Научная статья на тему 'Налоговая культура – фактор «Обеления» экономики'

Налоговая культура – фактор «Обеления» экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налоговая культура / налоговая задол-женность / теневая экономика / уклонение от уплаты налогов / налоговая дисциплина. / taxes / tax culture / tax debt / shadow economy / tax evasion / tax discipline.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

Статья посвящена исследованию взаимосвязи налоговой культуры и налоговой задолженности в Республике Дагестан, где реализуется проект «обеления» экономики. Налоговая культура выступает частью общече-ловеческой культуры в современном гражданском обществе. Отмечается, что исполнение налоговой обязанности населением детерминировано не только правовыми нормами, но и менталитетом, мотивациями, традици-ями, оказывающими непосредственное влияние на формирование нало-говой культуры. Успешная реализация проекта зависит не только от си-стемы налогообложения, но и от действующей системы бюджетного пе-рераспределения публичных благ, которая должна базироваться на принципах справедливости и прозрачности. Сформулированные выводы могут быть полезны органам государственной власти при реализации мероприятий «дорожной карты» по «обелению» экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CULTURE - A FACTOR OF THE WHITENING OF THE ECONOMY

Improving the relationship between tax authorities and taxpayers is an essen-tial element in improving the quality of tax administration and, consequently, increasing budget revenues without increasing the tax burden. Tax culture is a part of universal culture in modern civil society. Her condition can be charac-terized by an assessment of tax debt and its dynamics. These issues are con-sidered in the article on the example of the Republic of Dagestan, which im-plements the project of “whitewashing” the economy. Successful implementa-tion of the project depends not only on the taxation system, but also on the current system of budget redistribution of public goods, which should be based on the principles of fairness and transparency

Текст научной работы на тему «Налоговая культура – фактор «Обеления» экономики»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 336.225.64 ББК 65.261.4

DOI 10.24411/2412-2025-2019-10060

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры «Экономическая безопасность, налогообложение и бизнес-информатика», Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - Ph.D. in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor of the Department of Economic Security, Taxation and Business Informatics, Dagestan State Technical University

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА - ФАКТОР «ОБЕЛЕНИЯ» ЭКОНОМИКИ

TAX CULTURE - A FACTOR OF THE WHITENING OF THE ECONOMY

Статья посвящена исследованию взаимосвязи налоговой культуры и налоговой задолженности в Республике Дагестан, где реализуется проект «обеления» экономики. Налоговая культура выступает частью общечеловеческой культуры в современном гражданском обществе. Отмечается, что исполнение налоговой обязанности населением детерминировано не только правовыми нормами, но и менталитетом, мотивациями, традициями, оказывающими непосредственное влияние на формирование налоговой культуры. Успешная реализация проекта зависит не только от системы налогообложения, но и от действующей системы бюджетного перераспределения публичных благ, которая должна базироваться на принципах справедливости и прозрачности. Сформулированные выводы могут быть полезны органам государственной власти при реализации мероприятий «дорожной карты» по «обелению» экономики.

Ключевые слова: налоги, налоговая культура, налоговая задолженность, теневая экономика, уклонение от уплаты налогов, налоговая дисциплина.

Improving the relationship between tax authorities and taxpayers is an essential element in improving the quality of tax administration and, consequently, increasing budget revenues without increasing the tax burden. Tax culture is a part of universal culture in modern civil society. Her condition can be characterized by an assessment of tax debt and its dynamics. These issues are considered in the article on the example of the Republic of Dagestan, which implements the project of "whitewashing" the economy. Successful implementa-

tion of the project depends not only on the taxation system, but also on the current system of budget redistribution of public goods, which should be based on the principles of fairness and transparency.

Keywords: taxes, tax culture, tax debt, shadow economy, tax evasion, tax discipline.

Вопросы налоговой культуры и повышения ответственности участников налоговых правоотношений находятся на повестке дня органов власти, им посвящаются научные исследования и конференции, на которых пытаются найти ответы на мотивы и причины уклонения от уплаты налогов. Отдельно в качестве весомой причины помимо экономических, социальных, политических, моральных и т.д., можно выделить отсутствие у населения налоговой культуры. В этой связи важнейшим направлением (и предпосылкой) «обеления» экономики в Республике Дагестан выступает качественная эволюция налоговой культуры всех участников налоговых взаимодействий.

