НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
© Козлова А.А.*
Саратовский государственный социально-экономический университет,
г. Саратов
В статье рассматриваются вопросы по формированию эффективной политики стимулирования частных инвестиций в сферу культуры. Анализируется зарубежный опыт косвенного финансирования культуры посредством предоставления налоговых льгот и преференций. Приводится классификация налоговых льгот в сфере культуры в России, разработаны предложения по совершенствованию законодательства о благотворительной деятельности и введению налоговых вычетов для благотворителей - юридических лиц.
Ключевые слова налоговое стимулирование, налоговые льготы и преференции, сфера культуры.
В условиях снижения государственных расходов на культуру и искусство вопрос о формировании эффективной политики по стимулированию частных инвестиций в данную сферу приобретает особую актуальность. Значимость подобных мер отмечена в «Основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года и планах действий по их реализации», где подчеркивается необходимость «стимулирования увеличения доли частного финансирования этой сферы, в том числе использование механизмов государственно-частного партнерства, развития меценатства и благотворительности» [3].
Налоговое регулирование (стимулирование), по определению П.В. Аки-нина и Е.Ю. Жидковой, представляет собой систему экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов, основной задачей которого является создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала [1, с. 76]. Иными словами, налоговое стимулирование деятельности в области культуры - это форма косвенной государственной поддержки частных инвестиций в культуру путем предоставления и реализации на практике различных инструментов налоговой политики: налоговых льгот и преференций, ставок, налоговых вычетов и кредитов, финансовых санкций.
Предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот конкретным отраслям и культуре, в частности, влияет на уровень со-
* Аспирант кафедры Финансов.
вокупного спроса, соотношение между издержками производства и ценой продукции (работ, услуг), принятие решений об инвестировании свободных денежных средств, тем самым содействуя сохранению и развитию культурного пространства страны. Вместе с тем, налоговые льготы и прочие стимулирующие налоговые инструменты справедливо рассматривать как выпадающие доходы бюджетной системы РФ, которые бюджет недополучает в результате снижения налоговых ставок, применения налоговых освобождений и других мер.
Таблица 1
Классификация налоговых льгот и преференций в сфере культуры в РФ [2]
Вид налога Характеристика налоговых льгот и налоговых преференций
Прямые НДС Пониженная ставка НДС (10 %) при реализации периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; Освобождаются от налогообложения: выполнение работ (услуг) казенными, бюджетными, автономными учреждениями в рамках гос. задания; работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, в т.ч. ремонт-но-реставрационные работы; определенные услуги, оказываемые организациями культуры; работы (услуги) по производству кинопродукции; реализация изделий народных художественных промыслов; ввоз на территорию РФ культурных ценностей, приобретенных / полученных в дар государственными (муниц.) учреждениями культуры, архивами.
НДФЛ Освобождаются от налогообложения: гранты (безвозмездная помощь), предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ; премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации. Профессиональные налоговые вычеты за создание, исполнение или иное использование произведений литературы и искусства.
Налог на прибыль организаций Не учитываются доходы, полученные в рамках целевого финансирования; в виде лимитов бюджетных обязательств (ассигнований); в виде грантов.
Налог на имущество Не признаются объектом налогообложения: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ федерального значения.
Земельный налог Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Госпошлина Освобождаются от уплаты: государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей, авторы культурных ценностей за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей.
Косвенные Налоговые вычеты для физ. лиц Социальные налоговые вычеты в сумме доходов (но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде), перечисляемых в виде пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, образования, здравоохранения и др., некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала.
