Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕГИОНОВ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Н. З.

Сегодня регионы Российской Федерации развиваются крайне неравномерно. В обеспечении успешного развития территорий особую роль играет налогово-бюджетный механизм и его основная часть - налоговое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в регионах, муниципальных образованиях. Значимость и актуальность налогового стимулирования территорий обусловлена необходимостью решения задач устойчивого развития экономики регионов, выявления и эффективной реализации имеющегося на территориях налогового потенциала и осложняется тем, что, по данным Росстата, ¼ часть населения страны, проживающая в муниципальных образованиях и сельских поселениях, по сложившейся практике, испытывает бóльшие финансовые трудности, чем остальное население. Существующий налогово-бюджетный механизм не создает стимулы для успешного развития регионов, особенно муниципалитетов, что в конечном итоге не обеспечивает успешного развития экономики страны в целом. Изменение ситуации невозможно без создания действенного налогового механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIES DEVELOPMENT TAX INCENTIVES

Nowadays, the regions of the Russian Federation are developing extremely unevenly. The fiscal mechanism and its major part - the tax incentives for economic entities activities, operating in regions and municipalities, play a special role in the successful territories’ development provision. The importance and relevance of the territories tax incentives is due to the necessity to solve the set tasks for the regional economy sustainable development, identify and effectively implement the tax potential in the territories, and it is complicated by the fact that, according to Rosstat, ¼ of the country’s population, living in municipalities and rural settlements, according to established practice, experiencing more financial difficulties than the rest of the population. The existing fiscal mechanism does not create incentives for the successful regional development, especially municipalities, which ultimately does not ensure the country’s successful economic development as a whole. It is impossible to change the situation without creating an effective taxation mechanism.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 336.22: 332 JEL R11

Зотиков Николай Зотикович

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5631-9123 e-mail: Zotikovcontrol@yandex. ru

Nikolay Z. Zotikov

Cand. Sci. (Econ.), Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia ORCID: 0000-0001-5631-9123 e-mail: Zotikovcontrol@yandex. ru

DOI10.26425/1816-4277-2022-1-89-98

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. Сегодня регионы Российской Федерации развиваются крайне неравномерно. В обеспечении успешного развития территорий особую роль играет налогово-бюджетный механизм и его основная часть - налоговое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в регионах, муниципальных образованиях. Значимость и актуальность налогового стимулирования территорий обусловлена необходимостью решения задач устойчивого развития экономики регионов, выявления и эффективной реализации имеющегося на территориях налогового потенциала и осложняется тем, что, по данным Росстата, % часть населения страны, проживающая в муниципальных образованиях и сельских поселениях, по сложившейся практике, испытывает большие финансовые трудности, чем остальное население. Существующий налогово-бюджетный механизм не создает стимулы для успешного развития регионов, особенно муниципалитетов, что в конечном итоге не обеспечивает успешного развития экономики страны в целом. Изменение ситуации невозможно без создания действенного налогового механизма. Ключевые слова: налоговые доходы, косвенные налоги, бюджет, консолидированный бюджет регионов, валовой региональный продукт, рейтинг регионов, собственные доходы, безвозмездные поступления, межбюджетные трансферты, дефицит бюджета

Для цитирования: Зотиков Н.З. Налоговое стимулирование развития территорий//Вестник университета. 2022. № 1. С. 89-98.

TERRITORIES DEVELOPMENT TAX INCENTIVES

Abstract. Nowadays, the regions of the Russian Federation are developing extremely unevenly. The fiscal mechanism and its major part - the tax incentives for economic entities activities, operating in regions and municipalities, play a special role in the successful territories'development provision. The importance and relevance of the territories tax incentives is due to the necessity to solve the set tasks for the regional economy sustainable development, identify and effectively implement the tax potential in the territories, and it is complicated by the fact that, according to Rosstat, % of the country's population, living in municipalities and rural settlements, according to established practice, experiencing more financial difficulties than the rest of the population. The existing fiscal mechanism does not create incentives for the successful regional development, especially municipalities, which ultimately does not ensure the country's successful economic development as a whole. It is impossible to change the situation without creating an effective taxation mechanism.

Keywords: tax revenues, indirect taxes, budget, consolidated regional budget, gross regional product, regional rating, own revenues, gratuitous receipts, interbudgetary transfers, budget deficit

For citation: Zotikov N.Z. (2022) Territories development tax incentives. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 8998. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-1-89-98

Введение

Задачи, поставленные в майских указах президента Российской Федерации [1] потребуют существенного увеличения расходов консолидированных региональных бюджетов на их социально-экономическое развитие. Одним из приоритетных направлений реализации положений указа должно стать наращивание налоговых доходов регионов.

