Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ'

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6908
797
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / СЕМЕЙНЫЙ ДОХОД / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НЕДВИЖИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

В отличие от России, являющейся федеративным государством и имеющей трехуровневую бюджетную систему, Франция является унитарным государством, имеет двухуровневую налоговую систему, предусматривающую государственные налоги и местные налоги. В величине доходов бюджета Франции налоги и сборы занимают около 90 %, в величине валового внутреннего продукта - 45,8 %, что немного выше показателя в Евросоюзе. Налоговая система Франции является самой сложной, налоги в стране являются одними из самых больших в мире, что подтверждается занимаемым 4-м местом в Евросоюзе по показателю совокупной налоговой нагрузки. Между тем, налоговая система Франции обеспечивает высокий уровень жизни населения за счет перераспределения доходов. В статье автором рассмотрены виды налогов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами во Франции. Особое внимание уделено налогообложению семейного дохода физических лиц по прогрессивной шкале в размере от 0 до 45 %. Исследованием установлены имеющиеся сходства налоговых систем России и Франции, это в первую очередь, преобладание доли косвенного налогообложения. Отличают налоговую систему Франции ее социальная направленность (взносы в социальные фонды составляют более 40 % общей суммы налоговых платежей), значительная доля налогов в доходах местных бюджетов, что обеспечивает бюджетное равновесие (независимость бюджетов в вопросах формирования и использования бюджетных средств), при значительной эластичности правила налогообложения остаются неизменными в течение длительного периода. По мнению автора, положительный опыт налогообложения доходов физических лиц, накопленный во Франции, для России является актуальным и востребованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FRENCH TAX SYSTEM, ITS FEATURES

Unlike Russia, which is a federal state and has a three-tier budgetary system, France is a unitary state with a two-tier tax system that includes state taxes and local taxes. Taxes and fees account for about 90 % of the French budget revenues, and 45.8 % of the gross domestic product, which is slightly higher than in the European Union. The tax system in France is the most complex, taxes in the country are among the largest in the world, as evidenced by the 4th place in the European Union in terms of the total tax burden. Meanwhile, the French tax system ensures a high standard of living for the population through the redistribution of income. The article examines the types of taxes paid by individuals and legal entities in France. Particular attention is paid to the taxation of family income of individuals on a progressive scale ranging from 0 to 45 %. The study has established the existing similarities between the tax systems of Russia and France, this is, first of all, the prevalence of the share of indirect taxation. The tax system of France is distinguished by its social orientation (contributions to social funds make up more than 40 % of the total amount of tax payments), a significant share of taxes in the revenues of local budgets, which ensures budgetary equilibrium (independence of budgets in the formation and use of budget funds), with a significant elasticity of the rule taxes remain unchanged over a long period. According to the author, the positive experience of personal income taxation accumulated in France for Russia is relevant and in demand.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №6, Том 12 / 2020, No 6, Vol 12 https://esj.today/issue-6-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/17ECVN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зотиков Н.З. Налоговая система Франции, ее особенности // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, https://esj.today/PDF/17ECVN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zotikov N.Z. (2020). The French tax system, its features. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/ 17ECVN620.pdf (in Russian)

Грант РФФИ № 18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.

УДК 336.221.4

Зотиков Николай Зотикович

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: zotikovcontrol@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=518075

Налоговая система Франции, ее особенности

Аннотация. В отличие от России, являющейся федеративным государством и имеющей трехуровневую бюджетную систему, Франция является унитарным государством, имеет двухуровневую налоговую систему, предусматривающую государственные налоги и местные налоги.

В величине доходов бюджета Франции налоги и сборы занимают около 90 %, в величине валового внутреннего продукта - 45,8 %, что немного выше показателя в Евросоюзе. Налоговая система Франции является самой сложной, налоги в стране являются одними из самых больших в мире, что подтверждается занимаемым 4-м местом в Евросоюзе по показателю совокупной налоговой нагрузки. Между тем, налоговая система Франции обеспечивает высокий уровень жизни населения за счет перераспределения доходов.

В статье автором рассмотрены виды налогов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами во Франции. Особое внимание уделено налогообложению семейного дохода физических лиц по прогрессивной шкале в размере от 0 до 45 %.

Исследованием установлены имеющиеся сходства налоговых систем России и Франции, это в первую очередь, преобладание доли косвенного налогообложения. Отличают налоговую систему Франции ее социальная направленность (взносы в социальные фонды составляют более 40 % общей суммы налоговых платежей), значительная доля налогов в доходах местных бюджетов, что обеспечивает бюджетное равновесие (независимость бюджетов в вопросах формирования и использования бюджетных средств), при значительной эластичности правила налогообложения остаются неизменными в течение длительного периода.

По мнению автора, положительный опыт налогообложения доходов физических лиц, накопленный во Франции, для России является актуальным и востребованным.

Ключевые слова: бюджет; налоговая система; налоговая нагрузка; косвенные налоги; семейный доход; эластичность; налоговые льготы; подоходный налог; налог на прибыль; недвижимость

Вестник Евразийской науки 2020, №6, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 6, Vol 12 https://esi.today

Введение

В условиях рыночных отношений роль государства в регулировании экономики не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Государство с помощью налогово-бюджетного механизма, проводя определенную экономическую (налоговую) политику, создает необходимые условия для успешного функционирования рыночных механизмов. Эффективность проводимой налоговой политики отражается на качестве действующей в стране налоговой системы.

