Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики'

Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1680
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М.В.

Нестабильность экономической среды негативно влияет на развитие предпринимательства. В этих условиях требуется стимулирование развития предпринимательской деятельности на основе модернизации налоговой политики государства. В статье выявлены приоритетные направления современной налоговой политики. Разработан комплекс мер по формированию налоговой политики направленной на развитие предпринимательской деятельности, а также алгоритм оценки эффективности воздействия налоговой политики на развитие предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беспалов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики»

Налоговая политика

развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики

Нестабильность экономической среды негативно влияет на развитие предпринимательства. В этих условиях требуется стимулирование развития предпринимательской деятельности на основе модернизации налоговой политики государства. В статье выявлены приоритетные направления современной налоговой политики. Разработан комплекс мер по формированию налоговой политики, направленной на развитие предпринимательской деятельности, а также алгоритм оценки эффективности воздействия налоговой политики на развитие предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, налоговая политика, экономический кризис.

Развивающийся экономический кризис, резко повысивший степень нестабильности рыночной среды, обострил проблему развития российского предпринимательства. Обесценивание рубля, падение производства (в I кв. 2009 г. индекс промышленного производства сократился на 14,3 %), нарушение контрактных обязательств существенно осложняют возможность эффективно развиваться предпринимательским структурам. При этом обеспечение динамичного инновационно ориентированного развития отечественного предпринимательства является одной из наиболее актуальных задач в процессе формирования конкурентоспособной экономики. Решение этой задачи тесно связано с проблемами трансформации всего национального хозяйства, включая реструктуризацию промышленного комп-

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

анализа и аудита E-mail: rypy@list.ru Тамбовский государственный университет

им. Г. Р. Державина

лекса, укрепление позиций товаропроизводителей и развитие различных направлений предпринимательства. В условиях финансово-экономического кризиса данные задачи приобретают особое значение, так как от их решения зависит будущее место российского предпринимательского сообщества в глобальном экономическом пространстве.

Предпринимательство, выполняя важнейшие социально-экономические функции, формирует конкурентную среду, насыщает товарные рынки, поддерживает инновационную активность, смягчает социальные неравенства, формирует средний класс и новое отношение к труду и собственности. Поэтому сохранение и развитие отечественного предпринимательства является актуальной и важной задачей руководства страны.

Таким образом, предпринимательство в качестве инициативной инновационной деятельности, направленной на поиск нестереотипных подходов к постановке задач и их решению, играет ключевую роль в обеспечении эффективности современного воспроизводственного процесса. При этом предпринимательская деятельность сопряжена с многочисленными рисками, масштабы и величина которых в условиях кризиса резко возрастают.

Возросшая степень нестабильности хозяйственных связей требует модернизации системы государственного регулирования взаимосвязей экономических субъектов, в том числе модерниза-

ции налоговой политики как одного из основных механизмов управления предпринимательской деятельностью. При этом в условиях кризиса в целом возрастают роль и влияние государства на экономику, как в национальном, так и в международном масштабе.

Также следует отметить, что в условиях нестабильности экономической среды существенно увеличивается уязвимость предпринимательских структур. Недостаток устойчивости в кризисных ситуациях, нередко подталкивает предпринимателя к прекращению предпринимательской деятельности. Политика же государства, в том числе и в области налогообложения, в отношении развития предпринимательства остается противоречивой. Несмотря на то, что российское руководство за последний период приняло ряд специальных постановлений о поддержке предпринимательства, о приоритетах его развития, о снижении налогового бремени, многие проблемы предпринимательства остаются нерешенными.

Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности требует модернизации налоговых, таможенных, финансово-кредитных и других регуляторов экономической среды государства, а также качественной рационализации форм и методов работы самих предприятий и организаций, оптимизации внутрикорпоративных и межфирменных условий ведения бизнеса.

На практике чаще всего предпринимательские структуры прекращают свою деятельность вследствие нестабильной экономической среды и по причине некомпетентного управления. Поэтому основными направлениями комплексного подхода по обеспечению устойчивого развития предпринимательства является комбинация внешней поддержки, через эффективную налоговую политику, с внутренними возможностями предприятий.

