DOI: 10.6060/ivecofin.2021482.534 УДК: 266.6
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
ГРАЖДАН
С.В. Фрумина
Светлана Викторовна Фрумина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский проспект 49, Москва, 125167, Россия E-mail: [email protected]
Цель статьи заключается разработке предложений по адаптации наиболее релевантных механизмов налогового стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан, используемых в мировой практике.
Налоговое стимулирование рассматривается как дополнительное преимущество для получателя пенсии в виде налоговых льгот, которое позволяет повысить мотивацию будущих пенсионеров в формировании пенсионных накоплений на добровольных началах.
В статье приводятся аргументы, подтверждающие недостаточную вовлеченность населения Российской Федерации в добровольное финансирование пенсий, рассматриваются инструменты налогового регулирования в виде налоговых льгот на страховые взносы, инвестиционные доходы и страховые выплаты (пенсии застрахованных), применяемые в зарубежных странах. Проведенный анализ позволяет критически осмыслить существующие в мировой практике подходы к налогообложению добровольных пенсионных накоплений и сформировать собственную позицию по целесообразности формирования будущей пенсии.
Автором рассмотрены ключевые вариативные компоненты пенсионных планов и определены наиболее востребованные в зарубежных странах пенсионные продукты, изучение которых может быть полезно при разработке нормативной правовой документации, регламентирующей порядок и процедуры формирования накопительной пенсии в Российской Федерации.
При написании статьи использовались методы сравнительного анализа, индукции и дедукции, графический метод визуализации данных. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования разработанных предложений по налоговому стимулированию добровольных пенсионных накоплений при реализации финансовой политики государства.
Ключевые слова: накопительные пенсии, добровольные страховые взносы, пенсионные планы, налоговые льготы, дополнительная пенсия, добровольные пенсионные взносы, доход, полученный с пенсионных накоплений, инвестиционный доход.
TAX INCENTIVES FOR VOLUNTARY PENSION ACCOUNTS
S.V. Frumina
Svetlana V. Frumina
Financial University under the Government of the Russian Federation, Leningradsky prospect 49, Moscow,
125167, Russia
E-mail: [email protected]
The purpose of the article is to develop proposals for adapting the most relevant mechanisms of tax incentives for citizens' voluntary pension savings used in international practice.
Tax incentives are considered as an additional advantage in the form of tax benefits, which can increase the motivation for pension formation.
The article substantiates the need to increase the motivation of citizens to form voluntary pension savings. The author provides arguments confirming the insufficient Russian citizens' involvement in the voluntary formation of pensions. The paper examines the instruments of tax regulation - tax benefits and preferences (for insurance premiums, investment income and pensions of the insured), used in foreign countries. The analysis made it possible to determine the existing in the world approaches to voluntary pension savings taxation. The author considers the key components of pension plans and identifies the most popular pension products in foreign countries.
The methods of comparative analysis, induction and deduction, and the graphical method were used in this paper. The practical significance of the article lies in the possible use of the developed proposals in the state financial policy implementation.
Keywords: funded pensions, voluntary insurance contributions, pension plans, tax benefits, additional pension, voluntary pension contributions, income received from pension savings, investment income.
Для цитирования:
Фрумина С.В. Налоговое стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. № 02(48). С.51-58. DOI: 10.6060/ivecofin.2021482.534 For citation:
Frumina S.V. Tax incentives for voluntary pension accounts. Ivecofin. 2021. № 02(48). С.51-58. DOI: 10.6060/ivecofin.2021482.534 (in Russian)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Российская Федерация находится на этапе серьезных трансформаций в области пенсионного обеспечения граждан. На экспертизу передан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения» где основная роль отводится гарантированному пенсионному плану (Г1III), участники которого могут на добровольной основе формировать пенсионные накопления. Нововведения, которые предлагаются проектом вышеназванного закона, касаются возможности изменения страховых взносов, изменения НПФ, отказа от участия в ГПП и др.
