УДК 336.225(571.6)"192/193"
Баженов Анатолий Евгеньевич - соискатель кафедры политической истории ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
А. Е. Баженов A.E. Bazhenov
Налоговая политика государства на Дальнем Востоке РСФСР в
20-х - начале 30-х гг. XX в.
Статья посвящена вопросам формирования советской налоговой системы на Дальнем Востоке России в 20-х - начале 30-х гг. XX в. Автор анализирует мероприятия советского правительства по созданию налоговой системы на дальневосточной территории.
State tax policy in the Far East of the Russian Soviet Socialistic Republic in the 20th - beginning of the 30th years of the XX century
The article is dedicated to the problems of the Soviet tax system formation in the Far East of the Russian Soviet Socialistic Republic in the 20th - 30th years of the XX century. The author analyzes the period of tax system creation on the Far- Eastern territory.
Ключевые слова: налог, налоговая система, налоговая политика.
Keywords: tax, tax system, tax policy.
Реформы, происходящие в современной налоговой системе России, позволяют провести определенные исторические аналогии с периодом революционных перемен первой половины ХХ в. Опыт 20 -30-х гг. XX в. может быть интересен и полезен современным политикам, причастным к решению экономических и финансовых проблем, в том числе и на Дальнем Востоке России, поскольку налоговая система нашего государства с первых же дней своего существования развивалась в условиях экономического кризиса.
Налоговая политика Дальневосточного региона периода 20-х -30-х гг. ХХ века шла в ногу с изменяющейся налоговой системой Центральной России. Так же здесь взимались прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливались непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, а косвенные - взимались в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг.
К прямым налогам относились: налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и пр. Значительную долю приносил налог на прибыль государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих.
Введение сельскохозяйственного налога стало, с одной стороны, средством борьбы с зажиточными хозяйствами, а с другой, - при помощи налоговых льгот оказывалась поддержка бедноте и середнякам. В то же время, неправомерное изъятие продналога превратилось в одну из причин недовольства советской властью части дальневосточного крестьянства. В условиях прекращения выдачи исполнительным органам власти дотаций, неурожая 1923 -1924 гг., непродуманной налоговой политики недовольство крестьян выразилось в крестьянских мятежах, восстаниях и политическом бандитизме. Зерновой кризис, отсутствие завоза из центральных регионов страны, торопливость местных властей в сборе продналога - всё это приводило к восстанию крестьян. Крупнейшим было Зазейское восстание, когда часть крестьян и середняков поддались на призывы кулачества и агентуры белоэмиграции, подняли мятеж, подавленный войсками РККА и ГПУ. Именно поэтому Дальревком был вынужден в начале 1926 г. пойти на снижение ставки продналога.
Развитие сельскохозяйственной кооперации виделось одним из способов борьбы с зажиточными хозяйствами. В связи со значительным количеством зажиточных хозяйств в регионе развитие получили сельскохозяйственные товарищества с кредитными функциями, т. е. кредитная кооперация, гораздо слабее развивались коллективные хозяйства.
К концу 1925 г. в Дальневосточной области насчитывались около 600 потребительских, кредитных, мелиоративных и других кооперативов. Они объединяли 33% всех крестьянских хозяйств, в основном, бедняцко-середняцких [1]. В 1926 г. на территории Дальневосточного края (в который 4 января 1926 года Решением ВЦИК была преобразована Дальневосточная область) имелось 178 колхозов. Показателем роста кооперирования в сельском хозяйстве могут стать данные по Приморской губернии: если в январе 1924 г. здесь насчитывался 71 колхоз, то к июлю 1925 г. - уже 139 колхозов [2].
С 1930-х гг. роль и значение налоговых доходов СССР резко уменьшились, и налоги стали выполнять несвойственные им функции. Политическое руководство страны стало их использовать как орудие политической борьбы с кулаками и середняками.
Постепенно система налогообложения была заменена
административными методами изъятия прибыли предприятий. Фискальная функция налога утратила своё значение.
