Научная статья на тему 'Налоговые инструменты в политике стимулирования региональной экономики'

Налоговые инструменты в политике стимулирования региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL TAX POLICY / TAX CREDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллин Антон Рифкатович, Шарафутдинов Ильсур Мансурович

Дана характеристика текущего состояния региональной экономики Ульяновской области, рассмотрены тенденции формирования консолидированного бюджета Ульяновской области, проанализированы функции налогов в экономике региона, выделены налоговые инструменты стимулирования региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INSTRUMENTS IN THE POLICY OF THE REGIONAL ECONOMIC STIMULATION

The article describes the current state of the regional economy, examines the trends in the formation of theconsolidated budget of the Ulyanovsk region, analyzes the tax functions in the regional economy, and identifies taxinstruments for the regional economic stimulation.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты в политике стимулирования региональной экономики»

2. Олимова З. Г., Никулин А. Н. Финансы в компьютерных играх реальный и виртуальный аспект // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - №12 (51). -С.122-124.

3. Никушина А. Е., Дубровина Д. С., Никулин А. Н. Мобильная платёжная система на примере «Qiwi кошелька» // Традиционная иинновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2016 г.). В 6 ч. - Екатеринбург, Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 36-38.

Никулин Александр Николаевич, заместитель директора Института дистанционного и дополнительного образования Ульяновского государственного технического университета, кандидат физико-математических наук, доцент, email - [email protected].

Терентьев Алексей Александрович, студент специальности «Финансы и кредит» в Ульяновском государственном техническом университете, e-mail - terentev [email protected].

Поступила 17.05.2018 г.

УДК 330.3

А. Р. САФИУЛЛИН, И. М. ШАРАФУТДИНОВ

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПОЛИТИКЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Дана характеристика текущего состояния региональной экономики Ульяновской области, рассмотрены тенденции формирования консолидированного бюджета Ульяновской области, проанализированы функции налогов в экономике региона, выделены налоговые инструменты стимулирования региональной экономики.

Ключевые слова: региональная экономика, региональная налоговая политика, налоговые льготы.

В современной экономике налоги и инструменты реализации налоговой политики выполняют не только фискально-распределительную функцию, но и являются важным регулятором социально-экономических отношений на всех уровнях национальной экономики. Экономическая наука обратила внимание на необходимость использования налогов для стимулирования экономической деятельности ещё в конце XIX-начале XX века. Анализируя влияние налогов на примере печатного производства, А. Маршалл обратил внимание, что налоги могут как «тяжело ударить» по отрасли, занятости, ценам, вызвать перемещение факторов производства за пределы региона, так и способствовать «улучшению условий тех самых жителей и работников данной местности, которые в ином случае могли бы

© Сафиуллин А. Р., Шарафутдинов И. М., 2018

быть вынуждены выехать за её пределы» [1, с. 1276, 1460]. Во второй половине XX века налоги как инструмент стимулирования совокупного предложения, активизации производства, инвестиций и занятости вновь оказались в фокусе внимания исследователей. Представители экономической теории предложения (или экономики предложения) высказали ряд практических предложений по реализации экономической политики, в частности, налоговой политики [2]. В соответствии с их представлениями высокие налоги снижают стимулы к производству, могут сдерживать инвестирование средств в новые технологии, создают условия для возникновения инфляции издержек. Налоговая политика и её инструменты могут оказывать стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономическую активность не только на макроуровне в целом, но и на уровне отдельных регионов.

Республика Татарстан Пермский край Оренбургская область Самарская область Удмуртская Республика Нижегородская область Республика Башкортостан Пензенская область Саратовская область Республика Марий Эл Ульяновская область Республика Мордовия Кировская область Чувашская Республика

4746

Ц2

23 21254 202375,2

248853, 247963,4 241070, 39209,8 1878,3 3

4

328 32 323

003.1

474.2 572

397621,4

87829,7

86473,7

94,5

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000 400000 450000 500000 Рис. 1. ВРП на душу населения в субъектах Приволжского федерального округа

2000000 1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

Валовой региональный продукт, 2015 г., миллионов рублей

Доход консолидированного бюджета субъекта, 2015 г., миллионов рублей

1833214,5

х»4 У ^ У У л? У У У У -У

'У У У У У У У У У У У У

У У

& ¿Г У У У У У?