В сложившихся условиях существенно возрастает необходимость мобилизации налоговых доходов регионов через развитие и освоение их налогового потенциала. В решении этой задачи выделяются 2 аспекта: выявление резерва роста собственных налоговых доходов и стимулы территорий их использовать. «Одним

© Зотиков Н.З., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Zotikov N.Z., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

из способов участия государства в экономической жизни территории является налоговое регулирование, которое осуществляется посредством перераспределения доходов между всеми участниками налоговых отношений» [11, с. 86]. Цель исследования - изучение действующей системы налогообложения, налоговых отношений, возникающих в процессе реализации налогово-бюджетного механизма на региональном уровне, выявление роли и значения закрепленных за региональными и местными бюджетами налогов в формировании доходной базы их бюджетов.

Материалы и методы

В исследовании использованы математические и статистические методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, сравнение, табличный метод. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты в сфере налогообложения, официальная налоговая статистика на федеральном и региональном уровнях.

Основное внимание уделено изучению следующих вопросов:

- поступление налоговых доходов, администрируемых Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС РФ), в консолидированный бюджет РФ и бюджеты регионов;

- исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- исполнение региональных бюджетов субъектов РФ.

Основные результаты

В таблице 1 представлены данные Росстата по налогам.

Таблица 1

Поступления в бюджеты налогов, администрируемых ФНС России, млн руб.

В том числе

Налоги Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ Местные бюджеты

2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г.

Консолидированный бюджет РФ

Налоговые доходы 7659535 20737773 3172175 10703977 4487360 10033796 781439 1362581

а) федеральные налоги 6852257 18789914 3172175 10703977 3680082 8085937 554491 948939

- налог на прибыль 1774397 4018091 255026 1091379 1519371 2926712 19247 16241

- НДФЛ 1789631 4251920 - - 1789361 4251920 525192 907284

- косвенные налоги 1825532 6337828 1498066 5539919 327466 797909 184 2938

НДС внутр. 1328749 4268627 1328749 4268627 - - - -

Акцизы внутр. 441364 1833163 113898 1035254 327466 797909 184 2938

- плата за природные ресурсы 1440760 4142012 1408315 4057493 32445 84519 958 2814

б) региональные налоги 497500 1098615 - - 497500 1098615 28305 20050

в) местные налоги 130930 266500 - - 130930 266500 115905 214103

г) СНР 178848 582744 - - 178848 582744 82738 179489

в т.ч. УСН 112889 502140 - - 112889 502140 18580 104613

Ставропольский край (СКФО)

Налоговые доходы 51165,7 112030 13674 37172,8 37491,6 74859,2 11420 18463

а) федеральные 42071 91180,9 13674 37172,8 28396,9 54008,2 6623,9 12855

- налог на прибыль 11745,4 19976,6 858 3581 10887,4 16395,6 - -

- НДФЛ 15839,1 33996,7 - - 15839,1 33996,7 6486,9 12196

- косвенные налоги 10763 30808 9280,8 27641 1482,2 3166,9 - -

Продолжение табл. 1

Консолидированный бюджет РФ В том числе

Налоги Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ Местные бюджеты

2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г.

- плата за природные ресурсы 3468,7 5880,4 3430,7 5819,9 38,0 60,5 - -

б) региональные 4834,8 9170,4 - - 4834,8 9170,4 1124,7 -

в) местные 1870,4 5182,0 - - 1870,4 5182 1870,4 5182

г) СНР 2389,3 7496,9 - - 2389,3 7496,9 1801,1 696,5

Свердловская область (УФО)

налоговые доходы 161179 389960 42434 140866 118745 249094 29714 52191

а) федеральные 135248 341456 42434 140866 92814 200594 21660 38132

- налог на прибыль 40348,8 104444 3576,2 26342,7 36772,6 78101,8 38132 -

- НДФЛ 52934,4 113978 - - 52934,4 113978 21316 34443

- косвенные налоги 39550,1 118498 37698 112755 1851,9 5743,4 - 2871,3

- плата за природные ресурсы 1596,1 3154,9 717,1 1209,0 879,0 1945,9 - -

б) региональные 14575,7 23829,7 - - 14575,7 23829,7 - -

в) местные 5716,0 7355,6 - - 5716,0 7355,6 5716,0 7355,6

г) СНР 5639,3 17318,2 - - 5639,3 17318,2 2337,5 6702,7

Белгородская область (ЦФО)