Согласно ст.12 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» граждане Российской Федерации и сегодня имеют право уплачивать дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации целях увеличения накопительной пенсии на добровольных началах. Несмотря на предоставленную государством возможность, граждане неохотно вкладывают денежные средства в пенсионную систему.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросам добровольного пенсионного обеспечения посвящено большое количество трудов отечественных и зарубежных исследователей. Отдельные работы по оценке вовлеченно-
сти граждан в программы добровольных пенсионных накоплений, опубликованы ОЭСР [7], детальные исследования проводятся университетами [12], отдельные вопросы освещаются на сайтах профильных министерств и ведомств. Однако на сегодняшний день проблема достойного пенсионного обеспечения граждан во многих странах остается нерешенной, несмотря на успешный опыт многих зарубежных стран. Сохраняет актуальность исследование данной проблемы и в Российской Федерации, где только незначительная часть населения вовлечена в добровольные пенсионные планы.
По оценкам Левада-центр, количество граждан, готовых увеличить добровольное финансирование пенсионных накоплений составляет порядка 37% (рис. 1).
По факту, в 2019 г. только 10% россиян сформировали дополнительные отчисления на будущую пенсию [6], в то время как в аналогичный период в зарубежных странах доля населения, формирующая добровольные пенсионные накопления, была гораздо выше (Чехия 52,6%, Германия 70,7% и т.д.) (табл. 1).
Среди ключевых причин, сдерживающих развитие института добровольного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, респонденты называют следующие: отсутствие денег и недоверие к отечественной пенсионной системе, которая, в отличие от зарубежных стран законодательно не прописывает гарантии защиты пенсионных накоплений от инвестиционных рисков, ликвидации пенсионных организаций и др. [3, С.72].
45-54 лет
34-44 лет
25-34 лет
18-24 лет
66 5 11 52 6 5
66 7 80 7 5 7
61 13 8 8 21 7
51 12 16 7 5 9
63 9 10 7 3 2 6
0% 20% 40%
Не хотели бы ничего отчислять дополнительно Хотели бы отчислять 3-5% Хотели бы отчислять более 10% I Затрудняюсь ответить
60% 80% Хотели бы отчислять 1-2% Хотели бы отчислять 6-10% IЯ уже получаю трудовую пенсию
100%
Рисунок 1. Желание граждан самостоятельно формировать пенсионные накопления [5] Figure 1. The citizens willing to independently form pension savings
Таблица 1. Доля населения, включенного в программы добровольных пенсионных накоплений
[7, р.101]
Table 1. Voluntary pension plan coverage rates in selected OECD countries
Страна Пенсионные планы
Профессиональные Индивидуальные Всего
2013 2019 2013 2019 2013 2019
Австрия 15,1 Д 13,9 18,0 18,0
Бельгия 57,3 1 59,6
Канада 25,7 1 26,3 24,7 25,2
Чехия х х 66,2 I 52,6 66,2 52,6
Дания х х 22,4 1 18,0 22,4 18,0
Эстония х х 5,1 12,3 5,1 12,3
Финляндия 9,2 1 6,6 20,9 L 19,0 30,1 25,6
Франция 20,2 1 24,5 5,3 5,7
Германия 56,4 \ 57,0 35,2 I 33,8 33,8 70,7
Венгрия 18,5 \ 18,4
Италия 7,4 t 9,2 8,9 | 11,5 16,3 20,0
Мексика 1,7 1,7 1,7
Голландия х х 28,3 28,3 28,3 28,3
США 41,6 Д 40,8 22,0 \ 19,3 47,1
Новая Зеландия 7,2 Д 6,8 72,9 1 ( 74,8
Норвегия 22,3 26,7
Польша 1,4 1 1,6 66,6
Словакия х х 19,0 19,0
Испания 3,3 15,7 18,6 26,1
Швеция х х 36,0 JL 24,2 36,0 24,2
Корея х " 24,0 24,0
Великобритания 30,0 11,1 43,3 43,0
Примечание: "..." - нет данных;
- данные пенсионные планы не используются в стране.