Актуальность исследования обусловлена ролью и местом налоговой системы в формировании доходов бюджетов государства.

В проводимых многочисленных исследованиях авторами отмечаются такие недостатки российской налоговой системы, как:

• преобладание косвенного налогообложения;

• нестабильность налогового законодательства;

• несправедливое закрепление налогов за бюджетами, приводящее к их дефицитности, вызывает необходимость применения множества форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов;

• увеличение разрыва между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми слоями населения, к чему привела существующая система налогообложения доходов физических лиц на основе плоской шкалы налогообложения;

• существующая система налогообложения не учитывает региональные особенности формирования налогового потенциала, интересы региональных и местных бюджетов, перестает выполнять основную фискальную функцию: не обеспечивает рост ВВП и на этой основе увеличение налоговых поступлений.

Эти и другие вопросы обусловили цель настоящего исследования: изучение налоговых систем развитых стран и их влияние на экономику страны.

В качестве страны исследования Франция выбрана по той причине, что она является одним из крупнейших унитарных государств современной Европы, занимает высокие рейтинговые позиции по уровню социально-экономического развития и имеет самую высокую налоговую нагрузку среди стран - членов Евросоюза.

Методы исследования

Исследование проведено на основе собранного материала по теме исследования (статьи отдельных авторов в журналах, печати, Интернет-ресурсы, официальные статистические материалы), использовались такие методы исследования, как логический, анализ и синтез, сравнения, аналитический и др.

Результаты исследования

Проведенным исследованием установлено следующее. Французскую налоговую систему отличают:

• низкий уровень прямого, соответственно, высокий уровень косвенного налогообложения (60 %);

• значительные взносы в фонд социального назначения (более 40 % общей суммы налоговых платежей, в Евросоюзе - 30 %);

• высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общей сумме налогов;

• значительная доля налогов в доходах местных бюджетов;

• бюджетный процесс основан на принципе «потребления», то есть на начальном этапе утверждаются доходы бюджета, после этого расходы бюджета;

• результатом децентрализации властных полномочий, включая налоговых поступлений, является оставление в распоряжении регионов до 60 % бюджетных средств;

• эластичность (подвижность) налоговой системы (в зависимости от изменений экономической, политической ситуации в мире и стране ставки налогов уточняются ежегодно, при этом сами правила налогообложения остаются неизменными в течение длительного периода времени, что является важным условием для развития предпринимательства);

• учет территориальных аспектов.

Бюджеты всех уровней обладают независимостью в вопросах формирования и распределения бюджетных средств: местные органы власти самостоятельно устанавливают перечень местных налогов, порядок их взыскания, утверждают их ставки.

Согласно принципу бюджетного равновесия, на чем основано самофинансирование регионов, местный бюджет не может быть дефицитным и иметь профицит: в бюджетном планировании предусматривается выделение целевых субсидий для выравнивания экономического положения отдельных территорий;

• широко развитая система налоговых льгот и скидок;

• тенденция к снижению налоговой нагрузки на граждан после вступления Франции в ЕС при одновременном сохранении фискальной налоговой базы за счет отмены налоговых льгот, прежде всего неэффективных;

• открытость налоговой системы для международных налоговых соглашений.

Несмотря на довольно высокий уровень налогового бремени, налоги во Франции отличаются социальной направленностью, гибкостью, мобильностью, что обеспечивается высокой степенью ответственности за нарушение налогового законодательства. Так, при ошибке в расчете налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75 % в месяц или 9 % в год, при умышленном нарушении штраф увеличивается в 2 раза. Непредставление или несвоевременное представление декларации по налогу в течение месяца влечет наложение штрафа в размере 10 % от начисленной суммы налога, если свыше 30 дней - в размере 40 %. Для злостных налогоплательщиков предусмотрены такие меры, как лишение водительских прав на срок до 3 лет, тюремное заключение на срок от 1 до 5 лет, штраф в размере от 5 тыс. евро до 250 тыс. евро, арест банковского счета, арест собственности.

«При проведении сравнения уголовной ответственности за налоговые преступления с российским правом очевидным становится тот факт, что по французскому законодательству предусматриваются три альтернативных вида наказания в зависимости от тяжести совершенного деяния: штраф, тюремное заключение, либо и то и другое наказание в совокупности» [1].

Налоговая система Франции строится на принципах системности, гибкости в сочетании со строгостью.

Доля налогов в доходах консолидированного бюджета (в %-ах) [2]:

• подоходный налог - 18,1;

• налог на прибыль - 6,6;

• взносы на социальное страхование - 37,3;

• имущественные налоги - 10,6;

• НДС - 16,5;

• акцизы - 4,1;

• прочие - 6,8.

«Во Франции двухуровневая налоговая система, при этом существует четкое разделение налогов на местные и идущие в центральный бюджет» [3].

