложения работают всего лишь 50 000 малых предприятий, что составляет 10 % от общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса [3, с. 7].

Такое положение объясняется рядом недостатков действующего режима упрощенной системы налогообложения [2, с. 36], к числу которых можно отнести:

ограничения по переходу на данную систему налогообложения (например, размер дохода, число работников на предприятии, наличие филиалов и дочерних компаний и др.);

30,09

65,5

38,4

Оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и бытовых изделий Операции с недвижимым имуществом, аренда Обрабатывающие производства Строительство

Научные разработки и инновационно-исследовательская деятельность

Рис. 2. Динамика численности малых предприятий (без учета микропредприятий) по видам экономической деятельности на конец 2010 г.,

тыс. предприятий [8]

- вынужденный характер возврата к общему режиму налогообложения с большими налоговыми затратами при потере прав использования упрощенной системы;

- невозможность возвратиться в общую систему налогообложения на протяжении одного года при нарушении определенных правил;

- реальные трудовые затраты на ведение учета по расходам при использовании объекта налогообложения «доходы за минусом расходов»;

- необходимость взимания минимального налога при убыточной деятельности предприятия. Следует отметить, что доходы, полученные от

взимания налогов по упрощенной системе налогообложения, крайне малы. В целом по РФ величина таких поступлений составляет около 2 % от общего объема налоговых платежей [2, с. 37].

Динамика налоговых поступлений в РФ представлена в табл. 1, 2.

Таблица 1

Налоговые поступления от специальных налоговых режимов в общем объеме налоговых поступлений федерального бюджета в РФ в 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу

Налоговые доходы федерального бюджета, всего 5 149 777 610 100 6 098 524 100 4713 122 237 100

В том числе:

- УСН 84 078 371 1,63 119 628 894 1,96 109 443 839 2,32

- ЕНВД 56 265 696 1,09 62 967 538 1,03 63 899 587 1,46

- ЕСХН 1 525 566 0,03 2 420 448 0,04 2 165 987 0,05

Источник: составлено авторами по [2].

ФИНАНСОВАя АНАЛИТИКА

проблемы и решения ^ 41

Таблица 2

Налоговые поступления от специальных налоговых режимов в общем объеме налоговых поступлений местных бюджетов РФ в 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. °% к итогу Тыс. руб. °% к итогу

Налоговые доходы местных бюджетов, всего 572 466 966 100 712 413 849 100 713 029 954 100

В том числе:

- УСН 11 695 737 2,04 10 108 046 2,68 14 563 253 2,4

- ЕНВД 48 898 641 8,54 54 878 879 7,07 56 097 251 7,87

- ЕСХН 1 059 538 0,18 1 798 943 0,25 1 691 972 0,24

Источник: составлено авторами по [2].

Влияние ЕНВД на формирование доходов местных бюджетов является более существенным: с 2007 по 2009 г. доля поступлений составила 7-8 % по РФ, что в несколько раз превышает долю поступлений от УСН и ЕСХН. Если анализировать темпы прироста поступлений по налоговым режимам в РФ, то и здесь прослеживается их неравномерность (рис. 3).

Основными преимуществами всех специальных режимов для субъектов малого бизнеса по сравнению с общим режимом налогообложения, по мнению авторов, является, во-первых, меньшее количество взимаемых налогов. Если по общей системе с малого предприятия должно взиматься четыре налога, то в упрощенной системе - всего один (единый налог). Во-вторых, расчет единого налога достаточно прост, вследствие чего налогоплательщику приходится оформлять только одну налоговую декларацию, т. е. при данном режиме происходит снижение налоговой отчетности. Кроме того, предприятию нет необходимости предоставлять в налоговые органы баланс со всеми соответствующими

60

50

40

30

20

10

-10

-20 п

58,66

50,12 „ - - N - "-Ч-

42,26 ИТ — "* ____ N С<42,28 4

\ \ \ Ч

\ \

11,91 ^ V Ч \ч

^Ь-8,51

-10,51

2007 2008

Поступления по УСН -Д—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступления по ЕНВД

Рис. 3. Темпы прироста по специальным налоговым режимам в РФ, %

формами. Тем самым предприниматель ощущает простоту налогового и бухгалтерского учета [1, с. 34]. Кроме этих фактов, можно выделить еще один, не менее важный для субъектов малого бизнеса, а именно, что налогоплательщик при упрощенной системе налогообложения сам в состоянии решить, как он будет уплачивать свой налог: или с полученного им дохода или с сальдо доходов и расходов.

В настоящее время данные налоговые льготы в виде упрощенных режимов, благодаря которым субъектам малого предпринимательства предоставляются льготные условия налогообложения, доступны, к сожалению, не всем сферам предпринимательства.

На практике существующие налоговые льготы облегчают положение лишь предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними.

