Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ФИСКАЛЬНЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Елена Федоровна

В статье рассматривается определение налоговой безопасности и критерии ее оценки в условиях фискальных угроз. Определено, что налоговая безопасность является одним из факторов обеспечения макроэкономической стабильности и экономической безопасности государства. Предложены базовые критерии ее оценки. На основе анализа тенденций развития фискальной системы выделены основные фискальные риски налоговой безопасности. Предложен комплекс мер по обеспечению налоговой безопасности в условиях пандемического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC TAX SECURITY

The article discusses the definition of tax security and the criteria for its assessment in the context of fiscal threats. It has been determined that tax security is one of the factors ensuring macroeconomic stability and economic security of the state. Basic criteria for its assessment are proposed. Based on the analysis of trends in the development of the fiscal system, the main fiscal risks of tax security are highlighted. A set of measures to ensure tax security in the context of a pandemic crisis is proposed.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_9_807 УДК 366.2

Киреева Елена Федоровна,

доктор экономических наук, первый проректор, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: kireeva@bseu.by

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

В статье рассматривается определение налоговой безопасности и критерии ее оценки в условиях фискальных угроз. Определено, что налоговая безопасность является одним из факторов обеспечения макроэкономической стабильности и экономической безопасности государства. Предложены базовые критерии ее оценки. На основе анализа тенденций развития фискальной системы выделены основные фискальные риски налоговой безопасности. Предложен комплекс мер по обеспечению налоговой безопасности в условиях пандемического кризиса.

Ключевые слова: налоговая безопасность; фискальная политика; бюджетные расходы; налоговые доходы; фискальные риски.

UDC 366.2

Kireeva Elena Fedorovna,

Doctor of Economics, First Vice-Rector, Professor, Professor of the Department of Taxes and Taxation, Belarusian State Economic University, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: kireeva@bseu.by

PANDEMIC TAX SECURITY

The article discusses the definition of tax security and the criteria for its assessment in the context of fiscal threats. It has been determined that tax security is one of the factors ensuring macroeconomic stability and economic security of the state. Basic criteria for its assessment are proposed. Based on the analysis of trends in the development of the fiscal system, the main fiscal risks of tax security are highlighted. A set of measures to ensure tax security in the context of a pandemic crisis is proposed.

Keywords: tax security; fiscal policy; budgetary expenditures; tax revenues; fiscal risks.

Экономические и экологические кризисы постоянно создают проблемы в стабильном функционировании национальной экономики и создают нехватку финансовых ресурсов, воспроизводимых налоговой системой. Налогообложение активно воздействует на процессы регулирования бизнес-среды, на перераспределение добавленной стоимости. Фискальное обеспечение социальной защиты населения также требует привле-

чение налоговых ресурсов и эффективного управления ими.

Следует отметить, что налоговая безопасность имеет существенное значение в реализации стабилизационной фискальной политики. В современных условиях пандемического кризиса, приведшего к серьезному ограничению предпринимательской активности, обеспечение деятельности государства требует аккумуляции в бюджете значитель-

ных финансовых ресурсов [1, с. 78]. В этот период возникает постоянная потребность в своевременном обнаружении возникающих внутренних и внешних угроз в экономической и институциональной среде, приводящих к фискальной нестабильности и, как следствие, атаке на налоговую безопасность [2, с. 66].

Необходимость определения налоговой безопасности государства также обусловлена тем, что национальная экономика непосредственно реагирует на механизмы фискального регулирования, что позволяет при необходимости активизировать либо замедлять определенные экономические процессы. В современной экономической литературе понятие налоговой безопасности трактуется в основном с позиции общеметодологических подходов к определению экономической безопасности и такой базовой функции налогообложения, как фискальная, обеспечивающая формирование государственного бюджета.

В экономической литературе безопасность в области налогообложения определяется как подсистема национальной безопасности государства. Налоговая безопасность обеспечивает социально-экономические гарантии, способность налоговой системы обеспечить защиту и стабильность национальных интересов государства, успешное противостояние существующим внутренним и внешним фискальным угрозам.

Налоговая безопасность рассматривается как составляющая экономической безопасности и ориентирована на стабильность фискальной системы государства для обеспечения бесперебойного и эффективного его функционирования.

На наш взгляд, налоговая безопасность должна рассматриваться, с одной стороны, как условие обеспечения устойчивости экономики к внутренним и внешним угрозам, а с другой, как фактор, предусматривающий стабильное функционирование фискальной системы. В таком случае налоговую безопасность следует оценить как параметр эффективности функционирования национальной налоговой системы в условиях преодоления внутренних и внешних фискальных рисков.

Оценка налоговой безопасности государства должна базироваться на механизме, включающем методический инструментарий

определения фискального уровня на основе количественных и качественных критериев. Методический инструментарий позволяет всесторонне оценить состояние налоговой безопасности и своевременно принять меры по устранению фискальных угроз.

Выбор критериев может быть достаточно широким, но в обязательном порядке должен включить сущностные признаки обеспечения стабильности финансовой системы и эффективности налогового регулирования.