Таблица 1

Перечень федеральных и местных налогов

Федеральные налоги Местные налоги

НДС Налог на жилье

Подоходный налог с физических лиц Земельный налог

Налог на прибыль корпораций Налог на уборку территории

Пошлины на нефтепродукты Налог на использование коммуникаций

Акцизы Налог на продажу зданий

Взносы на социальное страхование Профессиональный налог

Налог на наследство Сбор на озеленение

Налог на состояние (богатство) Туристский сбор

Налог на профессиональное образование Местные сборы на освоение рудников

Налог на собственность Сборы на установку освещения

Таможенные пошлины Сбор на ликвидацию бытовых отходов

Налог на прибыль от ценных бумаг Пошлины на содержание (сельхозпалаты, торговой палаты, палаты ремесел)

Источник: Налоговая система Франции [Электронный ресурс]. URL: https://btimes.ru/business/nalogovaya-sistema-frantsii

Таблица 2

Основные налоги и налогоплательщики

Физические лица Юридические лица Физические и юридические лица

Подоходный налог НДС Налог на операции с недвижимостью

Налог на наследство и дарение Налог на прибыль Налог на операции с ценными бумагами

Налог на недвижимость Налог на заработную плату Земельный налог

Профессиональный налог Прочие

Источник: Налоги и налоговая система во Франции [Электронный ресурс]. URL: https://zagranportal.ru/franciya/finansy-franciya/nalogi-vo-francii.html; Налогообложение

юридических лиц во Франции [Электронный ресурс]. URL:

https://zakon.ru/blog/2017/6/9/nalogooblozhenie_yuridicheskihJic_vo_francii

В целом местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов. Ставки налогов по местным налогам устанавливаются местными органами и сильно различаются по местностям и рассчитываются из оценочной стоимости находящихся в собственности земли и жилых построек. В соответствии с

административно-территориальной структурой Франция включает 22 региона, 95 департаментов и 36 000 коммун. Местные органы представлены около 80 тыс. самостоятельными бюджетами.

Налоги с физических лиц

Налоги, уплачиваемые физическими лицами во Франции, обеспечивают пополнение бюджета на треть. При этом подоходный налог обеспечивает около 20 % доходов бюджета. Им облагаются:

• вознаграждение от коммерческой активности;

• заработная плата и пенсии;

• сдача имущества в аренду (рента);

• вознаграждение от некоммерческой активности.

«Подоходный налог оплачивают не только жители Франции, но и иностранные граждане, которые получают официальный доход на территории страны. Главной особенностью налога на доходы является то, что для его расчета берется не конкретное физическое лицо, а семья налогоплательщика (супруги, дети и иждивенцы). Прогрессивная шкала ставок охватывает 5 групп налогоплательщиков с диапазоном от 0 до 45 % в зависимости от суммы годового дохода» [4].

Ставки подоходного налога различаются в зависимости от дохода и специального коэффициента, присваиваемого фискальной единице в зависимости от ее типа:

• лица, не имеющие детей и не состоящие в браке - 1;

• лица, состоящие в официальном браке - 2;

• супруги с одним несовершеннолетним ребенком - 2,5;

• семейные пары с тремя и более детьми - 3 (для семьи с двумя детьми и плюс 0,5 % к коэффициенту за каждого следующего ребенка).

Платежной единицей, на которую производятся скидки, считается семья: муж, жена, дети до 18 лет, неженатые дети до 21 года, дети - студенты до 25 лет, родители при совместном проживании.

При этом гражданский брак не учитывается. Холостые и бездетные лица считаются семейной единицей. Величина подоходного налога зависит от величины среднего достатка на 1-го члена семьи. Применение семейного коэффициента дает привилегию семьям с детьми, в особенности многодетным по сравнению с бездетными холостяками. Ставки налога составляют от 0 до 45 % при необлагаемом минимуме и максимальном (свыше 150 тыс. евро).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Ставки подоходного налога

Размер дохода (евро) Ставка, %

до 9 964 0

9 964-27 519 14

27 519-73 779 30

73 779-156 224 41

св. 156 224 45

Источник: Налоги во Франции [Электронный ресурс]. URL: https://mirfrance.ru/nalogi-vo-francii/

При расчете налога налоговая база основывается на величине среднедушевого дохода семьи. Процент этого дохода равняется общей сумме прибыли. При этом вычитаются определённые расходы, связанные с потребностями членов семьи:

• расходы на выполнение профессиональных обязанностей;

• на приобретение или строительство дома (квартиры);

• финансовую помощь отдельно живущим родителям;

• оплата за ребенка в детсадах-яслях;

• социальные взносы во внебюджетные фонды;

• расходы на среднее и малое инвестирование;

• отчисления в благотворительные организации;

• расходы, связанные с разводом супругов;

• расходы на членство в той или иной организации;

• отчисления политическому движению;

• расходы на детское образование;

• помощь родителям;

• расходы на коммунальные услуги;

• медицинские, страховые перечисления в благотворительные фонды.

Общая сумма дохода фискальной ячейки делится на присвоенный ей коэффициент, а затем рассчитывается сумма подоходного налога по ставке, зависящей от дохода этой ячейки. Семьи, имеющие более одного ребенка, платят по меньшей ставке.

Применение «коэффициента семьи» при расчёте налога снижает степень прогрессивности налогообложения для семей с большим числом детей.

Минимальная заработная плата во Франции в 2019 г. - 1 493 евро в месяц (136 728,94 руб.), в год - соответственно 17 916 евро (1 640 747 руб.).

Средняя заработная плата - 2 900 евро (265 582 руб.), в год - соответственно 34 800 евро (3 186 984 руб.) при курсе на 15 ноября 2020 г. - 91,58 руб. к евро.