В настоящее время в России предусмотрен ряд налоговых льгот и преференций преимущественно для культурных организаций и деятелей куль-
туры и искусств (табл. 1). Они направлены, прежде всего, на облегчение налогового бремени в сфере культуры, но не способствуют решению проблемы по привлечению дополнительных инвестиций на проведение комплексной модернизации сети учреждений культуры, обновление материально-технической базы, совершенствование реализации творческих проектов. Применение косвенных форм налогового стимулирования инвестиций в культуру со стороны бизнес-структур и частных лиц скажется на сокращении доходов бюджета, однако, при оценке эффективности налоговых льгот благотворителям, важно учитывать создание благоприятного инвестиционного климата, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ. Кроме того, роль культуры, искусства и СМИ в формировании человеческого капитала значительна, а, следовательно, высок ресурсный потенциал данной сферы, который наряду с образованием и наукой вносит весомый вклад в модернизацию производства, повышение уровня ВВП и благосостояния граждан, что, в свою очередь, благоприятно отражается на увеличении налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Таблица 2
Налоговые стимулы негосударственного финансирования культуры в странах Европы
Страна Ставка НДС Льготы на пожертвования компаний Льготы на пожертвования физ. лиц
Италия 4 % - книги, газеты; 10 % - кино, театр, опера, танцы, концерты, музеи и выставки Пожертвования, предназначенные для учреждений культуры из списка Министерства наследия, подлежат налоговому вычету из налогооблагаемой прибыли (не более 52 млн. евро); Спонсорские расходы полностью вычитаются из доходов компании; Налоговый вычет (19 %) из подоходного налога с физ. лиц за финансовую помощь, оказываемую учреждениям культуры; «Процентная» филантропия (0,5 % от суммы налога в пользу социально-культурных учреждений);
Налоговые вычеты для пожертвований на культурные цели могут составлять до 10 % от общей суммы доходов, не превышающих 70 000 евро в год для физ. лиц и компаний; Культурные ценности как завещанное имущество не облагаются налогом.
Германия 7 % - книги; освобождаются от НДС - обществ. культурная и некоммерческая деятельность при определенных условиях Налоговые стимулы для создания и пожертвований в фонды; Повышена норма прибыли от добровольческой деятельности, освобождаемая от налогов. Налог на завещанное имущество - произведения искусства -может быть снижен до 60 %; Пожертвования освобождаются от уплаты подоходного налога в пределах 20 %.
Великобритания 0 % - книги; освобождаются от НДС -билеты в театры, музеи, памятники культурного наследия и др. Налоговая поддержка кинопроизводства (100 %-й налоговый вычет для опред. категории фильмов); Венчурная филантропия. Схема «Payroll Giving»: пожертвования на благотворительность вычитаются до налогообложения; Схема «acceptance in lieu»: освобождает от уплаты ряда налогов взамен передачи учреждениям культуры своего имущества -произведений искусства.
Источник: составлено автором по данным исследования «Encouraging private investment in the cultural sector» [4].
В развитых странах широко применяются различные системы и механизмы стимулирования частных инвестиций в культуру в разных политических, экономических и культурных условиях. Для настоящего исследования отметим лучшие практики применения стимулирующих мер, позволяющих расширить каналы финансирования культуры и привлечь для ее дальнейшего развития негосударственные средства (табл. 2), выделим возможные направления преемственности некоторых налоговых механизмов в российских условиях.
Анализ зарубежного опыта предоставления льгот в сфере культуры позволяет выделить три основные группы налоговых стимулов:
1. Пониженная ставка НДС на некоторые товары и услуги культурного назначения.
Снижение НДС - наиболее широко применяемая и эффективная форма влияния на культурное потребление. Например, в Швеции в 2002 г. ставка НДС на книги была снижена с 25 % до 6 %. В результате данных преобразований, по оценкам экспертов, правительство недополучило 600 млн. шведских крон налоговых поступлений. Однако снижение ставки НДС привело к увеличению объема продаж книжной продукции в 2003 г. на 16 % вследствие снижения цен, стимулирования читательской аудитории, повышения качества и разнообразия содержания книг. Данный эффект оказался стойким и в 2005 г. достиг своего максимума. Более того, увеличился товарооборот маленьких книжных магазинов в отдаленных районах страны, ранее остро нуждавшихся в государственных субсидиях (в 2002 г. было выделено 10 млн. шведских крон). В новых условиях необходимость предоставления государственных субсидий на эти цели отпала, и субсидии были отменены [4, с. 42].
