А. В. Аронов и В. А. Кашин считают, что налоговое администрирование - это организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, которая включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России [3].
Исходя из вышеизложенного, налоговое администрирование предлагается рассматривать как форму управления налоговыми отношениями, как деятельность, осуществляемую в соответствии с обязанностями, целями и задачами налоговыми администраторами по взиманию налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством, планированию налоговых поступлений, предупреждению и профилактике налоговых правонарушений, организации учета налогоплательщиков, налогового надзора.
Как механизм управления процессом реализации налоговой ответственности, налоговое администрирование должно выступать неотъемлемой частью системы экономического регулирования авиационной отрасли и быть ориентировано на непрерывный мониторинг собираемости налогов и сборов, оценку эффективности деятельности авиационных предприятий как субъектов налоговой ответственности, выявление фактов уклонения от уплаты налогов и осуществление профилактических мер, нацеленных на предотвращение возможностей налоговых правонарушений [4].
Механизм налогового администрирования призван обеспечивать реализацию общих стратегических целей налоговой ответственности, предполагая не только наличие законодательно установленных правил взимания налогов и принудительной мотивации к их исполнению, но и использование экономических рычагов, инструментов и стимулов в процессе управления налоговой ответственностью. Использование этих средств приводит к снижению налоговых правонарушений, увеличению поступления налогов в бюджет и повышению сбалансированности действий уполномоченных государственных органов.
Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач [5].
При этом ключевым методом администрирования налоговой ответственности выступает налоговый контроль, который направлен на обеспечение бюджетных поступлений и позволяет оценить правомерность применения налоговой обязанности к конкретному лицу при возникновении предусмотренных законом обстоятельств, соблюдения обязанным лицом оснований и условий расчета, а также исполнения налогового обязательства. При этом, как справедливо отмечает предусмотренные законом процедуры по взиманию налогов с обязанных лиц должны быть задействованы при выявлении фактов нарушения налогового законодательства.
Библиографические ссылки
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.
2. О Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 20022010 годы и на период до 2015 года» : Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 728 (ред. от 07.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.
3. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М. : Экономисту, 2006. С. 17.
4. Казаков В. В., Поролло Е. В. Налоговый контроль и налоговое администрирование в системе принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами // Вестник Томского государственного университета, 2009. № 32. С. 172-174.
5. основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
6. Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник, 2008. № 10. С. 22.
© Потиенко Л. Ю., 2012
УДК 629.7
А. С. Пыжикова Научный руководитель - Е. Л.Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск
ПРОБЛЕМА АСТЕРОИДНО-КОМЕТНОЙ УГРОЗЫ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Последнее десятилетие внимание общественности приковано к вопросу возможности глобальной катастрофы вследствие столкновения Земли с астероидно-кометным телом. Астероидно-кометная опасность -маловероятная, но все же реальная угроза самому существованию человечества и биосферы, что делает очевидной необходимость принятия мировым сообществом энергичных мер, опирающихся на принципы международного космического права и направленные на создание системы противодействия этой угрозе на международном уровне.
Вероятность столкновения нашей планеты с дос- ляется крайне малой, однако характеризуется исклю-таточно крупным астероидом или кометой представ- чительно неблагоприятными последствиями. Так,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
если астероиды размером около 100 метров способны вызывать региональную катастрофу, явившись причиной серьезных повреждений на протяжении нескольких сотен километров, то падение астероидно-кометного тела размерами более километра почувствует уже весь земной шар. По данным ученых РАН, такие тела падают примерно раз в 600 тысяч лет. Более крупные (порядка 10 километров) тела способны нарушить окружающую среду и драматически повлиять на биосферу, сократив число населяющих нашу планету видов на порядки [1]. Палеонтология и геология демонстрирует пример последствий - 65 миллионов лет назад падение астероида, в результате которого образовался кратер Чиксулуб, уже привело к смене геологического периода [3].