Весь чистый семейный доход делится на части по числу членов семьи. Не платят налог семьи с уровнем доходов (таблица 4).

Таблица 4

Необлагаемая налогом налоговая база

Число частей Нулевое наложение, евро

2 27 974

2,5 32 956

3 37 938

3,5 42 920

4 47 902

4,5 52 864

5 57 886

Источник: Налоги во Франции [Электронный ресурс]. URL: https://mirfrance.ru/nalogi-vo-francii/

Пример:

Семья (муж, жена, сын несовершеннолетний) имеют годовой доход 60 000 евро, в том числе заработная плата жены - 25 000 евро, мужа - 35 000 евро. Для упрощения расчета не будем учитывать вычеты на страховые взносы, уплачиваемые из заработной платы до налогообложения.

При индивидуальном обложении дохода сумма налога составит:

у жены - ((25 000 - 9 964) х 14 %)) = 15036 х 14 % = 2105 евро;

у мужа - ((27 519 - 9964) х14 %)) = 17555 х 14 % = 2457,7 евро;

((35 000 - 27 519) х 30 %)) = 7481 х 30 % = 2244,3 евро, всего - 4 702 евро.

Таким образом, общая сумма подоходного налога составит 6807 евро, нагрузка - 11,3 % (6807 евро : 60 000 евро х 100 %).

При обложении семейного дохода налог рассчитывается следующим образом.

Коэффициент семьи с одним несовершеннолетним ребенком составляет 2,5.

60 000 евро : 2,5 = 24 000 евро, то есть налог с семейного дохода будет рассчитываться по ставке 14,0 % (таблица 3).

24 000 - 9 964 = 14 036 евро - налогоблагаемая база.

14 036 евро х 14 % х 2,5 = 4 912,6 евро - сумма налога.

Налоговая нагрузка - 8,2 %.

Таким образом, при обложении семейного дохода сумма налога намного меньше, чем при индивидуальном обложении дохода каждого члена семьи.

Существующая система обложения семейного дохода стимулирует французов иметь больше детей, холостяк платит налог в максимальном размере.

Налог на наследство и дарение

Ставки налога при наследовании и дарении зависят от степени родства и рыночной стоимости объекта налогообложения. При этом супруги освобождены от уплаты налога. Плательщиками налога на наследство являются наследники.

Ставки налога установлены для:

• детей, родителей, опекунов - от 5 до 45 % с уменьшением налогооблагаемой базы на 275 тыс. евро;

• братьев, сестер - 35-45 % с уменьшением налогооблагаемой базы на 100 тыс. евро;

• других - 55-60 % с уменьшением налогооблагаемой базы на 10 тыс. евро.

Налог на право наследования во Франции остается высоким. Так, с состояния в 13 млн франков два прямых наследника должны выплатить государству 3 млн франков, с состояния в 1 млн франков - около 60 тыс. Более высокие ставки имеют лишь Испания, Нидерланды.

При наследовании земельных участков, лесных массивов действует скидка до 75 %.

Налог на недвижимость

Сбор за эксплуатацию жилья устанавливают местные органы власти. При этом предельная величина повышения сбора не может превышать в 2,5 раза среднерегиональный уровень за прошедший год.

Плательщиком налога на недвижимость является лицо, занимающее жилую площадь: арендатор или собственник.

Ставки сбора на имущество (жилье и денежные средства на счетах в банке) установлены на объекты свыше 700 тыс. евро, и составляют от 0,55 % до 1,83 %.

Ставки сбора зависят от срока эксплуатации объекта:

2-4 % - для объектов со сроком эксплуатации до 5 лет;

6-8 % - более 5 лет.

Налоги во Франции для богатых

Распространяются на физических лиц, общая стоимость состояния которых превышает 800 тыс. евро. Ставки при стоимости имущества:

0 % - меньше 800 тыс. евро;

0,5 % - от 800 тыс. евро до 1,3 млн евро;

0.7.% - от 1,3 до 2,57 млн евро;

1 % - от 2,57 до 5 млн евро; 1,25 % - от 5 до 10 млн евро; 1,5 % - более 10 млн евро. Облагается налогом:

1. недвижимость (любые объекты как жилой, так и нежилой застройки), кроме сданных в аренду французам;

2. банковские депозиты;

3. транспорт (при их использовании): машины, вертолеты, самолеты, яхты;

4. драгоценности (ювелирные, драгметаллы).

«Налог солидарности на состояние с 1 января 2015 г. распространяется на лиц, чье состояние в стране на 1 января налогового периода превышает установленный в законодательном порядке уровень. Из этих денег финансируются различные социальные программы помощи неимущим» [5].

Налоги с юридических лиц

Юридические лица во Франции могут осуществлять свою деятельность в следующих организационно-правовых формах:

• индивидуальный предприниматель с ограниченной ответственностью без образования юридического лица;

• общество с ограниченной ответственностью с одним участником;

общество с ограниченной ответственностью с несколькими участниками; простое коммандитное товарищество; коммандитное товарищество с акциями; полное товарищество;

упрощенное акционерное общество - разновидность закрытого АО, отличается упрощенным администрированием;

открытое акционерное общество.

Юридические лица являются плательщиками более 50 % поступлений в бюджет.

НДС

Интерес представляет то, что «именно в этой стране в 1954 г. французским экономистом Мортисом Лоре был разработан известный нам сегодня налог на добавленную стоимость и для апробации введен в бывшей французской колонии - африканском государстве Кот-д Ивауре (Берег Слоновой Кости)» [6].

