Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов'

Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1395
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TAX INCENTIVES / TAX PROCEEDS / TAX CHARGING / SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошенков Андрей Сергеевич

Статья содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the modern tax policy directions of the country is support and tax incentives for small business development. Provision of tax preferences should increase the social-economic efficiency of small businesses. The analysis of tax proceeds share in compliance with the special tax treatment, the investments volume realized by small enterprises, the increase in the number of small business employees help make a conclusion about a slight impact of small business on investment, financial, social and other processes in the country's economy. The share of tax proceeds according to the simplified taxation system in 2009 in the total tax revenues of the Russian consolidated budget was 1.74%, under the single tax on imputed earnings 1.02%. The largest share of the tax proceeds according to the special tax treatment in the economic activities in 2009 was made up by the wholesale and retail trade, motor transport repair, household goods 10.83%, hotels and restaurants 11.35%; real estate transactions, renting 6.35%. The lowest tax charging falls on the same activities. The percent tax charging to gross domestic product in 2008 of commercial activities, the wholesale and retail trade, motor transport repair, household goods was 8.35%, hotels and restaurants 12.93%, real estate transactions 220 20.48%. To compare, the tax charging of mining was 54.83%, financial activities 113.08%. The percent tax charging of small businesses in the form of special tax treatment to gross domestic product in 2008 was considerably lower: commercial activities, repairs of motor transport repair, household goods, household products 0.76%, hotels and restaurants 1.23%, real estate transactions -1.34%. Low tax charging has not favoured the small businesses legalization, its civilized behaviour. It is necessary to reform the tax system of small businesses aimed at providing target tax benefits on priority activities and tax stimulation for small innovative businesses. In our opinion, it is necessary to review and regulate the kinds of economic activity where tax preferences should be provided. Accent should be placed on the priority sectors of the economy: construction, housing and communal services industry. Special attention and preferential tax rates in this case should be provided to small innovative businesses

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование малого бизнеса в России: оценка результатов»

А. С. Дорошенков

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ:

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Статья содержит анализ и оценку результатов налогового стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации. Делается вывод о существенных налоговых преференциях, предоставленных малому бизнесу и незначительном результирующем социально-экономическом эффекте, получаемом российской экономикой от функционирования малых предприятий и предпринимательства.

Ключевые слова: налоговое стимулирование; налоговые поступления; налоговая нагрузка; малые предприятия.

Одним из приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации является обеспечение баланса интересов между государством и налогоплательщиками. Со стороны государства ожидается рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, сокращение процессно-функциональных расходов в организации работы фискальных органов, формирование налоговой системы, позволяющей увязать стратегические цели развития страны с имеющимися механизмами налогового воздействия. С другой стороны, предоставляя налогоплательщикам налоговые преференции, снижая общий уровень налоговой нагрузки, государство вправе рассчитывать на цивилизованное поведение субъектов предпринимательства -легализацию бизнеса, использование высвободившихся за счёт снижения налоговой нагрузки ресурсов на социально-инвестиционное развитие.

Налоговое стимулирование и поддержка малого бизнеса должны сопровождаться комплексом результирующих эффектов:

- социальный эффект - обеспечение занятости части населения; создание новых рабочих мест; рост доли экономически активного населения, улучшение условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживание диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;

- финансовый эффект - финансовое самообеспечение предпринимательства и членов их семей, оплата труда наёмных работников;

- бюджетный эффект - поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;

- экономико-стимулирующий эффект - увеличение числа собственников, конкурентный отбор эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития; создание конкурентной среды для других форм бизнеса;

- инновационно-инвестиционный эффект - разработка и внедрение технологических, технических и организационных нововведений и инноваций; косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков.

При этом понятно, что налоговое стимулирование является только одной из форм государственной поддержки малого бизнеса.

Итак, снижение уровня налоговой нагрузки на любой вид деятельности должно сопровождаться приростом инвестиций в основной капитал и нематериальные активы, увеличением количества предприятий и предпринимательства, количества работников, занятых в этом бизнесе, значительным ростом поступлений в бюджетную систему.

Проанализируем долю налоговых поступлений от специальных налоговых режимов по видам экономической деятельности (ОКВЭД) по Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г. и динамику её изменений (табл. 1-2, рис. 1-3).

Т а б л и ц а 1

Доля налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в общем объёме налоговых платежей консолидированного бюджета России в период с 2006 по 2009 г. по основным видам экономической деятельности [1], %

Основные виды деятельности 2006 2007 2008 2009

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,15 8,11 12,09 11,17

Рыболовство, рыбоводство 1,23 2,03 3,63 3,55

Добыча полезных ископаемых 0,18 0,13 0,17 1.18

Обрабатывающие производства 0,91 0,92 1,10 1.21

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,30 0,37 0,47 0,42

Строительство 2,43 2,74 3,12 2,93

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования 5,76 10,65 9,10 10,83

Гостиницы и рестораны 11,0 11,33 9,52 11,35

Транспорт и связь 1,09 1,27 1,64 1,56

Финансовая деятельность 0,29 0,47 0,54 0,56

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,72 6,73 6,35 6,35

Всего (с учётом поступлений по прочим видам деятельности) 2,09 2,28 2,62 3,07

УСН

ЕНВД

ЕСХН

Рис. 1. Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых поступлений в целом по Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г. (рис. 1-3 составлены на основе данных ФНС РФ, форма № 1-НМ)

Рис. 2. Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых поступлений в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г.

