Научная статья на тему 'Налоговое регулирование в рамках региональной инвестиционной политики'

Налоговое регулирование в рамках региональной инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строганова Евгения Александровна

Рассмотрены особенности региональной инвестиционной политики, проводимой в разных странах. Анализ используемых методов позволяет установить ее влияние на уровень инвестиционной активности в регионе. Раскрыты принципы и методы налогового регулирования в рамках региональной инвестиционной политики, используемые за рубежом. Описаны методы применительно к реалиям российской экономики. Подчеркнуто, что региональная инвестиционная политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития инвестиционной активности, в том числе и за счет установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов. Основным способом налогового стимулирования инвестиций в современных условиях является предоставление инвестиционного налогового кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional investment policy tax regulation

The article is devoted to peculiarities of regional investment policy in different countries. The aim of this article is to analyze the regional investment policy and to define the degree of its influence on investment activities. The article deals with the necessity of tax regulation in investment in the region. And we came to the conclusion that the increase of investments in the region may be achieved through the tax benefits granted to the participants of this activities. At present, government grants subjects of investment activity special tax regimes, which are not individual-focused. Among their number, investment tax credit takes place. An investment tax credit is an effective instrument of regional investment policy realization.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование в рамках региональной инвестиционной политики»

Е.А. Строганова Налоговое регулирование инвестиционной политики

Проведение собственной инвестиционной политики на региональном уровне является необходимым условием достижения эффективного функционирования социально-экономической системы как страны в целом, так и ее регионов.

Перенос центра тяжести на региональный уровень предопределяет необходимость поиска новых, более эффективных подходов к процессам разработки инвестиционной политики на территории. Кроме того, актуальность данной проблемы возрастает в связи с конкуренцией регионов в области привлечения инвестиций, посредством создания им более благоприятного климата, предоставления льгот и гарантий инвесторам.

Формирование инвестиционной политики региона предусматривает определение целей и приоритетов, разработку стратегии и программ, а также мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Реализация такой политики происходит путем целенаправленного воздействия структур регионального управления на всех участников данного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона.

Средства, которыми пользуются органы власти для устранения региональных различий, весьма разнообразны, и выбор их обусловлен рядом факторов: социально-экономическим положением станы, типом государственного устройства, внутренними проблемами и др.

X. Армстронг и Дж. Тайлор инструменты региональной инвестиционной политики подразделяют на макро- и микроинструменты. При этом под макроинструментом понимаются рычаги монетарной, фискальной и торговой политики, под микроинструментом - рычаги непосредственного воздействия на рабочих (труд) и на предпринимателей (капитал) [1, с. 397].

В отдельных странах существуют разные принципы разделения между центральными и региональными властями функций в сфере региональной политики, специфические схемы сочетания макро- и микроинструмента. Однако в унитарных государствах такая политика проводится в основном центральным

правительством, которое в равной степени пользуется этими инструментами. В государствах с федеративным устройством макроинструментом в большей степени пользуется центральное правительство, а микроинструментом - администрации субъектов федерации. Ярким примером почти полного отнесения региональной политики на уровень субъектов федерации является Австралия, чья конституция значительно ограничивает права центра при вмешательстве в жизнь штатов [2, с. 174].

Одним из макроинструментов реализации региональной инвестиционной политики, широко используемым за рубежом, стало налоговое регулирование.

Основным направлением налоговой политики зарубежных стран является стимулирование развития определенных территорий, что способствует экономическому подъему и созданию новых рабочих мест. Налоговые стимулы создаются центральными, региональными и местными органами власти и представлены налоговыми каникулами, специальными ставками, освобождением от налогов для новых инвестиций, субсидиями или кредитами под низкий процент.

Конкурируя в борьбе за иностранные инвестиции, страны Европы устраивают «налоговые каникулы» на несколько лет. Как правило, льготный период продолжается в течение 3-5-х лет, и с момента начала функционирования предприятия с иностранным участием освобождаются от всех прямых, а нередко и косвенных налогов. Льготы предоставляются центральными и региональными правительствами с учетом региональной специфики, при согласовании на всех правительственных уровнях и совместно с другими мерами (субсидиями и контролем).

Обычной во многих странах является система льготного обложения реинвестируемой в производство прибыли, которая либо облагается по пониженным ставкам, либо вычитается из суммы подлежащего налогообложению дохода. Уровень ставок налога на прибыль предприятий с иностранным участием определяется с учетом сложившихся условий в странах-конкурентах. Так, в Гонконге ставка налога на

Налоговое регулирование инвестиционной политики

прибыль составляет 16,5%, в Аргентине - от 10 до 30%, в Южной Корее - от 20 до 30%, в Индии - 25%, в Китае - для предприятий, поставляющих более 70% произведенной продукции на экспорт, налог с прибыли составляет 10% [3].

Анализ показывает, что в большинстве стран, добившихся успехов в экономическом и социальном развитии, решаются следующие задачи:

- установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;

- установление таких правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождаются от налогообложения.