НДС составляет 50 % от косвенных налогов, что подтверждает нацеленность налоговой системы на налогообложение потребления. Налог взимается по обычной схеме: поставщик, включив в стоимость товара (услуги), предъявляет покупателю НДС, сам же уплачивает налог, предъявленный ему за приобретенный товар (услуги). Разница между НДС, полученным от покупателя, и суммой НДС, уплаченной поставщику, подлежит перечислению в бюджет.

«По общему правилу, оказание услуг облагается НДС по следующему принципу:

• между коммерческими организациями - по месту нахождения заказчика;

• между коммерческой организацией и потребителем, не являющимся плательщиком НДС - по месту нахождения исполнителя.

Экспорт товаров из Франции за пределы ЕС не облагается французским НДС, импорт во Францию из страны, не входящей в ЕС - облагается.

Стандартная ставка НДС во Франции составляет 20 %, при этом имеются еще «промежуточные» ставки: 22,0 %; 10 %; 5,5 %; 2,1 %:

22,0 % - на предметы роскоши;

10 % - применяется при оказании транспортных и отельных услуг, показе театральных представлений, оказании ресторанных услуг, продаже продуктов питания;

5,5 % - при реализации медицинских изделий, книг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,1 % - при оказании медицинских услуг, продаже донорской крови, лекарств»1.

«Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции» [7].

1 Иванец Ю. Налогообложение юридических лиц во Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1Шр8;///акоп.ruMog/2017/6/9/nalogooblozhenie_vuridicheskih_lic_vo_francii (дата обращения: 19.12.2020).

Страница 9 из 18

17БСУК620

Корпоративный налог

Налог на прибыль взимается с суммы налогооблагаемых доходов, уменьшенных на расходы:

• отчисления в законодательно оформленные благотворительные институции;

• отчисления на обязательное страхование и в пенсионный фонд;

• отчисления на содержание ребенка в яслях-садах;

• взносы на членство в общественных организациях и политических движениях (партиях), действующих в рамках правового поля страны.

В отличие от большинства налоговых систем экономически развитых стран, в частности, от стран Евросоюза, налог на прибыль корпораций во Франции строится по территориальному принципу (а не по резидентскому). Это означает, что для целей налогообложения учитываются только доходы, полученные в этой стране. Основная ставка налога составляет 33,33 %, с учетом повышения на сумму социального сбора в размере 3,3 % общая ставка налога составит 34,43 %. Начиная с 2017 года основная ставка корпоративного налога снижалась:

• в 2017 году по ставке в 28 % облагалась прибыль малых и средних предприятий, не превышающая 75 тыс. евро;

• 2018 году по 28 %-ной ставке облагалась прибыль всех компаний в пределах до 500 тыс. евро;

• в 2019 году по 28 %-ной ставке облагалась прибыль всех организаций в пределах до 1 млрд евро;

• с 2020 года 28 %-ная ставка корпоративного налога стала общей для всех.

По ставке 15 % уплачивают налог малые предприятия, в которых не менее 75 % акций принадлежат физическим лицам, и годовой оборот составляет менее 7,6 миллионов евро, в части прибыли 38 120 евро в год., свыше 38 120 евро - 33,3 %.

В отличие от приведенных ставок имеют:

• сельскохозяйственные компании - 20,9 %;

• организации, добывающие полезные ископаемые - 50 %;

• организации, производящие энергосберегающее оборудование - 0 %.

Льготы по налогу предоставляются:

• вновь созданным организациям (ставка налога в первые 2 года деятельности организаций - 0 %, на 3-й год - 25 % от установленной ставки, 4-й год - 50 %);

• в размере 25 % для расходов компании, направленных на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников компании;

• налогом не облагаются объекты, к которым применяется ускоренная амортизация (например, по программному обеспечению, по которому 100 % стоимости списывается в один год);

• пониженная ставка налога в размере 19 % применяется к выручке, полученной от реализации активов, бывших в употреблении более 2-х лет, при условии перенаправлении полученной прибыли в различные целевые резервные фонды, действующие на законных основаниях;

• не облагается налогом выручка, направленная в целевые резервные фонды, созданные на территории республики.

Налоги во Франции, являющейся членом ЕС, облагаются по принципу «у источника», то есть, доход, полученный за рубежом и с которых там уплачен налог, второй раз во Франции налог не уплачивается.

Налогообложение прироста капитала

При отчуждении акций и долей в организациях, находившихся во владении продавца в течение не менее 2 лет, прирост капитала освобождается от налога, но лишь в части 88 % дохода от продажи акций, остальные 12 % облагаются по общей ставке в 33,33 % (за исключением доходов от продажи акций организаций, более 50 % активов которых составляет французская недвижимость).

Налогообложение дивидендов

а) При выплате физическим лицам.

Выплачивающая доход компания облагает доход, с которого будут выплачены дивиденды, корпоративным налогом. Впоследствии при выплате дивидендов компания уплатит обязательный сбор (3 % от выплачиваемых сумм).

На уровне акционера дивиденды, выплачиваемые:

• физическим лицам - резидентам Франции, облагаются налогом по прогрессивной шкале от 0 до 45 % в зависимости от размера дохода (с предоставлением вычета в размере 40 % от суммы дохода);

• физическим лицам-резидентам Европейской экономической зоны, удерживается налог у источника по ставке 21 %;

• в пользу резидентов остальных государств - налог удерживается у источника по выплате дохода по ставке 30 %.