С развитием технологий возрастает оценка учеными ущерба в результате столкновения с астероидом. Сто лет назад считалось, что Тунгусское событие это уникальное явление. Десять лет назад частота оценивалась как одно событие раз в 300 лет [1]. В 2007 году была опубликована статья, созданная на основе исследований американских ученых Национальной Лаборатории Сандия. В ней был приведен вывод специалистов, что потрясающих масштабов уничтожение тунгусской тайги, произошедшее столетие назад в Сибири, могло быть вызвано астероидом, размер которого составляет лишь небольшую долю от ранее опубликованных оценок. Так как мелких тел больше, частота наступления событий, подобному Тунгусскому, оценивается уже как раз в 100 лет [4]. Это демонстрирует необходимость предприятия больших усилий по обнаружению и небольших астероидов, чем это делалось до сих пор.
Первый же современный всеобъемлющий анализ опасности столкновения был проведен в ходе исследования НАСА, заказанного Конгрессом, и завершенного в 1992 году под руководством Дэвида Моррисо-на. Этот Обзорный доклад «Космическая вахта» предоставил количественную оценку опасности столкновения в зависимости от размера сталкивающегося тела (или его энергии) и предложил стратегию противостояния этой опасности [2].
На данный момент уже известны более 6,2 тысяч объектов, сближающихся с Землёй (Near Earth Objects, NEOs). Под такими объектами понимаются космические тела, способные приблизиться к Солнцу ближе, чем на 1,3 астрономических единицы (1 астрономическая единица, или 1 а.е. - это средний размер земной орбиты).
Среди них выделяют потенциально опасные объекты (Potentially Hazardous Objects, PHAs), сближающиеся с Землёй на расстояние менее 7,5 миллионов километров - это примерно 20 расстояний до Луны [6].
Проблема астероидно-кометной угрозы (далее АКУ) стала признанной большинством стран лишь в конце ХХ века. Это произошло с появлением технологий, позволяющие основывать выводы на более точных космических исследованиях. Но, несмотря на то, что мировые государства осознают серьезность проблемы, лишь немногие страны, в том числе и Россия, готовы участвовать в Рабочей группе по астеро-идно-кометной опасности при ООН [1]. То есть, даже
на уровне ООН кооперация происходит лишь через инициативные группы. Соответственно, до сих пор не создано источников международного космического права, каким либо образом регулирующих вопросы в рамках АКУ, такие как: должны ли испытываться технологии отклонения астероидов; кто будет в ответе за эти усилия; кто должен принять ответственность за планирование ликвидации последствий, если должно произойти такое столкновение; какие столкновения (если таковые будут) не требуют предотвращения (например, при прогнозируемом падении в океан или на территорию пустыни), и на каком основании будут приниматься подобные решения. Не регламентированы более конкретные вопросы: кому должен звонить астроном, если он обнаружил астероид на траектории столкновения с Землей? Таким образом, проблема является недостаточно проработанной с правовой точки зрения.
Остается неясным вопрос и о необходимости международного участия как такового. Может ли определенная сверхдержава взять на себя одностороннюю ответственность за защиту нашей планеты от космических столкновений? В статье «Защита земли от астероидов: случай глобального отклика» Дэвид Мо-риссон высказывает мнение, что ситуация здесь не отличается от той, которая наблюдается в оборонной политике. Он основывает свои выводы на том, что хотя и опасность столкновения обсуждалась на международном уровне в ООН, в Совете Европы, в Организации экономического сотрудничества и развития, в Международном астрономическом союзе, в Международном совете научных союзов, не было предпринято никаких конкретных действий [2]. Но данная точка зрения противоречит идее всестороннего международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном споре в различных сферах поддержания мира и безопасности, содержащейся в Уставе ООН. Как принцип международного права эта идея она сформулирована в Декларации о принципах международного права 1970 года [5].
