Научная статья на тему 'Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и создания стимулов инновационной активности'

Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и создания стимулов инновационной активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET SYSTEM / СТРУКТУРА ДОХОДОВ / STRUCTURE OF REVENUES / АКЦИЗЫ / EXCISES / ФИСКАЛЬНАЯ НАГРУЗКА / FISCAL BURDEN / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAXATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

Рассматривается значение федерального бюджета как основного финансового плана, представлены структура доходов федерального бюджета за 2011–2012 гг. и его основные показатели за 2012 г., выделены направления налоговой политики для увеличения доходной части бюджетной системы и создания стимулов предпринимательской и инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the essence of the federal budget as a key financial plan and shows the structure of revenues of the federal budget for 2011–2012 and its basic figures for 2012. The author identifies the directions of taxation policy aimed at increasing budget revenues and designing incentives for innovative activity.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и создания стимулов инновационной активности»

Канд. экон. наук Г. Н. Семенова

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА УВЕЛИЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ И СОЗДАНИЯ СТИМУЛОВ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Рассматривается значение федерального бюджета как основного финансового плана, представлены структура доходов федерального бюджета за 2011-2012 гг. и его основные показатели за 2012 г., выделены направления налоговой политики для увеличения доходной части бюджетной системы и создания стимулов предпринимательской и инновационной активности.

Ключевые слова и словосочетания: бюджетная система, структура доходов, акцизы, фискальная нагрузка, налоговая политика.

Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансовых обеспечений функций и задач государства и местного самоуправления. С помощью бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджет выполняет следующие функции: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики, стимулирование инновационной сферы; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Федеральный бюджет РФ - это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Он является основным финансовым планом государства на финансовый год. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства.

На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Основными доходными источниками федерального бюджета являются налоги (табл. 1).

В табл. 2 отражены основные показатели федерального бюджета в 2012 г. На 1 августа 2012 г. прослеживается профицит федерального бюджета в размере 285,1 млн рублей, что является положительным показателем в данном периоде. Поэтому из федерального бюджета можно дополнительно выделить денежные средства для финансирования инновационных проектов, социальной сферы.

Т а б л и ц а 1

Структура доходов федерального бюджета в 2011 и 2012 гг. (на 01.08.2012)*

Виды доходов 2011 2012

млрд руб. % к ВВП млрд руб.

ВСЕГО ДОХОДОВ 11366,0 20,8 7245,9

Доходы от внешнеэкономической деятельности 4664,7 8,5 2847,8

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2046,9 3,7 1419,9

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1985,0 3,6 1331,9

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1543,8 2,8 940,5

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 380,1 0,7 208,0

Прочее 745,5 1,4 497,9

* Составлено по данным Росстата и Федерального казначейства.

Т а б л и ц а 2

Основные показатели федерального бюджета в 2012 г.* (в млрд руб.)

ВВП, % к предыдущему году I полугодие 2012 104,5

ВВП I полугодие 2012 28061,7

Расходы федерального бюджета На 01.08.2012 6960,8

Доходы федерального бюджета На 01.08.2012 7245,9

Инвестиции в основной капитал, % к соответствующему периоду предыдущего года На 01.08.2012 103,8

Объем Резервного фонда На 01.10.2012 1900,1

Объем Фонда национального благосостояния На 01.10.2012 2708,6

* Составлено по данным Росстата и Федерального казначейства.

Для увеличения доходной части бюджетной системы и создания стимулов инновационной активности можно выделить следующие направления налоговой политики:

1. Повышение ставок акцизов на табак и алкоголь, так как в России они намного ниже, чем в Европе. В бюджете на текущую трехлетку уже заложено существенное повышение акцизов на эти товары, но предложено пересмотреть их еще раз, увеличив их сверх зафиксированных значений. Например, акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта (ЭС) свыше 9% на 1 января 2012 г. составляет 254 рубля за 1 литр безводного ЭС, содержащегося в подакцизном товаре, на 1 июля 2012 г. - 300 рублей, с 1 января 2014 г. - 500 рублей, т. е. увеличение акциза на 96,9%. Акциз на автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5, на 1 января 2012 г. составляет 7725 рублей за 1 тонну, на 1 июля 2012 г. -8225 рублей, с 1 января 2014 г. составит 11110 рублей за 1 тонну, т. е увеличение акциза на 43,8%. Потери в доходах федерального бюджета в ближайшие годы ожидаются от изменения акцизной политики в отношении моторного топлива. Сейчас производители платят низкие акцизы на высококачественный бензин и более высокие - на менее качественный. Согласно внесенным осенью 2011 г. изменениям в действующий техрегламент оборот бензинов и дизельного топлива класса Евро-2 будет разрешен в России до 31 декабря 2012 г., класса Евро-3 - до 31 декабря 2014 г., класса Евро-4 - до 31 декабря 2015 г. По оценке Минфина, выпадающие доходы бюджета от запрета низко-

качественного топлива могут достичь к 2015 г. 100 млрд рублей, если ставки акциза не будут пересмотрены.