«Налог у источника может быть снижен соглашением об избежании двойного налогообложения между Францией со страной получателя доходов, если таковое имеется. Например, по соглашению между Россией и Францией ставка на дивиденды составляет 5, 10 или 15 % в зависимости от суммы, вложенной получателем дивидендов в капитал выплачивающей компании, и налогового режима, применяемого к дивидендам в стране получателя»1.

б) При выплате юридическим лицам.

У юридических лиц-резидентов Франции (кроме случаев применения льгот) дивиденды включаются в общую базу по корпоративному налогу и облагаются налогом на обычных условиях:

• при выплате дивиденда нерезиденту удерживается налог у источника по ставке 30 % (или по ставке, предусмотренной соглашением об избежании двойного налогообложения);

• при выплате дивидендов в пользу компаний из «несотрудничающих» юрисдикций облагаются налогом у источника по ставке 75 %.

Таким образом, дивиденды выплачиваются за счет прибыли, остающейся после уплаты корпоративного налога. Обложенный налогом доход, выплачиваемый акционерам, опять подвергается обложению налогом, то есть имеет место «повторное налогообложение». В целях его избежания введены налоговые льготы, например, компаниям, связанным между собой в режиме материнских и дочерних компаний либо в режиме консолидированной группы. «Под освобождение, однако, подпадает не полная сумма дивидендов, а лишь 95 %: остальные 5 % добавляются обратно к налоговой базе и облагаются корпоративным налогом на общих условиях»1.

Работодатель производит отчисления от годового фонда оплаты труда: 4,5 % - до 36 тыс. евро; 8,5 % - до 71,7 тыс. евро; 13,6 % - св. 71,7 тыс. евро.

Отчисления распределяются между социальными фондами: на выплату пенсий, больничных листов, пособий по безработице.

установлен для живущих за счет индивидуальных гонораров: писатели, художники, композиторы и т. п. Налогом облагается разность между полученной выручкой и затратами на создание творческого продукта (в том числе расходы на аренду используемого рабочего помещения, рекламу, оплату труда сотрудников и др.). Ставки налога устанавливаются в регионах в размере, не превышающем 3,5 % от чистого годового профита.

Они составляют 2,3 % от налоговых выплат и включают выплаты с алкоголя и бензиновых надбавок, налог на дополнительную стоимость, надбавки на табак.

Ежегодный сбор, уплачиваемый странами - участницами ЕС, составляет 0,3 % от созданного за год сбора на добавленную стоимость (% от валового национального дохода (ВНД)). Франция является членом ЕС с 1957 года.

Главная особенность налоговой системы во Франции: обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.

Отчисления во внебюджетные фонды производятся работодателем (в размере от 4,5 до 13,6 % от годового фонда оплаты труда) и работником (с начисленной заработной платы работника до уплаты подоходного налога перечисляются 20-22 % в фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд, в социальный фонд по безработице).

Налог на заработную плату

Профессиональный налог

Сборы на нужды Евросоюза

Социальные и страховые отчисления

Пенсия француза в основном финансируется за счет дополнительных взносов в негосударственные фонды, величина выплат - 20-50 % от заработка.

Единый пенсионный возраст для мужчин и женщин во Франции составляет 62,5 года при средней продолжительности жизни в 76 лет.

Во Франции существуют социальные пенсии, которые не являются «твердыми доходами, финансируются за счет всеобщего 2,4-процентного социального налога со всех доходов, пошлин и акцизов на напитки.

Фискальные выплаты по медицинскому страхованию делятся на 3 группы:

1. охватывают до 80 % всего населения;

2. страхование различных профессиональных групп в отдельных отраслях (например, страхование самозанятых);

3. страхование отдельных профессиональных групп (медиков, горняков и т. п.).

Размер выплат зависит от профессии, дохода, семейного статуса, опасности профессии

и т. п.

Местная система государственного страхования по безработице основывается не на государственных гарантиях, а на коллективных договоренностях между конкретными работодателями и нанятыми ими работниками.

«Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН)» [8].

Налог на общество

Данный налог платят коммерческие организации по ставке, зависящей от товарооборота компании в отчетном периоде, при этом собранные средства инвестируются в социально-экономическую инфраструктуру страны с целью сделать французское общество богатым.

Налог на профессиональное образование

С фонда заработной платы коммерческих фирм взимается 0,5 % + 0,1 % в целом коммерческой организации со штатом сотрудников более 10 чел. обязаны делать 0,65 % выплат из ФОТ на инвестиции в возведение жилой недвижимости

Общие налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами

Это касается недвижимости, земельных участков, ценных бумаг, транспортных средств, предметов антиквариата, ювелирных изделий.

Таблица 5

Налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами

Налог

На операции с недвижимостью Продажа собственного жилья, унаследованного (приобретенного) более 2-х лет назад, налогом не облагается. Ставки налога при продаже собственности, находящейся во владении: 2-5 лет - 2-4 %; св. 5 лет -6-8 %. С полученной прибыли при реализации недвижимости уплачиваются дополнительно: социальный сбор (15,5 %), налог на прирост капитала (19 %), добавочный налог (2-3 %).

