ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 336.221
Semenova G.N.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department
state and municipal finance, Russian Economic University. G. V. Plekhanov
TAX LOAD IN RUSSIA: PROBLEMS, PROSPECTS AND WAYS OF OPTIMIZATION
Семенова Галина Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ
ОПТИМИЗАЦИИ
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.83.294
Summary: For small and medium-sized businesses in Russia, there are two taxation systems - this is the general taxation system (OSN) and the simplified taxation system (USNO). When creating a business in Russia, organizations, enterprises and individual entrepreneurs choose the optimal taxation system for themselves, depending on the type of business activity and the income (profit) received in the context of paying taxes and fees. The article reveals the concept of the tax burden, explored its theoretical and practical aspects for business development in Russia. The author reveals the role of the tax burden and its economic essence, gives an assessment and analysis of the tax burden indicator for business in Russia and foreign countries.
Аннотация: Для малого и среднего бизнеса в России существуют две системы налогообложения -это общая система налогообложения (ОСН) и упрощенная система налогообложения (УСНО). Создавая бизнес в России организации, предприятия и индивидуальные предприниматели выбирают для себя оптимальную систему налогообложения в зависимости от вида предпринимательской деятельности и полученного дохода (прибыли) в контексте уплаты налогов и сборов. В статье раскрывается понятие налоговой нагрузки, исследованы теоретические и практические аспекты её для развития бизнеса в России. Автором раскрыта роль налоговой нагрузки и её экономическая сущность, дана оценка и анализ показателя налоговой нагрузки для бизнеса в России и зарубежных странах.
Keywords: tax system, tax burden, tax revenues, oil and gas revenues, tax regime, small and medium business.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые доходы, нефтегазовые доходы, режим налогообложения, малый и средний бизнес.
Вводная часть. Каждое государство имеет собственную налоговую систему, которая формируется посредством воздействия множество различных факторов, например, исторических предпосылок, типу национальной экономики, экономической стратегии государства и иных факторов. Налоговая система выступает как один из главных механизмов в создании государственного бюджета, который нацелен на развитие различных отраслей государства, например, социальную, предпринимательскую, инновационную и иные отрасли. Важным показателем, который определяет эффективность налоговой системы, является налоговая нагрузка. Необходимо отметить, что данный показатель может быть рассмотрен с двух сторон, с точки зрения государства, а также объекта налогообложения.
Актуальность темы объясняется тем, что без построения оптимальной и эффективной налоговой системы невозможно развивать национальное хозяйство страны, а также государство в целом. При этом, именно налоговая нагрузка выступает одним из наиболее важных показателей в данной
оценке. Так, например, при существенно низкой налоговой нагрузке, но быстрых темпах экономического роста, невозможно представить эффективный механизм перераспределения национального дохода, поскольку государство будет испытывать нехватку денежных средств в государственном бюджете. Возможен и обратный эффект, когда из-за высокого уровня налоговой нагрузки, предпринимательская отрасль испытывает серьёзные проблемы с ведением своей деятельности и перестаёт существовать или уходит в теневой сектор экономики [8, С.24].
Основная часть. Одним из основных задач любого государства выступает оптимизация налоговой нагрузки. Это объясняется тем, что уровень «тяжести» налогообложения оказывает воздействие не только на все отрасли государства, но и на организации и граждан какой-либо страны. Так, например, при высокой ставке налоговых выплат налога на прибыль, многие компании не смогут нормально функционировать на рынке и либо прекратят своё существование, либо уйдут в теневой сектор.
Различные учёные и экономисты поднимают вопрос о налоговой нагрузке на протяжении многих лет, с появления первых налоговых обязательств. Так, например, в XVIII веке известный учёный-экономист Адам Смит установил зависимость между уровнем налоговой нагрузки и государственным бюджетом.
На протяжении довольно долгого периода времени многие учёные полагали, что налог выступает как некая плата граждан государству за выполнение им конкретных обязательств, например, страхование граждан от различных рисков, оказание каких-либо услуг и иных действий [3, С. 225]. На сегодняшний день многие учёные продолжают поддерживать данное мнение. Они определяют данный фактор в следствии выполнения государством определённых функций, например, предоставление медицинских услуг, благоустройство города, развитие государственной поддержки граждан и другие [2, С. 19]. Поэтому целью исследования является изучение и анализ налоговой нагрузки в России в сравнении с зарубежными странами для выявления её сильных и слабых сторон, а также предложение мер по её оптимизации.
