УДК 347.73
Юридические науки
Ильин Д. И., студент юридического факультета Стерлитамакский филиала БашГУ Бойко Н. Н., научный руководитель, к. ю. н., доцент Стерлитамакский филиала БашГУ
НАЛОГОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В данной статье рассматривается налоговая правосубъектность организации. Приводятся различные точки зрения касательно данной темы.
Ключевые слова: налоги, правосубъектность, деликтоспособность, организация.
Annotation: This article discusses the tax legal personality of the organization. There are various points of view regarding this topic.
Keywords: taxes, legal personality, delictual capacity, organization.
Организация обладает способностью - быть участницей в налоговых правоотношениях, иметь права и обязанности, такая способность соотносится с особым качеством - налоговая правосубъектность. Налоговая правосубъектность организации - это обязательное условие закрепления правовых связей между организацией и определенными государственными органами, а также органами местного самоуправления в соответствующих налоговых отношениях. Что касается понятия налоговая правосубъектность, то под ней следует понимать способность организации быть самостоятельной участницей в налоговых правоотношениях в соответствии с законодательством о налогах и сборах, иметь и осуществлять субъективные налоговые права и обязанности.
Законодательство о налогах и сборах прибывает в процессе постоянного развития, в него периодически вносятся дополнения, устаревшие нормативно -правовые акты обновляются. Проблема правосубъектности в налоговом праве занимает особенно важное практическое и теоретическое значение. Понятие правосубъектности связано с такими основными общеправовыми понятиями, как правоотношение и субъективные права и обязанности. Исходя из этого, насколько объективно данное научное понятие будет отражать действительное правовое явление, зависит раскрытие важных вопросов, касающихся содержания налоговых прав и обязанностей, сущности налоговых правоотношений. Организации, соответствующие определенным признакам и действующие в соответствии с законодательством РФ, признаются гражданским правом правосубъектными и обладают статусом юридического лица. Ст. 49 и 51 Гражданского кодекса (часть первая) закрепляет гражданскую правоспособность и дееспособность юридического лица, которая приобретается им с момента государственной регистрации. Следует отметить, что налоговая правосубъктность возникает у организации с момента её постановки на налоговый учет. Постановка на налоговый учет - это процедура налоговой регистрации, после которой организация является полноправной участницей налоговых правоотношений. Если организация будет заниматься предпринимательской деятельностью, не став при этом на налоговый учет, налоговые обязанности организация должна будет исполнять - выплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и в государственные внебюджетные фонды, и при этом не лишает права на налоговые льготы. Однако осуществлять свои налоговые права посредством активных действий налоговых органов, организация вправе только после прохождения налоговой регистрации - постановки на налоговый учет. Например, в соответствии с п.1 ст. 21 НК РФ, организация, являющаяся налогоплательщиком, имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах. Получать налоговый кредит, рассрочку,
отсрочку юридическое лицо может только после постановки на налоговый учет. Самостоятельное исполнение организацией налоговых обязанностей обременительно и по идее делается невозможным, не имеет разумного значения без прохождения налоговой регистрации. Итак, независимо от того, что организация, ещё не став на налоговый учет может участвовать в налоговых правоотношениях, налоговая праводееспособность возникает у юридического лица только после налоговой регистрации.
В налоговую правосубьектность организации входят налоговая правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность организации - это возможность иметь налоговые права и обязанности (организационно -имущественные и организационные) [1]. Налоговая правоспособность организации обладает следующими общими налоговыми правами и обязанностями: право на защиту (право подачи налоговой жалобы, право судебного обжалования); право получать рассрочку, отсрочку по налогам, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит; право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов; право на справедливый и экономически обоснованный размер и порядок налогообложения; право пользоваться установленными законом налоговыми льготами; право получать информацию о налогах и сборах от компетентных органов; обязанность представлять налоговым органам документы, которые необходимы для контроля за исчислением и уплатой налогов и иную установленную законом информацию; обязанность платить законно установленные налоги; обязанность вести учет доходов и расходов, иных объектов налогообложения (а также обязанность по ведению бухгалтерского учета); другие права и обязанности.