Налоговые доходы 49193,6 115706,7 12298 32537,3 36895,4 83170,2 9100,6 18372

а) федеральные 40080,7 95485,4 12298 32537,3 27782,6 62948,1 5787,2 11393

- налог на прибыль 15408,7 31430,1 1592 3905,9 13816,7 27524,2 - -

- НДФЛ 12969,4 32760,2 - - 12969,4 32760,2 5709,3 11190

- косвенные налоги 10965,9 29188,2 10395 27950,4 570,4 1237,8 - -

- плата за природные ресурсы 581,9 1836,2 236,8 613,3 345,1 1222,9 - -

б) региональные 4909,9 10040,4 - - 4909,9 10040,4 - -

в) местные 2549,7 6100,1 - - 2549,7 6100,1 2549,7 6100,1

г) СНР 1653,4 4080,8 - - 1653,4 4080,8 762,0 879,2

Приморский край (ДФО)

Налоговые доходы 54472,3 125441 6473,6 17682,5 47998,7 107758,5 12807,8 24044

а) федеральные 45457,5 99987,3 6473,6 17682,5 38983,9 81304,7 10291 18881

- налог на прибыль 12840,5 26601,7 1341,7 5176,2 11498,8 21425,5 - -

- НДФЛ 25370,3 55318,6 - - 25370,3 55318,6 10130 18565

- косвенные налоги 6071,8 15577,1 4751,9 12083,7 1319,9 3493,4 - -

- плата за природные ресурсы 847,6 1001,1 231,2 251,1 616,4 750,0 - -

б) региональные 4356,2 14336,6 - - 4356,2 14336,6 - -

в) местные 1164,8 3548,1 - - 1164,8 3548,1 1164,8 3548,1

г) СНР 3493,5 8569,6 - - 3493,5 8568,8 1351,8 1616,1

Ростовская область (ЮФО)

Налоговые доходы 97667,1 244566 24356 81037,9 73310,9 163518,2 26515 36506

а) федеральные 78495,4 202078 24356 81037,9 54139,2 121040,1 14103 21770

Окончание табл. 1

Налоги Консолидированный бюджет РФ В том числе

Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ Местные бюджеты

2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г.

- налог на прибыль 16975,5 49506,6 1204 5127,8 15771,5 44378,8 875,3 -

- НДФЛ 32369,6 70685,6 - - 32369,6 70685,6 12975 21136

- косвенные налоги 28267,4 80047,3 22719 75125 5548,0 4922,0 - -

- плата за природные 377,4 886,4 184,1 468,3 193,3 418,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурсы

б) региональные 7663,7 18792,8 - - 7663,7 18792,8 2523 3924,2

в) местные 6407,8 7912,0 - - 6407,8 7912,0 6407,8 7912,0

г) СНР 5100,2 15773,0 - - 5100,2 15773,0 3482,0 2899,4

Источник: [18]

Из данных таблицы 1 следует, что в 2020 г. по сравнению с 2010 г.:

- доля налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, увеличилась с 41,4 % до 51,6 %;

- в консолидированном бюджете РФ доля федеральных налогов увеличилась с 89,5 % до 90,6 % при снижении доли региональных налогов с 6,5 % до 5,3 %, доли местных налогов с 1,7 % до 1,3 %, доля косвенных налогов увеличилась с 23,8 % до 30,6 %, при этом НДС занимает 72,8 % всей суммы косвенных налогов в 2010 г. и 67,3 % в 2020 г.;

- доля налога на прибыль уменьшилась с 23,2 % до 19,4 %; доля платы за природные ресурсы увеличилась с 18,8 % до 20,0 %;

- доля специального налогового режима (СНР) незначительна: 2,3-2,8 %, доля упрощенной системы налогообложения (УСН) в общей сумме СНР составляет 63,1-86,2 %;

- налоговые доходы консолидированного бюджета РФ увеличились в 2,7 раза, в том числе федеральные налоги в 2,7 раза, региональные - в 2,2 раза, местные - в 2 раза, СНР - в 3,2 раза, косвенные налоги -в 3,5 раза, в том числе внутренний НДС - в 3,2 раза.

Федеральный бюджет формируется за счет косвенных налогов (их доля увеличилась с 47,2 % до 51,7 %); платы за природные ресурсы, налога на прибыль организаций.

В налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ доля региональных и местных налогов незначительна (в 2020 г. 10,9 % и 2,6 %), велика доля федеральных налогов (более 80,0 %), в том числе НДФЛ (39,9 % - 42,4 %, налог на прибыль, акцизов. В отличие от России, где ставка подоходного налога едина по всей стране, в США органам власти на местах «разрешено самостоятельно устанавливать и регулировать ставки этого налога, направляемого в соответствующий бюджет. И если на федеральном уровне этот налог имеет прогрессивную шкалу обложения, то на уровне муниципалитетов и отдельных округов шкала подоходного налога нередко может иметь регрессивный или пропорциональный характер» [12, с. 188].

В налоговых доходах местных бюджетов доля местных налогов незначительна (14,8-15,7 %), велика доля федеральных налогов (около 70,0 %), в том числе НДФЛ - более 65,0 %.

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ увеличились в 2,7 раза, в том числе федерального бюджета в 3,4 раза, консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2,2 раза, местных бюджетов в 1,7 раза. При этом доля налогов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ, уменьшилась с 58,6 % до 48,4 %, доля налогов, поступающих в местные бюджеты из консолидированных бюджетов субъектов РФ, с 17,4 % до 13,6 %.

Решение проблем налогового регулирования инновационной деятельности позволит расширить налоговую базу региона, увеличить налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ [14].

Далее, рассмотрим бюджеты регионов, входящих в состав разных федеральных округов и занимающих различные позиции в рейтинге СЭП. Из данных таблицы следует, что в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета РФ:

- доля федеральных налогов составляет более 80 %;

- доля региональных налогов во всех регионах уменьшилась и составила менее 10 %, за исключением Приморского края (увеличение с 8,0 % до 11,4 %);

- доля местных налогов уменьшилась во всех регионах, кроме Приморского края (увеличилась с 2,1 % до 2,8 %) и Ставропольского края (увеличение с 3,6 % до 4,6 %) и составила 1,4 % -5,3 %;

- доля СНР увеличилась во всех регионах.

Доля налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, увеличилась во всех регионах, причем в размерах, превышающих темп роста налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. При этом в 2020 г. в федеральный бюджет зачислено около 1/3 собранных в регионе налогов в Ставропольском крае, менее 15 % в Свердловской, Белгородской и Ростовской областях, в Приморском крае.

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ за указанный период увеличились в регионах более 2-х раз.

В величине налоговых доходах бюджетов, зачисляемых в федеральный бюджет:

- доля косвенных налогов в Ростовской области составляет более 90 %, в Белгородской и Свердловской областях - более 80 %;

- доля налога на прибыль увеличилась в Свердловской области с 8,4 % до 18,7 %, Приморском крае -с 20,7 % до 29,3 %, в Ростовской области с 4,9 % до 6,3 %;

- доля платы за природные ресурсы уменьшилась с 25,1 % до 15,6 %, в других регионах незначительна (не более 2,0 %).

Налоговые доходы консолидированных бюджетов всех регионов увеличились в меньших размерах, чем налоговые доходы, зачисляемые в федеральный бюджет.

В налоговых доходах консолидированных бюджетов регионов:

- доля федеральных налогов составляет 73-80,5 %;

- доля региональных налогов незначительна и составляет от 9 до 13 %;

- доля местных налогов незначительна (2,9-7,3%);

- доля СНР увеличилась во всех регионах.

В налоговых доходах местных бюджетов значительна доля федеральных налогов: около 80,0 %, в том числе НДФЛ -73 % -78 %;

- незначительна доля местных налогов: в Свердловской области (14,1 %), Приморском крае (14,7%);

- доля СНР уменьшилась в Белгородской области с 8,4 % до 4,8 %, Ростовской области с 13,1 % до 7,9 %.

Сумма налоговых доходов, выделяемых из консолидированного бюджета регионов местным бюджетам,

уменьшилась по всем регионам, в том числе по Ставропольскому краю - с 30,4 % до 24,7 %, Ростовской области - с 36,2 % до 22,3 %.

Проведенным исследованием установлены источники, за счет которых формируются доходы бюджетов различных уровней, в том числе бюджеты рассматриваемых регионов (табл. 2).

Таблица 2

Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, млрд руб.