У ^ ж #

угр ¿р" ¿у ¿у ой- ^ V

//'/ ¿/УУ

У

¿У

У? я° я°

Рис. 2. ВРП и доходы консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального

округа

Социально-экономические показатели Ульяновской области

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Валовой региональный продукт, в основных ценах, 240556,1 265288,7 278808,2 304479,1 328249,3

млн рублей

Валовой региональный

продукт в сопоставимых ценах в % к предыдущему 102,5 102,0 100,5 98,1 101,8 -

году

Уровень безработицы, в % к численности рабочей - 5,5 4,8 4,9 4,6 4,4

силы

Инвестиции в основной капитал, млн рублей - 76835,5 77178,2 79461,4 70575,6 91807,8

Индекс потребительских цен (тарифов) на товары и - 106,8 108,1 117,0 106,1 103,9

услуги

Индекс цен производителей промышленных това- - 105,2 105,8 113,7 109,1 104,5

ров и услуг

Источник: составлено авт. по [3].

Таблица 2

Доходы консолидированного бюджета Ульяновской области, млн рублей

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017

Доходы, всего, в том числе 41503,9 43186,1 45641,2 55717,1 58438,8

Налоговые доходы, всего, в том числе: 28980,0 (69,8%) 29357,7 (68,0%) 32848,5 (72,0%) 42692,7 (76,6%) 44807,4 (76,7%)

налог на прибыль организаций 6794,5 6418,3 7541,3 10651,4 9543,7

налог на доходы физических лиц 11880,5 12506,7 12735,4 13624,3 14521,3

акцизы по подакцизным товарам (продукции) 4546,2 4817,8 6130,7 11623,8 13393,9

Налоги на совокупный доход 1811,6 1846,8 1941,0 2055,1 2213,0

Налоги на имущество 3917,8 3738,7 4470,8 4706,9 5107,9

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 29,4 29,4 29,3 31,2 27,6

Источник: составлено и рассчитано авторами по [3].

По данным Росстата за 2015 год, среди субъектов Приволжского федерального округа по значению валового регионального продукта на душу населения и величине доходов консолидированного бюджета Ульяновская область находится на одиннадцатом месте (рис. 1, 2).

За 2012-2016 годы объёмы валового регионального продукта в Ульяновской области увеличились примерно на 5% (табл. 1). По итогам 2017 года индекс промышленного производства составил 106,7%, безработица снизилась до 4%, в результате Ульяновская область заняла четвёртое место по социально-экономическому развитию в 2017 году в ПФО [4]. Доходы консолидированно-

го бюджета Ульяновской области в 2017 году составили 58438,8 млн рублей (табл. 2).

Налоги, выполняя фискальную функцию, обеспечивают основные доходные поступления в консолидированный бюджет Ульяновской области (более 75% доходов в 2017 году). В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес в 2017 году занимают: налог на доходы физических лиц (32,4%), акцизы по подакцизным товарам (29,9%), налог на прибыль организаций (21,3%). По оценкам министерства финансов Ульяновской области [5], приросту налога на доходы физических лиц способствовало создание новых рабочих мест. Увеличение доходов консолидированного бюджета области остаётся

основным приоритетом налоговой политики региона [5, с. 14], так как налоговые поступления создают необходимый фонд средств для реализации социально-экономической политики в регионе.

Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет возможность субъектам применять специальные налоговые режимы (статья 18 [6]), к которым относятся упрощённая система налогообложения, патентная система налогообложения и другие режимы. В Ульяновской области данные налоговые инструменты и льготное налогообложение применяются в целях стимулирования экономической деятельности, развития малого предпринимательства и привлечения инвестиций. В документах министерства финансов Ульяновской области [5] отмечается, что в целях налогового стимулирования в Ульяновской области в полной мере были использованы полномочия, которые предоставляются субъектам Российской Федерации Налоговым кодексом и связаны с усовершенствованием специальных налоговых режимов:

- были введены для субъектов экономической деятельности «налоговые каникулы»;

- перечень видов предпринимательской деятельности, для которых может быть применена патентная система налогообложения, расширен;

- были снижены налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, которые применяют упрощённую систему налогообложения.

