Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО'

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надеждина Светлана Дмитриевна, Чистякова Ольга Александровна

В статье представлено состояние и изменение количественных характеристик субъектов малого предпринимательства в России. Отражены преимущества специальных налоговых режимов как одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. Определена роль налогового стимулирования как одного из методов поддержки. Авторами отмечена поддержка субъектов малого предпринимательства в Новосибирской области в свете федеральных инициатив по развитию стимулирования предпринимательской деятельности. Итоговый вывод заключается в необходимости продолжения создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого предпринимательства, признавая значимость его на современном этапе экономического развития отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES FOR SMALL BUSINESS AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE ECONOMIC POLICY OF THE RUSSIAN STATE

The article presents the state and changes in the quantitative characteristics of small business entities in Russia. The advantages of special tax regimes as one of the priority directions of the state economic policy are reflected. The role of tax incentives as one of the support methods is defined. The authors noted the support of small business in the Novosibirsk region in the light of federal initiatives for the development of business incentives. The final conclusion lies in the need for creation of favorable conditions for the activities of small business, recognizing its importance at the present stage of economic development of the domestic economy.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

Вестник НГУЭУ. 2022. № 1. С. 127-137 Vestnik NSUEM. 2022. No. 1. P. 127-137

Научная статья УДК 336.225

DOI: 10.34020/2073-6495-2022-1-127-137

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Надеждина Светлана Дмитриевна1, Чистякова Ольга Александровна2

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

2 Сибирский университет потребительской кооперации

1 nadejdina2010@yandex.ru

2 chistiakowa.ol@yandex.ru

Аннотация. В статье представлено состояние и изменение количественных характеристик субъектов малого предпринимательства в России. Отражены преимущества специальных налоговых режимов как одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. Определена роль налогового стимулирования как одного из методов поддержки. Авторами отмечена поддержка субъектов малого предпринимательства в Новосибирской области в свете федеральных инициатив по развитию стимулирования предпринимательской деятельности. Итоговый вывод заключается в необходимости продолжения создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого предпринимательства, признавая значимость его на современном этапе экономического развития отечественной экономики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, специальные налоговые режимы, налоговое стимулирование, государственная поддержка

Для цитирования: Надеждина С.Д., Чистякова О.А. Налоговое стимулирование малого предпринимательства как одно из направлений экономической политики государства Российского // Вестник НГУЭУ. 2022. № 1. С. 127-137. DOI: 10.34020/20736495-2022-1-127-137.

Original article

TAX INCENTIVES FOR SMALL BUSINESS AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE ECONOMIC POLICY OF THE RUSSIAN STATE

Nadezhdina Svetlana D.1, Chistyakova Olga A.2

1 Novosibirsk State University of Economics and Management

2 Siberian University of Consumer Cooperation

1 nadejdina2010@yandex.ru

2 chistiakowa.ol@yandex.ru

© Надеждина С.Д., Чистякова О.А., 2022

Abstract. The article presents the state and changes in the quantitative characteristics of small business entities in Russia. The advantages of special tax regimes as one of the priority directions of the state economic policy are reflected. The role of tax incentives as one of the support methods is defined. The authors noted the support of small business in the Novosibirsk region in the light of federal initiatives for the development of business incentives. The final conclusion lies in the need for creation of favorable conditions for the activities of small business, recognizing its importance at the present stage of economic development of the domestic economy.

Keywords: small business, special tax regimes, tax incentives, state support

For citation: Nadezhdina S.D., Chistyakova O.A. Tax incentives for small business as one of the directions of the economic policy of the Russian state. VestnikNSUEM. 2022; (1): 127-137. (In Russ.). DOI: 10.34020/2073-6495-2022-1-127-137.

В условиях рыночных отношений одним из основных источников доходов государственного бюджета России являются налоги, поступающие от субъектов малого предпринимательства, которым присущи мобильность, способность к быстрой переориентации и адаптации деятельности к изменениям на рынке, обеспечение конкурентной среды, создание новых рабочих мест и решение других социально-экономических задач государства.