Задачами исследования для достижения поставленной цели являются:
1) анализ научных трудов известных учёных-экономистов в области изучения налоговой нагрузки;
2) оценка состояния налоговой нагрузки для бизнеса в России.
Теоретическая база исследования основана в первую очередь на научных трудах таких экспертов, как Грисимова Е.Н., Иванова Ю.Н., Пансков Г.В., Черник Д.Г.
Для определений понятия «налоговая нагрузка» существует
достаточно много мнений. Так, например, некоторые учёные понимают под данным определением определённую сумму налоговых выплат, которые подлежат обязательной уплате физическим или юридическим лицами [1, С.200]. Данное определение не является совсем точным, поскольку оно не учитывает доходы налогоплательщиков, что не позволяет определить «тяжесть» налогообложения.
В своих работах по изучению налогообложения Грисимова Е.Н. приводит иное определение понятия налоговой нагрузки. Под ним
она понимает сумму налоговых выплат, которые сопоставляются с совокупным национальным продуктом страны. Так, данный показатель служит для отображения части денежных средств, которые идут в государственный бюджет страны от различных налоговых выплат [4, С.102].
Наиболее обширное определение представил Черник Д.Г., который под налоговым бременем определил показатель, в совокупности отражающий роль налоговой системы в жизни государства и общества. При этом, данная величина позволяет оценить долю налоговых отчислений в общем объеме производства и доходов.
При проведении анализа множества подходов к определению данного понятия сформировался вывод о том, что в целом, это показатель, который позволяет оценить воздействие действующей налоговой системы на экономику страны или объект налогообложения, учитывая специфику и требования нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение в конкретном государстве. Так, налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
• отдельные регионы страны или государство в целом;
• хозяйственные отрасли;
• группы сходных предприятий;
• различные организации;
• человек [5, С.175].
Сложность данного вопроса выражается в том, что налоговая нагрузка затрагивает с одной стороны интересы государства, а с другой интересы налогоплательщика, которым выступает физическое или юридическое лицо. Так, государство старается привлечь как можно больше налоговых выплат, поскольку именно они выступают основным источником формирования государственного бюджета [9, С.19]. При этом, налогоплательщик старается уплатить как можно меньше налогов, поскольку высокая доля отчислений негативно скажется на его деятельности. Он будет терпеть серьёзную нехватку денежных средств. Налоговая нагрузка играет важную роль в формировании государственного бюджета, а также оказывает прямое воздействие на субъекты налогообложения, которыми выступают как граждане, так и различные организации.
N
Рис. 1 Роль налоговой нагрузки
Роль данного показателя проявляется в различных аспектах (рис. 1). Так, например, при разработке налоговой политики необходимо уделять внимание показателю налоговой нагрузки, чтобы не превысить уровень оптимального давления, что может вызвать множество негативных факторов в различных отраслях экономики. Также данный показатель используется для сравнительного анализа с целью нахождения оптимального варианта для создания компании или вложения инвестиций в тот или иной проект. Так, например, объекты, имеющие высокий уровень налоговой нагрузки
являются менее привлекательными для инвестирования нежели те, что обладают низким значением данного показателя. Одной из важных
Анализ
В первом случае рассматриваем данный показатель относительно государства, посредством соотнесения объёма всех собранных налогов за определённый период к валовому внутреннему продукту страны [11, С.113]. Что же касается микроуровня, то в данном случае объектом выступает определённое лицо, например,
задач социальной политики государства в рамках данного вопроса является обеспечение справедливости распределения налоговой нагрузки между различными группами лиц. Так, показатель налоговой нагрузки позволит определить размер «тяжести» налогообложения на какой-либо объект, с целью установления его оптимального значения. Налоговая нагрузка может служить индикатором, определяющим экономическое поведение различных хозяйствующих субъектов. Так, например, он позволяет понять, почему
данный субъект принял решение о вложении денежных средств в какой-либо проект, почему была выбрана именно данная отрасль экономики, регион и иные параметры.
на макроуровне
компания. Налоговая нагрузка при этом вычисляется с помощью соотнесения суммы обязательных налоговых выплат организацией к её выручке (рис. 2). Рассмотрим подробнее некоторые аспекты, характеризующие налоговую нагрузку в России.