При этом приоритетным направлением современной налоговой политики является реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур, повышение уровня собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов. В условиях кризиса следует принимать во внимание, что налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям кризиса, а с другой — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста предприятий.

При разработке налоговой политики государства необходимо опираться на стратегические

ориентиры и приоритеты, обеспечивающие рост экономики с одновременным развитием предпринимательской сферы. Важным элементом налоговой политики является реализация мероприятий, обеспечивающих расширение налогооблагаемой базы, что в свою очередь требует развития государственно-частного партнерства, расширения деятельности саморегулирующихся организаций, создания благоприятной предпринимательской среды и в целом комфортных условий для предпринимательской деятельности.

Главной целью налоговой политики государства является создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей развитие предпринимательства, высокую собираемость налогов и в целом повышение благосостояния населения.

При совершенствовании налогового механизма в условиях экономического кризиса следует учитывать низкую чувствительность предпринимательских структур к незначительным налоговым льготам. В условиях кризиса нужны сильнодействующие экономические стимулы. Наибольший стимулирующий эффект для развития предпринимательства может дать комплексный подход к формированию налоговой политики.

На взгляд автора, механизм построения налоговой политики в условиях кризиса состоит из следующих элементов:

—освобождение от уплаты НДС специализированных предприятий и организаций, действующие в сфере НИОКР, производства, освоения, внедрения и сервисного обслуживания новых товаров и услуг, а также учреждения и организации инновационной инфраструктуры. Эта льгота может применяться при условии, если объем указанной продукции, работ, услуг составляет не менее 75 % от общего их объема;

— целесообразно полностью отказаться от взимания налога на прибыль с предприятий, осуществляющих модернизацию производства, закупающих новое отечественное и импортное оборудование и комплектующие изделия к нему;

— освободить от уплаты налога на прибыль предприятия оборонного комплекса, которые перестраиваются на выпуск гражданской наукоемкой продукции;

— для предприятий, направляющих часть прибыли на развитие инновационной инфраструктуры, на выполнение инновационных программ, либо в региональные инновационные фонды, соответствующую часть прибыли целесообразно также освободить от налогообложения;

— необходимо предоставить региональным органам государственной власти право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы предприятиям по всем видам налогов в пределах сумм, направляемых в соответствующие региональные бюджеты.

Автор считает, что для построения эффективной налоговой политики в современных условиях необходимо внести существенные коррективы в процесс налогообложения налогом на добавленную стоимость. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) предусматривает несколько налоговых режимов, под действие которых подпадают налогоплательщики — предпринимательские организации: общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения. Общий режим налогообложения закреплен НК РФ и предусматривает уплату всех действующих на террито -рии страны налогов и сборов. При использовании специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог) производится уплата единого налога, исчисляемого по определенным правилам за налоговый период по результатам хозяйственной деятельности. При этом уплата единого налога предоставляет освобождение от обязанности налогоплательщика таких налогов, как НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, ЕСН, уплачиваемых в рамках общего режима.

В связи с освобождением от исполнения налоговых обязанностей по НДС для организаций — плательщиков единого налога существует риск прекращения сотрудничества с покупателями — плательщиками НДС, поскольку у контрагентов в результате сделок значительно возрастают суммы НДС, которые подлежат перечислению в бюджет. Таким образом, при переходе на специальные режимы налогообложения индивидуальным предпринимателям и организациям необходимо оценить целесообразность освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Получив освобождение, организации и индивидуальные предприниматели, как правило, реализуют свою продукцию по прежним ценам, не уменьшая их на сумму НДС. Покупателям становится невыгодно приобретать продукцию у данных производителей, поскольку они не смогут уменьшить свои затраты на сумму входящего НДС, т. е. осуществить процедуру оптимизации налогообложения в отношении налога на добавленную стоимость.

На взгляд автора, необходимо внести изменения в налоговое законодательство, предусмот-

рев право предпринимательских организаций сохранять обязанности налогоплательщика НДС в полном объеме при переходе на специальные режимы налогообложения. Данная мера будет способствовать увеличению количества и качества сделок между средним и крупным бизнесом а, следовательно, будет способствовать развитию предпринимательской деятельности в стране.

