Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской экономике на примере Свердловской области'

Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской экономике на примере Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кежун Л.А., Нилова А.С.

В статье представлен результат проведенного анализа имеющейся зарубежной практики налогового стимулирования инновационной деятельности. Выявлены особенности налогообложения инновационной деятельности в Российской Федерации. Сформулированы направления развития инновационной деятельности в Свердловской области. Кроме того, приведены варианты налоговых льгот, которые возможно установить на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAX STIMULATION OF INNOVATION ACTIVITY IN THE RUSSIAN ECONOMY ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION

The article presents the results of analysis of the foreign practice of tax stimulation of innovation activity. Peculiarities of taxation of innovative activity in the Russian Federation. Defines directions of development of innovative activity in the Sverdlovsk region. In addition, it presents options tax benefits, which may be set at regional level.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Российской экономике на примере Свердловской области»

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кежун Л.А., Нилова А.С.

В статье представлен результат проведенного анализа имеющейся зарубежной практики налогового стимулирования инновационной деятельности. Выявлены особенности налогообложения инновационной деятельности в Российской Федерации. Сформулированы направления развития инновационной деятельности в Свердловской области. Кроме того, приведены варианты налоговых льгот, которые возможно установить на региональном уровне.

THE TAX STIMULATION OF INNOVATION ACTIVITY IN THE RUSSIAN ECONOMY ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION

L.A. Kezhun, A.S. Nilova

The article presents the results of analysis of the foreign practice of tax stimulation of innovation activity. Peculiarities of taxation of innovative activity in the Russian Federation. Defines directions of development of innovative activity in the Sverdlovsk region. In addition, it presents options tax benefits, which may be set at regional level.

В рамках налоговой политики большинства развитых стран применяется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. Это подтверждает и то, что с 2011 года в налогообложении Российской Федерации появились конкретные льготы для организаций, осуществляющих НИОКР.

Прежде всего, раскроем сущность понятия «инновационная деятельность».

Изучив точки зрения, представленные в литературе, и обобщив их, мы выявили различные грани понятия «инновации»:

• Инновация представляет собой конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности в определенной сфере.

• Инновация как благо по своим определенным характеристикам отличается от предшествующих аналогов.

• Инновация создается с целью получения экономического, управленческого, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Таким образом, в широком смысле слова «инновация» - это конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности людей, не похожий на предшествующие аналоги, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта или усовершенствованного технологического процесса, созданный с целью по-

Кежун Л.А.,

лучения экономического, управленческого, экологического или другого вида эффекта.

Инновационная же деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, освоению, производству, внедрению и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как предел инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.

В экономической науке под «инновационной деятельностью» понимается деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей - реализацию инноваций [1, с. 50].

Условия налогообложения инновационной деятельности в разных странах различаются в зависимости от конкретной страны и часто от региона. Различны типы применяемых льгот и их окончательная форма. При этом меры таможенного и бюджетного стимулирования применяются весьма ограниченно. В целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования механизмов налогового стимулирования в научно-технической политике развитых стран.

Изучив и обобщив меры налогового стимулирования инновационной деятельности, применяемые в ряде развитых или развивающихся стран, можно заключить, что в настоящее время активно применяются меры стимулирования инновационной деятельности в виде налоговых льгот. Основные используемые виды льгот:

• налоговый вычет в размере более 100% от размера фактически осуществлен-

Нилова А. С.

ных затрат. Налоговый вычет может быть объемным или приростным. В первом случае дополнительный размер вычета рассчитывается как доля от фактических расходов на научно-техническую деятельность текущего периода, во втором - как доля от прироста фактических расходов на такую деятельность по сравнению с предыдущим периодом. Данную льготу использует большинство развитых стран;

• отнесение к текущим затратам полностью или частично расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях (амортизационная премия);

• ускоренная амортизация (с применением коэффициентов);

• обложение прибыли по пониженным ставкам;

• «налоговые каникулы» - представляют собой освобождение от уплаты ряда налогов на определенный период;

• льготные ставки социального или подоходного налогов с заработной платы научно-технического персонала, частичные освобождения от таких налогов.