Налоговая реформа осуществлялась в СССР в 1930 - 1931 гг. Это был комплекс мероприятий по преобразованию взаимоотношений предприятий, организаций обобществлённого сектора народного хозяйства (государственных и кооперативных предприятий) с государственным бюджетом. Налоговая реформа обеспечивалась различными политическими акциями мобилизирующего характера.
Основные задачи реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет, реорганизации налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение финансовых средств в соответствии с целями государства.
Большое количество существовавших налогов и сборов в государственном секторе были заменены двумя основными платежами: для государственных предприятий и организаций правительство установило налог с оборота и отчисления от прибыли; а для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог [3].
Введение налога с оборота правительством рассматривалось как унификация системы косвенного налогообложения, единая система налога с оборота заменяла прежние акцизы, сборы и начисления. С хозяйственного оборота дальневосточного хозяйства исчислялась и его прибыль, т. е. накопление.
Таким образом, налоговая реформа, проведённая в 1930 - 1931 гг., стала организационно-правовым свёртыванием НЭПа и переходом к плановому хозяйству. В итоге её проведения акциз и промысловый налог сливались в единый налог с оборота. Налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, были объединены в единый платёж - отчисления от прибыли, также были отменены такие формы налогообложения, как гербовый сбор и пр.
В 1930-е гг. на Дальнем Востоке России с населения собирали подоходный, промысловый налоги, единую госпошлину, культжилсбор, местные налоги и сборы.
29 марта 1931 г. был опубликован Закон о едином сельхозналоге. Согласно закону, обложению налогом подлежали:
1) коллективные хозяйства (сельхозкомунны, сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли);
2) обобщённая часть хозяйства колхозников;
3) единоличные крестьянские хозяйства;
4) смешанные, промысловые сельхозартели, промколхозы [4].
Минимальная ставка обложения сельхозналогом
устанавливалась в коллективных хозяйствах: коммунах и артелях -
три копейки с рубля валового дохода; в товариществах по совместной обработке земли - четыре копейки. При этом, закон оговаривал целый ряд льгот для коллективных хозяйств. Так, полностью освобождались от налога колхозы, от которых весь валовый доход не превышал 60 руб. на едока, а в отдельных случаях (по постановлению районных налоговых комиссий) по колхозным валовым доходам на едока 75 руб. Кроме того, колхозам делалась скидка - на 75% валового дохода с земли, переданной в колхоз маломощными единоличниками, которые в 1930 г. были освобождены от сельхозналога.
Закон устанавливал целую систему льгот, имеющих целью стимулировать расширение посевных площадей, развитие технических специальных культур, рост животноводства, молочного хозяйства и т. д. Так, полностью освобождался от обложения весь прирост посевов по колхозам (по сравнению с 1930 г.) также залежные целинные земли, распаханные в 1930 г., но освобождённые при этом от обложения.
В 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменён подоходным налогом с колхозов. Основными местными поимущественными налогами на Дальнем Востоке России стали налоги со строений и земельная рента.
В 1938 г. на территории Хабаровской области вводится так называемый местный налог по частному сектору. С частного сектора в доход местных Советов были установлены следующие налоги и сборы:
а) налог со строений;
б) земельная рента;
в) налог с транспортных средств;
г) налог со скота;
д) налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений;
е) разовый сбор с подвижной торговли;
ж) регистрационный сбор с владельцев собак [5].
Налогу со строений подлежали принадлежащие частным лицам как в городах, так и в сельских местностях: жилые дома, фабрично-заводские здания, склады, торгово-промышленные помещения, театры и всякого рода другие строения с обслуживающими их постройками; здания религиозных культов (молитвенные здания) нераздельно с обслуживающими их постройками [6].