Вместе с тем, правительством предпринимаются действия по стимулированию участия граждан в формировании дополнительных пенсионных накоплений путем регламентации процедуры (ст. 12 №56-ФЗ), установления повышающих пенсионных коэффициентов, возможности самостоятельного выбора суммы страховых взносов, периода выплат и т.д. Однако, как показывает практика, предпринятых государством мер недостаточно и признанная в мировом сообществе забота о пенсионном обеспечении, практически не реализуется в нашей стране.
Традиционно в мировой практике выделяют пенсионные планы, различающиеся по размерам страховых взносов, возможности досрочного снятия пенсионных накоплений и регулирования страховых выплат (рис. 2).
На рис. 2 приведены универсальные вариации отдельных компонентов пенсионных планов, в которые могут быть включены дополнительные требования, в том числе, возможность ежегодного повышения страховых выплат на определенно долю (Сингапур [9]), взимание штрафов с досрочных страховых выплат (США [8], Чили [10]) и др.
Самым распространенным пенсионным планом является план с ограничением страховых взносов, ограничением периода страховых выплат и отсутствием возможности передачи пенсионных накоплений выгодоприобретателю в случае смерти застрахованного.
Рисунок 2. Вариативные компоненты пенсионных планов Figure 2. Variable components of pension plans
В целях стимулирования привлечения дополнительных страховых взносов в пенсионную систему правительствами разных стран разрабатываются стимулирующие мероприятия в виде налоговых льгот (освобождения от налогов, снижения налоговой ставки, налоговых вычетов и налоговых зачетов). Данный стимулирующий инструмент применяется по-разному в зависимости от нормативной правовой регламентации, принятой в стране.
Укрупненно, все налоговые льготы, предоставляемые государствами разных стран в целях стимулирования добровольных пенсионных накоплений, можно разделить на три группы:
1. Налоговые льготы на страховые взносы;
2. Налоговые льготы на доход, полученный с пенсионных накоплений;
3. Налоговые льготы на страховые выплаты.
Комбинации групп налоговых льгот могут быть разные. Так, можно устанавливать налоговые льготы только на добровольно упла-
чиваемые страховые взносы, а можно учитывать налог, взимаемый со страховых взносов, исключая при этом налогообложение полученного дохода и пенсионных выплат. При выборе стимулирующих механизмов добровольных пенсионных накоплений граждан в виде налоговых льгот, важно учитывать, что в пенсионных планах могут быть установлены дополнительные требования к налогообложению, например, налогообложение единовременной выплаты пенсионных накоплений. Возможные комбинации налоговых льгот представлены в табл. 2.
Теоретически все возможные комбинации налоговых льгот могут применяться на прак-
тике, но фактически, судя по опыту стран с развитой системой добровольных пенсионных накоплений, можно выделить наиболее популярные из них:
1. Освобождение от налогообложения страховых взносов с уплатой налога с выплачиваемой пенсии при достижении пенсионного возраста (пенсионный план 2 табл. 2).
2. Уплата налога со страховых взносов, отсутствие налогов на доход, полученный путем инвестирования пенсионных накоплений, отсутствие налогообложения с суммы получаемой пенсии (пенсионный план 5 табл. 2).
Таблица 2. Возможные комбинации налоговых льгот при формировании пенсионных планов Table 2. Possible combinations of tax benefits when forming pension plans
Налоговые льготы на страховые взносы Налоговые льготы на доход, полученный с пенсионных накоплений Налоговые льготы на страховые выплаты
Пенсионный план 1 *
Пенсионный план 2 * *
Пенсионный план 3 * *
Пенсионный план 4 *
Пенсионный план 5 * *
Пенсионный план 6 *
В отдельных случаях формируется ошибочное мнение о равенстве льгот в отмеченных пенсионных планах (льгот, предоставляемых на величину страховых взносов и льгот, предоставляемых на величину получаемой пенсии). Очевидно, что в силу действия концепции «Стоимость денег во времени» более привлекательным с точки зрения получения дохода является пенсионный план, согласно которому налог уплачивается отложено с получаемой застрахованным пенсии. К тому же многие страны занижают ставку налога, взимаемого со страховых выплат (относительно налоговой ставки, устанавливаемой со страховых взносов), что обеспечивает дополнительные привилегии данной форме налогового стимулирования.