Например, в такой набор можно включить:

- уровень централизации доходных источников государственного бюджета и уровень налоговой (фискальной) нагрузки;

- величину налогового потенциала, возможностей его роста, эффективности использования налоговых инструментов, соответствие налоговой системы уровню мировых налоговых систем наиболее развитых государств, обеспечение налоговыми поступлениями потребностей государства;

- конкурентоспособность национальной налоговой системы;

- налоговый суверенитет; независимость формирования национального бюджета от изменения мировых цен и от экономической конъюнктуры;

- обеспечение фискальной и налоговой стабильности и устойчивости.

Критерии налоговой безопасности основываются на пороговых значениях. Предел налоговой безопасности определяется на основе оценочных показателей. Нормативные значения индикаторов определяются с учетом национальной модели экономики, ее открытости, степени интеграционных связей, уровня экономического развития и т.п.

Тренды, характеризующие уровень централизации консолидированного бюджета Беларуси и бюджетных расходов, отражают стабильную тенденцию снижения налоговой нагрузки. В то же время заметно увеличение бюджетных расходов, что не может не вызывать опасений в необеспечении государственных потребностей и росте фискальных угроз (рис. 1).

Сокращение налоговой нагрузки, с одной стороны, стимулирует и оживляет предпринимательскую активность, с другой - уменьшение налоговых поступлений сигнализирует не только о положительных тенденциях, но и характеризует сокращение налоговых

Ф0

30

20

10

393 41,8 40,6 40,5 40,8 40 м 7

37.1 2в,в 29 29 ,1 37.1 27,3 28,6

»

24*3 25,6 25.1 2? 25*7 24,50 'У'У я

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

-Уровень централизации

-Уровень бюджетных расходов

Уровень

налоговых

доходов

Рисунок 1 - Уровень централизации консолидированного бюджета Республики Беларусь, налоговые доходы и бюджетные расходы за 2014-2020 гг. [4]

поступлений и в итоге провоцирует фискальные риски.

Уровень налоговых изъятий за последние годы в Беларуси демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению уровня налоговой нагрузки.

Являясь обязательным условием фискальной безопасности, налоговая нагрузка относится к базовому критерию, позволяющему поддерживать соответствующий уровень и параметры экономической безопасности.

Исходя из общих подходов, налоговая безопасность должна обеспечить развитие национальной экономики, в первую очередь в сфере стабильности фискальной системы и сохранения налогового суверенитета, про-

тивостояния внутренним и внешним угрозам путем формирования необходимых финансовых условий и ресурсов.

В связи с этим налоговая безопасность может рассматриваться как:

- объект в системе государственного управления;

- эффективный инструмент государственного регулирования экономических и социальных процессов;

- критерий и условие экономической безопасности.

Таким образом, налоговая безопасность является инструментом финансового обеспечения экономической безопасности, а с другой стороны, несоблюдение ее предельных значений отражает процесс усиления

25 Я _____

----------В- " _ ~

25 ——----ШШ---^Ж——---—

|||||

2014 Г" Г- 2019 г. 2020г.

Рисунок 2 - Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2014-2020 годах [4]

фискальных угроз и рисков в бюджетно-налоговой сфере.

В условиях пандемического кризиса вопросы формирования налоговой безопасности находятся в центре внимания правительств всех современных государств. Необходимо учитывать, что мировая экономика в настоящее время находится на стадии рецессии за счет ограничения предпринимательской и деловой активности, что, безусловно, сказывается негативно на налоговой безопасности как условия обеспечения стабильности государственных функций, включая и защиту населения от пандемических угроз и поддер -жание пострадавших отраслей экономики и непосредственно индидивидуумов.

ОЭСР дает некоторые рекомендации в части того, как максимально увеличить эффективность фискальных мер. Ограниченность финансовых ресурсов требует направлять их на наиболее пострадавшие от экономического кризиса отрасли и субъекты экономики; обеспечить финансовую помощь микро-, малым и средним предприятиям; определять понятные критерии для получателей государственной поддержки, не допуская дискриминации [5, с. 47]. ОЭСР также обращает внимание на необходимость государственного вмешательства в процессы прямого частного финансирования, чтобы корректировать такое финансирование в наиболее востребованные сферы экономики.

Негативные последствия пандемического кризиса обеспечили быстрый рост процессов цифровизации бизнес-процессов, с одной стороны, и возможностью использования цифровых механизмов налогового администрирования.

Налоговая безопасность в настоящее время оценивается в том числе и уровнем автоматизации налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности.

В качестве рисков налоговой безопасности в текущем периоде можно отметить:

- пандемический кризис, приведший к ограничению бизнеса и необходимости увеличения финансовых ресурсов государства на его преодоление;

- внешние факторы, негативно влияющие на доходы бюджета, в частности: сокращение мирового торгового рынка, неустойчивость мировой конъюнктуры на природные ресурсы;

- несбалансированность бюджета фонда социальной защиты населения на фоне демографического кризиса;

- рост долговой нагрузки субъектов хозяйствования и национального бюджета перед внешними заемщиками в условиях неопределенности источников исполнения государственных долговых обязательств;

- ограниченные возможности по сокращению расходной части бюджета с учетом устранения последствий пандемии.