По состоянию на 10 августа 2021 г. в Едином реестре [17] зарегистрировано более 5,6 млн субъектов малого предпринимательства России, среднесписочная численность работников в которых около 15 млн человек, в том числе микропредприятий - 5,4 млн, малых - более 200 тыс., средних - около 18 тыс. (табл. 1).

Доля субъектов малого предпринимательства в Сибирском федеральном округе - незначительна (10,5 %). Размах вариации числа субъектов в Сибирском федеральном округе колеблется от 6,9 тыс. (Республика Тыва) до 137,8 тыс. (Новосибирская область), среднесписочной численности -от 7,9 до 375,5 тыс. человек соответственно [17].

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10], к субъектам малого предпринимательства относятся микропредприятия, малые и средние предприятия (табл. 2).

Предпринимательская деятельность - инициативная деятельность (как особый вид экономической активности юридических и физических лиц -индивидуальных предпринимателей), направленная, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации [1, ст. 2 п. 1], «...на систематическое получение прибыли (удовлетворение общественных потребностей) от пользования имуществом, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, основанная на самостоятельности, ответственности и риске».

Признаки предпринимательской деятельности: новаторский и творческий подход, возможность проявления самостоятельности, систематическое получение прибыли, ответственность в принятии решений своим имуществом за результаты деятельности, высокая степень риска лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Право на пред-

со и о н

X

s

*

X -1

■с ^

к» о к» к»

к

Единый реестр субъектов малого предпринимательства России на 10.08.2021 г. [17] Unified register of small business in Russia as of 10.08.2021

Таблица 1

Показатели Всего В том числе

микро малые средние

субъекты среднесписочная численность работников субъекты среднесписочная численность работников субъекты среднесписочная численность работников субъекты среднесписочная численность работников

Всего 5 620 997 14 646 503 5 388 879 7 022 150 214 256 5 827 209 17 862 1 797 164

В том числе СФО - всего 589 129 1 537 303 565 336 738 126 22 137 621 461 1656 177 716

В том числе: Новосибирская область 137 811 375 480 131 962 186 118 5418 146 206 431 43 156

Красноярский край 100 246 246 226 96 331 121 341 3650 98 553 265 26 332

Иркутская область 83 026 202 920 79 790 99 486 3016 81 961 221 21 473

Алтайский край 73 096 198 676 70 139 89 855 2716 79 727 241 28 094

Кемеровская область 64 814 179 961 62 058 83 986 2574 75 947 182 20 028

Омская область 60 558 168 138 57 939 74 558 2463 34 322 156 19 258

Томская область 38 577 103 826 37 087 52 022 1390 39 969 100 11 835

Республика Хакасия 15 964 35 468 15 389 17 599 550 15 584 25 2285

Республика Алтай 8133 18 736 7843 8204 261 6627 29 3905

Республика Тыва 6904 7872 6798 4957 100 2565 6 350

©

о

Ёч

и

м TJ

о

s

н S

к» ЧО

5 со

Таблица 2

Критерии малого предпринимательства в России Criteria for small business in Russia

Экономические субъекты Среднесписочная численность, чел. Доход (без НДС) не более млн руб. Другие ограничения

Микропредприятие До 15 120 Не менее 51 % капитала принадлежит физическим лицам или другим малым и средним предприятиям Доля организаций (не малых и средних) не может превышать 49 % Доля государства, субъектов РФ, некоммерческих организаций не может превышать (суммарно) 25 %

Малое предприятие До 100 800 -

Среднее предприятие До 250 2000 -

принимательскую деятельность закреплено в Конституции Российской Федерации [3, ст. 36]. Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица.

