Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ИХ УРОВЕНЬ'

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ИХ УРОВЕНЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДФЛ / ЕНВД / УСН / ЕСХН / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / PERSONAL INCOME TAX / UTII / USN / UAT / AVERAGE WAGE / REGION'S ECONOMY / TAX MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замятина О.А., Сыроижко В.В.

Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство при формировании бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа сбора денежных средств, чем налоги. Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики государства в целом, отдельных регионов и муниципалитетов. В статье дана оценка доходов бюджета Аннинского муниципального образования, проанализированы факторы и причины, которые оказывают основное воздействие на величину каждого из показателей бюджета муниципального образования. Даны рекомендации по улучшению экономической ситуации в районе путем развития налогового механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL TAX INCOME AND IMPACT FACTORS

Any state needs certain financial resources and its own budget to carry out its functions. The state uses different sources of income to form the budget, but today human experience does not know a more effective way of collecting money than taxes. The taxation mechanism is one of the most complex in any economic system. Taxation is the most important method of state regulation, the success of social and economic policy of the state as a whole, individual regions and municipalities depends on its effectiveness. The article assesses the budget revenues of the Anninsky municipality, analyzes the factors and causes that have a major impact on the value of each of the indicators of the municipal budget. Recommendations are given to improve the economic situation in the region by managing the tax mechanism.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ИХ УРОВЕНЬ»

УДК 336: 36.1.5

О. А. Замятина, В. В. Сыроижко

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ИХ УРОВЕНЬ

Аннотация: любому государству для осуществления его функций необходимы, определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство при формировании бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа сбора денежных средств, чем налоги. Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государст венного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики государства в целом, отдельных регионов и муниципалитетов.

В статье дана оценка доходов бюджета Аннинского муниципального образования, проанализированы факторы и причины, которые оказывают основное воздействие на величину каждого из показателей бюджета муниципального образования. Даны рекомендации по улучшению экономической ситуации в районе путем развития налогового механизма.

Ключевые слова: НДФЛ, ЕНВД, УСН, ЕСХН, средняя заработная плата, экономика региона, налоговый механизм.

UDK 336:36.1.5

О. A. Zamyatina, V. V. Syroizhko

MUNICIPAL TAX INCOME AND IMPACT FACTORS

Abstract: any state needs certain financial resources and its own budget to carry out, its functions. The state uses different sources of income to form the budget, but, today human experience does not, know a more effective way of collecting money than taxes. The taxation mechanism is one of the most, complex in any economic system. Taxation is the most, important, method of state regula tion, the success of social and economic policy of the sta te as a whole, in dividual, region s and municipalities depends on its effectiveness.

The article assesses the budget, revenues of the Annmsky mun icipality, analyzes the factors and causes that, have a major impact, on the value of each of the indicators of the municipal budget,. Recommendations are given to improve the econom ic situation in the region by managing the tax mechanism.

Keywords: personal income tax, UTII, USN, UAT, average wage, the region's economy, the tax mechanism.

Введение

Воронежская область — один из 84 субъектов Российской Федерации, расположенный в Центральной части России. Экономика региона на протяжении вот уже многих лет занимает лидирующие позиции в сравнении с другими субъектами: первое место по Индексу самовоспроизводства в 2012 году лидер по трудоустройству незанятых граждан. Валовый региональный продукт растет

Б01: 10.22394/1997-4469-2019-47-4-160-165

год от года, а по темпам прироста Валового регионального продукта (далее ВРП) Воронежская область вошла в пятерку с наиболее динамично развивающимися регионами |7]. Исторические, климатические, территориальные возможности Воронежской области позволили развиваться не только городскому округу, но и отдельным его районам. Одним из экономически благоприятных и перспективных районов является Аннинский район.

Регион расположен в 100 км от г. Воронежа на западе — в северной части субъекта, административный центр района — п. г. т. Анна, расположен на трассе Р 298, что де-

лает его крупным транспортным узлом [5]. Состав района и расположение представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Местоположение Аннинского муниципального района Воронежской области

В настоящее время на территории Ан- дится 22 сельских и 1 городское поселения нинского муниципального района нахо- (табл. 1).

Таблица 1

Список городских и сельских поселений Аннинского муниципального района

1. Аннинское городское поселение

2.Артюшкннское сельское поселение 13. Никольское сельское поселение

3. Архангельское сельское поселение 14. Новожнзненское сельское поселение

4. Березовское сельское поселение 15. Новокурлакское сельское поселение

5. Бродовское сельское поселение 16. Островское сельское поселение

6. Васильевское сельское поселение 17. Пугачевское сельское поселение

7.Верхнетойденское сельское поселение 18. Рамоньское сельское поселение

8. Дерябкинское сельское поселение 19. Рубашевское сельское поселение

9. Краснологское сельское поселение 20. Садовское сельское поселение

10. Мосоловское сельское поселение 21. Старотойденское сельское поселение

11. Нащекинское сельское поселен не 22. Старочигольское сельское поселение

12. Николаевское сельское поселение 23. Хлебородненское сельское поселение

Несмотря на малую площадь, которую занимает муниципалитет — 2,1 тыс. км2, в районе сложились благоприятные условия для развития экономики.

