Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 180-186.
УДК 336.2
НАЛОГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ* А.Е. Миллер, Т.Н. Богославец
Отражены результаты социологического исследования по выявлению налогового поведения представителей налоговых инспекций. Анализ ключевых проблем налогового поведения должностных лиц налоговых органов осуществлен по трем направлениям: рациональный элемент, эмоционально-волевой элемент и социально-правовая активность. Доказано, что для повышения уровня налоговой культуры социально-правовая активность налоговых инспекторов должна строиться дифференцированно в зависимости от уровня развития рационального и эмоционально-волевого элементов. Получены результаты, подтверждающие загруженность налоговых инспекторов работой и сложность законодательства о налогах и сборах, а также наличие ошибок при вынесении ими решений в отношении налогоплательщиков. Наличие коррумпированности в структуре налоговых органов не отрицается, но оценивается достаточно низко. Обоснована целесообразность применения императивного метода как эффективного метода воздействия на налогоплательщиков. Полученные данные позволяют рекомендовать повышение налоговой культуры среди как налогоплательщиков, так и самих инспекторов путем пропаганды налогового законодательства в СМИ, реализации долгосрочных государственных программ по воспитанию налоговой культуры, а также посредством повышения квалификации должностных лиц налоговых инспекций.
Ключевые слова: налоговое поведение, налоговый инспектор, налоговая культура.
TAX BEHAVIOUR OF TAX INSPECTORS А.Е. Miller, T.N. Bogoslavets
Results of sociological research on identification of tax behavior of representatives of the tax inspections are reflected in the article. The analysis of key problems of tax behavior of officials of tax authorities is carried out in three directions: rational element, emotional and strong-willed element and social and legal activity. It is proved that for increase of level of tax culture, social and legal activity of tax inspectors should be based in a differentiated way depending on a level of development of rational and emotional and strong-willed elements. The obtained results confirmed the workload of tax inspectors and the complexity of the legislation on taxes and fees, as well as errors in their decision-making in respect of the taxpayers. The presence of corruption in the structure of tax bodies is not denied, but it is considered to be rather low. The authors substantiate the expediency of application of an imperative method as an effective method of impact on taxpayers. The obtained data allow to recommend the need to improve the tax culture among taxpayers and among the inspectors by promotion of tax legislation in the media, implementation of long-term state programs for the education of tax culture, as well as by advanced training of officials of tax inspections.
Key words: tax behavior, tax inspector, tax culture.
* Работа проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 15-12-55003.
© А.Е. Миллер, Т.Н. Богославец, 2016
Введение. Исследования налогового поведения различных субъектов налогового права позволяют определить причины низкого уровня налоговой культуры. В качестве субъектов налогового права выделим одну из многочисленных групп сотрудников налоговых инспекций - налоговых инспекторов. Проблема взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых инспекторов является одной из ключевых в дискуссиях, проводимых бизнес-сообществом при участии представителей исполнительной власти и средств массовой информации [1]. Сложившиеся стереотипы и противостояние сторон преодолеть сложно. Тем не менее формируются более уважительные и партнерские отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками [2]. В связи с этим одной из важнейших задач для налоговиков является повышение качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам. Каждый налоговый орган должен стать аналитическим центром по переработке налоговой информации с хорошей сервисной службой, с помощью которой любой налогоплательщик легко сможет заполнить любую отчетную форму, рассчитать и вовремя уплатить налоги. Для этого необходимо повышать общий уровень налоговой грамотности налоговых инспекторов, сформировать доброжелательные взаимоотношения с налогоплательщиками и содействовать им в исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, повышая тем самым налоговую культуру.
Налоговая культура представляет собой систему знаний, убеждений (рациональный и эмоционально-волевой элементы) и социально-правовую активность, которая связана со знаниями и убеждениями [3]. Исследований особенностей налогового поведения налоговых инспекторов как социокультурного фактора в российской экономической социологии практически нет. Отдельные социологические опросы свидетельствуют, что в обществе распространены «диванные» нормы поведения, в том числе в среде налоговых инспекторов.
На современном этапе развития налогообложения для определения уровня налоговой культуры требуется возобновление теоретических исследований, использование социологического подхода в процессе исследования налогового поведения, рассматриваемого как социальный процесс в налоговой сфере со своими объективными и субъективными факторами, где налоговое сознание и налоговая культура неразрывно взаимосвязаны и влияют на эффективность самого процесса налогообложения [4].