Также механизм построения эффективной налоговой политики должен предусматривать поэтапное снижение налоговой ставки НДС до уровня 13—15 %, что является необходимым условием для стимулирования процесса развития предпринимательства и увеличения темпов экономического роста. Целью снижения налоговой ставки по НДС является смягчение налогового бремени для отечественных предпринимательских структур, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Данная мера приобретает особую актуальность в условиях экономического кризиса. При этом следует учитывать, что любое снижение налогов возможно только в случае наличия долгосрочной сбалансированности бюджетной системы.

В среднесрочной перспективе, после снижения ставки НДС, цены на продукцию (товары, услуги) останутся на прежнем уровне. Это принесет дополнительные финансовые ресурсы предприятиям с высокой добавленной стоимостью. При этом направление части сэкономленных на уплате НДС денежных средств на повышение оплаты труда на предприятиях будет способствовать ускорению роста доходов населения и потребительского спроса.

Вместе с общим снижением налоговой ставки НДС, на взгляд автора, необходимо установить единую налоговую ставку для большинства товаров (работ, услуг). Применение единой ставки позволит увеличить поступления НДС в федеральный бюджет и значительно уменьшить затраты на администрирование. При увеличении количества ставок налога на добавленную стоимость издержки администрирования налога возрастают в значительной степени. Единая ставка налогообложения НДС также предпочтительнее с точки зрения налогового администрирования, так как увеличение числа налоговых ставок создает возможности для уклонения от уплаты налога и приводит к росту вероятности совершения ошибок.

Следует отметить, что российская налоговая политика с каждым годом становится более целостной, комфортной для предпринимательства и

постепенно приближается к западным стандартам. Одновременно в ходе построения и совершенствования механизма налоговой политики необходимо постоянно оптимизировать процесс налогообложения с учетом внешних и внутренних факторов, в том числе с учетом влияния мирового экономического кризиса.

Эффективность налоговой политики определяется общими принципами: ее механизм должен способствовать динамичному развитию — предпринимательской деятельности, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе и дальнейшего инновационно-экономического развития страны. При этом налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики государства. В то же время налоги являются главным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

В современных условиях под эффективной налоговой политикой понимается деятельность органов государственной власти и государственного управления, осуществляемая в рамках общей экономической стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения с учетом интересов и целей конкретного государства на соответствующем этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая политика характеризуется деятельностью не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством, налоговым администрированием.

Главной задачей эффективной налоговой политики является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролями налогов. Основной общепризнанной функцией налогов является фискальная функция, которая отражает движение стоимости в форме фискального платежа — обязательного взноса юридических и физических лиц в государственный бюджет или государственные внебюджетные фонды. Поэтому, на взгляд автора, основная задача налоговой политики должна состоять в обеспечении справедливого распределения налогового бремени, а также в переходе к оптимальным налоговым ставкам и общему упрощению налоговой системы.

Построение эффективной налоговой политики должно опираться на долговременные национально-государственные интересы, среди которых — развитие отечественного предпринимательства. Механизм налогового регулирования

экономики, осуществляемый через корректную и эффективную налоговую политику, на практике в предшествующие периоды в России почти не использовался, хотя определенные возможности для этого имелись. В результате российская налоговая система характеризовалась нестабильностью, мало-предсказуемостью и фактически препятствовала развитию предпринимательской деятельности.

Анализ становления российской налоговой политики выявил следующие упущения в ее формировании:

— формируя налоговую политику и создавая налоговую систему, руководством страны не был учтен мировой опыт в решении данного вопроса;

— в налоговой политике не давалась оценка текущей экономической ситуации в стране, поэтому в ней возникали многочисленные противоречия. Попытки изменить и усовершенствовать существующие налоговые противоречия поправками в нормативные акты привели в свою очередь к нестабильности и большей противоречивости налоговой политики. Таким образом, нестабильность российских налогов, постоянный пересмотр ставок и льгот отрицательно влияют на развитие отечественного предпринимательства. Сама российская налоговая политика до недавнего времени была направлена исключительно на поддержание бюджета, а не на развитие и стимулирование предпринимательства.