Налог

Налог на операции с ценными бумагами (выручка - от 300 тыс. евро) и иным движимым имуществом (выручка - от 20 тыс. евро) Ставки налога на операции: с ценными бумагами - 16 %; с предметами искусства - 4,5 %; с ювелирными изделиями - 7,5 %.

Земельный налог (на застроенный земельный участок и без застройки). Основа для расчета налога - кадастровая (арендная) оценка Льготы распространяются на участки государственного фонда, участки и здания сельскохозяйственного назначения, площади под новостройками (в течение 2-х лет), жилье, владельцы которого старше 75 лет, инвалиды, живут на социальные пособия. Пошлина на застроенный земельный участок определяется от половины кадастровой оценки участка и кадастровой/арендной оценки строений. Для незастроенной территории базовая стоимость составляет 80 % от кадастровой оценки, за участки сельскохозяйственного назначения применяется норматив в размере 1/5 от установленного.

Транспортный налог Уплачивается один раз при покупке, ставки зависят от мощности двигателя, года выпуска, количества выбросов углекислого газа.

Акциз Облагаются алкоголь, табак, меха, эксклюзивные товары. Налоговые надбавки за бензин дают около 9,6 % налоговых поступлений. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70 % цены.

Туристический сбор Взимается при размещении в отелях в сумме 0,2-1,5 евро в день с человека в зависимости от уровня комфорта.

Сбор на профессиональное образование Оплачивают юридические лица в размере 1,45-3,5 % от фонда оплаты труда.

Сбор со сдачи недвижимости в аренду (размер ставки зависит от стоимости объекта и статуса собственника) Ставки сбора для физических лиц (в %-ах от стоимости облагаемых объектов в евро): до 5 963 - 5 %, 5963-11896 - 10 %, 11986-26420 - 15 %, 26420-70830 - 20 %, 70830-150 000 - 41 %, более 150 000 - 45 %. Кроме этого, дополнительно уплачивается социальный сбор в размере 15,5 % от прибыли. Налоги для юридических лиц - 33,33 % от полученного дохода за вычетом амортизационных издержек и расходов, связанных со сдачей объекта в аренду.

Источник: Налоги и налоговая система во Франции [Электронный ресурс]. URL: https://zagranportal.ru/franciya/finansy-franciya/nalogi-vo-francii.html; Налогообложение

юридических лиц во Франции [Электронный ресурс]. URL:

https://zakon.ru/blog/2017/6/9/nalogooblozhenie_yuridicheskih_lic_vo_francii

Заключение

Исследованием установлено следующее:

• в отличие от российской налоговая система во Франции имеет тенденцию к снижению налоговой нагрузки на граждан, что обеспечивается высоким уровнем заработной платы, применением прогрессивной ставки налогообложения доходов физических лиц, обложением высокими налогами имущества богатых, отчислениями юридическими лицами с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды в пользу работников. «Социальная направленность занимает особое место во французской налоговой системе, так как подразумевает перераспределение налоговых платежей от наиболее обеспеченных налогоплательщиков в пользу малообеспеченных» [9];

• уровень заработной платы во Франции намного превышает российский уровень заработной платы (как по минимальному, так и среднему уровню). Система налогообложения доходов физических лиц предусматривает необлагаемый налогом минимум, вычеты на расходы, связанные с получением дохода. «В России подавляющее большинство населения живет на доходы, которые намного меньше тех, что во Франции. Это порождает чувство

Вестник Евразийской науки 2020, №6, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 6, Vol 12 https://esi.today

социальной несправедливости. Во Франции налоговая система обладает большей стабильностью» [10];

• уровень налоговой нагрузки во Франции является наиболее высоким среди стран - членов Евросоюза. Это обусловлено тем, что одной из ключевых проблем Франции является высокий уровень государственных расходов. По данному показателю она является одним из лидеров среди развитых индустриальных стран (до 60 % ВВП). «Высокий уровень государственных расходов - одна из причин обременительной налоговой и социальной нагрузки на частный сектор. Франция отличается одной из самых антипредпринимательской и анти инновационной налоговой системой среди развитых индустриальных стран. О чем свидетельствует самые высокие ставки среди стран ОЭСР по большинству основных налогов на деятельность предприятий [11];

• в доходах местных бюджетов во Франции налоги занимают значительную долю. Местные бюджеты обладают независимостью в вопросах формирования и использования бюджетных средств;

• в доходах бюджетов преобладают косвенные налоги (доля НДС составляет более 50 % косвенных налогов);

• в бюджетном процессе первенство принадлежит утверждению доходов бюджетов, лишь после этого определяются направления расходования средств;

• ставки налогов пересматриваются ежегодно, при этом правила налогообложения остаются стабильными в течение длительного периода времени.

По данным экспертов, теневой сектор экономики Франции оценивается в сумме 171 млрд евро, что составляет 15 % от ВВП (в России - 44 % ВВП).

Налоговая система Франции имеет свои отличительные черты, такие как: «социальный характер экономики; постоянство перечня налогов и сборов, подходов к их взиманию; преобладание в структуре косвенных налогов; значимая роль подоходного налога; учет неравномерного развития территорий; широкая система льгот и скидок; развитые институциональные механизмы интеграции в международные налоговые соглашения» [2]. Страна присоединилась к 89 соглашениям. Так, Россия и Франция имеют договор об избежании двойного налогообложения от 26 ноября 1996 г., который распространяется на фискальный сбор применительно к России на собственность физических лиц, на подоходный налог с физлиц, на собственность предприятий, прибыль юридических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нестеренко Н.В. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Франции // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 90-95.