налоговой нагрузки
Рис. 2 Уровни рассмотрения показателя налоговой нагрузки
ц .J
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2014-2020 гг., в % к ВВП*
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8
Доходы, всего 33,87 32,40 32,92 33,80 35,93 33,16 35,39
Налоговые и неналоговые доходы 31,36 28,97 28,64 30,35 32,72 32,53 30,44
в том числе:
Налог на прибыль организаций 3,01 3,13 3,24 3,58 3,95 4,16 3,76
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 3,42 3,38 3,53 3,54 3,52 3,62 3,98
Налог на добавленную стоимость (НДС) 4,99 5,10 5,34 5,59 5,79 6,50 6,73
Акцизы 1,36 1,29 1,58 1,74 1,53 1,25 1,81
Таможенные пошлины 6,99 4,05 3,08 2,80 3,57 2,77 1,75
Налог на добычу полезных ископаемых (Н ДПИ) 3,68 3,88 3,42 4,50 5,90 5,59 3,70
Страховые взносы 6,28 6,42 6,67 6,71 6,56 6,82 6,85
Прочие налоги и сборы 1,65 1,73 1,78 1,88 1,90 1,83 1,86
*Источник: Министерство финансов Российской Федерации // URL: https://m.mmfm.gov.ru/
Из показателей табл. 1 можно сделать вывод о том, что налоговая нагрузка в России за последнее время остаётся примерно на одинаковом уровне и составляет 29-32%. Так, на 2020 год данный показатель ровнялся 30,44%. При этом, можно
отметить существенное снижение данного показателя относительно таможенных пошлин (более 5%), а также его рост относительно налога на добавленную стоимость (НДС) (около 2%).
Таблица 2
Фискальная нагрузка на экономику Российской Федерации в 2014-2020 гг., в % к ВВП*
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8
Доходы, всего 33,87 32,40 32,92 33,80 35,93 33,16 35,39
в том числе:
Фискальная нагрузка 32,10 29,92 29,38 31,14 33,46 33,36 31,38
Налоговые и неналоговые доходы 31,36 28,97 28,64 30,35 32,72 32,53 30,44
Нефтегазовые доходы 10,04 7,42 6,19 7,10 9,20 8,20 5,28
Ненефтегазовые доходы 21,33 21,55 22,45 23,25 23,52 24,33 25,16
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей 0,74 0,96 0,74 0,79 0,74 0,83 0,94
*Источник: Министерство финансов Российской Федерации // URL: https://m.mmfm.gov.ru/
Из данных табл. 2 видно, что по нефтегазовым доходам показатель имеет тенденцию спада и за последние 6 лет снизился практически на 4,76%.
Остальные же отрасли не понесли существенных изменений за анализируемый период.
Южная Корея Франция США Норвегия Мексика Исландия Греция Великобритания Африка Австралия
27,38
24,59
45,4 45,45
42,44 42,71
28,68 27,92
10 15 20 25 30 35 40 45 2020 2014
50
Источник: Министерство финансов Российской Федерации // URL: https://m.minfm.gov.ru/ Рис. 3 Налоговая нагрузка в некоторых странах за 2014-2020 гг., %
При анализе данных различных стран о налоговой нагрузке была выявлена следующая тенденция. Наибольший показатель выявлен в странах Норвегии (39,93%), Франции (45,4%), Африки (42,44%) где она варьируется в пределах 40-45%. В Великобритании (32,08%), Греции (38,71%), Исландии (36,08%) данный показатель составляет около 30-39%. Наименьший показатель был выявлен в Мексике (16,47%), США (24,47%) он варьируется в пределах 16-25% (рис.3).
На микроуровне происходит оценка показателя налоговой нагрузки на конкретную организацию. Он рассчитывается как отношение суммы всех налоговых сборов, необходимых к уплате компанией за определённый период к её выручке. Актуальность данного показателя для различных организаций объясняется тем, что он позволяет выбрать наиболее выгодный
режим налогообложения, а также выявить определённые положительные и отрицательные стороны своей хозяйственной деятельности в рамках рассматриваемой тематики. Необходимо понимать, что нормальные значения данного показателя варьируются в зависимости от вида деятельности компании и отрасли, на которой она специализируется. Так, например, средний показатель налоговой нагрузки для компаний, занимающихся производством компьютеров на 2020 год составила 11,8%.
Ведя финансово-хозяйственную деятельность реализуя товар, работу услугу, получая прибыль, выплачивая заработную плату своим сотрудникам
предприятия, организации обязаны начислять и уплачивать в бюджет России налоги. Налоговая нагрузка для предприятия, организации рассчитывается следующим образом:
- при реализации товаров, работ услуг начисляется и уплачивается налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке -20%;
- с полученной выручки необходимо начислить и заплатить налог с прибыли по ставке 20%;
- начисляя и выплачивая своим сотрудникам заработную плату необходимо удержать с сотрудника налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% и на фонд оплаты труда (ФОТ) дополнительно начислить и перечислить в бюджет страховые взносы по тарифу 30,2%;
- имея недвижимые основные средства (ОС) необходимо начислить и уплатить налог на имущество организаций по ставке 2,2%.
