Научная статья на тему 'Налоговая нагрузка -проблема малого бизнеса'

Налоговая нагрузка -проблема малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая нагрузка -проблема малого бизнеса»

Студенты отмечают, что на практике они могут оценить уровень своей профессиональной подготовки, имеют возможность проявить свои способности, умение организовать свое рабочее время, проявить свои личные качества, необходимые в будущей работе. Предложения и пожелания студентов по проведению практики администрация института, кафедры рассматривает и принимает меры по улучшению. Главным итогом производственного (профессионального) обучения можно считать удовлетворенность большинства студентов проведенной работой и возросшим интересом к специальностям, определением сферы деятельности как специалиста.

Студенты старших курсов после прохождения практики, приглашаются на предприятия и в организации, на летний период, либо в свободное от основных занятий время для работы в должностях на оплачиваемые места, и по окончании института получают приглашение для продолжения работы.

По организации трудоустройства выпускников БИЭТ (филиал ДВГТУ) восстанавливаются механизмы и технологии в системах гарантированного трудоустройства и социального сопровождения молодых специалистов. " > о1 ч » з

, ^ . О к '

, у

Е.А. Виноватая

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА - ПРОБЛЕМА МАЛОГО БИЗНЕСА

Роль малого бизнеса трудно переоценить: это та форма, в которой легче всего начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия.

Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Создание эффективной и справедливой налоговой системы -процесс сложный и продолжительный, это подтверждает более чем десятилетняя практика функционирования новой налоговой системы России. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя значительно проще в плане финансового и налогового учета, что делает ее более привлекательной в сфере малого бизнеса.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации, а именно:

• сложная экономическая обстановка, царящая в стране, инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

• низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе;

• слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Время подтвердило своевременность введения в Российской Федерации упрощенных систем

налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

28 марта 2008 г. в городе Тобольске прошло заседание президиума Госсовета, посвященное проблемам малого бизнеса. Всего комплекс мер по созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, разработанный Минэкономразвития, представлял собой 96 конкретных предложений, которые должны обеспечить устранение барьеров, возникающих на пути предпринимателей, создание инфраструктуры господдержки малому бизнесу в самых разных отраслях экономики.

Одной из основных проблем малого бизнеса является тяжелое налоговое бремя. Какие меры применяются Правительством России для решения этой проблемы?

1. Главным выходом в снижении налогового бремени для малого бизнеса видится в применении специальных налоговых режимов, имеющих упрощенную структуру

налогообложения. Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу, заменяющему собой несколько основных налогов,

В Российской Федерации на данное время действуют общий и упрощенный (или специальный) режимы налогообложения. Применение специальных режимов налогообложения регламентируется положениями гл.26 раздела 8 Н.К РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - ЕСХН;

2) упрощенная система налогообложения - УСНО;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — ВСРП.

Проведем анализ экономической эффективности применения спецрежима на примере

индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала 17,3 кв.м. Такая деятельность в соответствии с гл. 26.3 НК РФ подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Для этого проанализируем налоговую нагрузку у предпринимателя при возможном применении общего режима налогообложения и при действующем специальном режиме налогообложения. Результаты анализа налоговой нагрузки при общем режиме налогообложения представим в таблице 1.

Таблица 1

Расчет налогового бремени при общем режиме_

Наименование показателя 1 кв. 2008г.

Валовой доход от реализации 290000

Стоимость покупных, товаров 200000

Аренда 25000

Платежи в ПФР 450

Налогооблагаемая база для расчета налогов 64550

Налог на прибыль - 24% 15492

НДС - 18% 11619

НДФЛ-13% 8392

Всего налогов 35503

Прибыль после налогообложения 29048

Результаты исследований показали, что при общем режиме налогообложения индивидуальному предпринимателю пришлось бы платить три вида налогов с суммы доходов за минусом расходов - налог на прибыль (24%), НДС (18%), НДФЛ (13%). В следующей таблице 2 представлены данные о налоговой нагрузке при использовании ЕНВД. I

Таблица 2

Расчет налогового бремени при спецрежиме - ЕНВД__

Наименование 1кв. 2008г.