Налоговые инструменты стимулирования региональной экономики затронули предпринимателей, занятых в производственной, сельскохозяйственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг. По оценкам министерства финансов Ульяновской области [5], сумма налогов, которые не поступили в региональный бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, в 2016 году составила 1669,5 млн рублей, в том числе: 344,6 млн рублей по налогу на прибыль, 1305,9 млн рублей по на имущество организаций, 19,0 млн рублей по транспортному налогу. Министерство финансов области определяет данные выпадающие доходы как налоговые расходы бюджета (потери бюджета в связи с льготным налогообложением). Но Правительство Ульяновской области исходит из того, что применение подобных налоговых инструментов должно способствовать социально-экономическому развитию региона и будет компенсироваться модернизацией производства, созданием новых рабочих мест, ростом заработной платы работников.

В частности, для формирования привлекательного инвестиционного климата, развития малого и среднего предпринимательства, поддержки деятельности в области информационных технологий в регионе предлагаются следующие налоговые льготы и специальные режимы [7].

1. Налоговые ставки для инвестиционных проектов.

Бюджет проекта от 150 млн рублей (особо значимые инвестиционные проекты Ульяновской области):

- 0% ставка налога на имущество в течение 10 лет*;

- 0% ставка транспортного налога в течение 10 лет*;

- 1,1% ставка налога на имущество с 11 по 15 год*;

- 13,5% ставка налога на прибыль, распределяемого в бюджет региона в течение 15 лет*.

Бюджет проекта от 1 млн рублей (приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области):

- 0% ставка налога на имущество в течение 5 лет*;

- 13,5% ставка налога на прибыль, распределяемого в бюджет региона в течение 5 лет*.

* - с момента возникновения налогооблагаемой базы.

2. Упрощённая система налогообложения.

- 0% ставка налога для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в течение 2-х налоговых периодов с даты регистрации (научный, бытовой, социальный, производственный виды деятельности);

- 1% ставка налога для налогоплательщиков, работающих в области информационных технологий и разработке компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг, для впервые зарегистрированных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в течение 2-х налоговых периодов с даты регистрации;

- 5% ставка налога для видов деятельности по деятельности по ОКВЭД 01, 02, 05, 10, 14, 15, 17-19, 20, 21, 25-28, 45, 73, 80, 10.3, 85.11.1, 85.12, 85.14.1-85.14.4 и 85, для всех впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в течение 2-х налоговых периодов с даты регистрации;

- 10% ставка налога для видов деятельности по ОКВЭД 22, 36-37, 71, 72, 74.20.1, 74.30.7, 73.4, 74.5-74.6, 74.70.1, 74.82, 74.84, 74.87.474.87.5, 90, 91.11, 92.11, 92.2-92.6, 93.01, 93.04.

Налоговые льготы ПОЭЗ

Россия, Ульяновская область ПОЭЗ Срок действия Основание

Налог на прибыль

20% 3% до 10 лет Налоговый кодекс РФ, ст. 284, п.1; Закон Ульяновской области от 04.06.2007 №71-ЗО

15,5% свыше 10 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на имущество

2,2% 0% до 15 лет Налоговый кодекс РФ ст.381; Закон Ульяновской области от 02.09.2015 №99-ЗО

Налог на землю

1,5% 0% 10 лет Налоговый кодекс РФ ст. 395 п. 9; Решение Совета депутатов Мирновского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области 53 от 13.11.2014

Транспортный налог

Дифференцированный 0% 10 лет Налоговый кодекс РФ ст. 356 Закон Ульяновской области от 06.09.2007 №Ш-ЗО

Налог на добавленную стоимость

18% Не облагается НДС проведение работ (оказание услуг) Все время существования ПОЭЗ Налоговый кодекс РФ ст. 164, ст 149 п.3 пп.27

Источник: составлено авторами по [9].

3. Патентная система налогообложения.

Индивидуальным предпринимателям предлагается приобрести патент (от 900 рублей) сроком действия на 1-12 месяцев.