12,00%

10,00%

8,00%

6,00%

4,00%

2,00%

0,00%

□ 2006

□ 2007

□ 2008 □ 2009

УСН

ЕНВД

ЕСХН

Рис. 3. Доля налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в общем объёме налоговых поступлений местных бюджетов Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г.

Из результатов анализа доли налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в общем объёме налоговых платежей консолидированного бюджета России в период с 2006 по 2009 г. по видам экономической деятельности хорошо видно, что наибольшая доля налоговых поступлений приходится на такие виды экономической деятельности, как: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования - 10,83% в 2009 г.; гостиницы и рестораны - 11,35% в 2009 г.; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,35% в 2008 и 2009 гг. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство также дают существенную долю налоговых поступлений в разрезе видов экономической деятельности, что объясняется большим охватом ЕСХН малого бизнеса в этой сфере.

Анализ динамики изменения доли налоговых поступлений по специальным налоговым режимам по видам экономической деятельности в общем объёме налоговых поступлений консолидированного бюджета России в период с 2006 по 2009 г. даёт неоднозначную картину. Так, в период 2007-2008 гг. наблюдается зна-

чительный прирост поступлений по виду экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - около 50% ежегодно, а в 2009 г. произошел спад; также существенный прирост поступлений имелся по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, транспорту и связи, строительству, предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг и даже в добыче полезных ископаемых. Активизация малого бизнеса в промышленных и добывающих отраслях могла происходить вследствие разукрупнения бизнеса. Хорошо прослеживается резкое снижение поступлений в 2009 г. после кризисного 2008 г. - по всем видам деятельности снизились темпы прироста поступлений, а по многим наблюдается отрицательный результат, например: обрабатывающие производства - 15,5%, строительство - 14,5%, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 25,66%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 15,78%.

Рассмотрим далее показатели деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации и их вклада в экономику страны.

Т а б л и ц а 2

Показатели деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации с 2005 по 2008 г.

и их вклад в экономику страны [2]

Показатель 2005 2006 2007 2008

Количество малых предприятий, ед. 979 267 1 032 809 1 137378 1 335 019

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. 8 045 8 583 9 239 10 366

Среднесписочная численность работников малых предприятий (общая), тыс. чел. 8 934 9 469 10 157 11 342

Оборот малых предприятий, млрд руб. 9 613 12 099 15 469 18 685

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в фактических ценах, млн руб. 120 469 171 322 259 074 472 299

Фонд начисленной заработной платы работников (включая совместителей), млн руб. 563 795 727 442 1 095 819 -

Отгружено товаров, выполнено работ и услуг в фактических ценах, млрд руб. 2 533,5 3 326,8 4 845,8 -

Доля общей численности работников микро- и малых предприятий в численности занятых в экономике, % 13,4 14,1 15,0 16,6

Доля списочной численности работников (без совместителей) микро- и малых предприятий в списочной численности работников всех предприятий, % 16,7 17,8 18,9 21,0

Доля отгруженных товаров, выполненных работ и услуг микро-и малых предприятий в ВВП, % 11,7 12,4 14,7 -

Доля фонда начисленной заработной платы работников малых предприятий в фонде начисленной заработной платы всех предприятий, % 11,4 11,9 13,7 -

Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в инвестициях в основной капитал за счет всех источников финансирования на всех предприятиях, % 3,3 3,6 3,9 5,4

Как видно из табл. 2, доля общей численности работников микро- и малых предприятий по отношению к общей численности работников, занятых в экономике страны, возросла с 13,4% в 2005 г. до 16,6% в 2008 г. Увеличилась и доля фонда начисленной заработной платы работников микро- и малых предприятий в общем фонде начисленной заработной платы всех предприятий России с 11,4% в 2005 г. до 13,7% в 2007 г. Существенный прирост доли инвестиций в основной капитал от предприятий малого бизнеса в общем объёме инвестиций в стране наблюдался в 2008 г. - 5,4% (для сравнения в 2005 г. - 3,3%).

По количеству малых предприятий, действующих в России в 2008 г., наибольшая доля представлена

оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов лично -го пользования - 42,4%, далее следуют операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,5%, строительство - 11,9%, обрабатывающие производства - 10,7%. При этом в динамике доля количества предприятий торговли и ремонта снизилась с 45,8% в 2005 г. до 42,4% в 2008 г., хотя абсолютное их количество возросло с 42448,8 тыс. ед. до 571,9 тыс. ед., также уменьшилась доля обрабатывающих производств с 12,3% в 2005 г. до 10,7% в 2008 г. Количественная доля строительных малых предприятий, предприятий, занятых в сельском, лес-

ном хозяйстве, практически не изменилась в анализируемый период.