Таким образом, налоговая правосубъектность организации реализуется через права и обязанности, которые закреплены в законодательстве о налогах и сборах, причем необходимо отметить, что некоторые права и обязанности основываются на Конституции РФ. В Конституции РФ закрепляется обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Налоговый кодекс РФ устанавливает общие права и обязанности субъектов налогового права,
этому посвящены статьи 21-24, 31-34.1 НК РФ. Налоговая дееспособность - это участие организации в налоговых правоотношениях, реализация соответствующих прав и исполнение установленных Налоговым Кодексом обязанностей. Правосубъектность организации обязательно должна содержать в себе два элемента (правоспособность и дееспособность) и в другом виде находиться не может, а физическое лицо как субъект налоговых правоотношений в определенных случаях может иметь правоспособностью и не обладать дееспособностью. Под налоговой дееспособностью следует понимать предусмотренную нормами налогового законодательства способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права, выполнять возложенные на него обязанности и нести юридическую ответственность за неправомерные действия или бездействия.
Дееспособность организации выражается в деятельности ее структурных подразделений. «Органы юридического лица составляют и отражают его волю, поэтому через них, т.е. через совершаемые ими действия, юридическое лицо приобретает права и берет на себя обязанности. Действия органов рассматриваются как действия самого юридического лица» [2]. С момента создания организация обладает дееспособностью. Юридическое лицо самостоятельно, через свои органы приобретает права и исполняет обязанности в налоговых правоотношениях. Действия организации приобретают юридическую значимость в результате взаимодействия всех её структурных подразделений. Деятельность организации выражается в действие самой организации как единого целого и не может быть сведена к волеизъявлению отдельных её органов. Отличительной характерной чертой налоговой дееспособности организации считается то, что независимая деятельность организации в налоговых правоотношениях обусловливается никак не своим усмотрением, а условием надлежащего поведения, выраженного в ее обязанностях. Этот факт выделяет налоговую дееспособность от гражданской дееспособности, в которой деятельность сторон в основном установлена их собственными побуждениями. К примеру, установленными законом льготами
по налогам можно восспользоваться только в том случае, если субъект выполняет собственное обязательство по уплате того или иного налога.
Деликтоспособность является существенным элементом налоговой дееспособности организации. Деликтоспособность - это одно из проявлений налоговой дееспособности организации - ее возможность самостоятельно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств [3]. Наличие у организации свойства налоговой деликтоспособности закреплено в п. 1 ст. 107 НК РФ, который устанавливает, что организации несут ответственность за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Деликтоспособность является значимой составной частью правосубъектности организации и выполняет две важные функции. Деликтоспособность выступает как вид специальной гарантии, которая обеспечивает исполнение субъектами своих обязанностей под опасностью вероятности привлечения к ответственности [4]. С помощью деликтоспособности государству или муниципальному образованию возможно возместить потери, которые были понесены ими в результате нарушения организацией своих обязанностей по уплате налогов и сборов.
Итак, налоговую деликтоспособность можно определить, как способность организации при несоблюдении своих обязанностей нести ответственность в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ. В заключении следует отметить, что налоговая правосубъектность - это юридическое качество, принадлежащее организации в силу закона и выражающее ее способность иметь и осуществлять собственными действиями права и обязанности, закрепленные в законе, а также способность организации нести ответственность за нарушение своих обязанностей. Понятие налоговой правосубъектности поясняется в правовых категориях налоговой правоспособности (возможности обладать правами и обязанностями) и налоговой дееспособности (возможности самостоятельно обретать и реализовывать права и исполнять обязанности, а кроме того нести
ответственность за ненадлежащее исполнение собственных обязанностей). Содержание налоговой правосубъектности организации выражается в тех правах и обязанностях, в отношении которых она обладает в силу признания ее субъектом налогового права.
Библиографический список:
1. Винницкий Д. В. Налоговая правосубъектность организации // Журнал российского права. - 2001. - № 10. - С. 43 - 48.
2. Сергиенко Р. А. Налоговая правосубъектность организации // Финансовое право. - 2002. - № 2. - С.33-38.
3. Бойко Н. Н. Налоговая правосубъектность организаций // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: Сборник научных статей по итогам работы за 2012 год методологического семинара преподавателей кафедр конституционного и муниципального права, теории и истории государства и права и студенческого научного кружка «Проблемы государственной власти и местного самоуправления». Вып. III / Отв. ред., сост. Н.Н. Бойко. - Уфа: БашГУ, 2013. - С. 14-18.
4. Огнева О. С., Бойко Н. Н. Налоговая система Российской Федерации // Ш^шит-рита!. - 2018. - Т. 2. - № 6 (17). - С. 31-33.