Эмпирическая база исследования. В марте-апреле 2015 г. кафедрой «Экономика, налоги и налогообложение» экономического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского проводилось исследование налогового поведения налоговых инспекторов в г. Омске.
В ходе исследования был проведен опрос налоговых инспекторов по репрезентативной выборке в пяти округах г. Омска. Опрос проходил по формализованной анкете в режиме интервью. Сбор информации - кафедра «Экономика, налоги и налогообложение» экономического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Объем выборочной совокупности, исходя из задачи исследования, был определен в 170 человек. Фактически в опросе приняло участие 152 респондента.
Для обеспечения представительности выборки был организован 2-ступенчатый отбор респондентов: 1-й этап - территориальный, составлен список из инспекций пяти округов г. Омска (Центральный, Советский, Октябрьский, Кировский, Ленинский), где должен был проходить опрос; 2-й этап - отбор респондентов, соответствующих плану выборки.
Целью исследования было определение ключевых проблем налогового поведения такой группы должностных лиц налоговых органов, как налоговые инспекторы.
Анализировались три направления: рациональный элемент, эмоционально-волевой элемент и социально-правовая активность. Рациональный элемент связан со знаниями - это информированность налоговых инспекторов по вопросам действующего налогового законодательства. Эмоционально-волевой элемент - это ценностные ориентации налоговых инспекторов. Социально-правовая активность связана с действиями налоговых инспекторов по повышению налоговой культуры общества.
Для обработки данных исследования был использован пакет IBM SPSS Statistics Версия 22.
Результаты исследования. В исследовании рационального элемента анализировались четыре вопроса. Первый вопрос был направлен на выявление уровня информированности налоговых инспекторов по вопросам действующего налогового законодательства (рис. 1). Большинство респондентов (73,1 %) высоко оценили уровень своих знаний, 11,5 % опрошенных считают себя слабо информированными в области налогового законодательства, и 15,4 % затруднились ответить на поставлен-
ный вопрос. Такой высокий уровень информированности среди сотрудников налоговых органов обусловлен тем, что большая часть инспекторов находится в возрасте от 30 до 55 лет и имеет стаж работы от 5 до 15 лет, что свидетельствует о высокой квалификации кадрового
Второй вопрос был направлен на выявление желания повысить уровень правовой квалификации налоговых служащих (рис. 2). Из данных диаграммы следует, что большинство опрошенных (81 %) нуждается в повышении правовой квалификации. Не заинтересованы в углублении своих знаний в области права 13 % респондентов, и 6 % не смогли дать однознач-
Для выявления потребности налоговых инспекторов в части повышения квалификации респондентам был задан вопрос о том, знания в какой отрасли права они хотели бы повысить для своей профессиональной деятельности (рис. 3). По данным диаграммы можно сделать вывод, что «лидерами» здесь являются налоговое, гражданское и трудовое право.
Следующий вопрос был направлен на выявление мнения налоговых инспекторов по поводу ясности налогового законодательства (рис. 4). Опрос показал, что большинство со-
состава налоговых органов. Респонденты, которые оценили уровень своих знаний как слабый, в основном трудятся в отделах информатизации, общего обеспечения, кадровых отделах, где для исполнения их обязанностей не требуется знание налогового законодательства.
ного ответа на данный вопрос. Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют, что сотрудники налоговых органов, в основном высоко оценивая уровень своей квалификации, тем не менее стремятся расширять свои познания не только в области налогового законодательства, но и в других отраслях права.
трудников налоговых органов (46 %) считает законодательство о налогах и сборах очень объемным. Налоговое законодательство как очень сложное для понимания охарактеризовали 20 % респондентов. Следовательно, даже если специалистам налоговое право кажется запутанным, громоздкими, противоречивым, то налогоплательщикам, которые не имеют соответствующего образования в данной области, практически невозможно разобраться с налоговым законодательством.
