Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации'

Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьянова Ю.С.

В работе рассмотрен ряд основных налоговых льгот, используемых для стимулирования инновационной деятельности в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации»

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гурьянова Ю.С.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В работе рассмотрен ряд основных налоговых льгот, используемых для стимулирования инновационной деятельности в РФ.

Ключевые слова налоговое стимулирование, инновационная деятельность, налог на прибыль, инвестиционный налоговый кредит.

Несмотря на внешние санкции, в настоящее время в России сохраняется низкий уровень инновационной активности, поэтому в масштабах страны эффект от инновационной деятельности практически незаметен.

Очевидно, что государство должно стимулировать инновационную деятельность, поддерживать наукоемкие отрасли экономики, создавать новые действенные механизмы, способствовать укреплению инвестиционного климата, а также осуществлять другие меры по поддержке и стимулированию инновационного развития экономики страны. Для достижения данных целей постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Государственная Программа) разработана и утверждена Государственная Программа [1].

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары / услуги или товары / услуги с новыми качествами.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов.

Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций приводит к научно-техническому лидерству. Оно проявляется в:

- расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.);

* Студент.

- увеличении экспорта готовых новшеств;

- широком оказании научно-технической инновационной помощи другим странам.

Экономический рост, достигается путем развития инновационной системы страны и инвестиций в человеческий капитал, что является одним из приоритетов развития нашей страны.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в области инновационной деятельности и модернизации, сформированы и утверждены государственные программы, направленные на развитие промышленности, развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также направленные на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики, сформированные с приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.

Важным условием достижения этих целей является реализация Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, предполагающей перевод к 2020 году экономики Российской Федерации на инновационный путь развития, и утвержденных Президентом Российской Федерации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

В ходе реализации подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» Государственной Программы предусматривается поддержка регионов - инновационных лидеров, в том числе путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень из 25 инновационных территориальных кластеров, которые располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности. Такие кластеры характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, и высокого научно-технического потенциала исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера. Основными направлениями, по которым в пилотных программах развития кластеров запланировано достижение значительных результатов, являются развитие сектора исследований и разработок, производственной и инвестиционной деятельности [2].

Одна из основных форм поддержки и стимулирования инновационной деятельности это особая налоговая политика государства.

В основных направлениях налоговой политики на протяжении ряда лет реализуются меры по совершенствованию налогообложения и стимулирования инновационной деятельности.

В целях стимулирования инновационной деятельности правительством Российской Федерации, внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в главы «Налог на прибыль организаций», «Налог на добавленную стоимость» и «Упрощенная система налогообложения» по следующим налогам:

- по налогу на прибыль;

- инвестиционный налоговый кредит;

- по налогу на добавленную стоимость;

- для инновационных компаний, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- упрощенная система налогообложения.

Рассмотрим более подробно льготы по налогу на прибыль и инвестиционный налоговый кредит, а также ускоренный порядок амортизации и учет расходов на научные исследования, и опытно-конструкторские разработки. Проще говоря, стандартные налоговые льготы для всех инновационных организаций.

1. Налог на прибыль.

В главе 25 Налогового кодекса РФ регламентирован федеральный налог на прибыль организаций. Так, в пункте 2 статьи 262 определен четкий перечень расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) для целей налогообложения в виде налога на прибыль. Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-Ф3 Налоговый кодекс РФ был дополнен статьей 267.2, которая формирует в налоговом учете резерв предстоящих расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что позволяет распределять расходы на эти цели по налоговому периоду, одновременно перераспределяя суммы уплачиваемого налога.

Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования. В пп. 14 п.1 ст. 251 НК РФ, указано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов [3].

2. Инвестиционный налоговый кредит.

Важным механизмом стимулирования инновационной деятельности является инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК), который является формой отсрочки уплаты налога на прибыль, региональных и местных налогов.

В соответствии со статьей 67 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, осуществляющей внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов сроком до пяти лет по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Порядок использования ИНК выглядит примерно так:

1. Компания заключает с контролирующими органами договор об инвестиционном налоговом кредите и определяет в нем индивидуальный порядок уменьшения налоговых платежей.

2. Затем, каждый отчетный период организация начисляет налог, но при этом перечисляет его в сокращенном размере, не менее 50 % причитающейся к уплате суммы.

3. Уменьшение производится по каждому платежу до тех пор, пока отложенная сумма налога не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

4. После чего происходит постепенное погашение налоговых обязательств и выплата процентов за предоставленную рассрочку.

Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

- внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, - на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

- НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, -на сумму, составляющую не более 30 % стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

3. Ускоренный порядок амортизации.

Согласно статье 259.3 Налогового кодекса РФ применяются повышающие (понижающие) коэффициенты к норме амортизации. В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности предприятие сможет перенести стоимость основного средства в расходы в 3 раза быстрее.

Согласно пункту 3 статьи 257 и пункту 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ амортизация ряда «инновационных» нематериальных активов (далее -НМА) срок полезного использования на срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, налогоплательщик вправе самостоятельно определить

срок полезного использования, который не может быть менее двух лет, что позволит включить в расходы в течение 25 месяцев.

4. Льготы при учете расходов на НИОКР.

Любой инновационной компании актуально, что расходы на изобретательства и экспериментальные разработки, независимо от результата, в полной мере разрешается учитывать в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Постановлением Правительства РФ определен исчерпывающий перечень особых видов НИОКР на фактические затраты которых применяется коэффициент 1,5 [4]. С 2012 года расходы на НИОКР признаются в налоговом учете единовременно. Главное, чтобы работы или их отдельные этапы были завершены, а значит, подписан акт сдачи-приемки.

Таким образом, анализ действующего законодательства показал, что предприятия сферы инноваций находятся на особом счету у государства. И законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций и поддержку активности предприятий в данной области. Роль налоговых льгот заключается в поддержании спроса на инновационную продукцию и привлечение инвестиций в новые технологии.

Не стоит забывать, что налоговое стимулирование является лишь одним из факторов создания среды, успешно поддерживающей инновации.

Помимо этих, общепринятых налоговых льгот, есть еще и другие государственные преференции. Это и особые экономические зоны - масштабный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм. И территории опережающего развития (удостоившиеся принятия специального Федерального закона в конце 2014 года - №473-ФЗ).

Список литературы:

1. Официальный портал Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы:р://есопо-my.gov.ru.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2.

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.