Анализ оборота малых предприятий России по видам экономической деятельности показывает, что значения показателей наибольшего оборота находятся в тесной корреляции со значениями показателей по числу малых предприятий России. Так, в 2008 г. доля предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования составила 67,4% от всего оборота предприятий малого бизнеса, доля строительства - 9,1%, операций с

Сравнительный анализ данных, представленных в табл. 3 и 4, показывает, что налоговая нагрузка на малый бизнес существенно ниже налоговой нагрузки на средние и крупные предприятия. Например, такие виды, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования при уплате налогов на основе специальных налоговых режимов имели налоговую нагрузку в 2008 г. 0,76%, а при общем - 8,35%; вид деятельности «гостиницы и рестораны» соответственно 1,23 и 12,93%.

Можно сделать вывод в существенном налоговом послаблении, предоставленном Правительством Российской Федерации малому бизнесу. Однако ожидаемых существенных эффектов от малого бизнеса экономика страны не получила. Хотя и наблюдаются прирост доли инвестиций в основной капитал, увеличение количества занятых в малом бизнесе, имеется прирост регистрации малых предприятий, эти показатели не сопоставимы с вкладом малых предприятий в развитых зарубежных странах.

недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 6,6%, обрабатывающих производств - 9,8%. Из суммарного оборота обрабатывающих производств в 2008 г. - 1831,1 млрд руб., производство пищевых продуктов составило 316,7 млрд. руб., металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 184,9 млрд руб., производство машин и оборудования - 184,1 млрд руб., производство электрооборудования, оптического оборудования - 157,8 млрд руб., целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность - 157,7 млрд руб.

Доля поступлений от специальных налоговых режимов также крайне мала. Так, доля поступлений по упрощенной системе налогообложения в 2009 г. в общем объёме налоговых поступлений (без учета поступлений по единому социальному налогу) консолидированного бюджета РФ составила всего 1,74%, по единому налогу на вменённый доход - 1,02%. И хотя наблюдается прирост поступлений с 1,03% в 2006 г. по УСН и с 0,98% в 2006 г. по единому налогу на вменённый доход, этот прирост не существенен. Значение долей налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вменённый доход в консолидированных бюджетах РФ более значительно. В 2009 г. доля поступлений по упрощенной системе налогообложения в общем объёме налоговых поступлений (без учета поступлений по единому социальному налогу) консолидированного бюджета субъекта РФ составила 2,43%, по единому налогу на вменённый доход - 1,52%. Те же показатели в общем объёме налоговых поступлений (без учета ЕСН) местных бюджетов РФ в 2009 г. составляли по УСН - 2,04%, по единому налогу на вменённый доход - 7,87%.

Т а б л и ц а 3

Налоговая нагрузка на малые предприятия России в период с 2006 по 2008 г. по видам экономической деятельности,

% к ВВП [1, 3]

Основные виды деятельности 2006 2007 2008

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,16 0,22 0,26

Рыболовство, рыбоводство 0,17 0,26 0,37

Добыча полезных ископаемых 0,09 0,08 0,09

Обрабатывающие производства 0,15 0,16 0,18

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,06 0,07 0,08

Строительство 0,38 0,46 0,48

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 0,74 0,81 0,76

Гостиницы и рестораны 0,98 1,18 1,23

Транспорт и связь 0,17 0,20 0,23

Финансовая деятельность 0,28 0,51 0,61

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,65 1,20 1,34

Т а б л и ц а 4

Налоговая нагрузка на экономику России в период с 2006 по 2008 г. по видам экономической деятельности, % к ВВП [1, 3]

Основные виды деятельности 2006 2007 2008

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,65 2,71 2,19

Рыболовство, рыбоводство 14,25 12,87 10,06

Добыча полезных ископаемых 52,72 63,02 54,83

Обрабатывающие производства 16,94 17,78 16,25

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 18,86 19,39 16,90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство 15,85 16,64 15,31

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12,78 7,64 8,35

Гостиницы и рестораны 8,87 10,45 12,93

Транспорт и связь 15,58 15,56 13,88

Финансовая деятельность 98,39 107,33 113,08

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 13,87 17,81 20,48

Таким образом, в целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. По нашему мнению, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по кото-

рым следует предоставлять налоговые преференции. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, ЖКХ, промышленность. При этом особое внимание и особо льготное налогообложение должно предоставляться малому инновационному бизнесу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: официальный сайт. Форма № 1-НОМ. Электрон. дан. М., 2009. иЯЬ: http://www.nalog.ru

2. Статистический сборник. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга,

Центрального Федерального округа и России в целом по данным официальной статистики (2005-2009 гг.). ИЯЬ: http://www.giac.ru

3. Федеральная служба государственной статистики. Раздел ВВП. ИЯЬ: http://www.gks.ru

Статья представлена научной редакцией 24 июля «Экономика» 24 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.