Валовой доход от реализации 290000

Стоимость покупнь[х товаров 200000

Аренда 25000

Платежи в ПФР 450

ЕНВД - 15% от потенциально возможного дохода (по расчетной формуле) 8079

Всего налогов 5003

Прибыль после налогообложения 59997

Результаты данного исследования дают совершенно противоположную картину. При данном режиме налогообложения платить придется всего лишь один налог - ЕНВД, заменяющий все остальные, причем сумма налога значительно ниже, чем при общем режиме. На рисунке 1 представлен анализ налогового бремени при разных режимах

40000 I <■

35000 а. , . «>3 *

зоооо р

25000 -К шш В< ■ ~ """.~' г;

20000 -К Ш; Чу с ' ' * ^ ШОбщий режим

15000 ■К Й1рв| Я £ г - - - ВСпецрежим

юооо ■ й г. "

5000

1 кв.2008

' 1 Рисунок 1- Налоговое бремя при разных режимах

Диаграмма демонстрирует рост налогового бремени при применении общего режима, в то время как применение ЕНВД значительно улучшает финансовое положение предпринимателя за счет снижения налоговой нагрузки.

Рассмотрим, как будет вести себя такой показатель, как прибыль налогоплательщика. Представим анализ прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя, т.е. после уплаты всех налогов при двух режимах. При спецрежиме прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, намного больше, что позволит предприятию развиваться, увеличивать обороты, открывать новые торговые точки, что в конечном тоге приведет к получению еще большой прибыли, в чем, собственно, и состоит смысл деятельности предпринимателя. Анализируя рисунок 2, можно смело утверждать, что применение ЕНВД намного выгоднее предприятию малого бизнеса.

1 ка 2008

Налоговые периоды

Рисунок 2 - Прибыль после уплаты налогов при разных режимах

Таким образом, результаты исследований деятельности индивидуального предпринимателя показывают, что:

• применение ЕНВД значительно снижает налоговое бремя;

• специальный режим - ЕНВД действительно облегчает работу предпринимателю и дает возможность развиваться, тем самым пополнять бюджет страны.

2. Снижение налоговой нагрузки достигается путем применения льготных режимов, которые дают возможность уплачивать в бюджет налоги в меньшем объеме законным путем. Используя данные экономической деятельности рассматриваемого выше предпринимателя, рассмотрим возможности уменьшения суммы ЕНВД, подлежащей к уплате в бюджет.

Сумму исчисленного ЕНВД в соответствии с законодательством о налогах и сборах можно в бюджет заплатить меньше на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.

Сумма отчислений в Пенсионный фонд составляет 150 рублей в месяц, за 3 месяца сумма будет равна 450 рублей (150x3). ... ,, 5

С 01.01.2007 сумму исчисленного ЕНВД молено уменьшать, применяя поправочный коэффициент - К фи, учитывающий фактическое время работы, предприятия с учетом выходных дней. Поправочный коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

К фп = ((Ывд 1: Мкд1) + ( Nba 2 : Nka2) +( ИвдЗ :N кдЗ)): 3., ,,-s,,.

где Ивд 1, Квд 2, ЫвдЗ - количество отработанных фирмой календарных дней в каждом месяце квартала;

1Чкд1, Икд2, N кдЗ - количество календарных дней в каждом месяце квартала; 3- количество месяцев в квартале. '■.

В нашем случае показатели ~ №д 1, Мвд 2, КвдЗ - количество отработанных дней - составит: за январь - 15; за февраль - 18;за март - 22.

Показатели- 1Чкд1, Нкд2, N кдЗ- количество календарных дней составит : за январь-31;за февраль - 28 ;за март-30. . \. ..

Таким образом, коэффициент Кфп составит:

• ((15: 33) (18: 28)-(22:30)): 3 -0,675 " Проанализируем возможные уменьшения исчисленного ЕНВД и исчисления (таблице 3).