Изучая формы налогового регулирования инвестиционной деятельности в рамках реализации региональной политики за рубежом, следует выделить создание специальных зон. Мировая экономика накопила огромный положительный опыт в области функционирования специальных зон различного типа, которые формируются под условия и целевые установки стран. Так, в государствах Европы и Северной Америки со зрелой рыночной экономикой зоны служат главным образом средством проведения региональной экономической политики (выравнивание межрегиональных различий, подъем экономики депрессивных регионов). В молодых индустриальных странах Азии зоны выступают инструментом развития промышленности. Они нацелены на создание отраслевых очагов экономического роста. В странах Латинской Америки практика их создания носит комбинированный характер - она обслуживает региональные и внешнеэкономические приоритеты.

При формировании свободных зон применяется достаточно широкий набор льгот и стимулов для иностранных инвесторов, который носит специфические оттенки в каждой зоне, но, как правило, везде предусматривается:

- полная или частичная отмена таможенных пошлин, федеральных и региональных налогов;

- свободный перевод из зоны прибыли и капитала для иностранных инвесторов;

- предоставление льготных кредитов, аренды земли, услуг по льготным тарифам, необходимой инфраструктуры;

- возможность самостоятельного определения сроков амортизации.

В отличие от традиционной региональной политики отдельных стран, где в равной мере используются стимулы налоговых льгот и премии, в Европейском сообществе нет таких льгот, но здесь существуют специальные фонды -источники стимулирования предпринимателей и осуществления социальной политики.

Формирование инвестиционной политики регионов России происходит в весьма различных стартовых условиях при дифференциации уровней развития и обеспеченности факторами производства, разной производственной специализации. Для реализации программ по структурной перестройке регионов необходимо увеличение объема инвестиций в основной капитал. Вместе с тем проблема не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций не только в силу ограниченности средств федерального бюджета, но и главным образом из-за низкой эффективности таких вложений. Повышение инвестиционной активности может быть достигнуто посредством формирования благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и ускорения эффективности трансформации накоплений в инвестиции.

Специфика межрегионального подхода к разработке инвестиционной политики состоит в том, что на территории регионов действует единый «общефедеральный» законодательный фон, который видоизменяется в отдельных субъектах Федерации под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность в пределах своих полномочий.

Следует отметить, что и во многих регионах России активизировался процесс самостоятельной разработки регуляторов, способствующих росту объемов инвестиций и эффективности их использования посредством предоставления определенных льгот и различных гарантий участникам инвестиционной деятельности за счет регионального бюджета. Наибольшие возможности власти имеют в области предоставления льгот по уплате местных налогов и других платежей, а также федеральных в той их части, которая зачисляется в местный бюджет. При этом используются различные критерии, определяющие право хозяйственных структур на получение льгот при осуществлении капитальных вложений, и устанавливается срок действия этих льгот.

Анализ инвестиционного законодательства ряда субъектов Российской Федерации показал, что законодательное поле формирует на территории страны зоны наибольшего благо-

приятствования для инвесторов, предусматривающие налоговые льготы, льготные кредиты, гарантии и защиту интересов инвесторов.

Основными видами льгот являются налоговые, прежде всего по налогу на прибыль и на имущество, льготы на земельный налог, лесной налог. Другой тип льгот (неналоговых) -льготы по арендной плате, коммунальным платежам и платежам за пользование недрами.

При всем многообразии текстов законов об инвестиционной деятельности можно выделить два подхода к предоставлению налоговых льгот участникам данного процесса в регионе. При первом подходе период и величина льгот фиксируются в законе, а во втором - в законе закрепляется право инвесторов на льготы, а их величина и период действия определяются в процессе согласования с региональной администрацией. В некоторых регионах в рамках указанных законов предприятиям и организациям с иностранными инвестициями предоставляется более льготный налоговый режим либо принимаются отдельные законы о льготах иностранным инвесторам.

Сравнение инвестиционного законодательства территорий Сибири, европейской части РФ и Урала позволяет выделить региональные приоритеты в поддержке инвесторов. Как правило, законы субъектов Федерации в европейской части страны направлены на поддержку малого предпринимательства, инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости (1-3 года). Законы регионов Сибири и Урала ориентированы на привлечение инвестиций для реализации конкретных инвестиционных программ развития приоритетных отраслей.

Регионы прилагают большие усилия по организационно-институциональному обеспече-

нию инвестиционного процесса: организуют банки реконструкции и развития, формируют центры содействия инвестициям, создают бюджеты развития.

С принятием Налогового кодекса РФ появилась возможность значительно повысить стимулирующую роль налоговой системы для активизации инвестиционной деятельности в регионе. Основным способом налогового стимулирования инвестиций в современных условиях является предоставление инвестиционного налогового кредита, т.е. такое изменение сроков уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение конкретного срока в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Согласно статье 63 части первой Налогового кодекса Российской Федерации органами, уполномоченными принимать решения об изменении срока уплаты по региональным и местным налогам (включая предоставление инвестиционного налогового кредита), являются финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования [4].

Перечисленные способы налогового стимулирования инвестиционной деятельности в первую очередь способствуют мобилизации ресурсов, сосредоточенных непосредственно в регионе. Следует подчеркнуть, что регион действительно может быть инвестиционно привлекательным при условии реализации комплекса налоговых льгот в системе с другими экономическими стимулами, мерами по укреплению и развитию института частной собственности, конкуренции, ориентацией на конкретные социально-экономические приоритеты.

Литература

1. Armstrong N., Taylor J. Regional Economics and Policy. London, 1993.

2. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Policy Model and Prognosis / OECD. Paris, 1986.

3. Никитин С. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // МЭиМО. 2000. №11.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1998. №26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.