2. Налоговые льготы для организаций и деятелей культуры и искусства.
3. Налоговые стимулы для благотворителей - физических и юридических лиц.
Финансирование сферы культуры и искусства через налоговое законодательство, создающее благоприятную среду для инвестиционной активности частного сектора, в последнее время набирает все большие обороты: страны с традиционно прямым государственным финансированием культуры обращаются к косвенным механизмам финансирования и осознают необходимость формирования стратегического партнерства между государственным и частным секторами для финансирования культурных проектов и учреждений.
В Австрии действует закон о спонсорстве, согласно которому спонсорские расходы трактуются как издержки компании, которые не подлежат налогообложению, при этом они должны быть весьма солидными и компания-филантроп должна точно соблюдать существующие требования. В Болгарии также предоставляются налоговые вычеты резидентам и нерезидентам -
физическим и юридическим лицам - в размере до 10 % от налогооблагаемого дохода для целей сохранения и восстановления историко-культурных памятников. В Нидерландах инвестиции в творческие и культурные проекты, которые приносят прибыль до 54,233 тыс. евро, освобождаются от сборов на возврат капитала [4, с. 43].
В Великобритании в связи с сокращением государственного и местных бюджетов на сферу культуры и искусства правительство изучает новые способы поощрения участия частного сектора в финансировании учреждений культуры. По данным агентства Arts & Business доля частного финансирования культуры в общей сумме доходов в 2011/12 годах увеличилась и составила 21,9 % (660,5 млн. фунтов стерлингов), из которых 372,9 млн. фунтов стерлингов были получены от частных лиц, 173,8 млн. фунтов стерлингов - от трастов и фондов и 113,8 5 млн. фунтов стерлингов - инвестиции компаний [5].
Рис. 1. Реформирование системы налоговых льгот в сфере культуры в РФ
Опираясь на положительный опыт европейских стран в области применения налоговых льгот и преференций в сфере культуры и искусства, считаем необходимым проведение следующих мер по поддержке инвестиций и пожертвований в сферу культуры и искусства (рис. 1):
- Совершенствование законодательства в части налогового стимулирования благотворительной деятельности в сферу культуры, принятие закона «О меценатстве», а также внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ и др. законы;
- Предоставление юридическим лицам, осуществляющим добровольные пожертвования некоммерческим учреждениям культуры, благотворительным фондам, а также на цели реализации государственных (муниципальных) долгосрочных целевых программ в сфере куль-
туры, налоговых вычетов из налогооблагаемой прибыли в сумме фактически произведенных расходов, но не более 5 % общей суммы доходов.
Таким образом, совершенствование бюджетно-налогового механизма РФ посредством оперативного регулирования налоговых стимулирующих инструментов в сфере культуры при оптимальном сценарии позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе рассматривать налоговые льготы и преференции не только как выпадающие доходы, но и как альтернативу государственным расходам на культуру при поступлении достаточного для сохранения и развития культурного достояния объема частных инвестиций.
Список литературы:
1. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008.
2. Налоговый Кодекс РФ (ред. от 23.07.13) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/dokumenty/ 581/deta-il.php?ID=61208&t=sb.
4. Encouraging private investment in the cultural sector: Study. Brussels, European Parliament, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.euro-parl.europa.eu/studies.
5. http://artsandbusiness.bitc.org.uk/research/latest-private-investment-culture-survey-201112.
ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ВВЕДЕНИЕ ПАТЕНТА ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН
© Лисицын К.Н.*
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, г. Саратов
В работе приводится краткий анализ проблем формирования налоговых доходов местных бюджетов, а также рассматриваются правовые основы их формирования на примере консолидированного бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области. Как одной из мер, направленных на увеличение налогового потенциала муниципальных образований за счет увеличения числа лиц, занятых предпринимательской деятельностью, предлагается введение патента для самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с установлением обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
* Магистрант.