Выделенные риски налоговой безопасности являются основными из-за уровня своей существенности и должны подлежать постоянному мониторингу на предмет их отклонения от пороговых значений. Выбор пороговых (критических) значений должен быть оценен на основе современных технологий.

Таким образом, в качестве основной цели налоговой безопасности, обеспечивающей фискальную устойчивость, на первый план выдвигается поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности. Достижение этой цели предполагается через комплексную систему фискальных мер [8, с. 47].

В контексте обеспечения налоговой безопасности необходимо предусмотреть развитие институциональной системы в области налогообложения с учетом современных подходов апробированных мировой фискальной системой [7, с. 95]. С этой целью предложен комплекс мер по повышению ее по обеспечению основных критериев налоговой безопасности. Следует обеспечить на постоянной основе: диагностику и прогнозирование фискальных рисков, формирование финансовых резервов; наращивание налогового потенциала, обеспечение гибкости и прозрачности в сфере фискальной политики, применение механизма ограничения роста расходов, не обеспеченных постоянными доходными источниками; сокращение затратных процедур налогового администрирования; определение механизма налоговых расходов, направленного на повышение эффективности налоговых льгот и их постоянный мониторинг; улучшение качества управления налоговым процессом [3, с. 220].

Список литературы

1. Киреева, Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализа-

ции / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 77-88.

2. Киреева, Е.Ф. Налоговая устойчивость как фактор обеспечения стабильности фискальной системы государства / Е.Ф. Киреева // Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития: сборник научных трудов; Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. ГВ. Плеханова. - Саратов, 2018. - С. 65-68.

3. Киреева, Е.Ф. Стратегия реформирования общегосударственных финансов: направления развития в Беларуси / Е.Ф. Киреева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2020. - № 2 (22). - С. 209-224.

4. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналитические доклады / Министерство финансов РБ. - URL: http://www.minfin.gov.by/ budgetary_policy/analytical_reports/ (дата обращения 08.09.2021).

5. Отчеты и рекомендации ОЭСР в связи с пандемией коронавируса: обзор за 10-16 апреля 2020. -URL: https://oecd-russia.Org/media/covid19/4.pdf (дата обращения 08.09.2021).

6. Цвилий-Букланова, А.А. Налоговый контроль в системе обеспечения налоговой безопасности государства: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.А. Цвилий-Букла-нова. - Омск, 2011.

7. Цифровые технологии налогового администрирования: монография / под редакцией И.А. Майбуро-ва, Ю.Б. Иванова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 263 с.

8. Цифровая трансформация экономики: теория и практика в интеграционных союзах / А.Н. Аюпов [и др.]; под общ. ред. М.Л. Зеленкевич, Н.Н. Бондаренко. -Минск: Институт бизнеса БГУ, 2020. - 227 с.

References

1. Kireyeva E.F. Nalogovaya reforma: neobkhodimost. osnovnyye napravleniya i mery po ikh realizatsii. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2018, No 4, pp. 77-88.

2. Kireyeva E.F. Nalogovaya ustoychivost kak faktor obespecheniya stabilnosti fiskalnoy sistemy gosudarstva. Regionalnyye i munitsipalnyye finansy: prioritetnyye napravleniya razvitiya. sbornik nauchnykh trudov. Saratovskiy sotsialno-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova, Saratov, 2018, pp. 65-68.

3. Kireyeva E.F. Strategiya reformirovaniya obshchegosudarstvennykh finansov: napravleniya razvitiya v Belarusi. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskiye i pravovyye issledovaniya, 2020, № 2 (22), pp. 209-224.

4. O sostoyanii gosudarstvennykh finansov Respubliki Belarus: Analiticheskiye doklady / Ministerstvo finansov RB. URL: http://www.minfin.gov.by/budgetary_policy/ analytical_reports/ (data obrashcheniya 08.09.2021).

5. Otchety i rekomendatsii OESR v svyazi s pandemiyey koronavirusa/ Obzor za 10-16 aprelya 2020. URL: https:// oecd-russia.org/media/covid19/4.pdf (data obrashcheniya 08.09.2021).

6. Tsviliy-Buklanova A.A. Nalogovyy kontrol v sisteme obespecheniya nalogovoy bezopasnosti gosudarstva: dissertacia na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk, Omsk, 2011.

7. Tsifrovyye tekhnologii nalogovogo administrirovaniya: monografiya s grifom NII obrazovaniya i nauki / pod redaktsiey I.A. Mayburova, Yu.B. Ivanova. Moscow: YuNITI-DANA, 2019, 263 p.

8. Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki: teoriya i praktika v integratsionnykh soyuzakh/A.N. Ayupov [i dr.]; pod obshchey redaktsiey M.L. Zelenkevich, N.N. Bondarenko, Minsk, Institut biznesa BGU, 2020, 227 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.