1 V
о
м
•<
ей И
К и-< О
ас
К ё О
щ
о
м
Мороз Виктор Владимирович
Жалогоёое адми/нштрироёа/ние Задолженности организаций по налогам и сборам: проблемы ¿змска/ния
Понятие налоговой задолженности отличается от понятия налоговых неплатежей и, следовательно, нуждается в разработке собственных признаков и классификации. Многообразие причин возникновения налоговой задолженности требует комплексного подхода к их устранению с учетом совершенствования всей налоговой системы. Наиболее эффективной мерой по взысканию налоговой задолженности может служить только лишь изменение налогового законодательства в части принудительного ее взыскания с учредителей, а при их отсутствии - с директоров предприятий за счет имущества (в том числе личного), принадлежащего им на праве собственности и их ближайших родственников.
Налог, администрирование, налоговая задолженность, бюджетные поступления, налогоплательщик, налоговый орган, собираемость, банкротство, принуждение.
Среди источников, формирующих доходы бюджета любого уровня, преобладающую долю занимают налоги и сборы, а их собираемость является одним из основных показателей эффективности налоговой системы. Налоги являются системным элементом экономики, определяющим финансовое благополучие общества, а в настоящее время могут быть также определены как фактор, оказывающий влияние на экономическую ситуацию в России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет законодательно установленных налогов и сборов. На практике большой проблемой является существование у хозяйствующих субъектов налоговой задолженности, которая может быть названа одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, поскольку ее значительная сумма существенно ограничивает объем финансовых ресурсов государства.
С позиций налогового администрирования налоговая задолженность имеет довольно сложную структуру. В табл. 1, приведены основные понятия, возникающие в связи с налоговой задолженностью. Данные определения одновременно являются основными факторами, определяющими структуру налоговой задолженности. Приведенная классификация является достаточно подробной. Однако она касается только налоговых неплатежей. Понятие же налоговой задолженности отличается от понятия налоговых неплатежей и, следовательно, нуждается в разработке собственных признаков и классификации.
Таблица 1
Основные факторы, определяющие структуру налоговой задолженности
Основные понятия Содержание
1. Задолженность по налоговым платежам Сумма недоимки, отсроченных (рассроченных) платежей и приостановленных к взысканию платежей
2. Отсроченные (рассроченные) платежи Платежи (суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов), по которым срок уплаты изменен, т.е. перенесен на более поздний срок на основании нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, решений финансовых органов и судов
3. Недоимка Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок
4. Приостановленные к взысканию платежи Платежи (суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов), по которым взыскание приостановлено на определенный срок, в соответствии с законодательством РФ или судебным решением
5. Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям Невыполненные обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и присужденных (в судебном порядке) штрафных санкций за нарушение налогового законодательства
Окончание таблицы 1
Основные понятия Содержание
6. Отсроченные налоговые санкции и пени Обязательства по уплате начисленных пеней и присужденных налоговых санкций, по которым срок уплаты изменен, т.е. перенесен на более поздний срок на основании нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, решения финансовых органов и судов
7. Приостановленные к взысканию налоговые санкции и пени Обязательства по уплате начисленных пеней и присужденных налоговых санкций, по которым взыскание приостановлено на определенный срок, в соответствии с законодательством РФ или судебным решением
8. Задолженность ликвидированных организаций Суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени за несвоевременную уплату налогов и сборов и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, числящийся за ликвидированными организациями
Приведенная классификация является достаточно подробной. Однако она касается только налоговых неплатежей. Понятие же налоговой задолженности отличается от понятия налоговых неплатежей и, следовательно, нуждается в разработке собственных признаков и классификации.
Налоговую задолженность следует трактовать как суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.
Налоговую задолженность можно классифицировать по следующим признакам:
- характер налоговой задолженности;
- вид налоговой задолженности с выделением налоговых платежей.
