Научная статья на тему 'Налоговая нагрузка: определение и возможности ее оптимизации в сфере среднего и малого бизнеса'

Налоговая нагрузка: определение и возможности ее оптимизации в сфере среднего и малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2392
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путилина Н. А., Филатова И. И.

В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и возможности ее оптимизации, в том числе с помощью специальных налоговых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX BURDEN: DEFINITION AND POSSIBILITIES OF ITS OPTIMIZATION IN THE SPHERE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Тhe article discusses the economic substance of the tax burden and the possibilities of its optimization, including using special tax regimes.

Текст научной работы на тему «Налоговая нагрузка: определение и возможности ее оптимизации в сфере среднего и малого бизнеса»

Путилина Н.А.

магистрант кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Липецкий филиал

Липецк, Россия Филатова И.И. кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Липецк, Россия

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА Аннотация: в статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и возможности ее оптимизации, в том числе с помощью специальных налоговых режимов.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, оптимизация налоговых платежей, специальные налоговые режимы.

Putilina N.A.

graduate student of the Department of Economics Russian Presidential Academy of National Economy And Public Administration, Lipetsk branch

Lipetsk, Russia Filatova I. Iv. Lipetsk branch of Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, the Department of Economics and Finance, Ph.D. in Economics, associate professor

Lipetsk, Russia

TAX BURDEN: DEFINITION AND POSSIBILITIES OF ITS OPTIMIZATION IN THE SPHERE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS Abstractive article discusses the economic substance of the tax burden and the possibilities of its optimization, including using special tax regimes.

Keywords, tax burden, optimization of tax payments and special tax regimes.

Одним из главных факторов влияния налоговой сферы на бизнес является воздействие налогового бремени на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Понятие «налоговое бремя» («налоговая нагрузка») характеризуется как комплексная совокупность, включающая количество налогов и других обязательных выплат, структуру налогов, механизм взимания налогов, показатель налоговой нагрузки на фирму. В Российской Федерации пополнение казны происходит в большей степени за счет выплаты налогов налогоплательщиками, для исполнения обязательств и функций, возложенных на государство. Опыт зарубежных стран показывает, что низкая налоговая ставка - показатель для слаборазвитых стран, высокая -для развитых. Например, в Швейцарии наибольшая доля доходов граждан и предприятий поступает в казну, но вместе с тем в этой стране сильно развито социальное обеспечение, поэтому уклонение от налогов нехарактерно. Минфин России рассчитывает уровень налогового бремени на макроуровне, который показывает объем налоговых сборов для экономики в целом. В расчет принимается отношение реально выплаченных обязательных платежей в казну к ВВП страны. В реальности в государственную казну может поступить меньше запланированных средств, на основании которых рассчитывается фактическая налоговая нагрузка. Уклонение от налогов, ведение «черной» бухгалтерии связаны с высокой налоговой нагрузкой, так как сумма налоговой нагрузки на налогоплательщика не всегда соответствует его материальным возможностям. От уклонения от уплаты налогов (как противозаконного деяния) следует отличать оптимизацию налогообложения - процесс законной минимизации налоговой нагрузки (например, применение налоговых льгот и преференций и т.д.). Процесс оптимизации налогового бремени многогранный в силу двойственности характера задач. Если отдать предпочтение развитию бизнеса, то уменьшив налоговые обязательства, простимулировав деловую активность, расширив налоговую базу, возможно увеличить доходы в казну в будущем, но такой способ принесет ущерб текущим доходам бюджета. В случае выбора бюджетных

доходов государство повышает налоги, лишает государство инвестиционных возможностей бизнеса и влияет на долгосрочные производственные стратегии, поэтому имеется задача оптимизировать налогообложение, чтобы краткосрочные задачи бюджета соответствовали долгосрочным интересам бизнеса. Напряженность в отношения между предпринимательством и государством, при расчете налоговой нагрузки, вносит такой момент, что максимальная нагрузка, которую может выдержать предприниматель, характерно разнится с оптимальной налоговой нагрузкой для бюджета.