Директор Института астрономии РАН Борис Шустов в своей лекции отметил, что космическая угроза интернациональна, катастрофа может случиться где угодно, и одна страна не вправе решать за всю планету. Он также подчеркнул необходимость согласования политической воли, принятия правовых и политические решений, которые позволили бы разным странам, имеющим собственные интересы, договариваться по поводу методов отражения астероидных угроз. Ведь данные методы, являясь технологиями двойного назначения, интересны и для военных целей [1].
Основной предпосылкой, на которой основано международное сообщество, является сосуществование государств, то есть их сотрудничество. На мой взгляд, не вызывает сомнений потребность в согласовании мировых держав своих действий даже в случае относительно локальных астероидных угроз, например, таких, которые произошли осенью 2008 года на севере Судана, и 8 октября 2009 года вблизи южной части острова Сулавеси [7]. Мировому сообществу нельзя закрывать глаза на полное отсутствие международной правовой
регламентации всех вопросов, касающихся проблемы АКУ в надежде на то, что мы никогда не столкнемся с этой уникальной природной опасностью. Возможно, также необходимо создание специального международного Фонда, доступ к которому не ограничивался бы несколькими избранными ведущими державами и который бы аккумулировал информационные и материальные средства для разработки и создания систем противодействия данной опасности.
Библиографические ссылки
1. Газета.ги [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazeta.ru/science/2008/06/30_a_2770533.shtml.
2. Защита земли от астероидов: случай глобального отклика [Электронный ресурс]. URL: http://www. tarusa.ru/~alikl/sgs/VOLUME13/NUMBERl/vl3nlp2.pdf.
3. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D7% E8%EA%F1%F3%EB%F3%E1.
4. NEWS RELEASES [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://share.sandia.gov/news/ resources/releases/2007/asteroid.html.
5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г [Электронный ресурс] : декларация. URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/dekl-megd.htm.
6. Astro.net [Электронный ресурс]. URL: http:// www.astronet.ru/db/msg/1202522/node3.html.
7. Энергия [Электронный ресурс]: Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва. URL: http://www.energia.ru/ru/archive/snews/2010/ snews_06-29.html.
© Пыжикова А. С., 2012
УДК 347.8
Ю. В. Романовская Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК
В настоящее время интерес к вопросу правового обеспечения международных авиаперевозок обусловлен тем, что международное право вступает в совместное с национальным правом регулирование деятельности международного воздушного транспорта.
Впервые международная воздушная перевозка была определена в Варшавской конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», 1929 г. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции под «международной воздушной перевозкой» понимается «всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы [1].
В настоящее время определение Варшавской конвенции устарело. На смену пришло определение, введенное ст. 1 Монреальской конвенцией «Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок», принятой в 1999 г. Согласно п. 2 ст. 1 международной перевозкой признается «всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются ли или нет перерыв или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если государство не является государством-участником [2]. Несмотря на сходство в определениях «международной перевоз-
ки», для участников перевозки, по международным воздушным линиям, наступают разные правовые последствия.
Из определения «международная воздушная перевозка» отчетливо видно, что регулирование осуществляется как международным воздушным правом, так и национальным. Наряду с принципами и нормами международного публичного права важное значение в практическом обеспечении эксплуатации международных воздушных сообщений имеют законы и правила внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского, арбитражного и уголовного) права, регулирующие отношения между потребителями транспортных услуг и предоставляющими их международными авиаперевозчиками. Возможности международного права небезграничны, особенно в случае частных отношений, возникающих между потребителями авиатранспортных услуг и международными авиаперевозчиками. Гражданско-правовые отношения, осложненные так называемым «иностранным элементом», регулируются международным частным правом, которое является частью национальных правовых систем различных государств. Нередко в процессе международной перевозки между авиаперевозчиком и потребителями его услуг возникают гражданско-правовые отношения, связанные с выполнением обязательств по перевозке. Одной из важных составляющих международных авиаперевозок является наличие договора перевозки. Именно с