Налоговая система в современном ее виде испытывает значительные трудности в отслеживании и предотвращении различных схем ухода от налогообложения. Таким образом, фактически поощряется применение налогоплательщиками незаконных и «серых» схем ухода от налогообложения, что также препятствует развитию законных форм и методов ведения предпринимательской деятельности.

Требования НК РФ существенно ограничивают возможности для проведения самостоятельной региональной налоговой политики. Данная особенность российского законодательства не позволяет учитывать в налоговой политике региональные и местные аспекты, в том числе в области развития предпринимательства.

Таким образом, очевидно, что налоговая политика и вся система налогообложения в Российской Федерации проходят в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет выработку механизма формирования эффективной налоговой политики в условиях современного экономического кризиса.

На взгляд автора, основными критериями эффективной налоговой политики и как следствие — системы налогообложения в современных условиях нестабильной экономики являются следующие:

— налоговая политика не должна препятствовать развитию предпринимательства;

— налоговая политика должна соответствовать структурной политике государства в экономической сфере;

— уровень налогообложения в стране должен быть экономически обоснованным;

— затраты на взимание налогов должны быть сбалансированными и экономически оправданными;

— налоговая политика должна быть нацелена на справедливое распределение доходов налогоплательщиков;

— налоговая система должна исключать двойное налогообложение и т. д.

В свою очередь основными задачами налоговой политики в условиях экономической нестабильности являются:

— установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, что позволит сформировать более привлекательный инвестиционный климат в стране;

— отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы налогоплательщиков;

— установление таких правил расчета налогооблагаемой массы, при которых инвестиции в производство будут фактически полностью освобождаться от налогообложения, что в свою очередь будет способствовать привлечению финансовых ресурсов в предпринимательскую деятельность.

При решении задачи по выходу России из экономического кризиса и обеспечения динамически устойчивого развития предпринимательства первостепенная роль принадлежит инновационной экономике на базе рационально построенной налоговой политики государства, которая способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы предпринимательских структур, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки отечественных товаров, работ и услуг.

Для построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

1) самый простой способ насытить экономику ликвидностью — снизить уровень налогообложения. В частности, возможно снижение ставки НДС в 2010 г. до уровня 16—16,5 %, тогда оборотные

средства предприятий будут автоматически пополняться на объем снижения этого налога.

2) необходимо разработать и утвердить порядок предоставления «налоговых каникул» для производственных предприятий с упрощенной системой налогообложения, а также для промышленных предприятий по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и земельному налогу;

3) проведение реформирования налогов и взносов на социальные нужды (ЕСН) должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования;

4) содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта;

5) предлагается понизить ставку ЕСН для научных и инновационных организаций до уровня 23—24 %. Следует предусмотреть снижение для данных компаний и ставки налога на прибыль организаций до 16 %, а также исключение из налоговой базы средств, получаемых на инновационную деятельность напрямую от коммерческих или некоммерческих организаций;

6) необходимо построение и внедрение комплексной методики прогнозирования и планирования налоговых поступлений, учитывающей изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды. Повышению уровня и качества налогового планирования должно способствовать дальнейшее внедрение в практику налоговых паспортов субъектов Российской Федерации. Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по России в целом. Также должен стабильно функционировать механизм информационного взаимодействия федерального центра с региональными налоговыми органами. В связи с этим структура информационных баз данных в регионах и в центре должна быть универсальной и совместимой с существующей налоговой отчетностью;

7) необходимо повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет строгой регламентации всех процедур и повышения профессионального уровня сотрудников ФНС;

8) с целью ускорения развития предпринимательской деятельности необходимо внедрить систему налоговых стимулов, например освобождение от налогообложения чистой прибыли, направляемой на развитие организации.

В качестве критериев экономической эффективности налоговой политики необходимо оценивать следующие ее параметры:

— возможность налоговой политики обеспечивать формирование доходов государственного бюджета;

— уровень стимулирующего влияния налоговой политики на развитие предпринимательской деятельности;

— способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу. Широкая налоговая база дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки, для того чтобы обеспечить заданные налоговые поступления, в результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.

Наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей в целях стимулирования развития регионального предпринимательства.

В целом эффективная налоговая политика — это совокупность организационно-правовых и организационно-экономических мероприятий органов власти соответствующего уровня, а также иных участников налоговых правоотношений в пределах их компетенции, направленная на гармонизацию фискальных интересов публичной власти всех уровней, интересов предпринимательских структур, различных социальных групп населения и иных заинтересованных субъектов.

Приоритетным направлением государственной налоговой политики на современном этапе является налоговое регулирование, которое предполагает воздействие на уровень налоговой нагрузки, разработку механизмов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Основные требования, предъявляемые к современной налоговой политике государства в условиях нестабильной экономики, состоят в следующем:

1) необходимость учета проблем и особенностей развития российской экономики, в том числе проблем, препятствующих развитию предпринимательства. Основные инструменты налоговой политики должны быть использованы для поддержки развития предпринимательских организаций,

являющихся «локомотивами», точками роста в экономике государства;

2) региональная налоговая политика не должна нарушать единства экономического пространства и единства бюджетной и налоговой системы России. При этом существуют два основных вида инструментов налоговой политики: регулирующие и стимулирующие. В зависимости от уровня социально-экономического развития государства и его типа необходимо различное сочетание регулирующих и фискальных инструментов. Однако в современных условиях экономического кризиса для поддержки развития отечественного предпринимательства необходимо в первую очередь использовать стимулирующие инструменты налоговой политики государства;

3) налоговая политика должна соответствовать основным направлениям общегосударственной экономической политики.

При этом в условиях экономического кризиса стратегическими направлениями налоговой политики государства являются:

— отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;

— унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию и пересмотра перечня и порядка предоставления налоговых льгот.

Механизм построения эффективной налоговой политики в современных экономических условиях выглядит следующим образом:

— постановка целей налоговой политики;

— качественная и количественная оценка параметров налоговой политики;

— разработка модели налоговой политики, учитывающей нестабильность существующей экономической среды;

— корректировка налоговой политики и ее оптимизация на основе проведенного анализа первого ее варианта и экспертных оценок;

— принятие и утверждение налоговой политики государства;

— контроль за реализацией основных параметров налоговой политики;

— оперативное внесение изменений в параметры налоговой политики в результате внешних и внутренних дестабилизирующих и непредвиденных событий.

Таким образом, в начале разработки налоговой политики государства проводится анализ сущест-

вующей налоговой системы для четкой локализации проблем. Далее формулируется комплекс целей и подцелей налоговой политики. На основе выявленных целей налоговой политики вырабатываются мероприятия, необходимые для реализации конечной цели. Схематично механизм построения налоговой политики государства в современных экономических условиях представлен на рис. 1.

При построении налоговой политики государства необходимо учитывать существующую структуру и особенности налоговой системы, механизм налогового администрирования, систему ответственности за налоговые правонарушения, а также особенности функционирования судебной системы, наличие политической стабильности и т. д., что позволит разработать эффективную налоговую политику государства, отвечающую его потребностям и учитывающую особенности национальной экономики. Механизм оценки эффективности воздействия налоговой политики государства на развитие предпринимательства представлен на рис. 2.

Несмотря на экономическое развитие государства, происходящее в предкризисный период, состояние развития института предпринимательства в России по-прежнему остается неудовлетворительным. На сегодняшний день руководством России предпринимается комплекс мер по государственной поддержке предпринимательской деятельности. Однако следует активизировать эту деятельность, и в первую очередь путем реализации налоговой политики, стимулирующей развитие предпринимательской деятельности.

На взгляд автора, для развития института предпринимательства в современных условиях нестабильной экономики требуется комплексная государственная поддержка предпринимательской деятельности, в первую очередь в области налогообложения, путем формирования и реализации эффективной налоговой политики (рис. 3).