Виды предпринимательской деятельности разнообразны: производственная, коммерческая, финансовая, консалтинговая. Стимулирование развития субъектов малого предпринимательства поддерживается государством. В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) декларирует: специальные налоговые режимы [5, ст. 12 п. 7], предусматривающие налоговые льготы, упрощенный учет и представление налоговых деклараций.

Специальные налоговые режимы могут устанавливаться, в соответствии с НК РФ [6, ст. 346.20 п. 4; 346.26 п. 2; 346.32 п. 1], законами субъектов Российской Федерации, а также по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении конкретных видов предпринимательской деятельности.

Перечень специальных налоговых режимов, действовавших в 2020 г., приведен в табл. 3 [5, ст. 18 п. 2].

К ним относятся: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения [6, гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.5].

При общем режиме налогообложения (ОРН) уплачиваются все действующие налоги, составляется бухгалтерская и налоговая отчетность. ОРН, как свидетельствует практика, самый трудоемкий и сложный в плане ведения учета, составления документации и наличия ответственности.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут применять [6, ст. 346.2] организации и индивидуальные предприниматели, производящие и перерабатывающие собственную сельскохозяйственную продукцию, или

Таблица 3

Сравнительная характеристика режимов налогообложения малого предпринимательства в России в 2020 г. [6] Comparative characteristics of small business taxation regimes in Russia in 2020

Элементы Общий режим налогообложения Специальные режимы налогообложения

налога ЕСХН УСН ЕНВД пен

Объекты налогообложения Основные налоги: НДС [6. ст. 146 п. 1]; НДФЛ [6. ст. 209 п. 1. п. 2]; Налог на прибыль [6. ст. 247 п. 1-4]; Налог на имущество организаций [6. ст. 174 п.*1] Доходы, уменьшенные на величину расходов [6, ст. 346.4] Доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов [6, ст. 346.14] Вмененный доход по видам деятельности, используя базовую доходность (прописанную в НК РФ) с учетом коэффициентов и физических показателей (размер торговой площади, количество работников и др.) [6, ст. 346.29] Потенциально возможный к получению доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ [6, ст. 346.47]

Налоговый и отчетный периоды НДС: налоговый период - квартал; НДФЛ: календарный год; Налог на прибыль организаций: налоговый период - календарный год; отчетный - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года; налоговый период - календарный год; отчетный - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года Налоговый период -календарный год; отчетный -полугодие [6, ст. 346.7] Налоговый период -календарный год; отчетный - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года [6, ст. 346.19] Налоговый период -квартал [6, ст. 346.30] Налоговый период -календарный год [6, ст. 346.49]

Налоговые ставки НДС: 0, 10 и 20 %; НДФЛ: 9, 13, 30 и 35 %; Налог на прибыль организаций: 0, 5,9, 13, 15,20; Налог на имущество организаций: 2 и 2,2 % 6% [6, ст. 346.8] 6 % при объекте налогообложения «доходы»; 15 % при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» [6, ст. 346.20] 15 % [6, ст. 346.31] 6 % [6, ст. 346.50]

занимающиеся рыбоводством. Авторы полагают: к достоинствам можно отнести совмещение ЕСХН с патентной системой налогообложения, к недостаткам - уплату НДС наряду с ЕСХН (при сумме годового дохода с 2021 г. более 70 млн руб.).

Упрощенная система налогообложения (УСН) имеет уведомительный характер - применяется по желанию налогоплательщика, ставки 6 или 15 % - по его выбору. Проведенное исследование позволяет утверждать: к достоинствам УСН по ставке 6 % относится возможность уменьшения авансовых платежей и единого налога за год на сумму страховых взносов, а также освобождение от НДС, НДФЛ, налога на имущество. Недостаток заключается в том, что на УСН могут перейти не все экономические субъекты.