Практика зарубежных стран свидетельствует о распространении различных комбинаций налоговых льгот, что проиллюстрировано в табл. 3.
Как следует из представленной табл. 3, наиболее распространенными являются пенси-
онные планы с налоговыми льготами на страховые взносы и пенсионные накопления (Австрия, Канада, Финляндия, Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и др.).
В то же время, в различных странах законодательно предусмотрено установление дополнительных условий. Так, Бельгия предоставляет лимиты на удержание страховых взносов и определяет налог на единовременные выплаты в размере 10%; Португалия - лимит на формирование страховых взносов, 20% налог на единовременную выплату пенсионных накоплений за вычетом взносов; Швеция - ограничения по налоговым вычетам со страховых взносов, 20% налог на инвестиционные доходы, получаемые с пенсионных накоплений; США - лимит на формирование страховых взносов, 10% штраф за досрочное снятие денежных средств до достижения пенсионного возраста. В табл. 4 сгруппированы требования по уплате страховых взносов, учитываемые в зарубежных странах.
Таблица 3. Налогообложение пенсионных планов (Л-льгота, Н-налог) [8] Table 3. Pension plans taxation [8]
Страховые взносы Пенсионные накопления Страховые выплаты (пенсии)
Страна Подоходный налог Подоходный налог Другие налоги Подоходный налог / другие налоги
Инвестицион- Инвестицион- Стоимость накоплений Пенсион- Исходное значение
ные доходы ные доходы ный доход
Австралия Н Л Н Л Н Л
Австрия Л Л Л Л Н Н
Бельгия Л Л Л Н Н Н
Канада Л Л Л Л Н Н
Дания Л Л Н Л Н Н
Финляндия Л Л Л Л Н Н
Франция Н Л Л Л Н Н
Германия Л Л Л Л Н Н
Исландия Н Л Л Л Н Н
Ирландия Л Л Л Л Н Н
Япония Н Л Л Л Н Л
Люксембург Л Л Л Л Н Н
Голландия Л Л Л Л Н Н
Новая Зеландия Н Л Н Л Л Л
Норвегия Л Л Л Л Н Н
Португалия Л Л Л Л Н Н
Испания Л Л Л Л Н Н
Швеция Л Л Н Л Н Н
Швейцария Л Л Л Л Н Н
Великобритания Л Л Л Л Н Н
США Л Л Л Л Н Н
РЕЗУЛЬТАТЫ
Исходя из представленных данных можно утверждать, что налоговые льготы, предоставляемые государством, зависят от конкретного пенсионного плана и от проводимой государственной политики. На этапе становления механизмов добровольного пенсионного страхования целесообразно использовать налоговые льготы, обеспечивающие максимальную доходность пенсионных накоплений.
Принимая во внимание проведенный анализ налогового стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан и опыт зарубежных стран в этой области, следует отметить, что самым привлекательным пенсионным планом, благодаря которому пенсионеру будет обеспечен самый высокий уровень пенсионных накоплений, является план, при котором подоходный налог выплачивается со страховых взносов (расчет представлен в табл. 5)1.
1 При расчете учитывались следующие допущения: размер ежегодных страховых взносов 100 тыс. руб., период пенсионных накоплений - 10 лет, гарантированный инвестиционный доход 4%
Для дополнительного стимулирования привлечения добровольных пенсионных накоплений целесообразно установить на доход, перечисляемый на формирование добровольных пенсий (страховые взносы), льготу по НДФЛ. Такое решение позволит заинтересовать страхователей с одной стороны к формированию добровольных пенсионных накоплений, с другой - к снижению НДФЛ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ возможных вариаций применения налоговых льгот, устанавливаемых для добровольных пенсионных планов, показал, что государства в независимости от степени развития экономики, выбирают собственные механизмы налогового регулирования, включающие налоговые льготы и устанавливаемые налоговые ставки. В целях стимулирования добровольных пенсионных накоплений, применяются налоговые льготы, которые могут применяться к страховым взносам, инвестиционному доходу, страховым выплатам в их различной комбинации.