Налоговая нагрузка = (Сумма налогов : Сумма источника средств оплаты) х 100% [10, С.15].
Общим показателем для всех видов налогов используется добавленная стоимость,
рассчитываемая как валовой доход - материальные затраты.
В качестве примера рассчитаем показатель налоговой нагрузки компании ООО «НордЛайн», которая имеет основный режим налогообложения и имеет следующие данные:
• выручка компании за 2021 год - 65 млн.
руб.
• налог на прибыль - 5,8 млн. руб.
0
5
ц .J
• налог на добавленную стоимость (НДС) - 10,83 млн. руб.
• налог на имущество - 1,1 млн. руб.
• налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 1,2 млн. руб.
• страховые взносы за своих работников -5,2 млн. руб.
Произведём расчёт всех уплаченных налогов: 5,8 млн. руб. + 10,83 млн. руб. + 1,1 млн. руб. + 1,2 млн. руб. + 5,2 млн. руб. = 24,13 млн. руб.
Налоговая нагрузка составила: 24,13 млн. руб.: 65 млн. руб. х 100% = 37,12% [6, С.668].
Для данного предприятия малого бизнеса, применяющий общую систему налогообложения эта нагрузка является высокой, поэтому необходимо пересмотреть оптимизацию налогообложения, применив льготный
специальный режим. Можно применить специальный режим налогообложения для малого и среднего бизнеса, это упрощенная система налогообложения (УСНО). При обшей системе налогообложения предприятие уплачивает налог на прибыль по ставке 20%, косвенный налог на добавленную стоимость по ставке 20%, налог на имущество по ставке 2,2%. При выборе льготной системы налогообложения, предприятие не будет являться плательщиком следующих налогов: НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, а будет уплачивать со своего дохода, не принимая расходы по ставке 6% или с доходов учитывая расходы по ставке 15% [7, С.29].
Заключительная часть. Налоговая система в России выступает как один из главных механизмов в создании государственного бюджета, который нацелен на развитие различных отраслей государства, например, социальную,
предпринимательскую, инновационную и иные отрасли. Важным показателем, который определяет эффективность налоговой системы, является налоговая нагрузка. Необходимо отметить, что данный показатель может быть рассмотрен с двух сторон, с точки зрения государства, а также объекта налогообложения. Без построения оптимальной и эффективной налоговой системы невозможно развивать национальное хозяйство страны, а также государство в целом. При этом, именно налоговая нагрузка выступает одним из наиболее важных показателей в данной оценке.
На сегодняшний день налоговая система России обладает рядом
трудностей, например, высокая налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса. Так, предприниматели отмечают, что из-за большой тяжести налогового бремени они вынуждены отдавать довольно существенную часть своей выручки на уплату налогов. В следствии данного фактора многие
компании не могут развиваться, что является довольно существенной
проблемой. Поэтому в России необходимо пересмотреть налоговую политику в отношении субъектов малого бизнеса, приняв определённые меры, например, введение различных льгот.
Список литературы:
1. Иванова Ю.Н., Казаков В.В. Налоговая нагрузка как показатель эффективности налоговой политики государства // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 199-203.
2. Никулина О.М. Налоговая нагрузка в России: основные подходы // Финансы и кредит. 2016. № 17 (689). С. 13-27.
3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Г. Пансков. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 472 с.
4. Пансков В.Г. О роли показателя налоговой нагрузки в регулировании экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 1. С. 99-110.
5. Резвушкин С.В. Налоговое бремя и налоговая нагрузка // Инновационная наука. - 2016. - № 4. - С. 174-175.
6. Семенова Г.Н. Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 667-671.
7. Семенова Г.Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // В сборнике: Перспективы развития предпринимательства в России. сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ. Москва, 2017. С. 28-31.
8. Семенова Г.Н. Налоги и развитие малого бизнеса в России // В сборнике: Перспективы развития предпринимательства в России. сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ. Москва, 2017. С. 21-28.
9. Семенова Г.Н. Налоговая политика увеличение бюджетных доходов и создание стимулов инновационной активности // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2012. № 11 (53). С. 18-21.
10. Трошев А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы. - 2018. - № 5. - С.13-16.
11. Ханина Е.В. Налоговая нагрузка предприятия как фактор конкурентоспособности налоговой системы // Вестник экспертного совета. 2019. № 2 (17). С. 111-116.