„ Расчет суммы ЕНВД, подлежащего к уплате в бюджет _

Показатели/год 2006 2007 2008

Сумма исчисленного ЕНВД 7614 8191 8079

Кфп. 0 0,675 0,675

Сумма ЕНВД с учетом Кфп. 7614 5529 5453

Взносы на ОПС 450 450 450

Сумма ЕНВД к уплате в бюджет 7164 5079 5003

Сумма уменьшения 450 3112 3076

Процент уменьшения ЕНВД 6 38 38

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что применение коэффициента Кфп. значительно уменьшило налоговое бремя индивидуальному предпринимателю. Согласно законодательству о налогах и сборах, индивидуальный предприниматель применяет данный коэффициент с 2007 г., и сразу явно прослеживается рост экономии -суммы уменьшения ЕНВД (таблица 3). В 2006 г. сумма уменьшения налога составила 450 руб., что составляет 6% снижения уплаченного налога по отношению к исчисленному налогу, а в 2007 г. в связи с применением поправочного коэффициента Кфп. уменьшение налога уже составило 3112 руб., что составляет 38% снижения уплаченного ЕНВД по отношению к исчисленному налогу. Таким образом, экономия средств плательщика только за счет введения поправочного коэффициента К фп. в 2007 г. составила 32% (38%-6%). л .

Согласно данным таблицы 3, с ростом лет наблюдается снижение, налогового бремени. Анализ снижения суммы ЕНВД, подлежащего к уплате в бюджет представлен на рисунке 3.

1 кв.2006 lKB.2007 1 кв.2008 , ; .

Налоговые периоды

Рисунок 3~ Анализ уплаты в бюджет суммы ЕНВД

Как показывает анализ, за счет возможности уменьшения налога, мы экономим на сумме налога, подлежащего к уплате в бюджет, т.е. фактически тратим меньше денег на уплату налогов, тем самым снижаем налоговое бремя.

Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что работа Правительства РФ по устранению проблем в малом бизнесе в части снижения налогового бремени проводится, положительные результаты ее очевидны и дают возможность малому бизнесу развиваться за счет экономии средств, полученных от снижения налогового бремени.

/

< *1 ' ' * 1 ' ' М.В. Татаринова

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗА СЧЕТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ У СЛУГ

Конкурентоспособность фирмы зависит от ее способности вводить новшества и модернизироваться. Следовательно, важную роль в достижении конкурентоспособности играет не только технология производства продукции, но и профессиональная подготовка кадров. Путем повышения качества своего персонала организация может обеспечить себе конкурентоспособность на долгосрочную перспективу. Средний уровень потерь для фирм, связанных с неквалифицированным персоналом, составляет до 40 % недополученной прибыли. Еще в 80-ые годы японские предприниматели говорили свои служащим, что им нужны не просто руки работников, а обязательно понимание, инициатива и творчество работников. И осознание этого принципа сегодня берется за основу во всем мире. Поэтому для руководителей предприятий нашей территории необходимо осознать факт того, что главной опорой в конкурентной борьбе является образованность и творческий потенциал специалистов. Сэкономив сегодня на обучении работников, в перспективе компания может потерять значительно больше из-за общего снижения производственной квалификации трудовых ресурсов. „

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение конкурентоспособности невозможно достигнуть случайным образом. Многие работодатели этого еще не понимают и делают ставку только на производственные мощности и ресурсы. Но без квалифицированного персонала невозможно добиться высоких финансовых показателей.

Процессы, прогнозируемые относительно трудовых ресурсов, должны заставить работодателей задуматься над проблемой развития кадрового потенциала, так как именно от них зависит, что ждет предприятие в дальнейшем: будет ли оно финансово стабильным и жизнестойким или придет к финансовому поражению. Степень участия работодателей в подготовке, сохранении и переподготовке квалифицированного персонала свидетельствует о качестве их стратегического мышления и процесса управления персоналом. ■ * -

Со стороны работодателей необходимо увеличение инвестиций в развитие человеческих ресурсов, так как более квалифицированный трудовой капитал в соответствии с экономическими законами сможет обеспечить выпуск более конкурентоспособного товара, характеризующегося более высокими потребительскими свойствами при меньших издержках производства.

Предприятия, вкладывающие финансовые вложения в систему обучения и повышения квалификации персонала, рассматривают затраты на кадровое регулирование как капитальные вложения, а не как издержки. Например, затраты на повышение квалификации работников ведущих предприятий городского округа ЗАТО Большой Камень в настоящее время превышают 3% от фонда заработной платы.

Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без изменения системы управления на уровне отдельного предприятия. Для этого необходимо последовательное внедрение стандартов системы управления качеством выпускаемой продукции (услуги).

Современное предпринимательство может быть эффективным только в том случае, если оно изначально ориентировано, во-первых, на производство конкурентоспособной продукции и, во-вторых, на непрерывное улучшение качественных характеристик и свойств продукции. Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.