Указанные классификационные признаки и классификация налоговой задолженности в соответствии с этими признаками приведены в табл. 2.
Таблица 2
Классификация налоговой задолженности организаций
Признак, лежащий в основе классификации Вид налоговой задолженности
1. Характер задолженности - нормальная (институциональная); - неоправданная; - отсроченная (рассроченная); - приостановленная к взысканию; - просроченная; - безнадежная к взысканию
2. Вид задолженности - подтвержденная (или зафиксированная); - скрытая
Налоговая задолженность может возникать по различным причинам, как зависящим, так и не зависящим от налогоплательщика.
Опишем подробнее указанные виды налоговой задолженности в соответствии с предложенными классификационными признаками [1].
- Нормальная (институциональная или временная) задолженность возникает вследствие недостатков используемой системы расчетов за товары и услуги между хозяйствующими субъектами, при которой денежные средства поступают на счета организаций-поставщиков с определенным интервалом. В результате этого наступают временные трудности с погашением налоговой задолженности. Данный вид задолженности обычно погашается добровольно самими налогоплательщиками или легко взыскивается налоговыми органами.
- Неоправданная задолженность является следствием длительного нарушения платежной дисциплины налогоплательщиками и их контрагентами.
- Отсроченная налоговая задолженность представляет собой задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, срок уплаты которых изменен в соответствии с НК РФ, нормативными актами Правительства РФ и субъектов Федерации, а также по решениям финансовых органов различных уровней, т.е. в тех случаях, когда хозяйствующему субъекту официально разрешен перенос уплаты налоговых платежей на более поздний срок.
- Приостановленная к взысканию налоговая задолженность возникает согласно действующему законодательству РФ в связи с введением внешнего управления, открытием кон-
О Ш
О ^
К
И
СП
>
О ■П К
¡=1
•по
>■
ьа о
1
Ц ||
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
курсного производства, наложением ареста налоговыми органами или судебными приставами, а также по другим решениям.
- Просроченная налоговая задолженность возникает вследствие намеренного неисполнения налогоплательщиком налоговых обязательств и уклонения от погашения налоговой задолженности в течение длительного времени, в том числе путем осуществления расчетов через счета третьих лиц, несоблюдения кассовой дисциплины и непредставления в обслуживающее кредитное учреждение платежных поручений на уплату налоговых платежей. Данная задолженность возникает также вследствие действий или бездействия со стороны налоговых органов, т.е. непринятия или несвоевременного принятия необходимых мер для взыскания возникшей налоговой задолженности у налогоплательщика.
- Безнадежная к взысканию налоговая задолженность - задолженность, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.). Следует отметить, что задолженность имеет сложную структуру, в связи с чем целесообразно дополнительно подразделять ее на два вида: «подтвержденная (или зафиксированная) задолженность» и «скрытая задолженность».
- Подтвержденная (зафиксированная) задолженность по уплате налогов и сборов, начисленных пени и штрафных санкции прошлых лет документально зафиксирована и подтверждена как самим налогоплательщиком, так и налоговыми органами.
- Скрытая задолженность возникает в случае ее неотражения в налоговой отчетности и неуплаты налогоплательщиком налогов. Одной из причин возникновения скрытой задолженности является то, что многие налогоплательщики используют финансовые средства, подлежащие перечислению в бюджет в счет уплаты налогов, как источник временного дополнительного кредитования и пополнения оборотных средств. Эта задолженность со временем может быть возмещена.
Вопросам классификации причин возникновения налоговой задолженности посвящено относительно немного публикаций. Изначальные предпосылки для образования налоговой задолженности зародились с момента либерализации цен в России, которая и явилась одной из основных причин накопления налоговой задолженности хозяйствующих субъектов в бюджеты различных уровней в 1992-1993 гг. Именно в этот период обесценились оборотные средства и резко ухудшилось финансовое состояние предприятий и организаций, в результате чего значительное их количество перешло в группу низко рентабельных и убыточных. По мнению специалистов, именно низко рентабельные и убыточные предприятия «стояли у истоков» проблемы взаимных платежей. Их удельный вес в общем объеме зарегистрированных предприятий составлял в 1992 г. 15,3% и достиг к 1998 г. 53,2% [2].