4. Переход на единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Предприятиям в области розничной торговли, общественного питания, перевозки пассажиров и грузов, рекламы и гостиничного бизнеса предлагаются преимущества ЕНВД: фиксированная налоговая ставка, отсутствие необходимости платить налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество и другие.

5. Льготы по налогу на имущество.

Организация определяет среднегодовую

стоимость имущества и исчисляет налог на имущество от его инвентаризационной стоимости (меньше кадастровой стоимости).

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №1163 [8] на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), где также установлены налоговые льготы (табл. 3).

Таким образом, налоги и сборы являются основным источником формирования доходов бюджета региона, финансового обеспечения социально-экономической политики в регионе. В

рамках действующего правового поля региональная налоговая политика использует все инструменты стимулирования экономической деятельности (специальные налоговые режимы, налоговые льготы), что создаёт условия для развития малого и среднего предпринимательства и формирования благоприятного инвестиционного климата. Но необходимо отметить, что принцип налогового федерализма при разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъекта при проведении региональной налоговой политики основан на главенстве федерации [10, с.177]. Поэтому самостоятельность региона в использовании налоговых инструментов для стимулирования региональной экономики ограничена централизацией полномочий в вопросах формирования и функционирования налоговой системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М. : Директ-Медиа, 2012. - 2126 с.

2. Прыткова Н. И., Подборнова Е. С., Попова А. Д. Краткий анализ экономической теории предложения // Математика, экономика и управление. - 2015. - Т. 1, №2. - С. 57-61.

3. Ульяновская область в цифрах. 2018. Краткий статистический сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uln.gks.ru/wps/

wcm/connect/ rosstat_ts/uln/resources/ c7e8a38045c 604ef9 f61ffedfce35b80/0103_2018 .pdf.

4. По итогам социально-экономического развития в 2017 году Ульяновская область заняла четвёртое место среди регионов ПФО / Ульяновская область : Губернатор и Правительство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ulgov.ru/news/regional/2018.02.07/49359/.

5. Основные направления бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufo.ulntc.ru/index.php?mgf=budget/bnp.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www. consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_19671/.

7. Налоговые и имущественные преференции - Open Business - открой свой бизнес в Ульяновской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://openbusiness73.ru/pages/nalogi.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №1163 «О

УДК 339.138

М. М. САБУРОВА, В. М. КОНЧЕНКОВ

создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_95991/.

9. О проекте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ulsez.com/about-project/.

10. Чотчаева М. З. Особенности региональной налоговой политики в условиях федерализма // Вопросы экономики и права. - 2014. - №8. -С. 176-179.

Сафиуллин Антон Рифкатович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий аспирантурой и докторантурой Ульяновского государственного технического университета, заведующий кафедрой «Экономическая теория». Шарафутдинов Ильсур Мансурович, аспирант кафедры «Экономическая теория» УлГТУ.

Поступила 13.06.2018 г.

СОЗДАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Современная эпоха продвижения товаров и услуг не стоит на месте. Это даёт хороший толчок для развития не только экономических, но и гуманитарных наук. В статье объединены такие понятия, как личность и интернет-контент, рассказывается о некоторых типах потребителей, о том, какой контент будет для них привлекательным, приведены практические примеры.

Ключевые слова: мотивация, типы личности, психология восприятия, контент-маркетинг.

О стремлении человека к достижениям было известно ещё с глубокой древности. Сократ писал, что человеку свойственны потребности, желания и стремления, однако главное - не цели человека, а то, какое место они занимают в его в жизни. Человек не в состоянии управлять своими желаниями, потребностями и поведением, если он не может преодолеть свою природу. Из этого следует, что человек должен минимизировать свои потребности и удовлетворять их только тогда, когда это отвечает его истинному

© Сабурова М. М., Конченков В. М., 2018

предназначению. В этом случае человек смог бы приблизится к божественному состоянию.

Проблема современного мира состоит в том, что потребитель требует к себе индивидуального подхода, и, следовательно, задача компании заключается в том, чтобы обеспечить его для различных категорий потребителей. Сегодня потребитель обращает внимание за качество продукта, место и время производства, известность производителя или торгового посредника. Можно сказать, что покупатель хочет иметь «собственный магазин», где будет предлагаться товар «только для него и не для кого больше». На решение этой проблемы и должно быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.