Научная статья на тему 'Налоговое администрирование как механизм управления налоговой ответственностью предприятий авиационной отрасли'

Налоговое администрирование как механизм управления налоговой ответственностью предприятий авиационной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потиенко Л. Ю., Сафронов В. В.

Рассматривается понятие налогового администрирования как системы управления налоговой ответственностью предприятий авиационной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование как механизм управления налоговой ответственностью предприятий авиационной отрасли»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

При создании системы защиты персональных данных силами организации (для собственных нужд) как техническими средствами, так и организационными -данная лицензия не нужна. Получение сертификатов регулирующих органов (ФСБ, ФСТЭК) на средства защиты информации [1; 3].

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Поскольку под понятие «Персональные данные» попадают такие данные о человеке, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, информация о доходах и многое другое - система защиты персональных данных нужна

фактически любой организации. В случае нарушения положений закона № 152-ФЗ о защите персональных данных компания может быть привлечена к судебному разбирательству (вплоть до приостановления действий, аннулирования соответствующих лицензий), а виновные лица - к гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной ответственности.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

2. Прохорова М. Персональные данные: информационно-аналитическое издание. URL: http://www.privacy-journal.ru/about.

3. О персональных данных : федер. закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

© Полежаева А. А., Большаков Д. В., 2012

УДК 336.14

Л. Ю. Потиенко Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Рассматривается понятие налогового администрирования как системы управления налоговой ответственностью предприятий авиационной отрасли.

Современная российская авиационная промышленность представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития экономики России на ближайшие десятилетия. При этом необходимым условием повышения эффективности отрасли является совершенствование организации, методов и технологии управления, в том числе в области налогообложения.

В настоящее время для поддержки авиационной области разработан и успешно применяется целый ряд Федеральных целевых программ, предусматривающих субсидии на конкретные проекты и на конкретную деятельность, государственные гарантии на деятельность хозяйствующих субъектов, антикризисные меры, меры таможенного и налогового тарифного урегулирования (например, налоговые льготы по экспорту-импорту запасных частей и комплектующих).

На сегодняшний день основной из них является Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 728 (ред. от 07.07.2011). Согласно данной программе, одним из главных приоритетов развития авиационной отрасли в экономической сфере является обеспечение дополнительных налоговых поступлений в бюджет [2].

Кроме того, на 1-й Международной конференции «Региональная авиация России и СНГ-2011», было

дополнительно подчеркнуто, что эффективное внедрение государственных программ в развитие данной отрасли возможно только при условии прозрачности бизнеса со всеми вытекающими из этого обязанностями по уплате налогов и сборов в бюджет РФ и мерами по усилению налоговой ответственности.

Механизм реализации налоговой ответственности юридических лиц, к которым относятся и авиационные предприятия, представляет собой систему определенным образом взаимодействующих элементов, функционирование которых носит взаимообусловленный характер и подчинено общей цели: обеспечению прав и законных интересов субъектов налогового регулирования и защите этих прав и интересов от налоговых правонарушений. С помощью этих элементов воплощаются в жизнь предписания, содержащиеся в нормах, устанавливающих наказание за совершение налоговых правонарушений и регулирующих применение средств налоговой ответственности [1].

При этом эффективность и действенность процесса реализации налоговой ответственности может быть оценена через механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование, по мнению И. А. Перонко и В.А. Красницкого, представляет собой систему управления налоговыми отношениями. В свою очередь, налоговые отношения являются предметом налогового администрирования [6].

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

А. В. Аронов и В. А. Кашин считают, что налоговое администрирование - это организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, которая включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России [3].

Исходя из вышеизложенного, налоговое администрирование предлагается рассматривать как форму управления налоговыми отношениями, как деятельность, осуществляемую в соответствии с обязанностями, целями и задачами налоговыми администраторами по взиманию налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством, планированию налоговых поступлений, предупреждению и профилактике налоговых правонарушений, организации учета налогоплательщиков, налогового надзора.

Как механизм управления процессом реализации налоговой ответственности, налоговое администрирование должно выступать неотъемлемой частью системы экономического регулирования авиационной отрасли и быть ориентировано на непрерывный мониторинг собираемости налогов и сборов, оценку эффективности деятельности авиационных предприятий как субъектов налоговой ответственности, выявление фактов уклонения от уплаты налогов и осуществление профилактических мер, нацеленных на предотвращение возможностей налоговых правонарушений [4].

Механизм налогового администрирования призван обеспечивать реализацию общих стратегических целей налоговой ответственности, предполагая не только наличие законодательно установленных правил взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, но и использование экономических рычагов, инструментов и стимулов в процессе управления налоговой ответственностью. Использование этих средств приводит к снижению налоговых правонарушений, увеличению поступления налогов в бюджет и повышению сбалансированности действий уполномоченных государственных органов.

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач [5].

При этом ключевым методом администрирования налоговой ответственности выступает налоговый контроль, который направлен на обеспечение бюджетных поступлений и позволяет оценить правомерность применения налоговой обязанности к конкретному лицу при возникновении предусмотренных законом обстоятельств, соблюдения обязанным лицом оснований и условий расчета, а также исполнения налогового обязательства. При этом, как справедливо отмечает предусмотренные законом процедуры по взиманию налогов с обязанных лиц должны быть задействованы при выявлении фактов нарушения налогового законодательства.

Библиографические ссылки

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.

2. О Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 20022010 годы и на период до 2015 года» : Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 728 (ред. от 07.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.

3. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М. : Экономисту, 2006. С. 17.

4. Казаков В. В., Поролло Е. В. Налоговый контроль и налоговое администрирование в системе принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами // Вестник Томского государственного университета, 2009. № 32. С. 172-174.

5. основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

6. Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник, 2008. № 10. С. 22.

© Потиенко Л. Ю., 2012

УДК 629.7

А. С. Пыжикова Научный руководитель - Е. Л.Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск

ПРОБЛЕМА АСТЕРОИДНО-КОМЕТНОЙ УГРОЗЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Последнее десятилетие внимание общественности приковано к вопросу возможности глобальной катастрофы вследствие столкновения Земли с астероидно-кометным телом. Астероидно-кометная опасность -маловероятная, но все же реальная угроза самому существованию человечества и биосферы, что делает очевидной необходимость принятия мировым сообществом энергичных мер, опирающихся на принципы международного космического права и направленные на создание системы противодействия этой угрозе на международном уровне.

Вероятность столкновения нашей планеты с дос- ляется крайне малой, однако характеризуется исклю-таточно крупным астероидом или кометой представ- чительно неблагоприятными последствиями. Так,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.