73,1
15,4
___11,5 к
_В
слабо высоко затрудняюсь
информирован информирован ответить
Рис. 1. Оценка уровня информированности налоговых инспекторов в области налогового законодательства, %
81
да нет
затрудняюсь ответить
Рис. 2. Оценка необходимости повышения правовой квалификации, %
Рис. 3. Оценка недостаточности знаний в отраслях права, %
исполнительное производство уголовно-процессульное право арбитражно-процессуальное право гражданско-процессуальное право банковское право налоговое право финансовое право конституционное право трудовое право административное право уголовное право гражданское право
С 1
9
1 . 4
12
] 10
1
19
23
свои вариант
противоречиво
непонятно содержание некоторых статей
очень объемное
очень сложное для понимания
1 5 13
16
20
46
Рис. 4. Оценка понятности налогового законодательства, %
3
2
Таким образом, анализ рационального компонента налоговой культуры свидетельствует о сложности и противоречивости существующего законодательства с точки зрения налоговых инспекторов. Хотя большая часть налоговых инспекторов высоко оценила свои знания (73 %), тем не менее 81 % признается в необходимости повышения правовой квалификации.
Второе направление в исследовании налогового поведения и налоговой культуры налоговых инспекторов связывалось с определением эмоционально-волевой составляющей. Респондентам был задан вопрос о возможных причинах нарушений налоговыми инспекторами норм налогового законодательства (рис. 5). Половина опрошенных среди причин нарушения инспекторами норм налогового права выделяет большую загруженность. Треть респондентов в качестве причины назвала незнание закона. Что нарушение норм происходит в связи с халатным отношением должностных лиц к своей работе и из-за нежелания выполнять свои обязанности в полном объеме, считают 12 % опрошенных. Как известно, некоторые решения, вы-
несенные должностными лицами налоговых органов, отменяются или вышестоящими налоговыми органами, или судами различных инстанций. Инспекторы, которые отметили в анкете свой вариант (9 %), указали такие причины, как недостаточная мотивация к труду и сложность в поиске законодательных актов.
Следующие вопросы были направлены на выявление ценностных ориентиров, в частности уровня коррумпированности в налоговых органах, по мнению самих инспекторов (рис. 6). Только 27 % опрошенных считают, что налоговый инспектор ни при каких обстоятельствах не пойдет на нарушение правил. При этом почти половина респондентов не дала однозначного ответа на поставленный вопрос. Открыто признали, что такое иногда практикуется, 15 % респондентов, а 10 % предполагают, что налоговый инспектор может нарушить установленные правила при наличии выгоды. Это свидетельствует о том, что далеко не все сотрудники налоговых органов не выходят за пределы своих полномочий при наличии выгоды и отсутствии ответственности.
□ незнание закона
□ халатное отношение
■ большая загруженность
В нежелание выполнять свои обязанности в полном объеме
□
свой вариант
Рис. 5. Оценка основных причин нарушения налоговыми инспекторами норм налогового законодательства, %
48
27
15
да, если будет выгода
нет
так иногда делают
затрудняюсь ответить
Рис. 6. Оценка возможности нарушения налоговым инспектором правил без риска ответственности для себя, %
6
Принимая во внимание такие неоднозначные результаты опроса, респондентам был задан вопрос о том, сколько процентов сотрудников налоговых органов, по их оценке, коррумпировано (рис. 7). Большинство налоговых инспекторов считает уровень коррумпированно-
Таким образом, анализ эмоционально-волевого компонента свидетельствует, что коррупция в среде налоговых органов присутствует. В реальных условиях, когда риск ответственности есть всегда, немногие сотрудники
сти в структуре налоговых органов довольно низким. Пятая часть опрошенных оценила долю коррумпированных сотрудников от 26 до 50 %, и только 2 % предполагают, что количество недобросовестных работников инспекций превышает 50 %.
налоговых органов решились бы на нарушение правил в целях собственной выгоды.
Третье направление в исследовании налогового поведения - это социально-правовая активность, которая связана с действиями нало-
0-25 %
26-50 %
77
21
51-75 % | | 2 76-100 % I 0
Рис. 7. Оценка уровня коррумпированности сотрудников налоговых органов, %о
говых инспекторов по повышению налоговой культуры общества. Оценивались эффективные, с точки зрения налоговых инспекторов, меры воздействия на налогоплательщиков (рис. 8). По данным диаграммы, 60 % сотрудников налоговых инспекций считают, что на налогоплательщиков наиболее эффективно воздействует императивный метод (принуждение). Диспози-
4
60
тивный метод (убеждение, поощрение) поддержали всего 36 % опрошенных. Должностные лица налоговых органов считают, что налоговая культура среди населения находится на довольно низком уровне, в связи с чем налогоплательщики не выполняют свои обязанности добросовестно без принуждения.