Проведем анализ особенностей налогообложения инновационной деятельности в Российской Федерации.

Прежде всего, следует отметить, что в России довольно низкий уровень инновационной активности предприятий. Так, например, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего числа российских промышленных компаний. Для сравнения: в Германии их доля равнялась 69,7%, в Ирландии - 56,7%, в Бельгии - 59,6%, в Эстонии - 55,1%. В России низка и интенсивность затрат на технологические инновации, которая составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции - 5,5%, в Германии - 4,7%).

В Российской Федерации отсутствует специальное законодательство в отношении инновационной деятельности. Это является одной из основных причин отсутствия

масштабных мер стимулирования инновационной деятельности через налоговые льготы. Все налоговые льготы прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации, и их не так уж и много, в то время как опыт развитых стран свидетельствует о том, что система налоговых льгот для инвестиционных компаний может быть эффективно использована для стимулирования роста инвестиций частных компаний в инновационные проекты.

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих НИОКР, предусмотрены при уплате разных налогов. Рассмотрим подробнее льготы, которые предусмотрены по налогу на прибыль организации и по налогу на имущество организаций.

Глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» устанавливает специальный порядок учета расходов на НИОКР, а также особые правила амортизации основных средств. Во-первых, затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (в группу прочих расходов) и, следовательно, уменьшают размер полученных доходов, подлежащих налогообложению. Они подразделяются на две группы:

1. Расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Эти расходы признаются для целей налогообложения в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) организации. Сумма отчислений на формирование этих фондов для определения предельной величины (включаемой в расходы) определяется нарастающим итогом с начала налогового периода [2].

2. Расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в

частности, расходы на изобретательство. Данные расходы должны быть осуществлены либо организацией-налогоплательщиком собственными силами для собственных нужд, либо на основании договоров, по которым организация выступала в качестве заказчика. Они включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 1 года, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором НИОКР (или их отдельные этапы) были завершены.

Расходы на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов. Таким образом, можно учесть все расходы, независимого от того, дали они положительный результат или нет. С 2009 г. введено положение, по которому расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 [3]. Данная льгота является популярной мерой поддержки инновационной активности в других странах. Теперь она может применяться и в Российской Федерации, правда, пока для ограниченного перечня работ [2].

С 2008 года в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации можно применять специальный коэффициент, но не более 3. Его применение позволит предприятию увеличить суммы начисленной амортизации и, соответственно, перераспределить денежные потоки в отношении уплачиваемого налога на прибыль в пользу будущих периодов.

Кежун Л.А.

Начиная с 2009 года, налогоплательщики могут применять 30% амортизационную премию (возможность списать до 30% первоначальной стоимости основного средства или капитальных затрат в текущем периоде) (пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ). Премия распространяется на любые основные средства со сроком полезного использования от 3 до 20 лет (3 - 7 амортизационные подгруппы). Однако на затраты на НИОКР капитального характера, то есть те, которые привели к формированию нематериального актива, премия не распространяется.

Льготы по налогу на имущество организаций претерпели изменения в последние несколько лет. Для научных организаций (включая государственные научные центры) отменена льгота, ранее установленная Налоговым кодексом, согласно которой они не платили налог на часть имущества. При этом освобождение (полное или частичное) по уплате этого налога имеют право предоставить региональные власти, поскольку данный налог является региональным, и в компетенции законодательных органов субъектов РФ установить льготы для отдельных налогоплательщиков.

Проанализировав меры налогового стимулирования, применяемые в России, и по другим налогам и сборам, можно отметить, что в нашей стране реализован ряд налоговых льгот, применяемых в мировой практике:

• ускоренная амортизация основных средств, используемых при выполнении НИОКР (коэффициент до 3, что является высоким значением);

• амортизационная премия 30% на все основные средства со сроком полезного использования 3 - 20 лет;

• увеличенный налоговый вычет по текущим расходам на определенные виды НИОКР (150%);

• возможность списания стоимости электронно-вычислительной техники полностью в текущем периоде для экспортно-

, Нилова А. С.