Налоговая культура - это комплексное понятие, представляет собой сложную, многоуровневую структуру и выступает составной частью общей культуры, как отдельного человека, так и общества в целом. На наш взгляд, наиболее удачное определение сформулировал немецкий ученый Биргер Нерре: «Налоговая культура определенной страны - это совокупность всех релевантных официальных и неофициальных институтов, связанных с национальной налоговой системой и ее практическим функционированием, которые исторически встроены в культуру страны, включая зависимости и связи, вызванные их постоянным взаимодействием» [10. p.155].

Анализ состояния налоговой культуры позволяет сделать вывод о зрелости гражданского общества, об отношении граждан к власти вообще, и публично-правовым институтам, в частности. Такой подход позволяет выйти на ключевые проблемы взаимодействия власти и общества, дает возможность оценить качество социальной политики государства и эффективность государственного регулирования экономики, в том числе, с помощью налогов.

Как известно, Республика Дагестан является дотационной при достаточно высоком налоговом потенциале. Проблемы его легализации, вопросы налоговой культуры и поведения налогоплательщиков находятся в повестке дня органов власти республики и преследуют цель вести бизнес с соблюдением установленных в российском обществе правовых норм.

В последние годы в этом направлении проведена серьезная работа по обеспечению легальной, прозрачной деятельности строительного бизнеса, автозаправок. На подходе и легализация деятельности обувщиков. Эти инициативы Главы республики находят в целом поддержку и понимание среди населения.

Вместе с тем, отметим, что потенциал легализации налоговой базы в республике имеет значительные резервы. Это касается как физических лиц-владельцев объектов недвижимости и иного имущества, так и бизнеса. По экспертным данным, уровень теневого бизнеса в республике колеблется от 40 до 60 процентов от валового регионального продукта

[2]. В таких сферах, как строительство, сельское хозяйство, продажа алкогольной продукции, горюче-смазочных материалов и оптовая торговля, уровень налоговой культуры напрямую связан с возможностью ухода от уплаты налогов. Налогоплательщики скрывают реальные объемы доходов, отсутствуют трудовые договора, оплата труда осуществляется в «конвертах» или же вовсе работают без разрешительных документов.

Общеизвестно, что никто не любит платить налоги. В Дагестане эти процессы усиливаются коррупционными потоками, неформальными отношениями, клановыми связями и пр. антиобщественными явлениями. Среднестатистический дагестанец считает чуть ли не естественным платить взятку «для решения вопроса», будучи убежденным в ущербности обращения с жалобой или отстаивания своих прав иными законными способами.

С другой стороны, обвинять дагестанцев в испорченности и чуть ли не криминальном мышлении неправомерно.

Дело в том, что срабатывает природный инстинкт самосохранения и некие внутренние защитные механизмы заставляют человека сопротивляться от посягательства на его собственность со стороны кого бы то ни было, включая и государство [9]. Поэтому, безвозмездно отдавая часть собственности в виде налога, человек всякий раз переступает через что-то очень важное в своем существе. Речь не в оправдании девиантно-го поведения, а в мотивационно-психологических механизмах, усиливаемых коррупционными явлениями в расходовании бюджетных средств. Дело в том, что налогоплательщик ясно замечает связь между уплатой налога и ростом благосостояния чиновников, ответственных за строгое и целевое использование государственных средств. От того, что уплатил налог, окружающая инфраструктура не улучшается, благосостояние в обществе не растет. То есть искажается принцип налоговой справедливости в контексте отношений между налогоплательщиками и теми ожиданиями, которые складываются в этих отношениях.

Отношение к исполнению конституционной обязанности уплаты налогов выступает косвенным индикатором состояния налоговой культуры в обществе. Мы провели экспресс-анализ состояния совокупной налоговой задолженности в республике за 2019 год (см. таблицу 1).

Нами специально взят анализируемый период до 1 декабря текущего года, так как срок уплаты физическими лицами имущественных налогов за 2018 заканчивался 2 декабря. Эти данные дают определенную характеристику состояния налоговой культуры в республике.