годовых. Инвестирование пенсионных накоплений после выхода на пенсию (по истечении 10 лет) не предусмотрено. Накопленная пенсия выплачивается единовременно.
Таблица 4. Особенности уплаты страховых взносов, формирующих добровольные пенсионные накопления граждан [8] Table 4. Special aspects of insurance contributions payments that form citizen voluntary pension [8]
Страна Уплата подоходного налога Лимит на величину страховых взносов Налоговые льготы на лимитированную сумму страховых взносов Ограничения по налоговым вычетам на страховые взносы
Австралия + - +
Австрия - + -
Бельгия - + -
Канада - - -
Дания - - -
Финляндия - + -
Франция + - -
Германия - + -
Исландия + - -
Ирландия - + -
Япония + - -
Люксембург - - - +
Голландия - - - +
Новая Зеландия + - -
Норвегия - - - +
Португалия - + -
Испания - - - +
Швеция - - - +
Швейцария - + -
Великобритания - - - +
США - + -
Таблица 5. Пример расчета пенсионных накоплений с учетом налоговых льгот Table 5. Example of calculating pension savings with tax benefits
Год Страховой взнос, тыс. РУб. Пенсионный план с учетом налогообложения пенсионных накоплений Пенсионный план с учетом налогообложения инвестиционных доходов Пенсионный план с учетом налогообложения страховых взносов
Инвестиционный доход, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб. Инвестиционный доход, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб. Инвестиционный доход, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб.
1 100 4 104 4 104 3,95 102,65
2 100 8,16 212,16 8,16 212,16 8,05 209,40
3 100 12,49 324,64 12,49 324,65 12,32 320,46
4 100 16,99 441,63 16,99 441,63 16,77 435,89
5 100 21,67 563,29 21,66 563,29 21,38 555,97
6 100 26,53 689,83 26,53 689,83 26,19 680,86
7 100 31,59 821,42 31,59 821,42 31,18 810,74
8 100 36,86 958,28 36,86 958,28 36,38 945,82
9 100 42,33 1100,61 42,33 1100,61 41,78 1086,30
10 100 48,02 1248,64 48,02 1248,64 47,40 1232,40
Итого пенсионных накоплений: 1086,31 1216,31 1232,40
В целях сдерживания единовременного изъятия пенсионных накоплений, применяются штрафы и повышенные налоговые ставки. Существуют также иные дестимулирующие добровольные пенсионные накопления инструменты, в частности ограничения на величину страховых взносов, лимиты на сумму налоговых вычетов и т.д. При всем многообразии налоговых инструментов, каждая страна выбирает для себя наиболее приемлемый вариант, позволяющий обеспечить дополнительный доход пенсионерам.
В ходе анализа было установлено, что наиболее привлекательной с точки зрения величины пенсионных накоплений, является пенсионный план 4 (табл. 2), устанавливающий налоговые льготы на страховые выплаты и инвестиционный доход. Также в целях стимулирования добровольных пенсионных накоплений, предложено повысить привлекательность пенсионных планов путем установления пониженной ставки НДФЛ на доход, уплачиваемый в виде страховых взносов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахматов С.А., Бородавко Л.С., Семенова Е.В. Развитие добровольного пенсионного страхования в Российской Федерации. Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29, №2. С.244-252.
2. Пудова Д.О. Накопительные системы пенсионного сбережения: опыт Нидерландов, Дании, Швеции. Финансы и кредит. 2017. Т.13. №11. С. 2152-2165.
3. Швандар К.В., Анисимова А.А. Мировой опыт предоставления пенсионных гарантий в добровольных пенсионных планах. Финансовый журнал. 2019. №5. С.64-73.
4. Шмиголь Н.С. Зарубежный опыт стимулирования участия населения в добровольных накопительных системах и возможности его применения в России. Экономика. Налоги. Право. 2016. №6. С. 57-67.
5. Опрос Левада-центр. https://www.rbc.ru/economics/ 06/06/2019/5cf7bf0a9a794750016d37e2.
6. Ведомости. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2019/ 09/12/811173-stimulirovat-pensii.