В этой ситуации только две отрасли работали с увеличением объемов производства - электроэнергетика и топливная промышленность, тем самым играя роль стимулятора увеличения инфляции издержек за счет высокой материалоемкости производимой продукции. В сложившихся неблагоприятных условиях многие хозяйствующие субъекты были вынуждены компенсировать рост издержек за счет неплатежей поставщикам, своим работникам, в бюджет и во внебюджетные фонды, т.е. «неплатежи становились средством приспособления к инфляции» [3].
До внесения существенных поправок в налоговое законодательство в 2007-2010 гг. имел место высокий уровень налоговой нагрузки на юридические и физические лица, который также способствовал возникновению и увеличению налоговой задолженности. По мнению российских экономистов, до начала налоговой реформы налоговая нагрузка составляла около 45-60% доходов, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта. Это далеко превышало ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Подобная ситуация сдерживает расширенное воспроизводство, в условиях низкой эффективности деятельности затрудняет погашение всех возникающих налоговых обязательств предприятий.
Росту неплатежей способствовала низкая эффективность судебной системы. Следует констатировать, что большинство дел по налоговым спорам и правонарушениям, рассматриваемых судами, ждут своего окончательного решения годами (при том, что по таким делам в редких случаях принимается только одно судебное решение), что объясняется, во-первых,
г
большой загруженностью арбитражных судов; во-вторых, относительно низкой квалификацией работников судов или узкой их специализацией в какой-либо области, так как решение налоговых споров требует знаний не только арбитражного и гражданского, но и налогового, таможенного, валютного, банковского законодательства, а также бухгалтерского и налогового учета; в-третьих, наличием элементов коррупции в работе судебной власти, при том, что судебная власть является последней инстанцией, осуществляющей надзор за исполнением законодательства Российской Федерации.
Еще одной причиной роста налоговой задолженности является несовершенство института банкротства. Этот институт должен играть роль механизма рыночного отбора, т.е.исключать из товарно-хозяйственного оборота неплатежеспособные, нерентабельные предприятия и организации, делая тем самым рыночные взаимоотношения более здоровыми и эффективными. Однако реальность отличается от теории.
Большинство хозяйствующих субъектов, проходящих процедуру банкротства, имеют значительную задолженность перед государством, и данная процедура теоретически является последней возможностью налоговых органов для взыскания неуплаченных или частично неуплаченных платежей в государственный бюджет и социальные внебюджетные фонды. Однако на практике процедура банкротства оказывается наименее эффективной мерой взыскания (погашения) налоговой задолженности.
Т.А. Аушев [4] приводит классификацию причин образования налоговой задолженности, которые показаны на рис. 1. Причины налоговой задолженности разделены на внутренние и внешние.
Внутренние причины разделены, в свою очередь, на субъективно- психологические и организационные. Внешние - на экономические, политические, правовые, институциональные, общесоциальные и криминальные.
На рис. 2 приведена классификация причин образования налоговой задолженности по С.Б. Пронину. В частности, он выделяет следующие причины.
Теперь рассмотрим более подробно причины образования налоговой задолженности.
1. Макроэкономические причины. Безусловно, основная среди них - продолжающийся уже длительное время спад производства в стране, вызванный, прежде всего, несоответствием складывающейся под воздействием мировых цен конкуренции импортных товаров, с одной стороны, и системы относительных цен в российской экономике - с другой. Все еще господствуют ресурсорасточительные технологии, которые сокращают платежеспособный спрос на отечественную продукцию. В настоящее время многие предприятия, даже если хотят заплатить налоги, не могут сделать этого из-за огромной дебиторской задолженности. Основной предпосылкой этого является невыполнение множеством финансово-кредитных учреждений правил, установленных законами о банковской деятельности.