Экономический потенциал региона опирается на такие крупные предприятия как «Аннинское молоко», ООО «МЭЗ Аннинский», ООО Пищевой комбинат «Аннинские продукты», ПО «Хлебокомбинат», ООО Пищевой комбинат «Аннинские продукты», АО «Молвест», ОАО «Новонадеждинское», ООО «АГТ Нащекино», ООО «Молоко-Черноземья», ООО «Агро-Русь», ЗАО «Путь Ленина», ООО «АГТ Пугачевский», ЗАО им. Ле-

нина, АТГ «Хлебородное», ООО «ЭкоКорм», ООО «Талекс-Агро», более 680 предприятиями розничной торговли (486 магазинов, 111 павильон, 86 киоска, 4 магазина федеральных сетей), 1 278 субъектами малого и среднего предпринимательства.

Экономика региона оказывает важное влияние на налоговую сферу. От количества и эффективности деятельности предприятий и организаций зависит объем собираемых налоговых и неналоговых платежей, поэтому налоговое регулирование региона должно не только способствовать максимизации налоговых поступлений

в бюджеты различных уровней, но и проведению грамотного налогового менеджмента по стимулированию развития экономики [10, с. 179].

Анализ налоговых доходов Аннинского муниципального района и факторов влияния на них

Налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании деятельности предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия [9, с. 97].

С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из бюджета страны [11, с.45].

Среди всех налогов и сборов, приведенных в Налоговом кодексе есть ряд таких, которые составляют полностью или частично налоговую базу отдельно взятого сельского или городского поселения и района в целом, соотношение приведено в табл. 2 [1].

Таблица 2

Соотношение распределения местных налогов и сборов по бюджетам различных

уровней

Налоги н сборы, Бюджет муници- Бюджет город- Бюджет сельских

установленные законодательством пального района ского поселения поселен н н

Налог на доходы физических лиц 10 % / 13 % 5 % 2 %

Акцизы на нефтепродукты 10% 10% -

Налог, взимаемый в связи с приме-

нением упрощенной системы налогообложения 10% - -

Единый налог на вмененный доход 100 % - -

Единый сельскохозяйственный налог 50 % / 70 % 50 % 30 %

Государственная пошлина по видам 100 % 100 % 100 %

Земельный налог - 100 % 100 %

Налог на имущество физических лиц - 100 % 100 %

Налог на. доходы физических лиц. В соответствии с Налоговым кодексом налог на доходы физических лиц составляет 13 % от общего дохода налогоплательщика [2]. По состоянию на 2018 год налоговые доходы от уплаты НДФЛ составляют подавляющую часть — 68,3 %. Таким образом важно уде-

лять особое внимание данному налогу, как основному источнику поступления средств в бюджет муниципального образования. Анализируя статьи доходов за 2016, 2017 и 2018 года, можно сделать вывод о положительном тренде зачисления НДФЛ в бюджет Аннинского района (рис. 2) [6].

160000000 155000000 150000000 145000000 140000000 135000000 130000000

2016

2017

2018

Рис. 2. Объем уплаченного НДФЛ в бюджет Аннинского района

На объем уплаченных НДФЛ влияет несколько факторов:

1) количество трудовых ресурсов;

2) количество рабочих мест в регионе;

3) размер заработной платы;

4) легализация уплаты налогов.

При сравнении статистических показателей демографической ситуации в регионе, в Аннинском районе отчетливо наблюдается тенденция уменьшения населения (рис. 3) [8].

46 ООО 44 ООО 42 ООО 40 ООО 38 000

I I I

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Статистика численности населения Аннинского района

Ситуацию на рынке труда в Аннинском районе можно назвать благоприятной. Уровень безработицы составлял 1.4 % в 2014 году, 0,9 % в 2015 и 2017 году, 1,1 % в 2016 году и 0,8 % в 2018 году [3]. Численность экономически активного населения Аннинского района за 4 года выросла на 7 % по отношению в 2014 году и на 6 % по

отношению к 2016 году. И в 2018 году составляла 19505 человек. Таким образом 50 % населения в трудоспособном возрасте, 35 % старше и 15 % младше трудоспособного возраста. Средняя номинальная заработная плата растет не значительно, поэтому с учётом инфляции для населения она не ощутима (рис. 4).