Год Доходы Собственные Безвозмездные поступления Расходы дефицит (-),

всего доходы млрд руб. % к доходам профицит (+)

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

2010 6 537,3 5 138,5 1 398,9 21,3 6 636,9 -99,6

2020 14 901,2 11 125,2 3 776,0 25,3 15 577,7 -676,6

2020 г. к 2010 г., % 227,9 216,5 269,9 118,8 234,7 6,8 раза

Местные бюджеты РФ

2015 3 497,1 999,3 980,0 28,0 3 560,3 -63,2

2020 5 049,9 1 404,5 1 754,7 34,7 5 017,1 32,8

2020 г. к 2015 г., % 144,4 140,5 179,0 123,9 140,9 -

Источники: [16; 17; 20]

Как следует из приведенных в таблице 2 данных, в 2020 г. по сравнению с 2010 г.:

- доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились в 2,28 раза, собственные доходы в 2,16 раза при увеличении безвозмездных поступлений в 2,7 раза;

- доля безвозмездных поступлений по отношению к доходам бюджетов увеличилась с 21,3 % до 25,3 % или на 18,8 %;

- расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились в 2,35 раза, то есть темпами, опережающими темп роста доходов (в 2,28 раза);

- величина дефицита в абсолютной сумме увеличилась в 6,8 раза, в процентах к доходам - с 1,5 до 4,5 (или в 3 раза).

Увеличение в 2020 г., по сравнению с 2015 г., доходов местных бюджетов РФ на 44,4 % обеспечено за счет роста налоговых доходов на 40,5 %, межбюджетных трансфертов на 79,0 %. При этом при уменьшении доли налоговых доходов с 28,6 % до 27,8 % доля межбюджетных трансфертов увеличилась с 28,0 % до 34,7 % (по отношению к налоговым доходам увеличилась с 98,1 % до 124,9 % или на 27,3 %, то есть на каждый рубль налоговых доходов в 2020 г. приходится 1 руб. 25 коп. межбюджетных трансфертов).

«Отсутствие налоговой автономии, возросшее количество расходных обязательств при ограниченном перечне доходных источников негативно сказываются на устойчивости местных бюджетов, усиливая их зависимость от межбюджетных трансфертов из бюджетов вышестоящего уровня» [10, с. 19]. Кроме того, местным бюджетам РФ выделялись субвенции.

Налоговые меры поддержки экономически неблагополучных регионов используются во многих странах. «В США такие меры предусмотрены в рамках подпрограммы «Зона возможностей», целью которой является стимулирование инвестиций в малый бизнес, недвижимость, проекты местной инфраструктуры» [13, с. 161].

Далее, рассмотрим состав бюджетов регионов по источникам доходов.

Таблица 3

Исполнение областных (краевых) бюджетов за 2010 и 2020 г., млрд руб.

Регион

Показатели Годы Ставрополь- Свердлов- Белгород- Приморский Ростовская

ский край ская область ская область край область

Доходы (всего) 2010 58,1 120,7 50,6 78,1 123,2

2020 139,8 286,4 111,4 144,8 214,0

% 240,6 237,3 220,2 185,4 173,7

Налоговые и неналоговые доходы 2010 2020 % 32,7 66,5 203,4 103,7 218,3 210,5 31,6 76,2 241,1 38,1 91,0 238,8 84,7 142,1 167,8

2010 56,3 85,9 62,4 48,8 68,7

то же, в %-ах от дохода 2020 47,6 76,2 68,4 62,8 66,4

% 84,5 88,7 109,6 128,7 96,6

2010 25,4 17,0 19,0 40,0 38,5

Безвозмездные поступления 2020 73,3 68,1 35,2 53,8 71,9

% 288,6 400,6 185,3 134,5 186,8

то же, в %-ах от дохода 2010 2020 43,7 52,4 14,1 23,8 37.5 31.6 51,2 37,1 31,2 33,6

2010 56,6 117,4 51,9 89,7 125,4

Расходы 2020 140,3 315,7 111,3 160,5 219,7

% 247,9 268,9 214,5 178,9 175,2

Дефицит (-), профицит (+) 2010 2020 +1,5 -0,5 +3,3 -29,3 -1,3 +0,1 -11,6 -15,7 -2,2 -5,7

Окончание табл. 3

Области, края

Показатели Годы Ставрополь- Свердлов- Белгород- Приморский Ростовская

ский край ская область ская область край область

2010 2,6 2,7 2,6 14,8 1,8

то же, в %-ах от дохода

2020 0,9 10,2 0,2 10,8 2,7

Валовой региональынй про- 2010 118,9 243,2 260,0 240,2 154,1

дукт (ВРП) на душу населе- 2019 295,4 586,4 617,4 561,6 389,9

ния, т. р. % 248,4 241,1 237,5 233,8 253,0

2010 32 8 16 36 19

Место в рейтинге

2020 37 7 15 30 14

Источники: [2-9; 15; 19; 21; 22]

В 2020 г. по сравнению с 2010 г.:

- доходы бюджетов увеличились во всех регионах, в том числе в Приморском крае на 85,4 %, Ростовской области на 73,7 %, в остальных регионах более 2-х раз;

- налоговые и неналоговые доходы увеличились во всех регионах, в том числе в Ростовской области на 67,8 %, в остальных регионах в 2 раза и более;

- доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась в Белгородской области (9,6 %), Приморском крае (29,7 %); более чем на 10 % снизилась в Ставропольском крае, Свердловской области;

- величина безвозмездных поступлений увеличилась во всех регионах, в том числе в Свердловской области в 4 раза, в Ставропольском крае в 2,9 раза, в остальных регионах около 2-х раз;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доля безвозмездных поступлений снизилась в 3-х регионах: в том числе в Приморском крае на 27,5 %, увеличилась в Свердловской области на 68,8 %;

- расходы бюджетов увеличились во всех регионах, в 2-х регионах темпы роста расходов уступают темпам роста доходов: в Белгородской области, Приморском крае;

- количество регионов с дефицитом бюджета увеличилось с 3-х до 4-х регионов, в 2020 г. стал дефицитным бюджет Свердловской области (-29,3 %).

В 2019 г. по сравнению с 2010 г. валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения увеличился во всех регионах более 2-х раз; показатель ниже среднероссийского уровня имели в 2010 г. (263,8 тыс. руб.), в 2019 г. (646,1 тыс. руб.) все 5 регионов. Валовой региональный продукт на душу населения в Ростовской области составляет 58,4 % среднероссийского уровня в 2010 г. и 60,3 % в 2019 г.

В 2020 г. по сравнению с 2010 г. позиции в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ, проводимом ежегодно рейтинговым агентством «РИА рейтинг», улучшились в 4 регионах, регионы переместились: Свердловская область - с 8 на 7 место, Белгородская область - с 16 на 15 место, Приморский край - с 36 на 30 место, Ростовская область - с 19 на 14 место, ухудшились позиции Ставропольского края (с 32 на 37 место).

Обсуждение результатов

Из проведенного исследования вытекают следующие выводы:

- в консолидированном бюджете РФ доля федеральных налогов увеличилась до 90 % при незначительности региональных, местных налогов и СНР;

- в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ незначительна доля региональных налогов (не более 10 %), местных налогов (не более 3 %), доля федеральных налогов составляет более 80 %;

- в налоговых доходах местных бюджетов доля местных налогов незначительна, доля федеральных налогов составляет более 70 %;

- доходы федерального бюджета увеличились темпами, опережающими темп роста региональных и местных налогов;

- доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились в 2,3 раза при увеличении безвозмездных поступлений в 2,7 раза, расходов в 2,35 раза, дефицита в 3 раза;

- в доходах местных бюджетов межбюджетные трансферты увеличились на 79,0 %;

- во всех 5 рассмотренных регионах величина ВРП на душу населения как в 2010 г., так и в 2019 г. ниже среднероссийского уровня.

Сравнение данных таблицы 1, отражающей величину зачисляемых в федеральный бюджет налогов, собираемых в регионе, показывает, что межбюджетные трансферты регионам выделяются крайне неравномерно. Так, по Свердловской области зачислено в федеральный бюджет налогов в сумме 42,4 млрд руб. в 2010 г. и 140,9 млрд руб. в 2020 г., межбюджетные трансферты выделены соответственно 17,0 и 68,1 млрд руб.; по Ставропольскому краю зачислено в федеральный бюджет 13,7 млрд руб. в 2010 г. и 37,2 млрд руб. в 2020 г., межбюджетные трансферты выделены соответственно 25,4 и 73,3 млрд руб. (то есть в суммах, намного превышающих суммы налогов, зачисляемых в федеральный бюджет из данного региона).

Без перераспределения налоговых доходов в пользу региональных и местных бюджетов их финансовая зависимость от федерального центра не уменьшится.

Регионы могут увеличить налоговый потенциал за счет:

- отмены неэффективных льгот;

- легализации «теневого» бизнеса;

- введения расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества;

- увеличения величины дохода для расчета стоимости патента (с введением возможности с 2021 г. уменьшения стоимости патента на СВ).

Заключение

Многие регионы не приняли закон об инвестиционном налоговом вычете (ст. 286.1 Налогового кодекса), в связи с чем организации могут уменьшить налог на прибыль при приобретении ОС. Однако это уменьшит поступления налога на прибыль в бюджет.