Из таблицы 1 видно, что за 2019 год динамика налоговой задолженности имеет устойчивую тенденцию роста. Совокупная суммарная задолженность за исследуемый период увеличилась в 1,1 раза и составила 14405,3 млн. руб. При этом недоимка увеличилась с 9935,7 млн. руб. до 10235,9 млн. руб., т.е. в 1,03 раза, а налоговые санкции возросли с 3069,5 млн. руб. до 4069,4 млн. руб. или в 1,36 раза. То есть задолженность по пеням и налоговым санкциям растет опережающими темпами на фоне роста недоимки. Это свидетельствует о том, что налогоплательщики стараются не допускать (по возможности) в текущей деятельности роста налоговой задолженности, слабо проявляя интерес к погашению

задолженности по налоговым санкциям за предыдущие периоды деятельности в надежде, что истекут сроки давности взыскания.

Таблица 1

Сведения о совокупной налоговой задолженности в Республике Дагестан за 2019 г. /млн. руб./

Показатели По состоянию на: Отклонение

01.01.2019 г. 01.12.2019 г. + -

Совокупная налоговая

задолженность перед

бюджетом - всего, 13005,2 14405,3 1400,1

-в том числе:

-недоимка; 9935,7 10235,9 300,2

-задолженность по пе-

ням и налоговым санкци- 3069,5 4169,4 1099,9

ям.

Источник: Отчетные данные ф. №4-НМ УФНС России по РД

А теперь рассмотрим состояние задолженности по основным налогам, подлежащим уплате физическими лицами. Эти сведения представлены ниже (см. таблицу 2).

Таблица 2

Показатели налоговой задолженности физических лиц

по имущественным налогам в Республике Дагестан за 2019 г. /млн. руб./

Задолженность по налогу По состоянию на: Отклонение

01.01.2019 г. 01.12.2019 г. + -

Налог на имущество физических лиц - всего: 542,2 424,2 118,0

-в том числе:

-недоимка; 470,9 303,0 167,9

-задолженность по пеням

и налоговым санкциям 71,3 121,2 49,9

Транспортный налог с физических лиц - всего: 3840,8 3293,8 547,0

-в том числе:

-недоимка; 3388,9 2385,3 1003,6

-задолженность по пеням

и налоговым санкциям. 451,9 908,5 456,6

Справочно: Транспортный налог- всего: 3864,5 3322,1 542,4

-в том числе:

-недоимка; 3400,4 2394,2 1006,2

-задолженность по пеням

и налоговым санкциям. 464,1 927,9 463,8

Земельный налог

с физических лиц - всего: 1336,6 944,5 392,1

-в том числе:

-недоимка; 1184,6 642,6 542,0

-задолженность по пеням

и налоговым санкциям. 152,0 301,9 149,9

Справочно: Земельный налог - всего: 1700,1 1394,8 305,3

-в том числе:

-недоимка; 1296,4 762,5 533,9

-задолженность по пеням

и налоговым санкциям. 403,7 632,3 228,6

Источник: Отчетные данные ф. №4-НМ УФНС России по РД.

В структуре налоговой задолженности физических лиц наибольшую долю занимает транспортный налог, удельный вес которого увеличился с 67,1% до 70,6% при снижении абсолютной суммы с 3840,8 млн. руб. до 3293,8 млн. руб. Определенный прогресс наблюдается в отношении задолженности по земельному налогу, удельный вес которого снизился с 23,3% до 20,2% или с 1700,1 млн. руб. до 1394,8 млн. руб. соответственно. Происходит снижение недоимки на 305,3 млн. руб.