Известны методики расчета налогового бремени по способу эффективной ставки, которая рассчитывается как отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием. Эффектная ставка предложена специалистами Центрального экономико-математического института Российской академии наук.[1] Она характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. Авторы вводят понятие «налоговая ловушка», ситуация при которой доля взимаемой через налоги добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Уровень эффективности ставки по западным стандартам 35,4%, авторы определили отечественную эффективную ставку 58,9%, что, полагаем, исключает развитие процессов инвестирования в Российскую экономику.

Интересная методика расчета налоговой нагрузки - методика А. Медведева, где автор утверждает, что каждая группа налогов в зависимости от источника их уплаты имеет свои критерии оценки тяжести бремени[2. с. 86], которое рассчитывается как соотношение сумму всех налогов к прибыли предприятия. Эта методика анализирует воздействие прямых налогов на финансовое состояние предприятия, но не учитывает влияние косвенных налогов на деятельность предприятия: НДС и акцизы не рассматриваются, т.е. они не влияют на величину прибыли предприятия.

Снижение налогового обязательства естественное пожелание налогоплательщика в любом предприятии.

Возможность прогнозирования налоговой нагрузки осуществляется, с правильным выбором налогового режима, при помощи которого можно минимизировать сумму налогов. Один из режимов - общая система налогообложения (ОСН), при которой организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги: федеральные, региональные, местные, страховые взносы. Такой режим, обычно используют крупные организации, которым по законодательству не подходят специальные режимы. При использовании ОСН крайне обременительное налогообложение и не каждому экономическому субъекту, относящемуся к малому и среднему бизнесу, удобен этот режим. Сфера малого бизнеса определенно нуждается в поддержке государства, и до 2002 г. такая поддержка оказывалась через предоставление налоговой льготы для малых предприятий по налогу на прибыль организации. Неэффективность льгот по налогу на прибыль малым предприятиям была вызвана тем, что организации в соответствии с законом не обязаны были вести раздельный учет средств, освобождающихся в результате применения использования указанных льгот, так же законом не было определено, на какие цели и нужды могут направляться средства полученные в связи с предоставлением льгот. В результате денежные поступления расходовались на цели, не связанные с развитием бизнеса и созданием новых рабочих мест. После принятия гл.25 части второй НК РФ эта льгота по налогу на прибыль организации была отменена. Это вызывает необходимость существования для малого бизнеса особой системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого раздела экономики. Такая система должна строиться исходя из определенных критериев и задач. Это значит, что данное законодательство должно быть простым и понятно не только специалистам, но и предпринимателям. Налогообложение для малого бизнеса должно предусматривать замену большинства действующих налогов одним. Система бухгалтерской и налоговой отчетности должна быть упрощена, одновременно позволяя вести определенный контроль за формированием

налоговой базы. Система налогообложения должна побуждать организации работать эффективно и открыто, не укрывая получаемые доходы и естественно налоги. Именно для совершенствования системы налогообложения малого бизнеса, для уменьшения налоговой нагрузки, упрощения процедуры сдачи отчетности и легализации малого предпринимательства с 01.01.02 г. был принят и вступил в силу раздел 8 «Специальные налоговые режимы» НК РФ (часть 2) Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» с 01.01.03 (УСН). Глава 26.3 «Система обложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Каждая система налогообложения имеет свои «+» и «-». Организации, использующие режим УСН, в соответствии с п.2 ст.346.1 НК РФ, уплачивают единый налог взамен: налога на прибыль - 20%, НДС-18% или 10%, в большинстве случаев налога на имущество организации. Иные налоги, страховые и пенсионные взносы уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Обязанность по ведению бухгалтерского учета сохраняется за организациями только в отношении учета основных средств и нематериальных активов, что значимо облегчает бухгалтерскую деятельность. В качестве объекта налогообложения по единому налогу плательщик может выбрать либо доходы по ставке 6% или доход минус расход по ставке 15%,однако, независимо от результата деятельности при применении этого режима, налогоплательщик обязан заплатить минимальный налог от дохода 1% . К отрицательным сторонам этого режима можно отнести существующие ограничения: штат сотрудников не должен превышать 100 человек, а стоимость основных средств производства не превышать 100 млн. рублей; невозможность сотрудничества с клиентами, которые уплачивают НДС; невозможность реализовывать акцизный товар; доход организации за текущий год не должен превышать 60 млн. рублей. Организации, имеющие филиальную сеть, не могут использовать УСН. По роду деятельности под режим не попадают: банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, инвестиционные фонды,

нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации занимающиеся производством акцизных товаров. А так же не возможен переход на этот режим, если доход предприятия за 9 месяцев предыдущего года превысил 45 млн. рублей. «Система обложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (ЕНВД). Этот режим может применяться к определенным видам предпринимательской деятельности., устанавливается же и вводится в действие нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, исходя из принципов установленных федеральным законодательством. Особенность исчисления налога состоит в том, что их размер зависит не от фактически достигнутых результатов финансовой деятельности налогоплательщика, а от вмененного дохода. Переход на уплату единого налога предполагает обязанность налогоплательщика соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. Указанные налогоплательщики в основном освобождены от предоставления в налоговые и иные органы бухгалтерской и налоговой отчетности, связанной с исчислением и уплатой единого налога. Используя режим ЕНВД налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организации, в размере 20% и НДС 18% или 10%,что значительно облегчает ведение бухгалтерии и снижает налоговую нагрузку, но выплачиваются страховые взносы в ПФР и ФСС, перечисляется НДФЛ за сотрудников; наличие коэффициента- дефлятора, К1 и К2. К1 учитывает динамику потребительских цен на товары, работы и услуги в предыдущем календарном году и применяемый в предшествующем периоде. К2-корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий факторы деятельности предприятия: ассортимент, месторасположение, сезонность, характер работ, это большой «+», так как ЕНВД рассчитывается исходя из налоговой базы. Простота заполнения отчетности в ФСН, в виде декларации по ЕНВД. К отрицательным чертам этого режима можно отнести: независимость уплаты налога от получения или отсутствия дохода, даже при наличии убытка.

Переход на ЕНВД невозможен, если количество сотрудников более 100 человек; организации, предоставляющие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и социального обеспечения. Не в праве использовать ЕНВД крупнейшие налогоплательщики и чьи виды деятельности не попадают под единый налог; ограничения для определенных видов деятельности: при розничной торговле и оказание услуг общепита-площадь зала обслуживания клиентов более 150 кв.м.; оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов- в деятельности используют более 20 транспортных средств; оказание услуг по временному размещению и проживанию- площадь каждого превышает 500 кв. м. [2.с.695]

Таким образом, суть специальных режимов сводится к замене для определенной категории малых предприятий большинства федеральных и региональных налогов, предусмотренных ст.13-15 НК РФ, одним единым налогом, который исчисляется за отчетные и налоговые периоды, так же организации, перешедшие на специальные режимы, не признаются плательщиками НДС. Специальные режимы значительно облегчают ведение бухгалтерского и налогового учетов. Возможность переноса полученных убытков на следующие налоговые периоды. Переход на данные режимы является добровольным. Поэтому, каждый налогоплательщик должен рассмотреть все особенности и факторы своего предприятия, учесть специфические его особенности и выбрать режим, переход на который, позволит наиболее эффективно оптимизировать налоговое бремя для его бизнеса.

Итак, оптимизация налогообложения, изначально предполагает недопущение штрафов со стороны контролируемых органов и сокращение налогового бремени при любом объеме производительности, что в свою очередь позволит расширить воспроизводственные процессы, за счет законно сэкономленных на налогах средствах.

Список литературы

1. Налоговая нагрузка - налоговое бремя организации.ШЬ: http: //www.pnalog.ru

2. Медведева А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей: ИНФРА. М, 2008. С.86.

3. Беспалов М.В Особенности расчета и признания ЕНВД при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств. Налоговый учет // Налоги и финансы. 2010. № 2. С. 6-10.

4. Беспалов М.В. Оптимизация налогообложения в условиях современной России / учебное пособие / М. В. Беспалов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р Державина. Тамбов, 2011.

5. Беспалов М.В. Настольная книга по упрощенной системе налогообложения / М.В. Беспалов. Москва, 2010. Сер. Вып. № 7 Бухгалтерский учет в целях налогообложения.

6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: ООО «ИД Юрайт» 2013

с.695.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.