Расчеты показывают, что без перераспределения налоговых доходов финансовые проблемы территорий не разрешатся. В 2020 г. доходы консолидированного бюджета составили 20 737,8 млрд руб., в том числе федеральный бюджет - 10 704,0 млрд руб. (51,6 %), из которых 3 776,0 млрд руб. выделены регионам в виде межбюджетных поступлений (35,3 %), в том числе местным бюджетам 1 754,7 млрд руб. Речь идет о замене межбюджетных трансфертов перераспределением ставок федеральных налогов в пользу регионального и местных бюджетов, в частности НДС и налога на прибыль, что повысит их заинтересованность в увеличении своего налогового потенциала.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 23.11.2021).

2. Закон Ставропольского края от 07.07.2011 № 55-КЗ «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2010 год» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/27124032/ (дата обращения: 25.11.2021).

3. Закон Ставропольского края от 07.06.2021 № 58-КЗ «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2020 год» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/stav_ real/1469050/ (дата обращения: 25.11.2021).

4. Закон Свердловской области от 24.06.2011 № 58-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/35178346/134df926347d 321d8dc82c9551519f33/ (дата обращения: 25.11.2021).

5. Закон Свердловской области от 02.07.2021 № 55-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/6600202107090001?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 25.11.2021).

6. Закон Белгородской области от 12.07.2011 № 54 «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/26340028/ (дата обращения: 24.11.2021).

7. Закон Белгородской области от 29.06.2021 № 82 «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/3100202107010002 (дата обращения: 24.11.2021).

8. Закон Приморского края от 07.07.2011 № 783-K3 «Об исполнении краевого бюджета за 2010 год» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/30150960/3d3a9e2eb4f30c73e a6671464e2a54b5/ (дата обращения: 24.11.2021).

9. Закон Приморского края от 06.07.2021 № 1085-КЗ «Об исполнении краевого бюджета за 2020 год» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2500202107080001 (дата обращения: 24.11.2021).

10. Волохина, В. А., Малышев, В. В. К вопросу регулирования межбюджетных отношений в современных условиях // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 8 (183). - С. 15-22.

11. Дедкова, Е. Г., Ковалев, Р. С. Развитие системы налогового стимулирования для повышения инвестиционно-инновационной привлекательности территории // Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Управление в условиях экономического кризиса: стратегия противодействия угрозам и перспективы устойчивого развития», Орел, 22-23 октября 2020 г. - Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2020. - С. 85-90.

12. Корень, А. В., Татуйко, А. В. Зарубежный опыт реализации налоговой политики по стимулированию экономического роста // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5, № 4 (17). - С. 187-191.

13. Тищенко, Т. В. Международный опыт налогово-бюджетной поддержки депрессивных территорий // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. - № 5. - С. 151-166. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10063

14. Чужмарова, С. И., Чужмарова, А. А. Налоговое регулирование и инновационное развитие региона // Экономика и управление: теория и практика. - 2018. - Т. 4, № 3. - С. 65-74.

15. Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам РФ в 1998-2019 гг. // Электронный фонд правовой и научно-технической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=16364 90954&tld=m&lang=m&name=dusha98-19.xlsx&text=%D0%92%D0%A0%D0°/o9 (дата обращения: 25.11.2021).

16. Данные об исполнении местных бюджетов в РФ на 01.01.2017 // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dannye_ob_ispolnenii_ mestnykh_budzhetov_RF_-_01.01.2017.pdf (дата обращения 20.11.2021).

17. Данные об исполнении местных бюджетов в РФ на 01.01.2021 // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132501-dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_ byudzhetov_v_rossiiskoi_federatsii_na_01.01.2021 (дата обращения: 20.11.2021).

18. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 20.11.2021).

19. Информация об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области за 2010 год // Официальный портал правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.donland.ru/?pageid=96064 (дата обращения: 25.11.2021).

20. Краткая информация об исполнении бюджетов субъектов РФ // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/subbud/execute/?id_57=90142yezhekvartalna ya_informatsiya_ob_ispolnenii_byudzhetov (дата обращения: 20.11.2021).

21. Об отчете об исполнении областного бюджета за 2020 год // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/bill/172/ (дата обращения: 25.11.2021).

22. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2020 г. // РИА РЕЙТИНГ Россия Сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riarating.ru/regions/20210531/630201367.html (дата обращения: 26.11.2021).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated on May 7, 2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (accessed 23.11.2021).

2. Law of the Stavropol Territory dated on July 7, 2011 No. 55-KZ "On the Execution of the Budget of the Stavropol Territory for 2010", Legal and information portal "Garant". Available at: https://base.garant.ru/27124032/ (accessed 25.11.2021).