2. Психолого-экономические причины. Прежде всего, речь идет об отсутствии у многих руководителей современного экономического мышления либо о крайне низком уровне налогового правосознания в обществе. Руководители многих крупных предприятий, привыкшие работать на государственный заказ, оказались просто не готовы трудиться в новых условиях, когда необходимо руководствоваться экономическим расчетом и ориентироваться на потребителя.
3. Важную роль в возникновении кризиса налоговых платежей сыграли и играют причины экономико-правового характера. В настоящее время собираемые налоги составляют примерно треть от валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В то же время, как показывают экспертные расчеты, в других странах с переходной экономикой этот показатель равен приблизительно 26-27% от ВВП. Если же учесть, что эта треть приходится в основном на добросовестных налогоплательщиков, то давление на предприятия, аккуратно уплачивающие налоги, оказывается просто огромным. С другой стороны, в России очень много субъектов рынка, уходящих от налогов в теневой сектор с помощью различных способов укрытия финансовых средств. При этом существующее законодательство не дает органам контроля и взыскания действенных рычагов для обеспечения более полного сбора налогов, а предусмотренная законом ответственность за уклонение от их уплаты далеко не соответствует социальной опасности таких преступлений.
4. Следует выделить и группу причин организационно-управленческого характера. Не-
О
¡□с
о ^
к
¡□С >
О ■п К
¡=1
•по
>■
ьа о
обходимо признать, что органы государственной власти и управления всех уровней не смогли своевременно и адекватно отреагировать на стремительный рост налоговых неплатежей и принять эффективные меры по его пресечению. И только тогда, когда задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды приняла угрожающий размах и начала оказывать ощутимое негативное влияние практически на все сферы жизни нашего общества, стали постепенно формироваться элементы механизма ликвидации недоимок, налаживаться межведомственные связи, совершенствоваться нормативная база, накапливаться и анализироваться опыт этой работы.
О
со
^
О Ж
Э
О к о м
<75
правовые -»»
Причины образования налоговой задолженности
политические
- политическая нестабильность обещания различных пол»тгических партий о будущей амнистии должников (налоговая амнистия) и тд
- несовершенство и несгаоильность налогового законодательства,
- несовершенство института банкротства и т д
институциональные
- недостаточная эффективность работы налоговых правоохранительных и судебных органов
- низкая эффективность взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в работе с проблемными налогоплательщиками -структурные недостатки налоговых органов по взысканию налоговой задолженности
- отсутствие тггроля со стороны банковских учреждений за соблюдением кассовой дисциплины их клиентами
- неэффективные действия и бездействие органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в решении проблемы налоговой задолженности и тд
общесоциальные
- низкии уровень благосостояния населения
- низкий уровень прожиточного минимума
- низкий уровень оплаты труда, безработица -недостаточный уровень социальной поддержки населения
икриминальные
криминализация определенных отраслей экономики
- наличие значительного количества юридических и физических лиц, зарегистрированных с нарушением законодательства РФ (в том числе по подложным документам) или без регистрации занимающихся предпринимательской
деятельностью и т д
Внутренние
субъективно-психологические
X
- низкая налоговая культура • предрасположение значительной части плательщиков к уклонению от уплаты налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды
организационные *
-ошибочная собственная финансовая политика предприятия преднамеренно недобросовестная финансовая политика предприятия связанная с утаиванием предприятием либо его
руководителями (собственниками) части фактических доходов от налоговых органов кредиторов (включая работников предприятия) либо собственников - использование налоговой
задолженности в качестве наиболее доступного и дешевого источника кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств и т д
Рис. 1. Классификация причин образования налоговой задолженности по Т.А. Аушеву
Причины образования налоговой задолженности
Макроэкономические
Психолого-эко]
Экономико-правового характера
органы государственной власти и управления всех уровней не смогли своевременно и адекватно отреагировать на стремительный рост налоговых неплатежей и принять эффективные меры
Организационно-управленческого характера
Рис. 2. Классификация причин образования налоговой задолженности по С.Б. Пронину
Рассмотрев классификации образования налоговой задолженности, можно отметить, что налоговая задолженность оказывает негативное воздействие на финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятий и организаций.