Как можно заметить из данных таблицы 2, задолженность по основным налогам с физических лиц имеет тенденцию к снижению. Так, общее снижение составило: по налогу на имущество физических лиц -118,0 млн. руб., транспортному налогу - 547,0 млн. руб., земельному налогу с физических лиц - 392,1 млн. руб. Аналогично произошло и снижение недоимки: 167,9 млн. руб., 1003,6 млн. руб. и 542,0 млн. руб. соответственно. На этом фоне наблюдается увеличение задолженности по пеням и налоговым санкциям по всем анализируемым налогам: налогу на имущество физических лиц - 49,9 млн. руб., транспортному налогу - 456,6 млн. руб. и по земельному налогу с физических лиц - 149,9 млн. руб. Удельный вес задолженности физических лиц в совокупной задолженности по республике за анализируемый период снизился с 43,9% до 32,4 % и составил 4662,5 млн. руб. Наиболее быстрыми темпами происходило снижение недоимки - с 50,7% до 32,5%. При этом совершенно обратная тенденция наблюдается в отношении задолженности по пеням и санкциям, удельный вес которой возрос с 11,8% до 28,6% и составила в абсолютной сумме 1331,6 млн. руб.

На фоне снижения совокупной задолженности по имущественным налогам физических лиц происходит рост задолженности по пеням и налоговым санкциям, что объясняется продолжающейся практикой начисления пени на задолженность предыдущих лет.

То есть налогоплательщики стараются уплачивать текущие платежи, но давит груз налоговых санкций предыдущих лет, что выдвигает на повестку дня вопрос о реструктуризации этой задолженности на местном уровне. Правовой механизм для этого имеется.

Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что свыше 90% задолженности физических лиц приходится на транспортный и земельный налоги.

Обнаруженные тенденции дают косвенную характеристику состояния налоговой культуры в республике, состояние которой, судя по данным таблицы 2, медленно, но улучшается.

Но главная проблема улучшения налоговой культуры и практики налогового администрирования в республике заключается не столько в уклонении от уплаты налогов, сколько в ведении бизнеса без какой-либо регистрации. То есть серьезной проблемой налоговой культуры Республики Дагестан является необходимость постановки на налоговой учет предпринимателей, ведущих бизнес в строительстве, оптово-розничной торговле, в сфере перевозок, общественном питании и т.д. В результате мы наблюдаем, что коммерческий объект активно работает, но де-юре нигде не числится. «Левые» кафе, рестораны, заправки, банкетные залы, магазины и даже строительство многоэтажных домов остаются «левыми» только потому, что это очень выгодно всем без исключения кон-

трольно-надзорным органам, облагающим данью любой объект буквально в день начала работы. От этого, в конечном счете, проигрывает общество, то есть все мы с вами.

Но следует отметить, что до коренного перелома в психологии и сознании граждан республики об осознанной необходимости уплаты налогов пока говорить рано. До утверждения тезиса, что гражданское общество - это общество налогоплательщиков, нужно немало времени.

Как пишет основоположник науки финансового права французский ученый П. Годме (1914-1998 гг.): «Для многих граждан осознанное исполнение налоговых обязанностей гораздо менее сильно, чем моральных. Для многих украсть у казны не значит украсть. Многие налогоплательщики не чувствуют той моральной вины, укрывая от налогов объекты обложения, какую они испытывали бы, к примеру, завладев чемоданом их соседа или непосредственно забравшись в государственную кассу» [5, ^397]. Часто даже законопослушные люди с легкостью уклоняются от уплаты налогов, не считая это серьезным проступком. Результаты декларационной кампании госслужащих в республике подтверждают этот тезис.

Однако укоренившаяся в общественном сознании точка зрения о том, что неуплата налогов нарушает исключительно интересы государства, является глубоко ошибочной, подлежит пересмотру и разъяснению населению. Уклонение от уплаты налогов подрывает основополагающую в налоговом праве идею равенства между налогоплательщиками, неправомерно наделяя правонарушителей конкурентными преимуществами и перекладывая на законопослушных налогоплательщиков налоговое бремя финансирования публичных расходов, которыми пользуются все члены сообщества, включая и тех, кто налоги не платит. Тем самым налоговые правонарушения подрывают не только бюджетную систему страны, но и направлены против интересов каждого отдельного налогоплательщика, который добросовестно исполняет свои налоговые обязательства перед государством.

С другой стороны, исходя из обостренного чувства коллективизма и взаимной поддержки, дагестанцы в большей степени готовы платить налоги, если они уверены, что все остальные также их уплачивают. Готовность нести различные налоговые обременения в значительной степени зависит от того, в какой степени эти обременения несут другие лица.