Если, например, само предприятие и его потенциальные клиенты облагаются по общей системе налогообложения, то они в равных долях, исходя из сумм затрат на приобретение материалов и реализации своей продукции (выручки), совершают выплаты в бюджет.

В случае если одно из предприятий применяет УСН и, как следствие, уплачивает

2009

Поступления по ЕСХН

0

в бюджет единый налог, равный 15 % от доходов за минусов расходов, то очевидны льготы (преимущества) данного предприятия перед другими своими партнерами, так как у предприятия нет обязательств уплачивать суммы в бюджет по другим налогам (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество и социальные отчисления).

Если цепочка торгового оборота состоит, например, из трех компаний, то переход на УСН первой или третьей фирмы никак не повлияет на разницу в налоговых поступлениях данных предприятий. Однако, если предприятие под вторым номером примет упрощенную систему, то произойдет изменение налоговых последствий для следующего звена цепочки, в нашем случае - предприятие под третьим номером, так как оно не в состоянии возместить входной налог на добавленную стоимость в определенной сумме от состава продукции, закупленной у организации под вторым номером.

Последнее предприятие в связи с этим, реализовав свои товары на определенную сумму, будет вынуждено выплатить в бюджет сумму по налогу на добавленную стоимость, в несколько раз превышающую прежнюю, т. е. не только свой налог на добавленную стоимость, но и первой фирмы и ее поставщиков. Кроме того, данная фирма обязана уплатить сумму не только с созданной ею добавленной стоимости, но и с добавленной стоимости, созданной тем предприятием, которое изъявило желание перейти на УСН. Совершив соответствующие поступления, третье предприятие в большинстве случаев не в состоянии выплатить налог на прибыль не потому, что оно освобождено от этой уплаты, а потому, что к этому моменту, как показывает практика, оно становится нерентабельным, т. е. убыточным.

Такая ситуация складывается во всех случаях, когда УСН используют не предприятия, выступающие последним звеном производственной цепочки, а именно научные предприятия, которые по своей природе располагаются в середине торгового оборота. Если фирма, осуществляющая покупку продукции другого малого предприятия, не имеет возможности перейти на УСН, то она, как правило, остается плательщиком налога на добавленную стоимость и уплачивает его повторно с добавленной стоимости, созданной всеми предшествующими фирмами [10, с. 41]. В результате компании, уплачивающие налоги в бюджет по общепринятому налоговому режиму, не заинтересованы в сотруд-

ничестве с предприятиями, которые работают по УСН во избежание полного банкротства.

Решение описанной проблемы авторы видят в введении такого льготного режима для инновационных предприятий, который, в свою очередь, должен заменить все существующие налоги, предусмотренные общей системой налогообложения, включая платежи во внебюджетные фонды и, что самое главное, сохранив при этом налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Вследствие этого малое инновационное предприятие при любых обстоятельствах будет считаться плательщиком налога на добавленную стоимость и тем самым покупатели товаров этих фирм, также выплачивающие налог на добавленную стоимость, смогут зачесть данный налог на счета-фактуры, полученные от организаций, которые используют этот льготный режим [6, с. 47].

Такой режим по основным элементам налогообложения представлен в табл. 3.

Представленный налог, по мнению авторов, должен иметь регрессивную шкалу налогообложения, т. е. должен исходить из принципа, чем больше предприятие внедрило и произвело инновационных продуктов и услуг через покупку высокотехнологичного оборудования, патентов и пр., тем меньше будет ставка налогообложения.

При регистрации предприятия руководитель сам вправе выбрать такой режим налогообложения. По окончании налогового периода устанавливается лишь ставка обобщенного налога в зависимости от деятельности зарегистрированного юридического лица, числа работающих и финансовых результатов предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики имеют право в любое удобное для них время в течение будущего года перейти на специальный налоговый режим в виде уплаты совокупного налога, при этом нет определенных и строго установленных ограничений по переходу на данный льготный режим.

Несмотря на то, что специальный налоговый режим является механизмом налогового стимулирования малого бизнеса, непосредственного связанного с инновационной деятельностью, предоставлять льготы всем субъектам предпринимательства без каких-либо обязательств с их стороны будет нерациональным [7, с. 50]. Описанный авторами льготный налог должен принуждать перешедшие на него предприятия в полной мере развиваться, для чего необходимо ограничить срок применения этого режима от пяти до восьми лет.

Таблица 3

Элементы налогообложения по специальному (льготному) налогу для малых инновационных предприятий

Элемент налогообложения Признак элементов налогообложения

Налогоплательщики Юридические лица - малые предприятия различных видов экономической деятельности перерабатывающих секторов экономики, занимающиеся разработками и внедрением новых видов наукоемкой и инновационной продукции и технологий, электрических приборов различного назначения и др.