ориентированных компаний-разработчиков программного обеспечения;

• пониженные ставки по страховым взносам;

• льготы по налогу на добавленную стоимость. При этом по результатам проведенного анализа опыта зарубежных стран льготы по налогу на добавленную стоимость в других странах не выявлены;

• льготы по налогу на имущество и земельному налогу.

Перейдем к рассмотрению налогового стимулирования инновационной деятельности в Свердловской области.

По развитию научно-технического потенциала Свердловская область занимает одно из ведущих мест в России:

• по объему отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации -на предприятиях Свердловской области доля инновационной продукции в отгрузке составляет 10,1%;

• академическая наука региона представлена 22 институтами Уральского отделения РАН. В Свердловской области работает 31 высшее учебное заведение. Отраслевая наука представляет собой разветвленную сеть научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций различного профиля - в общей сложности 92 учреждения.

Государственная инновационная политика является неотъемлемой частью государственной социально-экономической политики Свердловской области. Главной целью долгосрочного (до 2015 года) развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в Свердловской области является создание в регионе эффективно действующего инновационного комплекса, способного обеспечить укрепление позиций региона на мировом и отечественном рынках сырья и технологий, в том числе за счет активного импортозамещения.

Инновационная деятельность рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития Свердловской области, обязательное условие сохранения и инструмент мобилизации ее научно-технического потенциала для решения проблем региона.

Основные задачи инновационного развития:

• ускорение процессов модернизации технологической базы производства, повышение устойчивости его развития;

• обеспечение экономике области конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных для региона результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Инфраструктура инновационной деятельности Свердловской области объединяет 6 бизнес-инкубаторов, 2 венчурных фонда, 3 центра трансфера технологий, 10 региональных промышленных центров, ряд центров стандартизации, метрологии, сертификации, организации, занимающиеся защитой интеллектуальной собственности, 10 технопарковых площадок на крупных промышленных предприятиях, академических институтах и университетах, в том числе [5]:

1) 4 научно-внедренческих парка, созданных на базе научных организаций и объединяющих предприятия, внедряющие результаты научно-исследовательских работ:

• научно-производственный парк «ТЕХ-НОМЕТ» - «Энергосберегающие технологии в металлургии и машиностроении», созданный на базе металлургического корпуса ОАО «Центральный научно-исследовательский институт металлургии и материалов»;

• некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический центр «Академический», созданное на базе Уральского отделения Российской академии наук;

• автономная некоммерческая организа-

ция «Управляющая компания «Уральский горнопромышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра», созданная на базе Уральского государственного горного университета;

• Уральский лесной технопарк, созданный на базе Уральского государственного лесотехнического университета;

2) 6 промышленных технопарков, созданных на площадях промпредприятий и объединяющих организации, специализирующиеся на опытно-конструкторских разработках и выпуске продукции для нужд крупных промышленных предприятий:

• технопарк «Высокие технологии машиностроения» на базе ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ»;

• некоммерческое партнерство «Управляющая компания Технологического парка «Приборостроение» на базе ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики им. академика Н.А. Семихатова»;

• технопарк «Аверон» на базе ООО «ВЕГА-ПРО»;

• технопарк «Высокогорский» на базе ООО «Высокогорский механический завод»,

• ЗАО «Технопарк» в городе Заречном;

• индустриальный химический парк «Тагил» в городе Нижний Тагил на базе ОАО «Уралхимпласт».

Во время своего визита в Свердловскую область 18 ноября 2010 года премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин поддержал проект Свердловской области по созданию особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) промышленно-производствен-ного типа «Титановая долина».

Реализация данного проекта имеет основной целью развитие в Свердловской области новых высокотехнологичных производств путем предоставления резидентам ОЭЗ «Титановая долина» максимальных привилегий и льгот, таких как льгота по налогу на прибыль в части снижения региональной ставки до 13,5% вместо 18%, освобождение от налога на имущество на 10 лет в том слу-

Кежун Л.А.

чае, если оно будет приобретено уже после получения компаниями статуса резидента.

Приоритетными отраслями и видами деятельности, развитие которых целесообразно на территории ОЭЗ, определены: авиастроение, машиностроение, энергомашиностроение, химическое машиностроение, механообрабатывающее производство, литейное производство, приборостроение.