2020 г. - последний год действия единого налога на вмененный доход (ЕНВД), установленного для конкретных видов деятельности (розничная торговля; общественное питание; услуги стоянок; услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и т.д.). Достоинством его считалось освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты тех же трех налогов, как и при УСН; необязательное ведение налогового учета; недостатком - сдача налоговой декларации и отчетности за работников. После отмены ЕНВД единственной системой, при которой не учитывается реальный доход, остается патентная система налогообложения.

Патентная система налогообложения (ПСН) во многом схожа с ЕНВД - может применяться только для определенных видов деятельности, большинство из которых связано с оказанием бытовых услуг населению [6, ст. 146.26 п. 2]. К достоинствам можно отнести: возможность приобретения патента на период от одного до 12 мес в пределах календарного года по какому-либо виду деятельности; освобождение от уплаты налогов и предоставления в налоговые органы декларации; применение ПСН индивидуальным предпринимателем наряду с иными режимами налогообложения. Недостатком, на наш взгляд, следует считать ограничение в выдаче патента, если численность наемных работников превышает 15 человек.

Развитие малого предпринимательства рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной экономической политики в России, налоговое стимулирование - как один из основных методов поддержки. В практике различают следующие формы поддержки: региональная и муниципальная финансовая, консультационная, имущественная и информационная.

Так, региональная и муниципальная финансовая поддержка в Новосибирской области [7] предоставляется в рамках государственной программы [8] в виде субсидирования части затрат на приобретение оборудования в целях создания (развития, модернизации) производства; по договорам лизинга; осуществления деятельности в сфере бытового обслуживания.

Еще одним из действенных способов стимулирования субъектов малого предпринимательства являются налоговые каникулы для вновь зарегистрированных, позволяя им адаптироваться в своей нише рынка. С 1 января 2021 г. налоговые каникулы продлили до конца 2023 г., предоставляя нулевую ставку впервые зарегистрировавшимся на упрощенной и патентной

системах налогообложения для ведения производственной, социальной, научной деятельности, а также предоставления бытовых услуг населению. Для применяющих упрощенную систему налогообложения необходимо соблюдать условие: доход от деятельности на УСН должен составлять не менее 70 % [11, ст. 2].

Консультационная поддержка субъектов малого предпринимательства в муниципальных районах и городских округах на территории Новосибирской области реализуется через проекты информационно-консультационных пунктов (ИКП). При обращении в ИКП заявители могут получить необходимую информацию по вопросам создания и развития, о мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности и другую информацию по интересующим вопросам.

Имущественная поддержка предоставляется самозанятым физическим лицам, уплачивающим налог на профессиональный доход, в рамках Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10] органами государственной власти и местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов) на возмездной (безвозмездной) основе, либо на льготных условиях.

Информационная поддержка в Новосибирской области осуществляется Центром поддержки предпринимательства, созданным в феврале 2018 г. (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации [8]) решением Совета по развитию промышленности и предпринимательства при Правительстве Новосибирской области «Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства"» [7]. Основные задачи деятельности этого Центра - информационная, консультационная, образовательная поддержка и поддержка при продвижении продукции предпринимателей Новосибирской области. Все услуги Центра (проведение семинаров, конференций, форумов, обучающих, образовательных и других информационных мероприятий) осуществляются на бесплатной основе.

На наш взгляд, наличие льготной модели налогообложения имеет «сдерживающий фактор» развития деятельности - подавление стремления перехода от статуса малого предпринимательства на более высокий уровень, а следовательно, роста экономики страны. Авторы полагают, что с 2021 г. для сохранения права использования специального налогового режима по УСН введены четыре основных изменения: повышаются лимиты и ставки; учет активов по двум новым стандартам, а также бухгалтерский учет материалов.

Изменение лимитов и ставок по УСН с 2021 г. представлено в табл. 4.

Повышение дохода и средней численности работников прописано в НК РФ [6, ст. 346.13 п. 4].