Тем самым, не только страх перед наказанием, но и внутреннее ощущение несправедливости распределения бюджетных ресурсов и, в ряде случаев, демонстративного пренебрежения налоговыми обязательствами высокими чинами республики, выступает для остальных дагестанцев важным побудительным мотивом игнорирования норм налогового законодательства.

Национальный менталитет и религиозное воспитание, господствующие нравы, традиции и стереотипы, гражданская зрелость, уровень образованности, индивидуальные и групповые ценностные ориентации и т. п. играют далеко не последнюю роль в формировании моделей налогового поведения дагестанцев. Как пишет Е. Григорьева: «Осмысление фискальной политики государства рядовым налогоплательщиком находится

в области субъективной оценки о ее справедливости либо несправедливости» [7х.46].

Это актуализирует вопрос создания в республике эффективного механизма налогового информирования, охватывающего не только профессионально мотивированных акторов (государственные служащие, бизнес и обслуживающие его специалисты, научные круги и пр.), но, прежде всего, уровень «массового налогоплательщика». На повестке дня

- формирование всеобъемлющей системы налогового всеобуча, без чего радикально поднять средний уровень индивидуальной и групповой налоговой культуры не представляется возможным. Изучение основ налоговой грамотности нужно внедрять уже с подросткового возраста как обязательный элемент экономико-правового воспитания граждан.

В этой связи было бы целесообразно ввести в школах (по согласованию с Минобрнауки РД) и вузах республики курс экономической культуры, охватывающий культуру труда, потребления, финансовую и налоговую культуру, культуру экономического поведения и т.д.

Повышение налоговой культуры общества и, как следствие, концептуальное усовершенствование современных моделей налогового администрирования требуют исследования побудительных факторов поведения налогоплательщиков. Понимание того, что налогоплательщики не являются однородной массой, а также тщательный анализ и учет многообразных мотиваций в части соблюдения налоговых норм выступают важнейшей предпосылкой для успешной реализации проекта «обеления» экономики.

В целом же, огромное значение имеет превентивно - воспитательная, разъяснительная составляющая налоговой политики, направленная на качественное улучшение налоговой культуры общества. Необходимо создание позитивного образа плательщика налогов в общественном и индивидуальном сознании, а также долгие годы кропотливого воспитания добросовестного налогоплательщика, собственника, гражданина, понимающего свою ответственность перед обществом. При этом следует активно пропагандировать мысль о том, что общественно полезные функции государства немыслимы без пропорционального соучастия каждого в формировании публичных финансовых ресурсов. Решение указанной задачи - необходимая предпосылка для перехода к новой, «партнерской» модели налогового администрирования и успешной реализации приоритетного проекта «обеления» экономики в Республике Дагестан.

Список литературы:

1. Агузарова, М.Т., Гусалова, М.Б., Бурнацева, О.О. Влияние налоговой культуры и налоговой дисциплины на экономическое развитие. // Научные известия. - 2017. - №8, - С. 12-17.

2. Ахмедуев, А.Ш., Ильяшенко, С.В. Теневая экономика Дагестана: проблемы и пути легализации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - № 1. - С.78-83.

3. Богославец, Т.Н. Социологический подход в исследовании налоговой культуры // Вестник Омского университета. - Серия: Экономика. - 2012.

- № 4. -С. 176-179.

4. Болотова, А.А., Иванченко, Л.А. Повышение уровня налоговой культуры как основа предупреждения налоговой преступности // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.- 2013. - Т. 2. - № 9. - С. 312-314.

5. Годме, П.М. Финансовое право / Пер. и вступ. статья Халфиной Р. О. - М.: Прогресс, 1978. - 429 с.

6. Грачев, А.В., Литвиненко, А.Н. Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности// Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - №2. - С. 132-137.

7. Григорьева, Е.Н. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры налогоплательщика с фискальной функцией современного государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - №3. -С.45-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Леруа, М. Социология налога. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 96 с.

9. Пайпс, Р. Собственность и свобода. - М.: 2001. - 394 с.

10.Nerre B. Tax Culture as a Basic Concept for Tax Policy Advice // Economic Analysis and Policy. 2008. Vol. 38. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.