Создание особой экономической зоны на территории Свердловской области будет способствовать росту валового регионального продукта, экспорта из региона и росту иностранных инвестиций. Также результаты финансово-хозяйственной деятельности резидентов ОЭЗ позволят увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В химическом комплексе Свердловской области реализуются инновационные проекты, направленные на подъем региональной и российской экономики, а также привлечение к сотрудничеству иностранных партнеров.

ОАО «Уралхимпласт» реализует комплексный проект «Создание химического кластера на территории Свердловской области - Химический парк «Тагил».

Проект «Химический парк "Тагил"» в полном объеме отвечает приоритетам и основным задачам развития химического производства, определенных Стратегией, и предусматривает создание полноценного индустриального комплекса, состоящего из химических производственных, торговых и сервисных предприятий.

Цель проекта - создание полноценного индустриального химического парка, аналогичного европейским, стержневым направлением которого будет являться химическая отрасль.

Основой социально-экономической политики в Свердловской области является развитие области путем перехода на инновационную экономику, приоритетом которой станет создание конкурентоспособной высокотехнологичной наукоемкой продукции.

В целях повышения наукоемкости произ-

, Нилова А. С.

водства на предприятиях Свердловской области и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, создания благоприятных материально-технических и организационных условий Правительством Свердловской области принята областная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы. Планируемые результаты программы:

1) создание к 2015 году (нарастающим итогом за 2011 - 2015 годы) производства научно-технической продукции в сфере на-нотехнологий объемом производства не менее 10000 млн. рублей;

2) получение (в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) к 2015 году (нарастающим итогом за 2011 - 2015 годы) не менее 24 новых продуктов (объектов коммерциализации) в сфере нанотехнологий;

3) получение в результате выполнения работ на стадии фундаментальных исследований к 2015 году (нарастающим итогом за 2011 - 2015 годы) не менее 40 новых научно-технических продуктов в области фундаментальной науки;

4) создание не менее 500 рабочих мест в сфере наноиндустрии (нарастающим итогом с начала реализации Программы);

5) создание организациями, реализующими проекты в сфере фундаментальной науки, не менее 125 новых рабочих мест (нарастающим итогом с начала реализации Программы).

Таким образом, Свердловская область по научному и кадровому потенциалу занимает ведущее место в России - в сфере науки и научного обслуживания занято порядка 30 тысяч человек. Научные интересы ученых области охватывают все приоритетные направления развития науки, технологий и техники России и Свердловской области. На Урале сложились и окрепли научные школы, получившие известность не только в России, но и мировое признание.

Проведя анализ возможных к примене-

нию налоговых льгот на региональном уровне, было выявлено, что в целом роль регионального участия в установлении льгот по налогам в последние годы усилилась: субъекты Российской Федерации могут установить пониженные ставки по налогу на прибыль (максимально снизить до 15, 5% вместо 20%), освободить от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, установить льготу по уплате транспортного налога. И по Свердловской области эти возможности имеются в арсенале Правительства области и частично реализуются. Например, по налогу на имущество организаций.

В то же время налоговое законодательство в Российской Федерации формируется в основном на федеральном уровне. Региональные власти имеют ограниченный объем компетенций по созданию налоговых

льгот в рамках, установленных на федеральном уровне. При этом установление налоговых льгот логично сопровождается снижением налоговых поступлений в бюджет, что является сдерживающим фактором для введения налоговых льгот. В связи с этим можно констатировать, что налоговые льготы представляют собой один из элементов механизма стимулирования инновационной деятельности в российской экономике. Налоговые льготы в целях стимулирования инновационной деятельности применяются особенно активно с 2011 года, они носят адресный характер, что является положительным. Однако налоговые льготы не являются единственным стимулирующим фактором инновационной деятельности, что необходимо учесть в государственной политике, направленной на стимулирование инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. М: СПБ ГИЭА, 2003. 286 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" / http://base.garant.ru/12188178/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая . М: ОМЕГА-Л, 2012. 704 с.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" / http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126757

5. Петров А.Ю. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и науки Свердловской области от 01.08.2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.