В бухгалтерском учете с 2021 г. предусмотрен учет активов по двум новым Федеральным стандартам: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» [14] и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» [13]. В бухгалтерском учете отме-

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лимиты и ставки при упрощенной системе налогообложения в России

в 2020-2021 гг. [6]

Limits and rates under the simplified taxation system in Russia in 2020-2021

Показатели 2020 г. 2021 г

Доход, млн руб. До 150 От 150 до 200

Средняя численность работников, чел. До 100 От 101 до 130

Налоговые ставки, % При объекте налогообложения: Доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов 6 15 8 20

няется лимит основных средств, составлявший в 2020 г. 40 тыс. руб. Представляется правомерным: самостоятельное установление лимита субъектами хозяйствования, прописав его в учетной политике [14, п. 6]. С 2021 г. субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, должны по-новому учитывать в бухгалтерском учете материалы (товары, готовую продукцию), в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы» [12]. По новому стандарту также необходимо учитывать в запасах незавершенное производство, недвижимость и объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для продажи [12, п. 3]. Из состава запасов новый стандарт исключает финансовые активы и чужую собственность [12, п. 4]. Следует отметить: микропредприятия могут отказаться от новых ФСБУ, поскольку вправе вести упрощенный учет.

Поддержка малого предпринимательства в условиях коронавирусной инфекции стала одной из главных задач Правительства России. С возникновением пандемии COVID-19 произошло сокращение объемов деятельности субъектов малого предпринимательства, уменьшение доходов по причине введения карантинных мер, снижения покупательского спроса на товары (работы, услуги), что повлекло нехватку средств для успешного ведения деятельности.

Правительство России приняло пакет мер для оказания помощи субъектам малого предпринимательства в условиях снижения деловой и потребительской активности: особый порядок отсрочки налоговых платежей (кроме НДС) и страховых взносов (на шесть месяцев) для субъектов, наиболее пострадавших от пандемии; беспроцентные целевые кредиты (на шесть месяцев) на выплату зарплаты работникам для сохранения занятости; мораторий на банкротство, на взыскание долгов и штрафов со стороны кредиторов, на проверки бизнеса; отсрочка арендных платежей и др. [2, 4, 9, 15, 16].

Можно утверждать: в основу государственной экономической политики по поддержке малого предпринимательства в России, в том числе в Новосибирской области, заложен принцип - создание благоприятных условий для деятельности субъектов малого предпринимательства, признавая значимость его на современном этапе развития отечественной экономики.

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).

2. Гурова С.Ю., Большова Л.А., Шипеев Я.Г. Специальные налоговые режимы в налоговой системе Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3 (41). С. 30-34.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020).

4. Масленников М.И. Проблемы и тенденции развития малого и среднего бизнеса в России // Проблемы региональной экономики. 2020. № 1-2. С. 22-34.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 27.11.2018).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. 31.07.2020).

7. Постановление Правительства Новосибирской области 31.01.2017 № 14-п «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (ред. от 11.08.2021).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р (ред. 29.04.2021).

9. Туренко Б.Г., Туренко Т.А. О новом подходе к формированию стратегии развития предприятий малого бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. 2019. № 29 (3). С. 484-490.

10. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020).

11. Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

12. Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы» (ФСБУ 5/2019): Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н.

13. Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Капитальные вложения» (ФСБУ 26/2020): Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н.

14. Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (ФСБУ 6/2020): Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н.

15. Muzalev S.V et al. Food security of Russia: problems and perspectives of sustainable development. Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Vol. 282. P. 495-502.

16. Plaskova N.S., Prodanova N.A. et al. Dealing operations as a means of improving the efficiency of the financial management of a production company. Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Vol. 282. P. 61-70.

17. Федеральная налоговая служба России. URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 27.08.2021).

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ [Civil Code of the Russian Federation: Federal Law] (red. ot 08.12.2020).

2. Gurova S.Ju., Bol'shova L.A., Shipeev Ja.G. Special'nye nalogovye rezhimy v nalogo-voj sisteme Rossijskoj Federacii [Special tax regimes in the tax system of the Russian Federation], Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii [Vestnik of the Russian University of Cooperation], 2020, no. 3 (41), pp. 30-34.

3. Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenarodnym golosovaniem [Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote], 12.12.1993 (red. ot 01.07.2020).

4. Maslennikov M.I. Problemy i tendencii razvitija malogo i srednego biznesa v Rossii [Problems and trends in the development of small and medium-sized businesses in Russia], Problemy regional'noj jekonomiki [Problems of Regional Economics], 2020, no. 1-2, pp. 22-34.

5. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja): Federal'nyj zakon [Tax Code of the Russian Federation (Part one): Federal Law] ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. 27.11.2018).

6. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja): Federal'nyj zakon [Tax Code of the Russian Federation (Part two): Federal Law] ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. 31.07.2020).

7. Postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoj oblasti 31.01.2017 № 14-p «Razvitie sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Novosibirskoj oblasti» [Decree of the Government of the Novosibirsk region 31.01.2017 № 14-p «Development of small and medium-sized businesses in the Novosibirsk region»] (red. ot 11.08.2021).

8. Raspoijazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.01.2017 № 147-r [Order of the Government of the Russian Federation] (red. 29.04.2021).

9. Turenko B.G., Turenko T.A. O novom podhode k formirovaniju strategii razvitija pred-prijatij malogo biznesa [On the new approach to the formation of small business development strategy], Izvestija Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [News of Baikal State University], 2019, no. 29 (3), pp. 484-490.

10. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» [Federal Law of 24.07.2007 № 209-FZ «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation»] (red. ot 30.12.2020).

11. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 266-FZ «O vnesenii izmenenij v glavu 26.2 chasti Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'ju 2 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenij v chast' vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii"» [Federal Law No. 266-FZ of 31.07.2020 «On Amendments to Chapter 26.2 of the Tax Code of the Russian Federation and Article 2 of the Federal Law "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation"»].

12. Federal'nyj standart buhgalterskogo ucheta «Zapasy» (FSBU 5/2019): Prikaz Minfi-na Rossii ot 15.11.2019 № 180n [Federal Accounting Standard «Inventories» (FSAS 5/2019): Order of the Ministry of Finance of Russia].

13. Federal'nyj standart buhgalterskogo ucheta «Kapital'nye vlozhenija» (FSBU 26/2020): Prikaz Minfina Rossii ot 17.09.2020 № 204n [Federal Accounting Standard «Capital Investments» (FSAS 26/2020): Order of the Ministry of Finance of Russia].

14. Federal'nyj standart buhgalterskogo ucheta «Osnovnye sredstva» (FSBU 6/2020): Prikaz Minfina Rossii ot 17.09.2020 № 204n [Federal accounting standard «Fixed assets» (FSBU 6/2020): Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation].

15. Muzalev S.V. et al. Food security of Russia: problems and perspectives of sustainable development, Studies in Systems, Decision and Control, 2020, vol. 282, pp. 495-502.

16. Plaskova N.S., Prodanova N.A. et al. Dealing operations as a means of improving the efficiency of the financial management of a production company, Studies in Systems, Decision and Control, 2020, vol. 282, pp. 61-70.

17. Federal'naja nalogovaja sluzhba Rossii [Federal Tax Service of Russia]. URL: https:// ofd.nalog.ru (accessed: 27.08.2021).

Сведения об авторах:

С.Д. Надеждина - доктор экономических наук, профессор, кафедра информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская

Федерация.

О.А. Чистякова - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Российская Федерация.

Information about the authors:

S.D. Nadezhdina - Doctor of Economics, Professor, Department of Information and Analytical Support and Accounting, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation.

O.A. Chistyakova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.09.2021 Одобрена после рецензирования 24.11.2021 Принята к публикации 10.12.2021

The article was submitted 22.09.2021 Approved after reviewing 24.11.2021 Accepted for publication 10.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.