В этой области налогообложения также существовали свои льготы и привилегии. Были освобождены от налога строения, принадлежащие лицам, которым постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ВЦИК было присвоено звание Героя труда, и персональным пенсионерам, если эти строения были заняты непосредственно героями труда и персональными пенсионерами либо
их семьями и не эксплуатировались путём сдачи в
наём [7]. В свою очередь, строения, входящие в состав хозяйств, подлежали обложению сельскохозяйственным налогом.
Земельной рентой облагались застроенные и незастроенные участки в городских и сельских местностях (табл. 1).
Таблица 1
Ставки земельной ренты (в копейках с квадратного метра) [8]
Классы населения Земли занятые
под торговыми помещениями и их складами под остальными строениями, принадлежащими под дворами, огородами, садами и с/х. угодьями
рабочим и служащим прочим лицам
I 6 1,5 2 0,375
II 36 7,5 10 2,25
III 100 18,75 25 5,25
Существовавший налог с посетителей публичных зрелищ и увеселений (табл. 2) в городских поселениях, дачных и курортных поселках взимался путём процентных надбавок к цене билетов.
Таблица 2
Ставки обложения для категорий публичных зрелищ и
увеселений [9]
Категории зрелищ и увеселений Проценты обложения
Театры драматические 5% от цены билета
Музыкальные комедии 10%
Концерты, эстрады и цирки 10%
Аттракционы, карусели, качели, зверинцы 10%
Выставки, платные лекции (доклады и диспут) 5%
Платные общественные гулянья 10%
Скачки и бега без тотализатора 30%
Маскарады и танцевальные вечера
30%
Реформирование налоговой системы Дальнего Востока России шло наряду с формированием всей финансовой системы региона. В период реформирования на дальневосточной территории СССР функционировало прямое и косвенное налогообложение. На развитие налогообложения Дальнего Востока большое влияние оказывало географическое расположение, его поздняя советизация. При этом, в налоговой системе на Дальнем Востоке обнаруживались значительные нарушения в работе налоговых органов. При обложении рабочих и служащих по их зарплате подоходным налогом и культсбором допускались массовые обсчёты, при обложении частных лиц подоходным налогом и культсбором незаконно снижался налог, а в ряде случаев допущено недообложение [10].
В рассматриваемый период в Дальневосточном регионе налоговая система находилась на первом этапе своего развития. Безусловно, на первых порах происходят и неловкие шаги, экономисты и финансовые органы допускали ошибки, но, вместе с тем, это был полезный опыт и получен необходимый результат в присоединении налоговой системы Дальневосточного региона к общероссийской.
В отечественной исторической науке период 30-х гг. XX в. оценивается как эпоха перехода от рыночных методов хозяйствования к формированию административно-командной экономики. Коренной переворот в экономической политике государства связан с ускоренным преобразованием производительных сил и производственных отношений путём индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. Такие процессы потребовали соответствующих изменений и преобразований в экономике, в том числе и в налоговой политике государства на Дальнем Востоке страны.
Литература и источники:
1. Очерки истории дальневосточных организаций КПСС. -Хабаровск, 1982. - С. 226.
2. Экономическая жизнь Дальнего Востока. - 1925. - № 11. - С. 53.
3. Денисевич, Е. И. Финансовая политика советского государства на Дальнем Востоке России (1922 - 1930-е гг.) : дис. ... канд. ист. наук / Е. И. Денисевич. - Владивосток, 2007. - С. 183.
4. ГАХК. - Ф. П. - 2. «Дальневосточный краевой комитет ВКП(б)» - Оп. 4. - Д. 323. - Л. 187.
5. ГАХК. - Ф. 13.7 «Исполнительный комитет Хабаровского краевого совета» - Оп. 4. - Д. 213. - Л. 1.
6. Там же. - Л. 1.
7. Там же. - Л. 2.
8. Там же. - Л. 3.
9. Там же. - Л. 5.
10. ГАПК. - Ф. 390. «Финансовый отдел исполнительного комитета Уссурийского областного совета депутатов и трудящихся» - Оп. 2. - Д. 8. -Л. 1.