Рис. 1. Алгоритм построения налоговой политики государства в условиях нестабильной экономики

Таким образом, в целях стимулирования развития предпринимательской деятельности налоговая политика государства в современных условиях нестабильной экономики должна содержать приоритеты.

1. Снижение налоговой нагрузки за счет:

— сокращения ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), в том числе при объекте налогообложения «доходы»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;

— обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также предоставления преференции в виде снижения ЕСН для предпринимательских организаций, осуществляющих

Налоговая политика государства

Структура налоговой системы

Налоговое администрирование

Система ответственности за налоговые правонарушения

Уровень Особенности

налоговой нал огообло жения

нагрузки предпринимательских

(налоговое структур

бремя)

Налоговый контроль

Качество работы налоговой инспекции

Размер начисленных штрафных санкций

Охват предприятий налоговыми проверками

Уровень Качество

доначислений обслуживания

по итогам налогоплатель-

налоговых щиков

проверок

Уровень профессионализма сотрудников инспекции

Механизм воздействия налоговой политики на развитие предпринимательской деятельности

Уровень развития предпринимательской деятельности в государстве

Рис. 2. Алгоритм оценки эффективности воздействия налоговой политики государства на развитие предпринимательства

Рис. 3. Комплекс мер по формированию налоговой политики, направленной на развитие предпринимательской деятельности

ной системы учета для целей бухгалтерского и налогового учетов.

3. Упрощение административных процедур за счет сокращения количества налоговых проверок (в первую очередь выездных). Например, введение ограничения на частоту проведения выездных налоговых проверок один раз в три года, а при отсутствии нарушений, выявленных в результате проведения камеральных налоговых проверок, — один раз в пять лет.

4. Принятие налоговых мер для повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур в условиях нестабильности экономики за счет:

— предоставления отсрочки в установленной форме по уплате НДС, налога на прибыль организаций и единого налога при УСН компаниям производственной сферы, сельскохозяйственным предприятиям, компаниям, получившим государственный заказ, исследовательским и научным предприятиям, а также компаниям, выполняющим социально значимые программы и одновременно испытывающим недостаток в финансовых ресурсах;

— снижения штрафов или освобождения

разработку новых видов оборудования, программ для ЭВМ и т. д.

2. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета за счет формирования еди-

от уплаты пени за нарушения налогового законодательства, допущенные в результате непредвиденных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом (невыполнение договорных обязательств

поставщиками и подрядчиками, задержки платежей по государственным заказам, срывы соглашений с покупателями и заказчиками и т. д.).

5. Информационная поддержка предпринимательских организаций в области налогообложения путем создания в России информационного ресурса, содержащего подробную информацию по налогообложению, в том числе: доступные режимы налогообложения, их особенности, налоговый календарь, реквизиты налоговых органов и т. д.

На взгляд автора, практическая реализация данных предложений окажет значительный стимулирующий эффект на процесс формирования и развития отечественного предпринимательства в современных условиях экономической нестабильности.

Следует подчеркнуть, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности в нынешних условиях нестабильной экономики являются не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства. Одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Уровень налогообложения и качество налогового администрирования имеют ключевое значение в процессе осуществления и развития предпринимательской деятельности.

Автор считает, что требуется дальнейшее увеличение стимулирующего воздействия налоговой политики государства на развитие предпринимательства при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции налоговой системой.

список литературы

1. Бушинская Т. В. Налоговая политика как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона: материалы международной научно-практической конференции «Инновации в качественной подготовке профессиональных кадров». 8—9 апреля 2009 г. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009.

2. Старчак Ю. Н, Глухих Л. В. Оптимизация налогового бремени в системе стратегического управления промышленностью страны // Экономические науки. 2008. № 44.

3. Терешин А. В. Стимулирование предпринимательской активности посредством управления налоговым климатом территории // Сибирская финансовая школа. 2008. № 5.

4. Чабановская В. С. Особенности налоговой политики России в современных экономических условиях // Вестник Российской академии естественных наук. 2009. № 1.

5. URL: http://www.economy.gov.ru.

6. URL: http://www.gks.ru.

7. URL: http://www.minfin.ru.

8. URL: http://www.nalog.ru.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.