3. Law of the Stavropol Territory dated on June 7, 2021 No. 58-KZ "On the Execution of the Budget of the Stavropol Territory for 2020", Legal and information portal "Garant". Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/stav_real/1469050/ (accessed 25.11.2021).

BecmuuK yuueepcumema № 1, 2022

4. Law of the Sverdlovsk region dated on June 24, 2011 No. 58-OZ "On the Execution of the Regional Budget for 2010", Legal and information portal "Garant". Available at: https://base .garant.ru/35178346/134df926347d321d8dc82c9551519f33/ (accessed 25.11.2021).

5. Law of the Sverdlovsk region dated on July 2, 2021 No. 55-OZ "On the Execution of the Regional Budget for 2020", Official Internet Portal of Legal Information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600202107090001?index=1&rangeSize=1 (accessed 25.11.2021).

6. Law of the Belgorod region dated on July 12, 2011 No. 54 "On the Execution of the Regional Budget for 2010", Legal and information portal "Garant". Available at: https://base.garant.ru/26340028/ (accessed 24.11.2021).

7. Law of the Belgorod region dated on June 29, 2021 No. 82 "On the Execution of the Regional Budget for 2020", Official Internet Portal of Legal Information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3100202107010002 (accessed 24.11.2021).

8. Law of Primorsky Krai dated on July 7, 2011 No. 783-KZ "On the Execution of the Regional Budget for 2010", Legal and information portal "Garant". Available at: https://base .garant.ru/30150960/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5 / (accessed 24.11.2021).

9. Law of Primorsky Krai dated on July 6, 2021 No. 1085-KZ "On the Execution of the Regional Budget for 2020", Official Internet Portal of Legal Information. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2500202107080001 (accessed 24.11.2021).

10. Volohina V. A., Malyshev V V To the question of regulation of interbudgetary relations in modern conditions, Vestnik Orenburg-skogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, № 8 (183), pp. 15-22. (In Russian).

11. Dedkova E. G., Kovalev R. S. Development of a tax incentives system to increase the investment and innovative attraction of the territory, Proceedings of the XVI International Scientific and Practical Conference "Management in conditions of economic crisis: Strategy of countering threats and prospects for sustainable development", Orel, October 22-23, 2020, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, 2020, pp. 85-90. (In Russian).

12. Koren A. V., Tatuyko A. V. Foreign experience implementation of tax policy to stimulate economic growth, Azimut of scientific researches: economics and administration, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 187-191. (In Russian).

13. Tishchenko T. V. International experience of fiscal support for depressed areas, Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk, 2020, no. 5, pp. 151-166. (In Russian). https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10063

14. Chuzhmarova S. I., Chuzhmarova A. A. Tax regulation of the region innovation development, Economy and management: theory and practice, 2018, vol. 4, no. 3, pp. 65-74. (In Russian).

15. Gross Regional Product per capita by Subjects of the Russian Federation in 1998-2019, Electronic Fund of Legal andRegulato-ry-Technical Information. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1636490954&tld=ru&lang=ru&name=dusha98-19. xlsx&text=%D0%92%D0%A0%D0%9 (accessed 25.11.2021).

16. Data on the Execution of Local Budgets in the Russian Federation as of July 1, 2017, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfingov.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_budzhe-tov_RF_-_01.01.2017.pdf (accessed 20.11.2021).

17. Data on the Execution of Local Budgets in the Russian Federation as of January 1, 2021, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132501-dannye_ob_ispolnenii_mestnykh_byudzhetov_v_ros-siiskoi_federatsii_na_01.01.2021(accessed 20.11.2021).

18. Data on Statistical Tax Reporting Forms, Federal Tax Service of Russia. Available at: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_ac-tivities/statistics_and_analytics/forms / (accessed 20.11.2021).

19. Information on the execution of the consolidated budget of the Rostov region for 2010, Official portal Governments of the Rostov region. Available at: http://old.donland.ru/?pageid=96064 (accessed 25.11.2021).

20. Summary of the Execution of Budgets of the Subjects of the Russian Federation, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/subbud/execute/?id_57=90142yezhekvartalnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_ byudzhetov_ (accessed 20.11.2021).

21. On the Report on the Execution of the Regional Budget for 2020, Official portal Governments of the Rostov region. Available at: https://www.donland.ru/bill/172/ (accessed 25.11.2021).

22. Rating of the Socio-Economic Situation of the Regions on the Results of 2020, RIA RATING Rossiya Segodnya. Available at: https://riarating.ru/regions/20210531/630201367.html (accessed 26.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.