НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
1 л -J
Егоров Д.В. , Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Ивлев О.Ю.4, Метельницкая Т.А.5, Пыхтина М.Г.6
1 Егоров Дмитрий Васильевич - студент, кафедра конституционного, административного и финансового права, юридический институт;
2Володченко Виктория Сергеевна - студент;
3Ланцова Дарья Сергеевна - студент; 4Ивлев Олег Юрьевич - студент;
5Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент; 6Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии,
предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье анализируется налоговое стимулирование в предпринимательской деятельности. Также в ней рассматриваются требования из Налогового кодекса РФ.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, Налоговый кодекс РФ, налогообложение, ставка НДС, льготы.
Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько налоговых режимов, под действие которых подпадают налогоплательщики - предпринимательские организации: общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения. Общий режим налогообложения закреплен Налоговым кодексом РФ и предусматривает уплату всех действующих на территории страны налогов и сборов. При использовании специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог) производится уплата единого налога, исчисляемого по определенным правилам за налоговый период по результатам
хозяйственной деятельности. При этом уплата единого налога предоставляет освобождение от обязанности налогоплательщика таких налогов, как НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, уплачиваемых в рамках общего режима.
В связи с освобождением от исполнения налоговых обязанностей по НДС для организаций - плательщиков единого налога существует риск прекращения сотрудничества с покупателями - плательщиками НДС, поскольку у контрагентов в результате сделок значительно возрастают суммы НДС, которые подлежат перечислению в бюджет.
Таким образом, при переходе на специальные режимы налогообложения индивидуальным предпринимателям и организациям необходимо оценить целесообразность освобождения от уплаты НДС. Получив освобождение, организации и индивидуальные предприниматели, как правило, реализуют свою продукцию по прежним ценам, не уменьшая их на сумму НДС. Покупателям становится невыгодно приобретать продукцию у данных производителей , поскольку они не смогут уменьшить свои затраты на сумму входящего НДС, т.е. осуществить процедуру оптимизации налогообложения в отношении налога на добавленную стоимость.
Механизм построения эффективной налоговой политики также должен предусматривать поэтапное снижение НДС на добавленную стоимость до уровня 13-15%, что является необходимым условием для стимулирования процесса развития предпринимательства и увеличения темпов экономического роста. Цель такого снижения - смягчение налогового бремени для отечественных
предпринимательских структур, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Данная мера приобретает особую актуальность в условиях экономического кризиса. При этом следует учитывать, что любое снижение налогов возможно только в случае наличия долгосрочной сбалансированности бюджетной системы [1].
В среднесрочной перспективе, после снижения ставки НДС, цены на продукцию (товары, услуги) останутся на прежнем уровне. Это принесет дополнительные финансовые ресурсы предприятиям с высокой добавленной стоимостью. При этом направление части сэкономленных на уплате НДС денежных средств на повышение оплаты труда на предприятиях будет способствовать ускорению роста доходов населения и потребительского спроса.
Применение единой ставки позволит увеличить поступления НДС в федеральный бюджет и значительно уменьшить затраты на администрирование налога. При увеличении количества ставок налога на добавленную стоимость издержки администрирования налога возрастают в значительной степени. Единая ставка налогообложения НДС также предпочтительнее с точки зрения налогового администрирования, так как увеличение числа налоговых ставок создает возможности для уклонения от уплаты налога и приводит к росту вероятности совершения ошибок.
Следует отметить, что российская налоговая политика с каждым годом становится более целостной, комфортной для предпринимательства и постепенно приближается к западным стандартам. Одновременно в ходе совершенствования механизма построения налоговой политики необходимо постоянно оптимизировать процесс налогообложения с учетом внешних и внутренних факторов.
В целом такой механизм должен способствовать динамичному развитию предпринимательской деятельности, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе и дальнейшего инновационно-экономического развития страны. При этом налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики государства.
В то же время налоги являются главным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.
В современных условиях под эффективной налоговой политикой понимается деятельность органов
государственной власти и государственного управления, осуществляемая в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития.
Из этого следует, что налоговая политика характеризуется не только деятельностью по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т.д.), но и участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством и администрированием.
Основными критериями эффективной налоговой политики и, как следствие, системы налогообложения в современных условиях являются: [2]
• обеспечение развития предпринимательства;
• соответствие структурной политике государства в экономической сфере;
• экономически обоснованный уровень налогообложения;
• сбалансированность и экономическая оправданность затрат на взимание налогов;
• нацеленность на справедливое распределение доходов налогоплательщиков;
• исключение двойного налогообложения и т.д.
Список литературы
1. Абдулгалимов А.М. Методологические аспекты реализации стимулирующего потенциала налоговых отношений / А.М. Абдулгалимов, Б.Х. Алиев // Налоги, 2008. № 5. С. 5.
2. Алиев Б.Х. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева, Р.А. Кадиева // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2012. № 6. С. 13-24.