100% 80% 60% 40% 20%

1111

0% 2014 2015 2016 2017

Среднемесячная номинальная заработная плата, рублей 18660,3 19650 2103 5,7 »2363,3

1 Средняя численность работников 7499 7443 7217 6456

Рис. 4. Соотношение количества работников н средней заработной платы

Остальную часть налоговых и неналоговых доходов бюджета Аннинского района составляют ЕНВД, ЕСХН, государственная пошлина, доходы от сдачи в аренду имущества, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы, цлатные услуги и прочие неналоговые доходы рис. 5).

Упрощенная система налогообложения находит своё отражение в доходах бюджета Аннинского района только к 2018 году, оказывая влияние на распределение поступлений от других налоговых систем

в районе (рис. 6). Сокращение применения Единого налога на вмененный налог прямо пропорционально увеличению применения Упрощенной системы налогообложения.

Год от года количество прибыльных предприятий и организаций в районе сокращается: в 2014 году экономика Аннинского района насчитывала 15 прибыльных организаций, а 2015 — 18, в 2016 — 15, а в 2017 всего 12 организаций [4], что влечет за собой сокращение налоговых доходов в бюджете Аннинского района.

платежи за негативное воздействие на окружающую среду доходы от сдачи в аренду имущества государственная пошлина

штрафы

платные услуги

прочие неналоговые доходы

Рис. 5. Статьи доходов Аннинского района в 2018 г.

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

2016

2018

2017

—УСН —ЕНВД —^ЕСХН Рис. 6. Динамика применения систем налогообложения

Заключение

Широко распространенно мнение, что налоги — это только средство накопления бюджета и источник средств, необходимый для функционирования государства. Однако такое понимание сущности налогов недостаточно и отчасти примитивно. Система налогообложения оказывает определяющее воздействие на экономику, структурируя ее и регулируя общественно-экономические связи. Важно, чтобы акцентирование внимания только на уровень воздействия налоговой системы на объем наполняемости бюджета не стало определяющим фактором в функционировании налоговой системы. Необходима разработка такой налоговой системы, которая если бы не обеспечивала развитие экономики, то хотя бы не тормозила ее развитие. Для этого необходимо понимание состояния экономики и определе-

ния ее «болевых» точек, ключевых моментов в связях и действиях хозяйствующих субъектов [12, с. 183].

Подводя итоги, определим основные направления совершенствования современной налоговой системы государства рыночной экономики. Оно должно быть ориентировано на следующие основные требования:

— налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

— налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускать двойное обложение налогоплательщиков;

— порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

— обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета, с изм. и допол. в ред. от ред. от 02.08.2019.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, с изм. и допол. в ред. от ред. от 29.09.2019.

3. Положение на рынке труда в Воронежской области по состоянию на 01.12.2018 // Департамент труда и занятости населения Воронежской области. — URL: https:// voronezhstat.gks.ru/storage/mediabank/ (дата обращения: 27.10.2019).

4. Инвестиционный паспорт Аннинского муниципального района / Департамент экономического развития Воронежской области ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», 2018. — 106 с.

5. Аннинский район // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 27.10.2019).

6. Бюджет для граждан // Официальный сайт администрации Аннинского муниципального района Воронежской области. — URL: http://www.annaraionadm.ru/ otdel-finansov/byudzhet-dlya-grazhdan/ (дата обращения: 27.10.2019).

7. Воронежская область // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 27.10.2019).

8. Оценка численности постоянного населения Воронежской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области. — URL: https://voronezhstat. gks.ru/storage/mediabank/ (дата обращения: 27.10.2019).

9. Колесников В. В. Эффективность налогового регулирования экономики региона: индикаторы оценки и методы обеспечения / В. В. Колесников, Б. Г. Преображенский // Регион: Системы, экономика, управление. — 2008. — № 1. — С. 97—103.

10. Нелезина Е. С. Анализ применения специальных налоговых режимов в Воронежской области / Е. С. Нелезина,

B. В. Сыроижко // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития : сборник. — Воронеж : Издательско-полигра-фический центр «Научная книга», 2019. —

C. 179—184.

11. Преображенский Б. Г. Налоговое регулирование как эффективный инструмент экономического развития Воронежской области / Б. Г. Преображенский, В. В. Сыроижко, В. В. Колесников, М. В. Глушкова // Регион: системы, экономика, управление. — 2018. — № 3 (42). — С. 45—53.

12. Сыроижко В. В. Анализ региональных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (на примере Воронежской области) / В. В. Сыроижко, В. В. Колесников, М. В. Глушкова // Регион: системы, экономика, управление. — 2018. — № 2 (41). — С. 183—192.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал)

Замятина О. А., магистрант

E-mail: sidorenkova96olga@gmail.com

Тел.: 8-950-765-69-00

Сыроижко В. В., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента

Е-mail: val.siroizhko2012@yand.ex.ru

Тел.: 8-910-744-36-61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.