2. Кузнецов Л.Д. Характерные черты налоговой системы Франции // Инновации и инвестиции. 2017. № 12. С. 96-100.

3. Комиссарова Ж. Налоговая система Франции // Мировое и национальное хозяйство. 2015. № 2 (33). С. 24-33.

4. Мочалова А.С., Ротанова В.А., Власова А.А., Домнина А.И. Сравнительный анализ налоговых систем стран Европы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 (100). С. 32.

5. Аксенова А.А. Налогообложение физических лиц по законодательству Франции // Молодой ученый. 2015. №23 (103). С. 436-438.

6. Королева К.А., Соболева П.Д. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Франции // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения. сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 117-119.

7. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для вузов / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. М.: Издательство Юрайт, 2020. 329 с. URL: https://urait.ru/bcode/449948 (дата обращения: 11.11.2020).

8. Тихонов В. Особенности налоговой системы Франции в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://1migration.ru/france/sistema-nalogooblozheniya-vo-francii.html (дата обращения: 11.11.2020).

9. Кривихина А.А., Салькина А.Р. Динамика изменения налоговой системы Франции // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 6. С. 596-602.

10. Попов С.А., Ковалев Д.О. Сравнение налоговой системы России с налоговыми системами Германии, США, Франции // В книге: Проблемы совершенствования российского законодательства. Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов. Под редакцией Ю.В. Анохина. 2019. С. 218-221.

11. Черноуцан Е.М. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности: барьер или фактор развития (опыт Франции) // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 1 (211). С. 32-39.

Zotikov Nikolay Zotikovich

Chuvash state university named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

E-mail: zotikovcontrol@yandex.ru

The French tax system, its features

Abstract. Unlike Russia, which is a federal state and has a three-tier budgetary system, France is a unitary state with a two-tier tax system that includes state taxes and local taxes.

Taxes and fees account for about 90 % of the French budget revenues, and 45.8 % of the gross domestic product, which is slightly higher than in the European Union. The tax system in France is the most complex, taxes in the country are among the largest in the world, as evidenced by the 4th place in the European Union in terms of the total tax burden. Meanwhile, the French tax system ensures a high standard of living for the population through the redistribution of income. The article examines the types of taxes paid by individuals and legal entities in France. Particular attention is paid to the taxation of family income of individuals on a progressive scale ranging from 0 to 45 %.

The study has established the existing similarities between the tax systems of Russia and France, this is, first of all, the prevalence of the share of indirect taxation. The tax system of France is distinguished by its social orientation (contributions to social funds make up more than 40 % of the total amount of tax payments), a significant share of taxes in the revenues of local budgets, which ensures budgetary equilibrium (independence of budgets in the formation and use of budget funds), with a significant elasticity of the rule taxes remain unchanged over a long period. According to the author, the positive experience of personal income taxation accumulated in France for Russia is relevant and in demand.

Keywords: budget; tax system; tax burden; indirect taxes; family income; elasticity; tax incentives; income tax; income tax; real estate

REFERENCES

1. Nesterenko N.V. Comparative characteristics of tax systems in Russia and France. Alley of Science, 2018, vol. 5, no. 4 (20), pp. 90-95.

2. Kuznetsov L.D. Characteristic features of the tax system in France. Innovations and investments, 2017, no. 12, pp. 96-100.

3. Komissarova J. The tax system of France. World and national economy. 2015, no. 2 (33), pp. 24-33.

4. Mochalova A.S., Rotanova V.A., Vlasova A.A., Domnina A.I. Comparative analysis of tax systems of European countries. Modern research and innovation. 2019, no. 8 (100), pp. 32.

5. Aksenova A.A. Taxation of individuals under French law. Young Scientist. 2015, no. 23 (103), pp. 436-438.

6. Koroleva K.A., Soboleva P.D. Comparative characteristics of the tax systems of Russia and France. In the collection: Actual problems of Jurisprudence and solutions. collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference, 2017, pp. 117-119.

7. Lykova L.N. Tax systems of foreign countries: textbook and workshop for universities / L.N. Lykova, I.S. Bukin. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020, 329 p. URL: https://urait.ru/bcode/449948 (date accessed: 11.11.2020).

8. Tikhonov V. Features of the tax system of France in 2019 [Electronic resource]. URL: https://1migration.ru/france/sistema-nalogooblozheniya-vo-francii.html (date accessed: 11.11.2020).

9. Krivikhina A.A., Salkina A.R. Dynamics of changes in the tax system of France. Actual problems of modern economics. 2020, no. 6, pp. 596-602.

10. Popov S.A., Kovalev D.O. Comparison of the tax system of Russia with the tax systems of Germany, USA, France. In the book: Problems of improving Russian legislation. Collection of theses of the All-Russian (with international participation) scientific conference of cadets, listeners and students. Edited by Yu.V. Anokhin, 2019, pp. 218221.

11. Chernoutsan E.M. Administrative and legal regulation of innovative activity: a barrier or a development factor (the experience of France). Izvestia of the Volgograd State Technical University, 2018, no. 1 (211), pp. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.