Для решения проблемы налоговой задолженности некоторые предприятия привлекают подставные (фирмы-однодневки) и посреднические организации для проведения расчетов, минуя расчетные счета и избегая налогообложения, многократно переадресовывая платежи через фирмы, расположенные в разных регионах, с целью придания данным операциям легитимной формы, законности и затруднения проверки данных сделок; проводят расторжение заведомо фиктивных договоров на поставку продукции, ложное страхование и др., что способствует перераспределению национального дохода в посреднический, а чаще в теневой сектор.
В результате теневой оборот приводит к следующим негативным последствиям для экономики:
- занижение выручки и соответствующей налоговой базы;
- нелегальный наличный оборот;
- лжеэкспорт и утечка капиталов;
- недополучение бюджетом налоговых платежей, в результате чего требуется дополнительная эмиссия государственных денежных знаков, что, в свою очередь, приводит к новому скачку инфляции, заставляет государство увеличивать налоговое бремя, сокращать расходы на малоприбыльные, но необходимые национальному хозяйству отрасли экономики, что в конечном итоге приводит к дестабилизации экономики;
- сокращение расходов на социальные нужды общества, что, в свою очередь, приводит к общему недовольству населения. Нарушается принцип социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на всех тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства.
Наиболее болезненными для всего общества в целом являются социальные последствия налоговых неплатежей, так как они затрагивают интересы практически каждого гражданина. Работники предприятий-недоимщиков, имеющих налоговую задолженность, становятся заложниками сложившейся ситуации, своего рода кредиторами промышленности. При наличии задолженности по платежам в бюджет налогоплательщику становится все труднее выплачивать своевременно и в полном объеме заработную плату своим работникам. При этом налоговыми органами может быть инициировано исполнительное производство через службу су-
О Ж
О
^
и
ЕХ5
^
О
па О
1
Ц ||
л 1
о •<
ей К
дебных приставов, что влечет к взысканию налогов и сборов за счет имеющихся денежных средств в кассе, на расчетном счете и за счет имущества юридического лица в соответствии с порядком, предусмотренным российским законодательством.
Подводя итоги, следует отметить, что с момента появления налогов в том или ином их проявлении, несмотря на различия в экономическом укладе общества, всегда имели место неуплаты налогов и сборов, в результате чего образовывалась недоимка. В последующем неуплата или несвоевременная уплата налога в срок стала компенсироваться погашением задолженности по налоговому обязательству в виде полного возмещения ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, а также в виде дополнительного платежа - пени как компенсации потерь государственной казны за задержку платежей. Многообразие причин налоговой задолженности требует комплексного подхода к их устранению с учетом совершенствования всей налоговой системы. Наиболее эффективной мерой по взысканию налоговой задолженности может служить изменение налогового законодательства в части принудительного ее взыскания с учредителей, а при их отсутствии - с директоров предприятий за счет имущества (в том числе личного), принадлежащего им на праве собственности и их ближайших родственников.
Литература
[1] Олигов К.М. Налоговая задолженность: повышение эффективности администрирования.
[2] Романенко Л.М. Еще раз о неплатежах // Финансы. - 1997. - №4. - С 17-25.
[3] Зубов В.М. От неплатежей к развитию. - М: Экономика, 1999. - С 13-23.
[4] Аушев Т.А. Организационно-экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности и пути ее сокращения Автореферат диссертации. - М: РАГС, 2008.
К
I—,
О
ас к
о ас о м