7. OECD Reviews of Pension Systems: Portugal. https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/ce3c3156-en.pdf? ex-pires= 1615754947&id=id&accname=guest&checksum=9E337 F352BCD8DA3A3ED2A794ACEAA4C.
8. Axia Economics, London. The tax treatment of funded pensions. https://www. oecd. org/finance/private-pensions/ 2391559.pdf.
9. Официальный сайт Управления внутренними доходами Сингапура. https://www.iras.gov.sg/irashome/Businesses/Self-Employed/Learning-the-basics/Basic-Guide-for-Self-Employed-Persons/.
10. Eduardo Fuentes Corripio. Creating incentives for voluntary contributions to pension funds by independent workers: an informal evaluation based on the case of Chile. https://www.bbvaresearch.com/wp-content/uploads/mult/ WP_ 1012_tcm348-221423.pdf.
11. Voluntary retirement savings plan (VRSP) summary plan description (Effective as of October 1, 2018).
12. Ordinary Pension Contribution Scheme. https://ism.ku.dk/ sala-ry-tax-pension/Pension.pdf.
Представляется, что данный инструмент может быть использован в Российской Федерации при переходе от обязательного пенсионного обеспечения к добровольным пенсионным накоплениям. Вместе с тем следует учитывать специфику менталитета российских граждан, которые не готовы в работоспособном возрасте задумываться о пенсионном обеспечении. Кроме того, налицо сложившееся годами недоверие к солидарной пенсионной системе и пенсионным институтам, переломить которые возможно только используя жесткие законодательные ограничения. Безусловно, рассматривать налоговые стимулы обособленно, не имея представления о других особенностях пенсионных планов, достаточно сложно. Вместе с тем, следует учитывать возможные комбинации налоговых льгот, которые могут быть применимы при формировании пенсионных планов и на этой основе применять инструменты наиболее привлекательные для российских условий.
REFERENCES
1. Bakhmatov S.A., Borodavko L.S., Semenova E.V. Development of voluntary pension insurance in the Russian Federation. Bulletin of the Baikal State University. 2019. Vol. 29. N 2. P. 244-252. (in Russian).
2. Pudova D.O. Accumulative systems of pension savings: the experience of the Netherlands, Denmark, Sweden. Finance and credit. 2017. Vol. 13. N 11. P. 2152-2165. (in Russian).
3. Shvandar K.V., Anisimova A.A. World experience in providing pension guarantees in voluntary pension plans. Financial Journal. 2019. N 5. P. 64-73. (in Russian).
4. Shmigol N.S. Foreign experience in stimulating public participation in voluntary savings systems and the possibility of its application in Russia. Economy. Taxes. Law. 2016. N 6. P. 57-67. (in Russian).
5. The Levada-cent survey. https://www.rbc.ru/economics/ 06/06/2019/5cf7bf0a9a794750016d37e2. (in Russian).
6. Vedomosti. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2019/09/ 12/811173-stimulirovat-pensii. (in Russian).
7. OECD Reviews of Pension Systems: Portugal. https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/ce3c3156-en.pdf? ex-pires= 1615754947&id=id&accname=guest&checksum=9E337 F352BCD8DA3A3ED2A794ACEAA4C.
8. Axia Economics, London. The tax treatment of funded pensions. https://www.oecd.org/finance/private-pensions/2391559.pdf.
9. Official website of the Singapore Internal Revenue Service. https://www.iras.gov.sg/irashome/Businesses/Self-Employed/ Learning-the-basics/Basic-Guide-for-Self-Employed-Persons/.
10. Eduardo Fuentes Corripio. Creating incentives for voluntary contributions to pension funds by independent workers: an informal evaluation based on the case of Chile. https://www.bbvaresearch.com/wp-content/uploads/mult/ WP_ 1012_tcm348-221423.pdf.
11. Voluntary retirement savings plan (VRSP) summary plan description (Effective as of October 1, 2018).
12. Ordinary Pension Contribution Scheme. https://ism.ku.dk/sa-lary-tax-pension/Pension.pdf.
Поступила в редакцию 16.03.2021 Принята к опубликованию 02.04.2021
Received 16.03.2021 Accepted 02.04.2021