2. Установить разные ставки налогообложения по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в зависимости от получаемого дохода. Например, по ставке 0% должно производиться налогообложение низких доходов до 100 тыс. рублей включительно за налоговый период, а также доходы физических лиц от инновационной деятельности, по ставке 13% - доходы свыше 100 тыс. рублей до 3 млн рублей включительно, по ставке 15% - свыше 3 млн рублей до 10 млн рублей включительно, по ставке 20% - свыше 10 млн рублей до 50 млн рублей включительно, по ставке 30% - свыше 50 млн рублей до 100 млн рублей включительно, по ставке 40% - свыше 100 млн рублей. Так как НДФЛ является федеральным, регулирующим налогом (сегодня 100% зачисляется в бюджет субъекта РФ), то необходимо с высоких доходов, облагаемых по ставкам 20, 30 и 40%, 5% от этих установленных ставок оставить на федеральном уровне, а остальную долю - в бюджете субъекта РФ. Тем самым это пополнит доходную часть федерального бюджета, а с повышением ставок НДФЛ - бюджеты субъектов РФ. Кроме того, вводится налог на роскошь. Например, к роскоши отнесены транспортные средства более 410 лошадиных сил. Предполагается, что в 2013 г. существенно вырастут ставки транспортного налога для владельцев автомобилей с мощностью двигателя более 410 лошадиных сил. Но больших доходов бюджету такой «налог на роскошь» не принесет, так как в России зарегистрировано не более 20 тыс. таких авто.

3. Изменение налогообложения НДПИ. Планируется с 2014 г. ввести новую формулу расчета НДПИ на газ с учетом экспортных цен и сложности конкретных месторождений. По подсчетам экспертов, в этом случае ставки налога к 2015 г. для «Газпрома» могут снизиться примерно на треть, а для независимых производителей - вдвое от того, что было запланировано прежде.

Необходимо повысить фискальную нагрузку на газовиков. Так, в мае 2012 г. правительство одобрило ускоренное повышение НДПИ, предполагающее изъятие 80% допдоходов «Газпрома» от повышения внутренних цен на газ. Ставки для «Газпрома», согласно этому решению, должны меняться следующим образом: в первом полугодии 2013 г. - 582 рубля, во втором -679 рублей; в первом полугодии 2014 г. - 717 рублей, во втором - 859 рублей; в первом полугодии 2015 г. - 886 рублей, во втором - 1062 рубля за тысячу кубов. Для независимых производителей ставки в 2013 г. увеличились с 265 рублей в первом полугодии до 445 рублей во втором. В 2014 г. ставки в первом полугодии должны вырасти с 456 до 726 рублей за тысячу кубов. В 2015 г. они должны составить 726 рублей и 1049 рублей соответственно. Таким образом, с 1 июля 2015 г. «Газпром» и независимые производители практически сравнялись бы по уровню налоговых ставок.

4. Введение налога на недвижимость. Такой налог может быть введен только после того, как будет завершено формирование кадастра недвижимости. В результате собственники объектов недвижимости, совокупная стоимость которых не превышает 100 млн рублей, будут платить налог по ставке 0,05% от кадастровой стоимости, для недвижимости стоимостью от 100 до 300 млн рублей ставка составит 0,1%, свыше 300 млн рублей - 0,3%.

5. С 1 января 2013 г. вводится новая глава 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения». При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения направляются в бюджеты муниципальных образований. Субъекты Федерации обязаны будут принять патентную систему по 47 видам деятельности. Кроме того, они могут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населения, не указанных в главе 26.5 НК РФ. При этом индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, смогут привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. Переход на ЕНВД с 1 января 2013 г. добровольный. Данный налоговый режим будет отменен с 2018 г. по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения. Следует принять во внимание, что рассмотренные выше изменения приведут к существенному снижению налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем комбинация добровольного применения ЕНВД и возможности применять патентную систему налогообложения создают риски злоупотреблений, связанных с неправомерным применением указанных преимуществ.

6. Поддержка модернизации производства. В целях создания стимулов для обновления основных фондов из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены объекты, относящие к движимому имуществу (машины, оборудование). Это снизит налоговую нагрузку на налогоплательщика за счет упрощения порядка уплаты налога. Принимая во внимание реформирование бухгалтерского учета, целесообразно перейти на определение налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Одновременно следует предусмотреть расширение полномочий субъектов Российской Федерации по установлению налоговой ставки.

7. Повышение качества налогового администрирования - налоговый контроль. Основное внимание должно быть уделено проверке деятельности юридических и физических лиц без постановки на учет; неисполнения налоговых обязательств; несвоевременной сдачи деклараций; использования схем незаконного уклонения от уплаты налогов. В этой связи важнейшими факторами проводимой налоговой политики являются необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы, создание стимулов для предпринимательской и инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации. Это основные цели налоговой политики в среднесрочной перспективе. Поэтому налоговая политика должна быть направлена на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

Список литературы

1. Селезнев А. З. Проблемы развития бюджетной системы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. -№ 6 (48).

2. Фонотов А. Г. Россия: инновации и развитие. - М. : БИНОМ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.