Объект налогообложения Доходы, полученные от занятия предпринимательской инновационной деятельностью

Налоговая база Добавленная стоимость, созданная предприятием, которая рассчитывается исходя из данных бухгалтерского баланса как разность между выручкой и соответствующими затратами на производство и внедрение своего продукта. В эти затраты не входит заработная плата работников предприятия

Налоговая ставка Недостатком действующей УСН является то, что в результате успешного ведения своего дела субъект предпринимательства обязан отказаться от предоставленных ему налоговых льгот, а также вернуться на общую систему налогообложения, восстановив свой бухгалтерский баланс задним числом с начала текущего налогового периода. Таким образом, большинство предпринимателей пытаются отклониться от перехода, скрывая свои доходы или, к примеру, дробя свое предприятие на ряд более мелких. Этот факт, по мнению авторов, является одной из причин совершения налоговых преступлений в РФ. Чтобы избежать или минимизировать эту проблему, необходимо установить не одну налоговую ставку, а несколько, например, от 15 до 35 %, именно с тем, чтобы налогоплательщик, утративший право на применение некоторой льготной ставки по данному налоговому режиму, мог использовать в дальнейшем этот налоговый режим, но уже по более высокой налоговой ставке

Налоговый период Календарный год, при этом отчетность должна совершаться только по истечении налогового периода

Порядок исчисления и уплаты Уплата налога в течение налогового периода осуществляется в виде авансовых платежей по итогам каждого месяца или квартала. Юридические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму аванса по общему налогу с зачетом сумм, перечисленных в бюджет государства в предыдущие месяцы или кварталы, исходя из добавленной стоимости, которую создала организация, и соответствующей ставки налога

Порядок и сроки уплаты Уплата налога в течение налогового периода осуществляется в виде авансовых платежей по итогам каждого месяца или квартала, но не позднее 20-го числа соответствующего месяца или 25-го числа третьего месяца

Если государство действительно заинтересовано в построении и развитии инновационной экономики, в первую очередь необходимо минимизировать административные барьеры, а потом уже практиковать внедрение усовершенствованных льгот, как, например, переход субъектов малого бизнеса на патентную систему налогообложения. Основной мерой поддержки малого бизнеса остается создание нормативно-правовых условий и механизм государственного регулирования, в том числе реализация законодательных актов по созданию партнерских отношений между властью и бизнесом, развитие саморегулирования малого предпринимательства, проведение эффективной конкурентной политики, создание налоговой системы, поддерживающей и стимулирующей развитие сферы малого бизнеса.

В расходах научных и инновационных организаций от 50 до 80 % составляют налоговые платежи по оплате труда и социальным отчислениям, так как в основном нанимаются высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, и выплаты по налогу на добавленную стоимость (инновационная продукция обладает большей добавочной стоимостью). Следствием этого является то, что данные фирмы несут более высокую налоговую нагрузку по сравнению с предприятиями других отраслей экономики. В результате инновационным предприятиям достаточно сложно начать свое развитие вследствие нехватки первоначального капитала (из-за дороговизны закупаемого оборудования, патентов и др.) и высокого налогового бремени.

По мнению авторов, необходимо не только усовершенствовать существующие льготные ре-

жимы для сферы малого инновационного бизнеса, но и детально анализировать их применение на практике.

Список литературы

1. Васюченкова Л. В. Налоговый учет при применении упрощенной системы // Финансы. 2008. № 3.

2 . Гринкевич Л. С., Дорошенков А. С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. № 41.

3. Любушин Н. П., Ивасюк Р. Я. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2.

4 . Митрофанова И. В., Митрофанова И. А. Федеральные налоги и сборы в Российской Феде-

рации: учеб. пособие. Волгоград: ВолГТУ, 2010.

5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 19.07.2011).

6 . ПодшиваловаМ. В. Инструменты налогового регулирования малого инновационного бизнеса // Финансы и кредит. 2009. № 45.

7 . Предеха В. Н. О налоговом стимулировании малого бизнеса в городском округе // Финансы. 2009. № 2.

8. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010.

9. Россия в цифрах. 2011: стат. сб. Росстат. М.: Росстат, 2011.

10 . Тюпакова Н. Н. Методологические аспекты совершенствования механизма исчисления налога на добавленную стоимость // Финансы. 2010. № 6.

АУТСОРСИНГ 2012

ОТ ХОРОШЕГО К ВЕЛИКОМУ

V деловых секций конференции:

Аутсорсинг на языке цифр @ 1Т Аутсорсинг

НЯ Аутсорсинг ^ Финансовый Аутсорсинг

^^ Маркетинговый Аутсорсинг

Приглашенная целевая аудитория:

70% потребителей услуг;

30% ведущих российских и международных

поставщиков услуг аутсорсинга.

7""

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.