36
убеждение, поощрение
принуждение
свой вариант
Рис. 8. Оценка эффективности мер воздействия на налогоплательщиков, %
Последний вопрос был направлен на выявление действенных средств и инструментов, способствующих формированию налоговой культуры налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов (рис. 9). Исходя из данных, представленных на диаграмме, наиболее
эффективными средствами для повышения налоговой культуры, по мнению налоговых инспекторов, является пропаганда в СМИ, государственные программы по воспитанию налоговой культуры и повышение квалификации налоговых служащих.
повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах нравственное воспитание населения долгосрочная государственная программа по воспитанию налоговой культуры
борьба с коррупцией
усиление юридической ответственности налогоплательщиков и должностных лиц участие налоговых органов в принятии нормативно-правовых актов отчет налоговых органов перед законодательными органами и СМИ повышение квалификации инспекторов введение курса основ налогового законодательства в учебных заведениях
индивидуальные консультации лекции, конференции, семинары доступность справочно-правовых систем пропаганда в СМИ
И 3,7
И 3,7
6,1
: 5,5
4,9
6,1
□ 11,0
7,3
11,0
9,7
9,7
□ 12,2
Рис. 9. Оценка действий по повышению налоговой культуры налогоплательщиков и налоговых инспекторов, %
Заключение. Сотрудники налоговых органов в большей части высоко информированы в области налогового законодательства. Вместе с тем многие из них хотят повысить свою правовую квалификацию - как в области налогового права, так и в других отраслях права. Также респонденты отмечают большую загру-
женность работой и сложность законодательства о налогах и сборах, что зачастую становится причиной ошибок налоговых инспекторов при вынесении решений в отношении налогоплательщиков. Что касается коррумпированности в структуре налоговых органов, то должностные лица оценивают ее уровень дос-
таточно низко, однако не отрицают ее наличия. Наиболее эффективным методом воздействия на налогоплательщиков, по мнению налоговых инспекторов, является императивный метод (т. е. принуждение). Кроме того, сотрудники налоговых органов отмечают необходимость повышения налоговой культуры как среди на-
логоплательщиков, так и среди самих инспекторов путем пропаганды налогового законодательства в СМИ, реализации долгосрочных государственных программ по воспитанию налоговой культуры, а также посредством повышения квалификации должностных лиц налоговых инспекций.
Литература
1. Цуриков В. И. Модель рационального поведения налогоплательщика // Экономика и математические методы. - 2007. - Т. 43, № 2. - С. 3-11.
2. Миллер А. Е., Миллер Н. В. Влияние принципов налогообложения на взаимодействие налоговых органов и хозяйствующих субъектов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». -2011. - № 1. - С. 183-189.
3. Богославец Т. Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2011. - № 1. -С. 193-196.
4. Миллер Н. В. Проблемы формирования налоговой культуры в России // Вестн. Ом. унта. Сер. «Экономика». - 2007. - № 3. - С. 143146.
References
1. Tsurikov, V.I. (2007), Model' ratsio-nal'nogo povedeniya nalogoplatel'shchika. Eko-nomika i matematicheskie metody [Model of Rational Behavior of the Taxpayer. Economics and Mathematical Methods], Vol. 43, No. 2, pp. 3-11.
2. Miller, A.E., Miller, N.V. (2011), Vliya-nie printsipov nalogooblozheniya na vzaimodeist-vie nalogovykh organov i khozyaistvuyushchikh subyektov. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Ekonomika" [The Impact of Taxation Principles on the Interaction between the Tax Authorities and Businesses. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 1, pp. 183-189.
3. Bogoslavets, T.N. (2011), Nalogovaya kul'tura v usloviyakh sotsial'nykh transformatsii. Vestnik Omskogo Universiteta. Seriya "Ekonomika" [Tax Culture in Terms of Social Transformation. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 1, pp. 193-196.
4. Miller, N.V. (2007), Problemy formiro-vaniya nalogovoi kul'tury v Rossii. Vestnik Om-skogo universiteta. Seriya "Ekonomika" [Problems of Tax Culture Formation in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 3, pp. 143-146.
Сведения об авторах:
Миллер Александр Емельянович - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики и финансовой политики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского E-mail: [email protected]
Богославец Татьяна Николаевна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансовой политики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
E-mail: [email protected]
About the authors:
Miller Aleksandr Emelyanovich - doctor of economic sciences, professor, head of the Department of economy and financial policy in Dostoevsky Omsk State University E-mail: [email protected]
Bogoslavets Tatiana Nikolaevna - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of economy and financial policy in Dostoevsky Omsk State University E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19 января 2016 г.